Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Мая 2013 в 15:10, курсовая работа
Объектом нашего исследования является миграция, а предметом – миграция рабочей силы в России. Цель курсовой работы – раскрыть сущность миграции рабочей силы на примере России. Для достижения поставленной цели необходимо решить ряд задач:
Выявить сущность иммиграционных потоков рабочей силы в России;
Описать международную миграцию рабочей силы в России;
Раскрыть основы нелегальной миграции рабочей силы в России;
Определить проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России.
Введение...........................................................................................................3
Глава 1. Внутренняя и внешняя миграция рабочей силы в России.........6
1.1 Особенности миграционных процессов в России..............................6
1.2 Особенности международной миграции: иностранная рабочая сила в экономике России...............................................................................................11
Глава 2. Проблемы и перспективы развития миграции рабочей силы на примере Российской Федерации.........................................................................17
2.1 Нелегальная миграция рабочей силы в России..................................17
2.2 Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России...................................................................................................................21
Заключение...............................................................................................24
Список использованной литературы.......................................................26
Также Федеральным законом от 28 декабря 2004 г. N 187-ФЗ в УК РФ была введена ст. 322.1 «Организация незаконной миграции». Диспозиция первой части указанной статьи описывает признаки основного состава запрещенного этой нормой общественно опасного деяния – организация незаконного въезда в Российскую Федерацию иностранных граждан или лиц без гражданства, их незаконного пребывания в Российской Федерации или незаконного транзитного проезда через территорию Российской Федерации. Квалифицирующими признаками этого состава, указанными в ч. 2 рассматриваемой статьи УК, является совершение деяния организованной группой или в целях совершения преступления на территории Российской Федерации23.
Таким образом, роль нелегальной трудовой миграции отрицательна. Она стимулирует рост теневой экономики и демпинг заработной платы, создает почву для коррупции, нарушения прав и эксплуатации работодателями мигрантов, формирует замкнутые анклавы и усиливает межнациональную напряженность в обществе. Не все денежные переводы проходят через официальные каналы. По некоторым данным, гастарбайтеры переводят и вывозят из России до 15 млрд. долларов ежегодно. При абсолютной прозрачности это должно давать 4,5 млрд. налоговых отчислений.
2.2 Основные проблемы и тенденции развития миграции рабочей силы в России
До последнего времени существовало полное противоречие между Концепцией демографического развития (принятой в 2001 г. на период до 2015 г.) и практикой регулирования миграционных процессов. Концепция экономического развития обозначает адекватную времени цель: нам необходимы иммигранты. В реальности же иммиграционная политика до последнего времени сводилась к борьбе с нелегальной миграцией и ограничивала приток любых иммигрантов в страну.
Требуется новая иммиграционная политика, направленная не на ограничение въезда, а на привлечение иммигрантов. При этом Россия находится в уникальном положении. Она окружена государствами, ранее составлявшими единую страну, где сейчас проживают миллионы человек, близких нам в культурном и ментальном отношении, говорящих на русском языке. Это дает шанс на протяжении нескольких лет привлекать русских и представителей российских народов, не изменяя резко этнический состав населения. А также сокращает средства, которые необходимы для интеграции иммигрантов в российское общество, и позволяет избежать межнациональных конфликтов.
В последнее время были приняты программы возвращения соотечественников и упрощена процедура регистрации трудовых мигрантов из стран с безвизовым режимом. Но требуется комплекс дополнительных мер.
Цель иммиграционной политики должна заключаться в обеспечении как внешнеполитических, так и внутриполитических интересов России, прав и законных интересов ее народа в сфере иммиграционных отношений. Необходимо осуществлять протекционистские меры в отношении представителей российских коренных народов и национальностей Российской Федерации, а также привлекать трудовых иммигрантов с необходимой квалификацией, соблюдая права коренного населения, как это происходит в Швейцарии, Франции, США.
В настоящее
время создались благоприятные
условия для привлечения
Именно сейчас необходимо максимально облегчить доступ к российскому гражданству и процедуру его получения, расширить круг потенциальных российских граждан, дать четкие государственные гарантии для организации переезда в страну и обустройства на месте соотечественникам из стран СНГ. Необходимо учесть также возможность легализации тех соотечественников, которые уже давно живут и работают в России нелегально и полулегально. Необходимо ввести собственно четкое определение понятия «соотечественник» – оно отсутствует в Государственной программе по оказанию содействия добровольному переселению в Российскую Федерацию соотечественников, проживающих за рубежом, которая была утверждена Указом президента РФ от 22 июня 2006 г.
Другим важным направлением иммиграционной политики России должно стать привлечение высококвалифицированных трудовых ресурсов и учебных мигрантов из различных стран. В сфере иммиграции неквалифицированной рабочей силы должны быть четко определены приоритеты занятости граждан России. Иностранные трудовые мигранты должны привлекаться в объемах, соответствующих потребностям и национального, и региональных рынков труда на жестких условиях по срокам пребывания, сферам и территориям деятельности, на временных условиях. Необходимо также обеспечить доступность и прозрачность порядка и процедуры привлечения мигрантов.
Наряду с
мерами либерализации миграционной
политики Россия должна осуществлять
постоянный контроль в вопросах законности
пересечения границы и
Одной из приоритетных задач иммиграционной политики должна стать борьба с нелегальной иммиграцией и ее предотвращение. На территории России сложились изолированные этнические анклавы, в которых проживают нелегальные иммигранты, куда не имеют доступа представители власти, где, по существу, не действуют российские законы. Это не только среда для распространения преступности, но и угроза национальной безопасности страны. Должны быть ужесточены наказания за содействие нелегальной миграции и ее организацию, незаконный въезд, пребывание и занятость, нарушение прав мигрантов и нелегальное использование их труда работодателями. Это позволит вывести использование труда мигрантов из сферы криминала и теневой экономики.
Таким образом, Россия не должна быть исключением в ряду стран, которые, несмотря на усиление взаимозависимости в условиях глобализации, регулируют иммиграцию исходя из собственных национальных интересов, не только удовлетворяя потребности экономики в трудовых ресурсах, но и стремясь сохранить культурную и этническую самобытность.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Подводя общий итого курсовой работы следует отметить, что миграция рабочей силы представляет собой переселение трудоспособного населения из одних государств в другие сроком более чем на год, вызванное причинами экономического и иного характера, и может принимать форму эмиграции (выезда) и иммиграции (въезда). Миграция рабочей силы ведет к выравниванию уровней оплаты труда в различных странах. В результате миграции совокупный объем мирового производства возрастает вследствие более эффективного использования трудовых ресурсов за счет их межстранового перераспределения.
Принимающая иностранную рабочую силу Россия используют ее как фактор развития своих производительных сил. В трудоемких отраслях и тех видах производств, которые не пользуются спросом у местного населения, иммигранты способствуют преодолению «узких мест» и обеспечивают нормальный процесс обобществленного производства.
В некоторых отраслях удельный вес иммигрантов еще более велик. Зачастую при длительном использовании иностранных рабочих зависимость от их труда в отдельных государствах становится настолько велика, что без привлечения новых иммигрантов невозможно нормальное функционирование некоторых отраслей национальной экономики – строительства, угольной промышленности, сферы услуг и т.д.
Иммигранты позволяют промышленно развитым странам в период относительно высоких темпов экономического роста с меньшими затратами провести перемещение трудовых ресурсов и сгладить диспропорцию в их распределении между странами и отраслями производства, подвергшимся значительным структурным сдвигам в связи с НТР или процессом интеграции. Перелив национальной рабочей силы в наиболее динамичные сектора экономики ведет к росту ее квалификации. В результате развития процессов трудовой миграции во многих промышленно развитых странах складывается двойной рынок труда. На одном идет продажа национальной рабочей силы, а на другом – иностранной.
Население России выполняет квалифицированную работу в промышленности и сфере услуг. Большинство же иммигрантов занятых на самых трудоемких и вредных для здоровья видах работ и имеют более продолжительную рабочую неделю, а заработную плату ниже, чем местные рабочие.
Местные предприниматели выигрывают от импорта иностранной рабочей силы еще и потому, что это позволяет им в известной степени сдерживать темпы роста заработной платы своих рабочих. С одной стороны, наличие иммигрантов укрепляет позиции предпринимателя на переговорах с профсоюзами.С другой стороны, отсутствие дешевой рабочей силы из-за рубежа вынудило бы предпринимателей самих существенно поднять уровень заработной платы в трудоемких и «непривлекательных» отраслях и видах производств.
Развитие иммиграции
позволяет странам-реципиентам
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
Приложение 1
МЕЖДУНАРОДНАЯ МИГРАЦИЯ (человек)
1997 |
2000 |
2002 |
2003 |
2004 |
2005 |
2006 |
2007 | |
Прибывшие в Российскую Федерацию - всего |
597651 |
359330 |
184612 |
129144 |
119157 |
177230 |
186380 |
286956 |
в том числе: |
||||||||
из стран СНГ |
571903 |
346774 |
175068 |
119661 |
110374 |
168598 |
177657 |
273872 |
Азербайджан |
29878 |
14906 |
5635 |
4277 |
2584 |
4600 |
8900 |
20968 |
Армения |
19123 |
15951 |
6802 |
5124 |
3057 |
7581 |
12949 |
30751 |
Беларусь |
17575 |
10274 |
6841 |
5309 |
5650 |
6797 |
5619 |
6030 |
Грузия |
24517 |
20213 |
7128 |
5540 |
4886 |
5497 |
6806 |
10595 |
Казахстан |
235903 |
124903 |
55706 |
29552 |
40150 |
51945 |
38606 |
40258 |
Киргизия |
13752 |
15536 |
13139 |
6948 |
9511 |
15592 |
15669 |
24731 |
Республика |
13750 |
11652 |
7562 |
6391 |
4816 |
6569 |
8649 |
14090 |
Таджикистан |
23053 |
11043 |
5967 |
5346 |
3339 |
4717 |
6523 |
17309 |
Туркмения |
16501 |
6738 |
4531 |
6299 |
3734 |
4104 |
4089 |
4846 |
Узбекистан |
39620 |
40810 |
24951 |
21457 |
14948 |
30436 |
37126 |
52802 |
Украина |
138231 |
74748 |
36806 |
23418 |
17699 |
30760 |
32721 |
51492 |
из стран |
25748 |
12556 |
9544 |
9483 |
8783 |
8632 |
8723 |
13084 |
Австралия |
57 |
27 |
22 |
30 |
42 |
30 |
28 |
38 |
Афганистан |
208 |
288 |
107 |
82 |
55 |
60 |
86 |
212 |
Болгария |
750 |
245 |
238 |
212 |
125 |
118 |
109 |
207 |
Германия |
2379 |
1753 |
1962 |
2692 |
3117 |
3025 |
2900 |
3164 |
Греция |
183 |
182 |
150 |
224 |
182 |
200 |
176 |
260 |
Израиль |
1626 |
1508 |
1670 |
1808 |
1486 |
1004 |
1053 |
1094 |
Канада |
73 |
50 |
70 |
103 |
87 |
99 |
77 |
118 |
Китай |
2861 |
1121 |
410 |
346 |
212 |
432 |
499 |
1687 |
Куба |
110 |
37 |
22 |
23 |
12 |
17 |
12 |
44 |
Латвия |
5658 |
1785 |
990 |
906 |
819 |
726 |
766 |
887 |
Литва |
1785 |
945 |
722 |
535 |
339 |
360 |
371 |
537 |
Польша |
247 |
61 |
53 |
39 |
48 |
55 |
48 |
96 |
Сирийская |
483 |
358 |
144 |
101 |
56 |
68 |
67 |
93 |
США |
668 |
439 |
455 |
484 |
518 |
396 |
411 |
578 |
Турция |
176 |
164 |
144 |
112 |
77 |
86 |
172 |
315 |
Финляндия |
140 |
83 |
136 |
125 |
141 |
129 |
137 |
172 |
Швеция |
32 |
14 |
19 |
22 |
16 |
23 |
32 |
39 |
Эстония |
3483 |
786 |
534 |
445 |
446 |
432 |
347 |
508 |
другие страны |
4829 |
2710 |
1696 |
1194 |
1005 |
1372 |
1432 |
3035 |
Выбывшие из Российской Федерации - всего |
|
|
106685 |
94018 |
79795 |
69798 |
54061 |
47013 |
в том числе: |
||||||||
в страны СНГ |
146961 |
82312 |
52099 |
46081 |
37017 |
36109 |
35262 |
31329 |
Азербайджан |
4302 |
3187 |
1704 |
1771 |
1336 |
1274 |
1366 |
1355 |
Армения |
2578 |
1519 |
1114 |
1098 |
654 |
620 |
686 |
728 |
Беларусь |
18928 |
13276 |
8829 |
7016 |
5671 |
6034 |
6318 |
5302 |
Грузия |
3286 |
1802 |
964 |
939 |
740 |
691 |
593 |
603 |
Казахстан |
25364 |
17913 |
13939 |
14017 |
12504 |
12437 |
11948 |
10211 |
Киргизия |
6296 |
1857 |
1080 |
959 |
656 |
473 |
605 |
668 |
Республика |
5715 |
2237 |
1385 |
1234 |
907 |
786 |
636 |
629 |
Таджикистан |
<p class="dash041e_0431_044b_ |