Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Января 2013 в 19:21, контрольная работа
Право на социальное обеспечение является одним из основных социально экономических прав человека. Оно закреплено в ст. 26 Всеобщей декларации прав человека 1948 года, в ст. 11 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах 1996 года и других международных актах. В ст 26 Конституции РФ 1993 года оно выражено следующим образом: «каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту, в случае болезни, инвалидности, потери кормильца, для воспитания детей и в иных случаях, установленных законом».
Введение
1. Виды трудовой пенсии
2. Размер трудовой пенсии по старости
3. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России
Заключение
Список литературы
3. Проблемы совершенствования системы трудовых пенсий в России
Теоретическое значение исследования
пенсионного обеспечения
Современная российская система пенсионного обеспечения начала формироваться в 2002 г. М.Л. Захаров и Э.Г. Тучкова выявили две главные причины, которые побудили Россию приступить к реформированию пенсионной системы. "Первая причина состояла в объективной потребности пересмотреть... идеологию самой природы обязательного пенсионного страхования трудящихся, возродить и реализовать на практике истинную его сущность. Вторая причина состояла в необходимости повысить реальный уровень доходов основной части пенсионеров, живущих, как правило, на пенсию".
В новой пенсионной системе можно выделить три вида пенсий: 1) государственные пенсии (финансируются из средств федерального бюджета); 2) трудовые пенсии (финансируются за счет поступлений части единого социального налога и обязательных страховых взносов); 3) дополнительные пенсии (финансируются за счет накопленных добровольных взносов работодателей и застрахованных лиц). Таким образом, смысл преобразований состоял в том, что пенсионное обеспечение перестает быть прерогативой государства и теперь за его финансирование ответственны и работодатели, и сами застрахованные.
Наибольший интерес
По мнению М.В. Шитова, "благодаря
введению индивидуальной накопительной
системы пенсионного
Е.В. Чупрова отмечает, что "под правом граждан на пенсионное обеспечение в условиях рыночной экономики следует понимать гарантированную государством возможность в случае наступления страховых рисков, закрепленных в законе, ежемесячно получать денежный платеж (пенсию) в размере, соизмеримом, как правило, с прошлым заработком, обеспечивающим достойную жизнь пенсионера, а в случаях назначения пенсий без учета трудовой деятельности - в размерах, соизмеримых с соответствующим социальным стандартом". Однако, несмотря на экономические преобразования, уровень пенсионного обеспечения по-прежнему остается очень низким. Шестилетний период, прошедший с начала осуществления реформы, позволяет констатировать, что пенсионная система в складывающихся демографических и экономических условиях не способна защитить пенсионеров. Российские пенсионеры за годы рыночных реформ стали самой ущемленной частью общества.
В.Б. Савостьянова
справедливо замечает, что "во многом
низкий уровень пенсионного
Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" предусматривает три вида трудовых пенсий: по старости, по инвалидности, в случае потери кормильца.
Конституция содержит правовую норму о том, что "каждому гарантируется социальное обеспечение по возрасту", а не по старости. В российских пенсионных законах употребляется термин "пенсия по старости". И хотя пенсия по старости устанавливается по достижении определенного возраста, понятие "пенсионный возраст" в российском законодательстве отсутствует. В соответствии с Федеральным законом "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" трудовая пенсия по старости устанавливается по достижении 60 лет мужчинами и 55 лет женщинами. Это предельный возраст, по достижении которого в России может устанавливаться пенсия по старости. Вторым условием, необходимым для установления пенсии по старости, является трудовой стаж. Так, для назначения трудовой пенсии по старости требуется не менее 5 лет страхового стажа. Такой ли должна быть дифференциация условий пенсионного обеспечения по признаку пола? По оперативной информации Минздравсоцразвития России, продолжительность жизни мужчин (с 2005 по 2007 г.) увеличилась с 58,9 до 61,5 года. Следует неутешительный вывод: продолжительность жизни мужчин на пенсии составляет полтора года. Как в данном случае рассматривать правовую норму, устанавливающую величину Т - ожидаемый период выплаты пенсий (используется при расчете страховой части трудовой пенсии), - равную в 2005 г. 13 годам и 6 месяцам, а в 2007 г. - 14 годам и 6 месяцам? Ведь право - регулятор общественных отношений. Оно не должно быть оторвано от действительных социальных процессов. В данном случае правовое регулирование нуждается в корректировке.
Различный пенсионный возраст и требования к продолжительности стажа мужчин и женщин были предметом рассмотрения Конституционного Суда РФ. Установив для мужчин и женщин разный возраст выхода на пенсию по старости и необходимый трудовой стаж для назначения пенсии по старости на общих основаниях и на льготных условиях, законодатель применил дифференциацию, основанную на физиологических и других различиях между ними, а также исходя из особой социальной роли женщины, связанной с материнством, что согласуется с положением ч. 1 ст. 38 Конституции РФ, в соответствии с которым материнство находится под защитой государства и не может оцениваться как дискриминационное ограничение конституционных прав, так как такое решение законодателя обеспечивает по смыслу ст. 19 Конституции РФ достижение подлинного, а не формального равенства. Но это не исключает в дальнейшем, при проведении пенсионной реформы, возможности решения вопроса о том, чтобы пенсия по старости назначалась мужчинам на тех же условиях, что и женщинам. Думается, что необходимость снижения пенсионного возраста для мужчин уже назрела.
Наиболее актуальной проблемой пенсионного обеспечения остается его низкий уровень. Российское законодательство не содержит государственных стандартов в области пенсионного обеспечения. Обратимся к международным правовым нормам. Конвенция Международной организации труда N 102 "О минимальных нормах социального обеспечения" устанавливает, что трудовая пенсия по старости должна составлять при 30-летнем стаже не менее 40% заработной платы по стране, а при большем стаже - не менее 40 - 55%. Европейская социальная хартия предусматривает, что минимальная пенсия должна быть не менее 55% средней заработной платы по стране. К сожалению, эти международные документы Российской Федерацией не ратифицированы, а следовательно, не обязательны для применения. В современном российском законодательстве отсутствует понятие "минимальный размер пенсии", а по данным статистики средняя пенсия в России составляет 25% от средней заработной платы.
Решение проблемы,
связанной с уровнем
В чем причины
несостоятельности системы
Российская пенсионная система унаследовала от советской системы пенсионного обеспечения значительное количество оснований назначения льготных пенсий за особые условия труда. В России каждый четвертый пенсионер вышел на пенсию досрочно. Закрепление в законодательстве права на досрочное пенсионное обеспечение означает признание утраты трудоспособности работниками определенных профессий до достижения общего пенсионного возраста (55 лет женщинами и 60 лет - мужчинами). Размер ЕСН не учитывает условий труда, которые дают право на досрочную пенсию. Следовательно, привилегированное пенсионное обеспечение одних застрахованных граждан осуществляется за счет других, при равных обязанностях работодателей по уплате взносов по обязательному пенсионному страхованию. Решить эту проблему должен был закон "О профессиональных пенсионных системах" (был принят в первом чтении еще в 2002 г.), согласно которому предприятия, использующие вредные условия труда, должны производить дополнительные отчисления в пенсионную систему.
Трудовая пенсия по старости и инвалидности состоит из трех частей (базовой, страховой и накопительной), принципы финансирования каждой части пенсии различны.
Базовая часть трудовой пенсии, по сути, является минимальным государственно гарантированным размером пенсии, ее размер используется для определения размеров пенсий по Федеральному закону "О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации". С 1 декабря 2007 г. размер базовой части трудовой пенсии составляет 1560 руб., но этого явно недостаточно. Думается, государство обязано гарантировать базовую часть пенсии на уровне прожиточного минимума.
Размер страховой части трудовой пенсии зависит от заработка застрахованного лица, длительности его трудовой деятельности, является поощрением за трудовой вклад и индексируется при изменении средней заработной платы.
Накопительная часть пенсии складывается из ежемесячных отчислений, которые не могут быть использованы для выплаты текущих пенсий и дохода от инвестирования этих сумм. Основная угроза для пенсионных накоплений - снижение их реальной покупательной способности (девальвация).
Формирование накопительной части трудовых пенсий из единого социального налога не соответствует принципам социального страхования и международной практике. Пенсионные накопления должны быть добровольными, а не принудительными. Цель государства - не принудить, а побудить будущих пенсионеров обеспечить себе достойную пенсию путем активного информирования граждан о возможностях усиления государственного контроля в этой области. "Социальная защита в рыночных условиях диктует необходимость всемерного расширения добровольного страхования, в том числе и добровольного страхования через негосударственные пенсионные фонды, страхование дожития и другие частные институты".
С принятием Федерального закона от 30 апреля 2008 г. N 56-ФЗ "О дополнительных страховых взносах на накопительную часть трудовой пенсии и государственной поддержке формирования пенсионных накоплений" восполнен пробел в правовом регулировании отношений по дополнительному пенсионному страхованию. С 1 октября 2008 г. любому гражданину, зарегистрированному в системе обязательного пенсионного страхования, предоставляется возможность добровольно перечислять в Пенсионный фонд РФ взносы на накопительную часть трудовой пенсии. Чтобы получить право на уплату добровольных страховых взносов, нужно подать заявление в управление Пенсионного фонда по месту жительства или работодателю, который передаст его в Пенсионный фонд. Размер дополнительного страхового взноса человек будет определять самостоятельно, но он должен быть не меньше 2 тыс. в год. Гражданин, добровольно перечисляющий в Пенсионный фонд РФ взносы на накопительную часть трудовой пенсии, будет получать средства из федерального бюджета в размере отчислений, но не более 12 тыс. руб. в год. Более того, право на участие в системе софинансирования предоставлено лицам, достигшим пенсионного возраста и не обратившимся за назначением пенсии. Им из федерального бюджета будет доплачиваться четырехкратная сумма внесенных дополнительных страховых взносов, но не более 48 тыс. руб. в год. При этом размер дополнительного страхового взноса, уплаченного гражданином, должен быть не менее 2 тыс. в год. Суммы дополнительных страховых взносов на накопительную часть пенсии и взносов на софинансирование формирования пенсионных накоплений будут включаться в состав пенсионных накоплений застрахованного лица. В целях обеспечения сохранности сумм дополнительных страховых взносов предусмотрено их инвестирование. Государственная поддержка формирования пенсионных накоплений будет осуществляться в течение 10 лет начиная с года, следующего за годом уплаты застрахованными лицами дополнительных страховых взносов на накопительную часть трудовой пенсии.
Анализ существующей системы трудовых пенсий свидетельствует о том, что она не лишена недостатков. Многоуровневая система пенсионного обеспечения с использованием накопительного компонента выгодна государству как длительный финансовый ресурс. Она увеличит объем внутренних инвестиций в экономику России. Однако хотелось бы, чтобы властные структуры не забывали конституционную формулу: "Человек, его права и свободы являются высшей ценностью", - и результаты экономического роста действительно повлияли бы на уровень пенсионного обеспечения граждан России.
Заключение
При написании данной работы, изучив различную литературу по приведенной теме мной сделан вывод, что трудовые пенсии являются важнейшей гарантией социальной поддержки государства престарелых граждан.
С 01.01.2002 года в РФ стартовала пенсионная реформа, которая установила совершенно новый порядок назначения, перерасчета и выплаты трудовых пенсий, нежели действовавший до указанного времени.
В соответствии с Федеральным законом «О трудовых пенсиях» в настоящее время в России предусмотрены следующие виды пенсий:
1) трудовая пенсия по старости;
2) трудовая пенсия по инвалидности;
3) трудовая пенсия по случаю потери кормильца.
Трудовая пенсия по старости и трудовая пенсия по инвалидности могут состоять из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части;
3) накопительной части.
Трудовая пенсия по случаю потери кормильца состоит из следующих частей:
1) базовой части;
2) страховой части.
Федеральным законно «О государственном пенсионном обеспечении в РФ» установлены кроме того еще и пенсия за выслугу лет и социальная пенсия.
В данной работе были подробно рассмотрены условия назначения и размеры трудовых пенсий.
Список литературы