Автор работы: Пользователь скрыл имя, 11 Сентября 2013 в 20:37, реферат
В процессе трудовой деятельности люди взаимодействуют, образуя социальные отношения. Наиболее важными являются отношения человека к человеку и отношения человека к труду. Они являются одним из определяющих признаков характера труда. Внешнее проявление отношения человека к труду проявляется в его трудовом поведении. В свою очередь характер трудового поведения работника и его отношения к труду определяет множество взаимосвязанных факторов, изменяя которые можно влиять на трудовое поведение индивида, а следовательно и на качество его работы.
Введение…………………………………………………………………………….
1. Трудовое поведение и его определяющие факторы………………………….
2. Природа мотивов в трудовом поведении………………………………………
3. Ценности трудовой деятельности…………………………………………….
Заключение…………………………………………………………………………
Список использованных источников……………………………………………..
Таким образом, в ценностно-нормативном управлении трудовым поведением регулятивным элементом выступают ценности и установки, в стимулировании потребности и интересы. Здесь имеются в виду не просто стимулы, а стимулы, в максимальной степени адекватные интересам работника. Только при этом условии стимул может вызвать соответствующий ему мотив, а последний - желаемое поведение. Варианты трудового поведения человека могут быть различными при единых стимулах. И все же они должны прогнозироваться и учитываться. Иногда самые, казалось бы, действенные стимулы дают ничтожный результат и наоборот. Например, незаменимому работнику обещают существенное повышение заработка за выполнение важной работы, однако его это не стимулирует, потому что в данный момент свободное время ему дороже, чем деньги, или же у него скопилось много денег, а купить нечего. Любая идея вызывает заинтересованное отношение и успешно усваивается лишь тогда, когда она затрагивает интересы масс. Интересы зависят от психических качеств человека, его способностей, характера, образовательного и культурного уровня, социального опыта, материальной обеспеченности. На их развитие могут оказывать влияние коллективов, отдельные его члены, общество в целом.
По уровню действенности различают пассивные и активные интересы. Пассивные - это созерцательные интересы, при которых человек ограничивается восприятием интересующего объекта, например, любит свою работу, испытывает наслаждение при ее выполнении, но не проявляет активности, чтобы глубже познать объект, овладеть им и заняться творчеством в интересующей области.
Активные - это действенные интересы, когда человек не ограничивается выполнением функциональных обязанностей, а действует, овладевая объектом интереса, совершенствует его. Активный интерес - один из побудителей развития личности, формирования знаний, навыков, способностей и умения.
Есть люди с широкими, разносторонними и глубокими интересами и с широкими, но поверхностными, проявляют любознательность ко всему, но скользят по поверхности явлений, глубоко не проникая в их сущность, бывают с глубокими, но очень узкими интересами. Узость интересов в известной мере может ограничивать развитие личности. Наиболее положительным является такой тип человека, у которого на фоне широких, многосторонних интересов есть основной интерес, определяющий смысл жизни и важнейшие направления его деятельности.
По направленности различают непосредственный и опосредованный интересы. Непосредственный- это интерес к самому процессу деятельности (к процессу труда, владению знаниями, творчеству), опосредованный- к результатам деятельности (к материальным результатам труда, приобретению профессии, определенному служебному и общественному положению, ученому званию).
Правильное соотношение непосредственных и опосредованных интересов способствует активной и продуктивной деятельности. Если человеку нравится сам процесс труда и он заинтересован в его результатах, то работает он с полной самоотдачей и добивается хороших успехов в труде. При этом человек испытывает положительные эмоции (радость, удовлетворенность), демонстрирует повышенную трудовую активность, работа выполняется им легко и продуктивно.
По содержанию различаются материальные, духовные и социальные интересы. Остановимся подробнее на каждой из отмеченных разновидностей мотивационных интересов.
Материальныеинтересы проявляются в стремлении приобрести материальные блага: удобное с комфортом жилище, вкусные продукты питания, красивую одежду и т. д. Духовные - это интересы более высокого порядка, они присущи высокоразвитым личностям. К ним относятся интеллектуальные, творческие и эстетические интересы. Социальные - это интересы к общественной работе, организационной деятельности. Определяющая роль в общей системе интересов на современном этапе развития общества принадлежит материальным интересам. Наряду с личными, существуют коллективные и общественные материальные интересы.
Как уже отмечалось потребности являются побудителями к трудовой деятельности и потребности совместно с интересами характеризуют внутреннюю обусловленность трудового поведения.
По своей природе потребности
неоднородны, они относятся к
разным сферам жизнедеятельности человека,
коллектива, общества, имеют различные
интенсивность и характер проявления.
Это обусловливает
Материальныепотребности человека необходимы для поддержания его физического существования и связаны с обеспечением самых необходимых, элементарных его условий (потребности в пище, одежде, жилье, топливе, поддержании здоровья). Эти потребности формировались на протяжении всей истории развития человечества. В результате неудовлетворения материальных потребностей возникают основные пороки человечества: воровство, жадность, зависть и др.
Духовные- это потребности человека как личности, связанные с ее формированием и развитием. К ним относятся интеллектуальные, творческие и эстетические потребности.
Интеллектуальные - это потребности
в знании, познании нового. На их основе
формируются творческие потребности.
В этом случае познание становиться
не целью, а средством удовлетворения
потребности в творчестве. Эстетические
потребности связаны с
К особой социальной потребности
относится потребность в
Характер и структура потребностей отдельного индивида зависят от реальных возможностей общества, материального уровня самого человека и его личностных характеристик. Изменяется возраст, семейное положение, образовательный уровень, квалификация - меняются потребности.
Таким образом, влияя на потребности человека можно регулировать его трудовое поведение.
Также фактором регулирования трудового поведения являются ценность труда, под которой понимается специфическое отражение в сознании человека значимости предметов, явлений, тех или иных сторон социальной действительности. Для различных социальных трупп одни и те же ценности могут иметь разную значимость. Для одних людей важнейшей ценностью является семья, для других - материальное благополучие, для третьих - интересное общение и т. д.
3. Ценности трудовой деятельности
Под ценностями труда понимается значимость труда в жизни общества и личности, а также значимость различных сторон трудовой деятельности, по отношению к которым субъект устанавливает свое отношение.
Изучение ценностей труда позволяет регулировать трудовое поведение. Они представляют собой оценку различных аспектов трудовой ситуации в сознании человека.
На базе присущих коллективу
ценностей специально устанавливаются
или стихийно складываются правила,
стандарты трудового поведения
его членов. По своей сути нормы
трудового поведения
Различаются ценности цели и ценности средства. Исходя из того, что ценность труда состоит не только в самостоятельном его значении для развития личности, реализации ее творческих возможностей, для ее самовыражения, но и в том, что трудовая деятельность является средством достижения различных благ (определенного социального положения, общественного признания, материального благополучия), к которым стремятся члены трудового коллектива, и которые (блага) выступают также в качестве своеобразных ценностей.
Ценности трудовой деятельности
обусловлены объективной
Выявление ценностей трудовой
деятельности предполагает прежде всего
выделение некоторого "набора" значимых
для данной деятельности сторон, тех характеристик
деятельности и сопутствующих ей обстоятельств,
которые способны удовлетворить человеческие
потребности в данной трудовой ситуации.
Это условия труда, заработная плата, организация
и содержание труда, престиж данной трудовой
деятельности, ее общественная полезность.
Значимость этих сторон фиксируется как
совокупность своеобразных критериев,
эталонов.
Заключение
Трудовое поведение является сложным
социально-экономическим феноменом. Четкое
разграничение различных характеристик
поведения, скажем, цели и мотивация, управление
коллективом и обществом, создание духовных
благ и создание условий для полной реализации
способностей других нередко затруднены.
Не всегда возможна ясная и однозначная
градация, дифференциация поведения в
рамках одного признака, например, разграничение
уровней «полная реализация трудового
потенциала» и «трудовой потенциал в основном
реализуется». Поэтому переходы от одного
типа поведения к другому и обратно по
одному какому-либо признаку весьма подвижны,
а нередко и трудно уловимы. Один и тот
же субъект поведения по взятому конкретному
признаку может быть отнесен к одному
типу поведения, а по другому — к совершенно
иному. Такая ситуация указывает на слабые
звенья в поведении, на то, над чем необходимо
работать в первую очередь, на что ориентировать
социальное планирование и механизмы
стимулирования.
Список использованных источников