Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Марта 2014 в 21:18, курсовая работа
Целью создания обязательных профессиональных пенсионных систем является накопление, сбережение и выплата застрахованным в ней лицам досрочных пенсий в льготный пенсионный период. При этом под льготным пенсионным периодом понимается период с момента возникновения права застрахованного лица на получение выплаты из профессиональной пенсионной системы до достижения им возраста, дающего право на пенсию по старости в соответствии с Федеральным законом у "О трудовых пенсиях в Российской Федерации".2
Введение……………………………………………………………………стр. 3
Глава I «Понятие трудовой пенсии по старости»………….....................стр. 4
Глава II «Расчет трудовой пенсии по старости»………………………...стр. 8
2.1. Базовая часть трудовой пенсии………………………………………стр. 8
2.2. Страховая часть трудовой пенсии…………………………………...стр. 9
2.3. Накопительная часть трудовой пенсии……………………………...стр. 11
2.4. Пример расчета размера трудовой пенсии………………………….стр. 12
Глава III «Назначение и выплата трудовой пенсии по старости»…………………………………………………………………...стр. 15
3.1. Порядок назначения, перерасчета размеров, выплаты и доставки трудовых пенсий…………………………………………………………...стр. 15
3.2. Сроки назначения трудовой пенсии…………………………………стр. 16
Заключение…………………………………………………………………стр. 18
Список использованной литературы…
Государственное образовательное учреждение
Средне профессионального образования
Рязанский колледж электроники
Специальность 030504 «Право и организация социального обеспечения»
КУРСОВАЯ РАБОТА
По учебной дисциплине «Право социального обеспечения»
студентки группы 9СО-313
Картошкиной Любовь Геннадьевны
Тема: «Трудовая пенсия по старости»
Руководитель: Бахирева Олеся Викторовна
Защитил:
«___»__________20___г. _________________
г. Рязань 2010 г
План:
Введение…………………………………………………………
Глава I «Понятие трудовой пенсии по старости»………….................
Глава II «Расчет трудовой пенсии по старости»………………………...стр. 8
2.1. Базовая часть трудовой пенсии………………………………………стр. 8
2.2. Страховая часть трудовой пенсии…………………………………...стр. 9
2.3. Накопительная часть трудовой пенсии……………………………...стр. 11
2.4. Пример расчета размера
Глава III «Назначение и выплата трудовой пенсии
по старости»………………………………………………………
3.1. Порядок назначения, перерасчета
размеров, выплаты и доставки трудовых
пенсий…………………………………………………………..
3.2. Сроки назначения трудовой пенсии…………………………………стр. 16
Заключение……………………………………………………
Список использованной литературы………………………...........
Приложение 1………………………………………………………………стр. 20
Приложение 2………………………………………………………………стр. 21
Приложение 3………………………………………………………………стр. 22
Введение.
Подготовленный Министерством
экономического развития и
Целью создания обязательных
профессиональных пенсионных
Право на выплаты из профессиональной пенсионной системы будут иметь лица, работавшие на рабочих местах с особыми условиями труда, в пользу которых работодателем уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
Выделение льготных профессиональных пенсий в самостоятельную пенсионную систему с автономным финансированием порождает дополнительные проблемы для получателей этого вида пенсий при достижении общеустановленного пенсионного возраста, то есть в то время, когда начинается выплата пенсий по старости.
Расчеты показывают, что размеры пенсий по старости для участников обязательной профессиональной пенсионной системы, т.е. для работающих на предприятиях с особыми условиями труда, относительно получаемой ими заработной платы в течение трудовой деятельности, будут значительно ниже, чем у работников, не участвующих в обязательной профессиональной пенсионной системе, т.е. работающих в обычных условиях труда. Связано это, прежде всего с меньшей продолжительностью периодов трудовой деятельности застрахованного лица на рабочих местах с особыми условиями труда, в течение которых в его пользу уплачивались взносы в профессиональную пенсионную систему.
В данной работе рассмотрим основные моменты и положения, касающиеся пенсиям по старости.
Глава I. Понятие трудовой пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.3
Во-первых, она назначается пожизненно.
Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.
В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
С учетом названных признаков можно сформулировать понятие пенсии по старости.
Трудовая пенсия по старости - это пожизненная ежемесячная выплата, назначаемая за счет средств Пенсионного фонда РФ и служащая основным источником средств существования для лиц, достигших установленного законом возраста и имеющих необходимый трудовой стаж.
Разработчики Закона "О государственных пенсиях в Российской Федерации" исходили из концепции "заработанной пенсии", поэтому они закрепили правило, в соответствии с которым работающим пенсионерам пенсия выплачивается в полной сумме.
Этот вопрос остается дискуссионным. Существует мнение, что право на одновременное получение пенсии и заработной платы противоречит целевому назначению пенсии. Пенсия должна служить основным источником средств существования в тот период, когда человек уже не может или не хочет трудиться в связи с достижением установленного возраста. Такой подход довольно четко прослеживается в Концепции и Программе пенсионной реформы.
Однако помимо прямого запрета, можно создать более гибкие механизмы. Задача заключается в том, чтобы пенсионер был экономически заинтересован в отказе от получения пенсии в случае продолжения работы. Одним из возможных вариантов является увеличение размера пенсии за каждый год работы после достижения пенсионного возраста без получения заработной платы.
Вступивший в силу с 1 января 2002 года Федеральный закон от 17 декабря 2001 года N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" определяет виды трудовых пенсий и устанавливает основания и условия их назначения, правила исчисления, перерасчета и индексации. В нем не содержится понятия "досрочные пенсии", однако основания и условия назначения досрочных пенсий сохранены. Федеральный закон от 17 декабря 2001 г. N 173-ФЗ "О трудовых пенсиях в Российской Федерации" (с изменениями от 25 июля, 31 декабря 2002 г., 29 ноября 2003 г.)
Как и ранее действовавшим Законом Российской Федерации от 20 ноября 1990 года "О государственных пенсиях в Российской Федерации", Законом о трудовых пенсиях предусматривается три вида трудовых пенсий:
§ о старости;
§ по инвалидности;
§ по случаю потери кормильца (статья 5 Закона).
Прежним остался и возраст выхода на пенсию: для женщин - 55 лет; для мужчин - 60 лет.
Трудовые пенсии по старости и инвалидности могут состоять из трех частей:
§ базовой;
§ страховой;
§ накопительной.
Закон РФ "О государственных пенсиях в РФ" предусматривает общие и льготные основания для получения пенсии по старости.
На общих основаниях трудовая пенсия назначается: мужчинам - по достижении 60 лет, при общем трудовом стаже не менее 25 лет; женщинам - по достижении 55 лет и при общем трудовом стаже не менее 20 лет.4
Концепция пенсионной реформы прямо не предусматривает увеличения пенсионного возраста. В ней лишь подчеркнута объективная тенденция - старение населения.
Эта тенденция наблюдается во всех странах мира. В 90-х годах в ряде стран ЕЭС пенсионный возраст был повышен (например, в Греции для мужчин и женщин до 65 лет с 1992 г., в Италии с 1995 г. с 55 лет до 57 лет для женщин, с 60 до 62 лет для мужчин и др.)
В Великобритании постепенное увеличение возраста ухода на пенсию для женщин с 60 до 65 лет запланировано с 2010 г. до 2020 г.; в Германии повышение для мужчин с 63 лет до 65, для женщин с 60 лет до 65 будет осуществляться с 2001 г. до 2012 г.5
В большинстве экономически развитых стран пенсионный возраст на 57 лет выше, чем в России. Однако установление императивной нормы, увеличивающей пенсионный возраст, приведет к тому, что многие граждане России фактически не смогут реализовать свое право на пенсию в связи с сокращением средней продолжительности жизни в стране. В частности, уже сегодня средняя продолжительность жизни мужчин составляет только 57 лет.
В случае введения накопительного механизма финансирования пенсий по старости величина пенсии будет определяться путем деления условного капитала, отраженного на условно-накопительном счете в ПФР, на ожидаемую продолжительность жизни в месяцах после достижения пенсионного возраста.
Таким образом, женщины, достигшие 55 лет, будут получать значительно меньше, чем 60-летние мужчины, а следовательно, у них возникнут стимулы для отсрочки фактического ухода на пенсию. Таким образом, без изменения законодательной нормы на практике произойдет выравнивание пенсионного возраста мужчин и женщин.
Однако в таком подходе содержится элемент дискриминации по признаку пола. "Ожидаемая" продолжительность жизни является слишком неопределенным среднестатистическим показателем, тогда как речь идет о субъективном праве на пенсию конкретного лица. Женщины и мужчины одинакового возраста, имеющие одинаковую сумму пенсионных накоплений, должны получать одинаковую по размеру пенсию. Но на практике женщины вряд ли смогут приобрести одинаковый с мужчинами объем накоплений, так как средняя заработная плата у женщин ниже чем у мужчин. Продолжительность их страхового стажа также в большинстве случаев будет меньше чем у мужчин из-за перерывов в работе, связанных с уходом за малолетними детьми. Следовательно, размер пенсии женщин в среднем будет ниже чем у мужчин и ; без учета "ожидаемой" продолжительности жизни.
Думается, что ставить точку в дискуссии о пенсионном возрасте преждевременно. Заслуживает внимания и детального изучения опыт стран, в которых действует гибкий пенсионный возраст. Он позволяет уходить на пенсию в установленном временном промежутке, например, от 60 до 65 лет с сокращением размера пенсии пропорционально количеству недоработанных лет.
Вторым необходимым элементом сложного юридического состава, определяющего право на трудовую пенсию по старости, является общий трудовой стаж (ОТС). Периоды, включаемые в ОТС на основании действующего законодательства, рассмотрены в параграфе 7.2. По замыслу авторов пенсионной реформы, трудовая пенсия должна быть освобождена от несвойственных ей функций. В ходе реформы планируется установить соответствие условий предоставления и размеров трудовых пенсий объему участия в социальном страховании каждого конкретного лица с учетом продолжительности уплаты и величины страховых взносов. Стажевые требования для трудовых пенсий будут связаны с периодом уплаты страховых взносов. А трудовая пенсия будет исчисляться пропорционально страховому стажу.
Таким образом, можно сделать вывод, что трудовая пенсия по старости, как вид социального обеспечения, имеет ряд отличительных признаков по сравнению с другими выплатами.
Во-первых, она назначается пожизненно.
Во-вторых, право на нее обусловливается трудовым стажем, который по мере реализации пенсионной реформы будет заменен страховым.
В-третьих, пенсия предоставляется только лицам, достигшим установленного в законе возраста.
Глава II. Расчет трудовой пенсии по старости.
С принятием нового Федерального закона от 17.12.2001 г. № 173-ФЗ «О трудовых пенсиях в Российской Федерации» право на пенсию по возрасту возникает при достижении возраста 60 лет (мужчины) и 55 лет (женщины) при наличии не менее 5 лет страхового стажа.
Пенсия определяется по формуле:
П = БЧ (базовая часть) + СЧ (страховая часть) + НЧ (накопительная часть).
Трудовая пенсия по старости состоит из трех частей:
2.1. Базовая часть трудовой пенсии
Базовая часть трудовой пенсии (БЧ)— фиксированная часть, устанавливаемая в твердой сумме, выплачивается за счет средств федерального бюджета.
Базовая часть пенсии устанавливается всем пенсионерам независимо от имеющегося страхового стажа и размера заработка.
На 01.01.2002 года размер базовой части пенсии был установлен на уровне 450 руб., после всех произведенных индексаций с 01.08.2005 года он составляет 954 руб.
Размер базовой части пенсии увеличивается:
Таблица размеров базовой части трудовых пенсий по старости по состоянию на 01.08.2005 г. (см. Приложение 1)
2.2. Страховая часть трудовой пенсии
Страховая часть трудовой пенсии (СЧ) - дифференцированная часть, зависящая от результатов труда конкретного человека, в том числе и от суммы страховых взносов в ПФР за застрахованное лицо, которые отражаются на его индивидуальном лицевом счете.
Основой для определения размера страховой части трудовой пенсии является расчетный пенсионный капитал, который состоит из общей суммы страховых взносов и иных поступлений в Пенсионный фонд Российской Федерации за застрахованное лицо и пенсионных прав в денежном выражении, приобретенных до вступления в силу Закона от 17.12.2001 г.
Размер страховой части пенсии исчисляется по простой формуле: