Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2014 в 08:17, курсовая работа
Целью настоящего исследования является: раскрытие значения и сущности трудовых пенсий, выявление субъектов их получения, изучение законодательства о трудовых пенсиях.
В связи с поставленной целью, перед настоящим исследованием стоят следующие задачи:
Изучить обязательное пенсионное страхование как особую форму социального обеспечения;
Исследовать понятие трудовой пенсии;
Рассмотреть трудовую пенсию по старости;
Проанализировать трудовую пенсию по инвалидности;
Рассматривая институт обязательного пенсионного страхования, как особую форму социальной защиты, необходимо особо подчеркнуть, что он в условиях рыночной экономики является основной формой материального обеспечения пожилых людей23.
И личное частное страхование, и личные сбережения, и благотворительность в состоянии охватить лишь весьма ограниченный контингент граждан. Ведь уровень доходов значительной части населения, даже в индустриально развитых странах не позволяет сделать необходимые сбережения на старость, на случай болезни и т.д.
Кроме того, сбережение – как способ защиты человека от материальной необеспеченности при наступлении страхового случая не всегда достигает цели, поскольку индивид не в состоянии точно предвидеть возможное наступление инвалидности, потери кормильца, точно учесть его масштабы и, следовательно, может вообще не накопить никаких средств. Наконец, нельзя не учитывать безответственное отношение отдельных лиц к своему будущему, которые никаких сбережений на старость не делают24.
Поэтому вне обязательного пенсионного страхования обеспечить социальную безопасность больших масс пожилых людей невозможно. Функционирование же рыночной экономики воспроизводит социальные и профессиональные риски постоянно и в больших масштабах, обусловливая необходимость защиты не отдельных групп населения, а его основной массы.
Одним из основополагающих условий функционирования рынка является купля и потребление работодателем рабочей силы. Но хотя трудовые отношения между работником и работодателем по поводу использования рабочей силы составляют их стержень, но этим они не исчерпываются. Ведь использование ее в процессе производственной деятельности неизбежно сопровождается различного рода социальными и профессиональными рисками, носящими массовый характер, постоянно воспроизводимыми рыночной экономикой и угрожающими работнику25.
А это означает, что в системе трудовых отношений между работником и работодателем имеет место органическое единство отношений как по поводу социального страхования работника, так и по поводу использования его труда в процессе производства. В силу этого, факт найма работника одновременно означает его вступление с работодателем и в отношения социального страхования. В силу такой двусторонности трудовых отношений, социальное страхование приобретает обязательный и всеобщий характер, а работник получает право на обязательное социальное страхование26.
Порядок финансирования частей трудовых пенсий и их учет в Пенсионном фонде регламентируются Законом от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации». Так, в пункте 3 статьи 9 этого закона отмечено, что финансовое обеспечение обязательного страхового обеспечения, осуществляется за счет средств бюджета Пенсионного фонда Российской Федерации, а в части накопительной части трудовой пенсии по старости, выплачиваемой негосударственными пенсионными фондами, за счет средств пенсионных накоплений, формируемых в негосударственных пенсионных фондах.
Трудовая пенсия по старости состоит из: 1) страховой части; 2) накопительной части.
Размер страховой части
СЧ = ПК / Т + Б, где
СЧ - страховая часть трудовой пенсии по старости;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица, учтенного по состоянию на день, с которого указанному лицу назначается страховая часть трудовой пенсии по старости;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета страховой части указанной пенсии, составляющего 19 лет (228 месяцев).
Б - фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости.
Фиксированный базовый размер страховой части трудовой пенсии по старости лиц (за исключением лиц, достигших возраста 80 лет или являющихся инвалидами I группы), не имеющих на иждивении нетрудоспособных членов семьи, устанавливается в сумме 2 562 рублей в месяц.
Основанием для увеличения базовой части пенсии является:
Размер страховой части
Ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости – показатель, рассчитываемый на основе данных федерального органа исполнительной власти по статистике и используемый для определения страховой части и накопительной части трудовой пенсии. Он должен определяться в порядке, установленном федеральным законом, который к настоящему времени не принят. Однако, как вытекает из вышеуказанного понятия, ожидаемый период выплаты трудовой пенсии по старости есть разница между юридической предпосылкой – возрастом человека, дающим ему право на пенсию, и средней продолжительностью жизни человека в России (продолжительность жизни как юридический факт нельзя спрогнозировать). «Ожидаемый период выплаты пенсии» не является фактом правонаделительным или какой–либо юридически значимой предпосылкой, а является показателем, рассчитанным на основе данных статистики, который можно принять как субъективный фактор для обоснования чего-либо, а отнесенный на будущее время он не обладает юридическим смыслом.
Размер накопительной части трудовой пенсии по старости определяется по формуле:
НЧ = ПН / Т, где
НЧ - размер накопительной части трудовой пенсии по старости;
ПН - сумма пенсионных накоплений застрахованного лица,
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты накопительной части трудовой пенсии по старости, применяемого для расчета размера накопительной части указанной пенсии.
Анализ пенсионного
Накопительная часть трудовой пенсии - относительно новое понятие в пенсионном законодательстве27. Накопительная система больше соответствует принципам рыночной экономики, чем распределительная, однако это большой риск для Российской Федерации, особенно в условиях недостаточного развития финансового рынка и рынка ценных бумаг. Прежде чем переходить на накопительную систему, необходимо было выявить все стороны действия этой системы, изучить опыт тех стран, пенсионная система которых построена на накопительных принципах28.
Пенсионные взносы граждан поступают в ПФР, который ведет учет пенсионных средств на личных пенсионных счетах граждан. Раз в год, до сентября, ПФР должен рассылать гражданам выписку о состоянии их пенсионных счетов, результатах инвестирования средств пенсионных накоплений и необходимые документы для выбора управляющей компании. Все сведения о результатах инвестирования передаются управляющими компаниями в ПФР, и именно на нем лежит обязанность информирования граждан. Через ПФР будут также осуществляться пенсионные выплаты по накопительной части, порядок осуществления которых пока не определен.
§2. Трудовая пенсия по инвалидности
Инвалиды являются одной из наиболее стабильных и многочисленных категорий пенсионеров. Поэтому вопросы их пенсионного обеспечения представляются актуальными как с научной, так и с практической точки зрения29.
Федеральный закон от 17 декабря 2001 года «О трудовых пенсиях в Российской Федерации»30 предусматривает основания возникновения и порядок реализации права граждан на трудовые пенсии.
Право на трудовую пенсию по
инвалидности имеют граждане, признанные
в установленном порядке
В соответствии с Правилами, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 20 февраля 2006 года № 95, условиями признания гражданина инвалидом являются32:
При установлении гражданину группы инвалидности одновременно определяется в соответствии с классификациями и критериями, предусмотренными пунктом 2 настоящих Правил, степень ограничения его способности к трудовой деятельности (III, II или I степень ограничения) либо группа инвалидности устанавливается без ограничения способности к трудовой деятельности.
Инвалидность I группы устанавливается на 2 года, II и III групп - на 1 год.
Трудовая пенсия по инвалидности устанавливается
независимо от причины инвалидности, продолжительности
страхового стажа застрахованного лица,
продолжения инвалидом трудовой
Однако при полном отсутствии у инвалида страхового стажа, а также в случае наступления инвалидности вследствие совершения им умышленного уголовно наказуемого деяния или умышленного нанесения ущерба своему здоровью, которые установлены в судебном порядке, устанавливается социальная пенсия по инвалидности в соответствии с Федеральным законом «О государственном пенсионном обеспечении в Российской Федерации»33.
Трудовая пенсия по инвалидности определяется по формуле:
П = ПК / (Т x К) + Б, где
П - размер трудовой пенсии по инвалидности;
ПК - сумма расчетного пенсионного капитала застрахованного лица (инвалида) (статья 29.1 настоящего Федерального закона), учтенного по состоянию на день, с которого ему назначается трудовая пенсия по инвалидности;
Т - количество месяцев ожидаемого периода выплаты трудовой пенсии по старости (пункт 1 статьи 14 настоящего Федерального закона);
К - отношение нормативной продолжительности страхового стажа (в месяцах) по состоянию на указанную дату к 180 месяцам. Нормативная продолжительность страхового стажа до достижения инвалидом возраста 19 лет составляет 12 месяцев и увеличивается на 4 месяца за каждый полный год возраста начиная с 19 лет, но не более чем до 180 месяцев;
Б - фиксированный базовый размер трудовой пенсии по инвалидности.
Согласно подп. 4 и 5 п. 1 ст. 9 Федерального
закона от 16 июля 1999 г. № 165-ФЗ «Об основах
обязательного социального стра
Для установления факта наличия страхового стажа для лиц, самостоятельно обеспечивающих себя работой, необходимо, чтобы страховые взносы ими или за них были уплачены хотя бы один раз. При этом законодательство устанавливает следующие особенности уплаты страховых взносов, которые связаны с данной категорией лиц.
Согласно ч. 1 ст. 5 Федерального закона от 24 июля 2009 г. № 212-ФЗ «О страховых взносах в Пенсионный фонд Российской Федерации, Фонд социального страхования Российской Федерации, Федеральный фонд обязательного медицинского страхования и территориальные фонды обязательного медицинского страхования» (далее - Закон о страховых взносах) плательщиками страховых взносов являются страхователи, определяемые в соответствии с федеральными законами о конкретных видах обязательного социального страхования34.
В соответствии с п. 1 с т. 6 Федерального закона от 15 декабря 2001 г. № 167-ФЗ «Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации» страхователями по обязательному пенсионному страхованию являются: а) лица, производящие выплаты физическим лицам, в том числе: организации; индивидуальные предприниматели; физические лица; б) индивидуальные предприниматели, адвокаты, нотариусы, занимающиеся частной практикой.
Если страхователь одновременно относится к нескольким категориям страхователей, указанных в вышеприведенных п. «а» и «б», исчисление и уплата страховых взносов производятся им по каждому основанию.
В целях указанного Закона иные лица, занимающиеся частной практикой и не являющиеся индивидуальными предпринимателями, приравниваются к индивидуальным предпринимателям.
Согласно ст. 16 указанного Закона лица, самостоятельно обеспечивающие себя работой, должны уплатить всю сумму страховых взносов за текущий календарный год до 31 декабря этого года. При этом периодичность уплаты страховых взносов не установлена (следовательно, это может быть один платеж в течение года).