Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Декабря 2013 в 12:26, курсовая работа

Описание работы

Цель курсовой работы: рассмотреть умеренную социальную теорию постмодернизма Фредрика Джеймисона. В данной курсовой работе я попытался решить следующие задачи:
1.В общем дать представление о постмодернизме
2. Рассмотреть умеренную социальную теорию Фредерика Джеймсона
Объектом исследования в курсовой работе является постмодерн, как определенный период общественного развития.
Предметом исследования является умеренная социальная теория.

Содержание работы

Введение 3
Глава 1. Теоретические основы исследования постмодернизма. 4
1.1 Постмодернизм как объект исследования 4
1.2 Социология постмодернизма 7
Глава 2. Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон 12
2.1 Биография 12
2.2 Умеренная теория 14
Список используемой литературы 22

Файлы: 1 файл

Курсовая Болотов.docx

— 223.39 Кб (Скачать файл)

Министерство образования  и науки Российской Федерации

федеральное государственное  бюджетное образовательное учреждение

высшего профессионального  образования

«Российская академия народного  хозяйства и государственной  службы при Президенте РФ»

Институт государственной  службы и управления персоналом

Кафедра социологии управления

 

 

 

 

 

 

 

Умеренная постмодернистская  социальная теория: Фредрик Джеймисон

 

 

 

 

 

Курсовая работа

студента 2 курса

очного отделения

Болотова Евгения

Владимировича

 

 

Научный руководитель:

Чурин В.В.

 

Москва

2013

ОГЛАВЛЕНИЕ

 

Введение 3

Глава 1. Теоретические  основы исследования постмодернизма. 4

1.1 Постмодернизм  как объект исследования 4

1.2 Социология  постмодернизма 7

Глава 2. Умеренная  постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон 12

2.1 Биография 12

2.2 Умеренная  теория 14

Список используемой литературы 22

 

 

Введение

Некоторые социологи современности сделали вывод, что для социальных преобразований, которые произошли в   конце  XX – начале XXI века, старые классические определения и теории уже не подходят и эти преобразования нуждаются в новом подходе.

Постмодернизм — это одно из самых важных, интересных  и сложных явлений 20-го столетия. Признанный мастер постмодернизма известный учёный и писатель - итальянец У. Эко. Эко утверждает, что «Постмодернизм не фиксированное хронологически явление, а некое духовное состояние…» («Имя розы»).

Постмодернизм появился сразу после модернизма, отсюда и его название.  Основные признаки постмодернизма сформулировали философы-структуралисты: Ролан Барт и Джон Барт в 60 – 70-е годы 20-го века.  В 80-х процесс теоретического и практического осмысления и широкое развитие постмодернизма продолжалось. П. Зюскинд и Ю. Андрухович  связывают это как с крушением тоталитаризма (распад СССР), так и со сближением с массовой культурой.

Эта курсовая работа даст представление о социологических теориях постсовременности, а точнее о «постмодернистских» теориях.

Десятки социологов, философов  и других ученых современности не могут найти абсолютно точного  значения термина «постмодерн». Именно поэтому тема постмодерна очень актуальна в наши дни.

Цель курсовой работы: рассмотреть  умеренную социальную теорию постмодернизма Фредрика Джеймисона. В данной курсовой работе я попытался решить следующие задачи:

1.В общем дать представление о постмодернизме

  2. Рассмотреть умеренную социальную теорию Фредерика Джеймсона

Объектом исследования в  курсовой работе является постмодерн, как определенный период общественного  развития.

Предметом исследования является умеренная социальная теория. 

Глава 1. Теоретические основы исследования постмодернизма.

1.1 Постмодернизм как объект исследования

Постмодернизм появился сразу после модернизма, отсюда и его название.  Основные признаки постмодернизма сформулировали философы-структуралисты: Ролан Барт и Джон Барт в 60 – 70-е годы 20-го века.  В 80-х процесс теоретического и практического осмысления и широкое развитие постмодернизма продолжалось. П. Зюскинд и Ю. Андрухович  связывают это как с крушением тоталитаризма (распад СССР), так и со сближением с массовой культурой.

В 1980-е годы постмодернизм стал претендовать на выражение общей теоретической надстройки современного искусства, философии, науки, политики, экономики, моды и т.д. В основу постмодернизма положен принцип деконструкции, язык бессознательного, а так же концепция «открытого» текста. Одна из самых точных характеристик постмодернизма пренадлежит Ихабу Хасану - известному американскому критику. Он выделяет ряд следующих признаков постмодернизма:

    1. неопределенность;
    2. фрагментарность;
    3. «деканонизация» (борьба с традиционными ценностными центрами);
  1. отсутствие глубины;
  1. положительная ирония, утверждающая плюралистическую вселенную;
  2. смешение высокого и низкого жанра;
  3. работа на публику;
  4. срастание сознания со средствами коммуникации, способность приспосабливаться к их обновлению и рефлексировать над ними.

Американский философ и теоретик Фредрик Джеймисон утверждает, что зарождение постмодернизма можно связать с датами послевоенного бума в США (с конец 1940-х - начало 1950-х гг.), а во Франции - с установлением Пятой республики (1958 г.). По мнению американского теоретика Хага Д. Сильвермана: "У постмодернизма нет родины". Это означает, что постмодернизм это мультинациональное явление. В наши дни ситуацию постмодернизма переживают многие страны мира. Жак Деррид считает, что самая постмодернистская страна в мире сейчас это Япония.

Постмодернизм  появляется в связи с новой исторической реальностью, которая сложилась в мире через несколько лет после второй мировой войны. Формированию постмодернизма способствовали несколько факторов. Первый фактор это нехватка управленческих кадров в государстве. Постмодернизм явился посредником нового постиндустриального общества, которое приходило на смену традиционному буржуазному обществу. В постиндустриальном обществе менялись ценности: основные ценности традиционного общества - власть, деньги, производство – становились не главными. В новом, постиндустриальном обществе единственной, главной ценностью является информация. Второй фактор это растущая жестокость процессов взаимодействия между людьми. Третий фактор это появление и развитие в обществе новых социальных групп, которые раньше были отстающими, незначимыми. Например, экологические и феменистские движения.

Жан Франсую Лиотар в своей работе "Состояние постмодерна", которая была написана в 1979 году, впервые упомянул термин постмодерн в названии. В этой работе он отметил, что плодом рационалистического индустриального процесса являются тоталитаризм, противостояние юга и севера, а также Освенцим. После Аушвица (Освенцима) в мировой истории начинается новая эра, требующая новых правил художественного выражения. Эти правила и были обнаружены в искусстве постмодернизма.

 

1.2 Социология  постмодернизма

Понятие постмодернизма (или постсовременности) возникает в социологии в связи с необходимостью теоретического обобщения принципиальных и особых характеристик общества в отношении к различным теориям современности. Понятие современность включает в себя несколько измерений.

Формирование современности как  понятия и явления имеет длительную историю. Термин современность является синонимом слова "модерн", возникновение  которого относят к V в. н. э. Основная отличительная черта современных  обществ - это их ориентация на новое  во всех сферах социальной жизни, в  то время как основным мотивом  традиционного общества было сохранение уже устоявшихся поведенческих, материальных и духовные артефактов. Наблюдения над отношениями в  современном обществе служат базисом  теорий социального прогресса.

Эпоха современности возникает  в период Нового времени и простирается до наших дней. Теория современности  сформировалась усилиями социальных философов  и ученых различных направлений. К примеру, позитивизм соединят в  себе научное мышление с современностью. Подобного рода сциентические, рационалистические, а также и неомарксистские концепции не имеют отношения ни к идеалистическим,  ни к материалистическим теориям общества современности. Рационалистическая природа теорий современности не была существенным образом затронута ни концепциями адаптирующей роли социальных конфликтов Р.Дарендорфа и Л.Козера, ни социальными революциями в ряде стран.

Постсовременность заключает в себе два достаточно определенных смысла:

- онтологическое толкование представляет  её как особый тип социальной  реальности или общества;

- методологическим понимание подразумевает особый стиль социального мышления, соответствующий понятию постмодерна. Для первого подхода примером может служить статья Э.Гидденса "Постмодерн"1; книга З.Баумана "Мыслить социологически"2 может быть указана в качестве примера второго (но с определенными оговорками).

Постмодернизм может обозначать различные  процессы и явления. С начала второй половине ХХ столетия, возникнув, постмодернизм  затем развивался в архитектуре, искусстве, а затем и в социальных науках в узком смысле слова. Подобно  тому, как модернизм есть общая  платформа и завершение для различных  форм рациональности, так и постмодернизм  является результатом усилий социологов по выходу из рамок рационализма.

Постмодернизм в социальном мышлении (в особенности, в социологии) есть ни что иное, как эпистемологическое оформление интеллектуальных усилий по созданию типа мышления и методологии познания общества, основанной на иных предпосылках,  более широких, чем традиции рационализма.

В социологии постмодернизм рассматривает  большинство направлений и проблем, пересматривая и совершенствуя, прежде всего, институционально-структуралистские  теории. Объясняя и обосновывая подобные переходы, применяют понятие культурной порождающей модели, основы и понятийный аппарат которой созданы на рубеже XIX-ХХ столетий – как раз в то время, когда категории социального  пространства, времени и причинности  приобрели несвойственное им ранее  толкование моделей и средств  конструирования социальной реальности3.

К примеру, Н.Бердяев, рассматривая идеи О.Шпенглера, К.Леонтьева, З.Фрейда, Ф.Ницше, выделяет не только моменты борьбы культуры с цивилизацией, но и предсказывает иные, нерационалистические конфигурации истории.

Тем не менее, методологический аппарат  постмодернизма окончательно не оформлен. В частности, используемые им понятия и терминология заимствованы из разных сфер познания и культуры, а претензии различных авторов могут быть как скромными, частичными, так и радикально-парадигмальными.

Среди основных проблем постмодернизма выделяют и обсуждают:

- конец господства всеобщей  научно-рационалистической и до  сих пор единственной теории  социального прогресса; 

- процесс, в результате которого  эмпирические теории истины были  заменены на постэмпирические;

- повышение внимание к явлениям  бессознательного в социальных процессах и действиях;

- увеличение роли свободно конструируемых  теорий и оформление  плюрализма  концепций. 

Помимо сказанного выше, постмодернизм  находится в постоянном взаимодействии с теориями и проблемами постиндустриального  и посткапиталистического общества, а также способствует расширению прогностических возможностей социологии. Технологический уклад современности постепенно вытесняется и сменяется информационной природа общества постсовременности.

Основное утверждение постмодернизма можно сформулировать так: становление  нерационалистических причин социального консенсуса  и обоснование идеи, что общество не может исчерпываться только рационалистическими представлениями, которые служили основой рассуждений создателей теорий современного общества. Постмодернизм является экстериоризацией той части социального опыта, который не может быть выражен средствами институтов и прочих структур современности. Помимо этого, постмодернизм акцентирует свое внимание на иных тенденциях в социальной эволюции, чем это делали социологи, руководствуясь концепцией модернизма. Например, Ж.Лиотар в своих трудах подчеркивает деструктивный характер постмодернизма, который обусловлен тем, что в сфере интересов этого направления находится та сфера взаимоотношений, которая не включена в рамки консенсуса. Тем самым, посмодернизм можно считать своеобразной идеологией "расширяющейся социальной вселенной" и преодолением аутизма. Ведь неизвестно, кто лучше понимает реальность: те, кто находится в рамках консенсуса или те, кто находится вне его рамок.

Большое внимание в теории постмодернизма уделяется социальной коммуникации. Социальная коммуникация является центральной  категорией этого типа мышления; кроме  того, подчеркивается, что виртуальная  реальность детерминирует реальность объективную4.

З.Бауман задается вопросом о значении социологии в мире постмодерна. По его мнению, она должна превратиться из объективистской (правда уже видоизмененной идеями неомарксизма) в искусство интерпретации реальной действительности. Таким образом, выдвигается принцип "оборачивания" известного марксистского тезиса в условиях  стремления к частным моментам, обособлению современной культуры и общества. Задача социологии состоит в изучении опыта чужой жизни, проникновении в него и отыскании его смысла. Таким образом, происходит усиление герменевтических тенденций в социологическом мышлении и отмечается авторское присутствие в социальном мышлении5.

Информация о работе Умеренная постмодернистская социальная теория: Фредрик Джеймисон