Управление бизнесом в экстремальной ситуации

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Марта 2014 в 16:23, курсовая работа

Описание работы

Цель данной работы – дать обоснованный анализ управлению в условиях экстремальных ситуаций.
Задачи работы:
- исследование психологических особенностей управления в экстремальных ситуациях;
- изучение управления бизнесом в экстремальной ситуации.

Содержание работы

Введение ………………………………………………………………….....
1 Психология управления в экстремальных ситуациях ..............................
2 Управление бизнесом в экстремальной ситуации ....................................
Заключение ……………………………………………………………....... ...
Список использованных источников ……………

Файлы: 1 файл

контр.doc

— 129.50 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

 

Введение   ………………………………………………………………….....

1 Психология управления в экстремальных ситуациях ..............................

2 Управление бизнесом в экстремальной ситуации ....................................

Заключение ……………………………………………………………....... ...

Список использованных источников ……………………………………....    

  3

  5

 14

26

28


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

К управлению в экстремальных ситуациях можно отнести методику управления в условиях чрезвычайных ситуаций, большое внимание при этом следует уделить именно психологическому фактору.  Актуальность изучения данного вопроса вызвана тем, что в современных условиях жизни каждый человек, независимо от того, руководитель он или нет, должен уметь владеть собой в случае непредвиденных чрезвычайных обстоятельств и при необходимости брать на себя ответственность за руководство людьми, попавшими в чрезвычайную ситуацию.

Очевидно, что сформированная система предупреждения и ликвидации ЧС в регионе может выступать гарантом социально-экономической и психологической безопасности лишь при тесном взаимодействии заинтересованных министерств и ведомств (МЧС, МВД, Госгортехнадзора и др.) с администрациями республик, областей, городов и районов региона. В этих условиях проблема управления системой предупреждения и ликвидации ЧС является одной из ключевых. Огромную роль при этом играет человеческий фактор. Ибо по данным международных и отечественных экспертов 80% аварий и катастроф (транспортных, производственных, техногенных) происходит по причине ошибок, связанных с человеческим фактором, т.е. с психологией персонала. Поэтому психологические аспекты управления и деятельности в экстремальных ситуациях играют, как правило, решающую роль.

В данной работе также рассматривается управление бизнесом в экстремальной ситуации. Данная проблема является крайне актуальной в настоящее время, так как стрессы на рабочем месте стали едва ли не привычным положением вещей. Однако далеко не каждый человек способен выстоять в данной ситуации и сохранить самообладание, не говоря уж о том, чтобы уметь управлять людьми и прежде всего – управлять собой.

Цель данной работы – дать обоснованный анализ управлению в условиях экстремальных ситуаций.

Задачи работы:

- исследование психологических  особенностей управления в экстремальных  ситуациях;

- изучение управления бизнесом  в экстремальной ситуации.

Объектом исследования является управление как вид человеческой деятельности с целью воздействия на управляемый объект. Предмет исследования – это управление в условиях экстремальных ситуаций.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1 Психология управления в экстремальных ситуациях

 

Проблема управления в экстремальных ситуациях заключается в том, что, соглашаясь на словах с доминирующей ролью человеческого фактора, руководители и законодатели различных уровней, как правило, недооценивают или забывают о нем при формировании соответствующих программ и бюджетов. Например, в федеральной целевой программе «Повышение безопасности дорожного движения в 2006 - 2012 годах» психологическое обеспечение безопасности дорожного движения и его финансирование фактически отсутствуют. Поэтому существенного понижения количества ДТП, уменьшения количества погибших и раненых, что является основными целями многомиллиардной программы, отнюдь не происходит.

Между тем психологи могут оказать огромную практическую помощь в решении проблемы человеческого фактора и управления в экстремальных ситуациях. Рассмотрим для примера некоторые аспекты этой проблемы.

1. Прогнозирование деятельности  и поведения руководителей и  специалистов в условиях ЧС. Часто думают, что человек в условиях ЧС перестает быть самим собой и поэтому его поведение и действия предугадать и предусмотреть невозможно. Однако психологический анализ сотен случаев поведения и деятельности людей в условиях ЧС показывает, что стресс является своеобразным катализатором индивидуальных психологических особенностей личности. Человек в условиях ЧС не только не перестает быть самим собой, но, напротив, наиболее ярко проявляет свою сущность: смелый – смелость, осторожный - осторожность, трусливый – трусость, инертный – инертность, решительный - решительность и т.д. Поэтому вполне возможно с высокой вероятностью прогнозировать поведение человека.

Особенно важно прогнозировать надежность в экстремальной ситуации (как с целью предварительного подбора кадров, так и с целью их расстановки). Надежность в экстремальной ситуации - это свойство человека безошибочно, устойчиво, своевременно и с необходимой точностью выполнять поставленную задачу в условиях экстремальной ситуации.

Структуру надежности в экстремальной ситуации составляют: устойчивость психомоторной деятельности, психоэмоциональная устойчивость, устойчивость мышления, подготовленность, саморегуляция, стабильность. Эти компоненты надежности в экстремальной ситуации необходимы как для специалистов МЧС, МВД, пожарных, водителей транспортных средств и многих других, так и для руководителей.

Например, низкая устойчивость мышления, характеризуемая существенным смещением в сторону преобладания абстрактно-логического мышления обуславливает чрезмерную медлительность в условиях ЧС. Это чревато чрезмерным удлинением времени принятия решения вплоть до полного «зацикливания». В таких случаях человек вновь и вновь анализирует ситуацию, но так и не может принять решение. Характерный для процесса принятия решений этап борьбы мотивов приобретает здесь гипертрофированный характер и превращается в психологическую пытку. Бездействие еще более усиливает типичный для экстремальной ситуации дефицит времени. Это все более ухудшает реальное положение вещей и усиливает стресс по принципу «снежного кома». И даже если «вымученное» в таких условиях решение будет, наконец, принято, то оно может оказаться неадекватным вновь изменившейся ситуации. Ибо если процесс принятия решений существенно отстает от темпов изменения ситуации, то вероятность адекватных решений крайне мала.

Важно и то, что существенное смещение мышления в абстрактно-логическую сторону обуславливает обостренное недовольство собой, стремление к «самокопанию», самобичеванию, самоуничижению. Эти процессы нередко «зацикливаются», превращаются в самоцель и не влекут за собой необходимой самокоррекции, конструктивных подходов в решении практических задач. Тем более, в случаях необходимости взаимодействия с другими людьми. Ибо существенный аналитический перекос мышления закономерно обуславливает интровертированность (замкнутость) человека, затрудняет его контакты с другими людьми. В крайних проявлениях это приводит к «реакции кролика», характеризуемой психологическим ступором и полной неспособностью принимать адекватные решения и правильно действовать в условиях ЧС.

Низкая устойчивость мышления, характеризуемая смещением в сторону преобладания эмоционально-образного компонента, обуславливает быстроту принятия решений. Но эти решения отнюдь не всегда правильны, что еще более обостряется по мере осложнения экстремальной ситуации. Такой человек склонен принимать поспешные, необдуманные и неправильные решения. Их результатом являются мгновенные, но неадекватные действия, последствия которых имеют непредсказуемый, обычно отрицательный характер.

Крайние проявления смещения мышления в эмоционально-образную сторону в сочетании с чрезмерной психоэмоциональной напряженностью могут привести к так называемой «реакции льва». Она характеризуется скачкообразным повышением физической активности и физической силы, сокращением времени реакции принятия решения и мгновенным быстродействием. Все это, однако, как правило, имеет выраженный характер несправедливой агрессии, которая отличается, во-первых, чрезмерностью даже на мнимую опасность. Такой руководитель может в оскорбительной форме отстранить нижестоящего начальника по подозрению в недоработке. Во-вторых, такая агрессия часто бывает направлена на человека или группу людей, не причастных к данной ситуации (когда сотруднику «достается» только за то, что он «попался под горячую руку»).

Целью «реакции льва» чаще является не решение практической задачи, а психологическая разрядка через агрессивное поведение. Вместе с тем бывают случаи, когда «реакция льва» помогает человеку выжить в сложной экстремальной ситуации или помочь другим людям. Известны случаи, когда физически слабый человек приподнимал заведомо неподъемную для него тяжесть, чтобы освободить ребенка.

Существенное эмоционально-образное смещение мышления обуславливает недооценку человеком серьезности ситуации, неадекватную эйфорию. В поведении и деятельности человека появляется чрезмерная легковесность в принятии и осуществлении ответственных решений, нередко в сочетании с неадекватным весельем. Это может повлечь за собой серьезные упущения и ошибки, особенно в случаях управления коллективной деятельностью. Ибо такое смещение мышления обуславливает также повышенную общительность, легковесность и безответственность в отношениях с людьми и руководстве ими.

Велика роль и психоэмоциональной устойчивости – как способности не повышать напряженность психического состояния в экстремальных ситуациях. Недостаточная психоэмоциональная устойчивость обуславливает недостаточную психологическую надежность, которая может привести, в свою очередь, к аварийным ситуациям, социально-психологическим конфликтам, сбоям и отказам в деятельности.

 Кроме того, низкая психоэмоциональная  устойчивость в условиях напряженной  и опасной работы нередко является  причиной эмоциональных срывов, расстройств и соматических заболеваний, т.е. негативно влияет на здоровье (гипертония, язвенная болезнь и т. д.).

Важную роль в эмоциональной сфере человека в условиях ЧС играет и саморегуляция психоэмоциональных состояний. К сожалению, очень многие люди не владеют методами и техникой саморегуляции психоэмоциональных состояний. Часто усилия, направленные на понижение психоэмоционального напряжения, дают противоположный эффект и являются дополнительным источником напряженности.

Существенно, что существует реальная возможность не только диагностировать компоненты надежности в экстремальной ситуации, но и развивать их.

2. Вооружение руководителей различного  уровня психологическими знаниями  об особенностях управления в  экстремальных ситуациях. Практика  показывает, что даже высокопрофессиональный и опытный руководитель в условиях ЧС может оказаться беспомощным. Ибо управление в экстремальных ситуациях требует от руководителя специальных знаний и умений, нередко ЧС ломает устоявшиеся представления руководителей.

Например, общепринято полагать, что из трех основных стилей руководства, к которым, как известно, относятся авторитарный, либеральный и демократический, наилучшим является демократический. Для повседневной работы это, разумеется, правильно. Данный стиль оправдан также на этапе предупреждения чрезвычайной ситуации и, отчасти, на этапе реабилитации ее последствий. Однако в самой экстремальной ситуации, отличающейся дефицитом времени, процедура демократического, коллегиального поиска решений может обернуться несвоевременностью принятия решений, что чревато неоправданными жертвами и потерями.

Поэтому на этапе оперативного реагирования и, в ряде случаев, в ходе ликвидации последствий ЧС оптимальным является автократический или авторитарный стиль руководства. Руководитель в целях необходимой оперативности решений берет на себя всю полноту власти и всю полноту ответственности.

3. Формирование команды. На всех  этапах деятельности, связанной  с ЧС, очень важна согласованность  действий руководителей различных  уровней и специалистов. Важнейшим условием этого является психологическая совместимость и взаимодополняемость.

Психологический принцип подбора единой команды основан на закономерности «Одноименные заряды отталкиваются, а разноименные – притягиваются». Это значит, что при формировании оперативных групп целесообразно включать туда людей с разным типом мышления, разным темпераментом, разными социально-психологическими свойствами. Несоблюдение этого принципа чревато конкурентными отношениями, конфликтами и невыполнением поставленных задач в условиях ЧС.

Например, если все члены оперативной группы имеют абстрактно-логический тип мышления, то они будут принимать поэтапные, скрупулезные, логически оправданные, но очень медленные, запоздавшие решения. Если же все члены оперативной группы имеют эмоционально-образный тип мышления, то их решения будут очень быстрыми, но недостаточно взвешенными из-за излишней поспешности, слишком эмоциональными, вплоть до авантюризма и противоправных действий. Поэтому в единую команду лучше включать примерно равное количество представителей разного типа мышления. Они будут уравновешивать и дополнять друг друга.

Информация о работе Управление бизнесом в экстремальной ситуации