Автор работы: Пользователь скрыл имя, 07 Мая 2013 в 16:14, курсовая работа
Управление социальной работой является необходимым условием для функционирования любой социальной организации, под которой понимается группа из двух человек и более, деятельность которых сознательно координируется для достижения поставленных целей. Организации создаются людьми и являются элементом общественной системы. Зависимость общества от деятельности организаций позволяет рассматривать последние не только как объекты общественного воздействия, но и как активные субъекты, влияющие на жизнь общества
Объект и субъект
управления и существующие между
ними разнообразные связи составляют
систему социального
Эффективность социальной
работы в современных рыночных условиях в России во многом определяется
качеством ее организации и управления.
В то же время теория управления социальной
работой мало исследована, и в числе ее
главных научных проблем можно назвать
следующие:
- разработка теоретических основ управления
в социальной работе, формулировка его
концепции и дерева целей;
- исследование организационных структур
управления социальной работой, обоснование
рекомендации по использованию их типовых
форм на федеральном и региональном уровнях;
- моделирование деятельности социальных
служб, использование математических
методов при исследовании проблем организации
социальной работы;
- разработка критериев, позволяющих оценивать
качество функционирования системы управления
социальной работой, и методик оценки
деятельности ее подразделений и персонала;
- исследование информационных основ управления
в социальной работе, создание современного
банка данных;
- разработка научных методов прогнозирования
социальной работы, совершенствование
качественных и количественных методов
прогнозирования;
- разработка алгоритмов организации личной
работы социальных управленцев и оптимальных
вариантов делегирования полномочий сотрудникам
органов управления социальной работой;
- исследование методов мотивации социальной
работы, обоснование предложений по использованию
содержательных и процессуальных теорий
мотивации.439[Основы социальной работы:
Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд.,
испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 560 с. (Высшее
образование).]
Необходимо отметить, что в управлении социальной работой все направления ее деятельности рассматриваются в комплексе социокультурных и экономических задач.
Социальный комплекс предусматривает:
• конкретную социальную защиту определенных категорий населения;
• развитие системы медицинского обслуживания;
• укрепление правопорядка и борьбу с преступностью;
• разработку и реализацию отдельных программ по работе с молодежью;
• реализацию программ общего и специального образования, воспитания детей;
• торговое и бытовое обслуживание льготных категорий населения;
• развитие объектов и инфраструктуры социальной защиты населения [4, с.13]. 4) Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко.- М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 1999.- 288 с.
Принципы социального управления – правила, основные положения и нормы поведения, которыми руководствуются органы управления в социальных условиях, сложившихся в обществе. Они определяют требования к системе, структуре, процессу и механизму социального управления.
Принципы управления представляют собой результат обобщения людьми объективно действующих законов и закономерностей, присущих им общих черт, характерных фактов и признаков, которые становятся общим началом их деятельности. Следовательно, принципы социального управления – это руководящие идеи, исходные положения, отражающие законы развития отношений управления.
К основным принципам социального управления относят:
- единоначалие в принятии решений и коллегиальность при обсуждении;
- единство воздействия всех методов управления для поддержания целостности социальной системы;
- сочетание отраслевого и территориального управления;
- приоритетность в
достижении стратегических
- научность социального управления, его прогнозирование;
- мотивация (стимулирование) труда;
- ответственность за
результаты социального
- рациональный подбор, подготовка, расстановка и использование кадров;
- экономичность и эффективность управления;
- системность (рассмотрение
объекта или субъекта
- иерархичность (рассмотрение
систем как многоступенчатых, многоуровневых,
которые требуют деления на
элементы; при этом каждая ступень
управляет нижестоящей
- необходимость разнообразия
(управляющая система должна
- обязательность обратной
связи (получение информации о
результатах воздействия управл
- сочетание единоначалия и коллегиальности;
- ситуационное управление по прогнозированию возмущений;
- программно-целевое обеспечение;
- делегирование полномочий;
- гуманизм и нравственность в управлении;
- гласность в принятии решения.
Принципы управления позволяют формировать систему методов и выбирать каждый метод в отдельности, однако каждый отдельный метод не имеет такого же воздействия на принципы управления.
Принципы социального управления должны:
- основываться на законах развития общества, законах управления;
-соответствовать целям
социального управления и
- учитывать временные
и территориальные аспекты
- в необходимых случаях
иметь правовое оформление, получать
закрепление в различных
Системы принципов управления изменяются в процессе развития социального управления. Тем не менее основные принципы управления полностью исчезнуть не могут, так как выражают общие требования к системе социального управления. Формы и методы использования этих принципов на различных этапах социального развития могут и должны быть различными.22 учеб.пособие / Отв. Ред. П.В. палехова. – М.: ИНФРА – М, 2008.- 128 с. – (Высшее образование).
1.3. Развитие практики и обучение менеджменту социальной работы
Динамичная ситуация
С начала 90-х годов в Российской Федерации началось быстрое развитие системы социальной защиты населения.
Оценивая попытки проведения реформ
в социально-экономической
Во-первых, меры по реформированию экономики привели и приводят к дальнейшему ухудшению ее состояния (динамика «в минус»).
Во-вторых, несмотря ни на что, удалось создать разветвленную систему социальной защиты, которая в определенной мере смягчает удары со стороны слабеющих экономики и науки (динамика «в плюс»).
В-третьих, руководителями, специалистами и «полевыми» работниками в системе соцзащиты являются в основном женщины, которые решили «горящие» задачи и создали основу для дальнейшего развития этой системы (динамичные женщины).
Потребности кадров
Динамичная ситуация сформировала определенные потребности у кадров. Применение быстрых и более глубоких методов анализа позволило выявить и проранжировать эти потребности.
На первом месте находится потребность в «защите защищающих». Эта, на первый взгляд, парадоксальная потребность заключается в выражениях «психолог без психологии», «педагог без педагогики», «соцзащитник без соцзащиты». То есть аудитории» выявляются потребности конкретных обучаемых в области МСР. Такие методы являются довольно эффективными, поскольку не требуют больших затрат времени и средств, позволяют составлять обучающие программы «под потребности», а также применять гибкие обучающие технологии.
Технологии обучения МСР
Это один из ключевых вопросов, независимо от контингента обучаемых. Все технологии обучения менеджменту можно разделить на следующие виды:
1) инновационные;
2) «диагностика - консалтинг - обучение»;
3) традиционные;
4) комбинированные.
Инновационные технологии используются в тех случаях, когда требуется концентрация усилий работников данного учреждения соцзащиты на анализе и выработке предложений по решению практических проблем. Только работники данной микросистемы обладают разнообразной информацией, позволяющей превращать «неизвестную проблему» в варианты решений. Эта технология имеет и параллельное действие, позволяя участникам процесса обучения разрешать на ходу вопросы психологической совместимости, делового этикета, перехода индивидуальных решений в групповые и т.д.
Технология «диагностика — консалтинг — обучение» соединяет три роли в преподавателе: аналитик (совместно с обучаемыми), консультант и собственно преподаватель. При этом обучение базируется на конкретном материале, полученном при диагностике проблем и в процессе консультирования. При необходимости используется информация общетеоретического характера.
Традиционные технологии (лекции, семинары), исполняемые чисто традиционно, хорошо работают первые 45 минут, а затем начинается «тренинг по преодолению сна», требующий от преподавателя различных средств взбадривания аудитории. Как правило, современные традиционные технологии отличаются хорошо сбалансированным лекционным (установочным) материалом и активно-деятельностными средствами его усвоения.
Комбинированные технологии включают средства предыдущих технологий, сочетание которых определяется конкретными задачами обучения МСР.
Результаты обучения МСР
Преподавание МСР для
эффект заимствования «нужного мне опыта». Это довольно распространенный результат, когда в процессе обучения практик находит предварительные решения интересующих его проблем;
эффект пополнения знаний и навыков: их становится больше, чем было до обучения. Это расширяет арсенал средств, используемых «человеком работающим»;
эффект обновления знаний и навыков: на смену устаревшим знаниям приходят новые, необходимые в современной практике управления;
эффект совершенствования
эффект «свежего взгляда» на свою деятельность, работу подразделения, формы и методы управления и т.д. позволяет внести необходимые изменения;
эффект более профессиональной работы является как бы суммой всех предыдущих эффектов и, следовательно, конечным результатом преподавания менеджмента социальной работы.[ Менеджмент социальной работы: Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: ВЛАДОС, 19992001. - 288 с.]
Учеб. пособие для вузов / Под ред. Е.И. Комарова и А.И. Войтенко. - М.: ВЛАДОС, 19992001. - 288 с.
Основы социальной работы: Учебник/ Отв. ред. П.Д. Павленок. – 3-е изд., испр. и доп. – М.: ИНФРА-М, 2009. – 560 с. (Высшее образование).
Организация, управление и администрирование в социальной работе: учеб.пособие / Отв. Ред. П.В. палехова. – М.: ИНФРА – М, 2008.- 128 с. – (Высшее образование).
Холостова е.И. Социальная работа: учебное пособие . – М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков К», 2004. – 692с.