Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Апреля 2015 в 15:35, курсовая работа
Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиоприёмник, чтобы устранить неисправность в его работе. Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д.
Введение
Объект социальной работы
Субъект социальной работы
Содержание и средства социальной работы
Управления и цели как структурные элементы социальной работы
Заключение
Список литературы
Содержание
Введение
Объект социальной работы
Субъект социальной работы
Содержание и средства социальной работы
Управления и цели как структурные элементы социальной работы
Заключение
Список литературы
Приложение
ВВЕДЕНИЕ
В 1991 г. в Российской Федерации была введена принципиально новая для нашей страны профессия – социальный работник. Специалистов в этой области готовят на курсах, в школах, лицеях, средних специальных учебных заведениях и вузах.
Сеть высших учебных заведений, приступивших к подготовке и переподготовке специалистов по социальной работе, неуклонно расширяется. В 1990/1991 учебном году их было 8, сейчас – более 70. Профильная направленность вуза предопределяет специализацию их выпускников. Ныне большая часть вузов готовит специалистов-организаторов социальной работы с населением, специалистов по работе с различными группами (безработными, молодежью, детьми, пожилыми ит.д.).
Часть вузов готовит
специалистов в области
Социальная работа относится к одному из многочисленных видов деятельности.
Есть экономическая, политическая, правовая, культурная, техническая, научная и другие виды деятельности. И есть социальная работа – особый вид деятельности.
Почему её следует отнести к особым видам деятельности? Деятельностью называется совокупность действий человека, направленная на желаемое изменение какого-либо предмета. Столяр хочет сделать из куска дерева стол. Физик стремится зафиксировать переходы электрона из одного состояния в другое.
Письменная экзаменационная работа | |||||||
Пояснительная записка |
Стадия |
Лист |
Листов | ||||
Преподаватель |
Фамилия |
Подпись |
Дата |
У |
|||
УНПО №______гр № ___________ | |||||||
Преподаватель |
Фамилия |
Подпись |
Дата | ||||
Мастер по ремонту радиоаппаратуры разбирает и собирает радиоприёмник, чтобы устранить неисправность в его работе. Социальный работник беседует со своим клиентом, чтобы снять у него психологический стресс, помочь ему войти в нормальный ритм жизни, или оказывает помощь человеку, прикованному болезнью к постели, в приобретении продуктов, предметов личной гигиены и т.д.
Каждый выполняет какие-либо действия, направленные на достижение цели и вызванные состоянием объекта, которым он занимается. У столяра – кусок дерева, у физика – электрон, у социального работника – человек, нуждающийся в помощи, не способный решить свои проблемы без посторонней помощи.
Совокупность действий каждого, связанная с влиянием на предмет в желаемом направлении, порождает соответствующую деятельность. Особенность, характер каждого вида деятельности порождается особенностями его предмета.
Социальной работой называется деятельность, направленная на оказание помощи людям, нуждающимся в ней, не способным без посторонней помощи решить свои жизненные проблемы, а во многих случаях и жить.
Любая деятельность, в том числе и социальная работа, имеет свою структуру, каждый элемент которой необходим, органически связан и взаимодействует с другими, выполняет особые функции. Такого рода структуры называются целостными системами. Социальная работа представляет собой целостную систему.
Попытаемся это доказать путём анализа структуры социальной работы. Её структура состоит из нескольких относительно самостоятельных, но в то же время зависимых друг от друга элементов или, как ещё говорят, компонентов. Это – субъект, содержание, управление, объект и связывающие их в единое целое средства, функции и цели.
Схема (см. Приложение схема 1.)
Всякая схема
упрощает суть изучаемого
Последовательность перечисления компонентов не случайна: любая деятельность совершается в направлении от субъекта к объекту, хотя именно объект, стоящий в конце перечисления, является главным, определяющим суть и характер деятельности фактором.
Поэтому и характеристику социальной работы правомерно начинать с объекта.
ОБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Объектом социальной работы служат люди, нуждающиеся в посторонней помощи:
старики, пенсионеры, инвалиды, тяжелобольные, дети; люди, попавшие в трудную жизненную ситуацию – беду; подростки, оказавшиеся в дурной компании, и многие другие.
Таких в России – несколько десятков миллионов. По последним данным, опубликованным в печати, в стране:
Пенсионеров – 34,8 млн.;
Инвалидов – свыше 6 млн.;
Детей-инвалидов – 453,6 тыс.;
Злоупотребляющих спиртным
и больных алкоголизмом –
Употребляющих наркотики – почти 2 млн.;
Страдающих психическими заболеваниями – около 4,5 млн.;
Проституток (только в крупных городах) – более 120 тыс.;
Ежегодно совершается самоубийств – 50-80 тыс.;
Ежегодно совершается преступлений – от 2 до 3 млн.;
Число отбывших различные сроки в тюрьмах – 15-17% от всего населения страны
За последние 40 лет осуждены и отбыли наказание в исправительно-трудовых учреждениях – примерно 40 млн. человек;
Число неполных семей (во главе, как правило, с матерью) приблизилось к миллиону;
В 1994 г. на 1080,6 тыс. браков пришлось 680,5 тыс. разводов;
Беженцев и вынужденных переселенцев в 1994 г. – 702 451 человек;
Безработных – 5 млн. 250 тыс. человек.
Такова неполная социально-демографическая характеристика объекта социальной работы в современной России. Названы далеко на все группы людей, нуждающихся в социальной помощи. Каждый из этих десятков миллионов человек – уникальная личность, с неповторимым складом ума, психики, сложнейшей биографией. Это требует от социального работника исключительного такта, проникновения в судьбу человека, сострадания, многостороннего знания, разнообразных умений, величайшей терпеливости и самоотдачи.
СУБЪЕКТ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Все функции по оказанию помощи нуждающимся выполняет субъект социальной работы. К субъекту относятся всё те же люди и организации, которые ведут социальную работу и управляют ею. Это и государство в целом, осуществляющее социальную политику. Это и благотворительные организации, общества милосердия типа Общества Красного Креста и Красного полумесяца. Это и общественные организации: Детский фонд им. В.И. Ленина, Российская ассоциация социальных служб, Ассоциация социальных педагогов и социальных работников, Союз офицеров и др.
Но главным субъектом социальной работы являются, разумеется, не организации, не объединения, а люди, занимающиеся социальной работой профессионально или на общественных началах.
Профессиональных работников не так много. Всего в мире профессиональных работников насчитывается 500 тыс. человек. Эти люди имеют дипломы, свидетельствующие о том, что им официально присвоена специальность «социальный работник». В России в результате принятых в последние годы мер подготовлено несколько десятков тысяч профессиональных социальных работников.
Основная нагрузка по социальному обслуживанию нуждающихся падает на плечи непрофессиональных работников, не имеющих специального диплома и занимающихся социальной работой в силу сложившихся обстоятельств. Например, в трёх крупных городах Швеции – Стокгольме, Гётеборге и Мальме в 1990 г. Профессиональных работников насчитывалось 3,5 тыс. человек, а непрофессиональных – 46,5 тыс. человек. Социальной работой по совместительству занималось 2600 сельских почтальонов, обслуживающих более 1 млн. человек.
В России недипломированных специалистов, но профессионально занимающихся социальной работой в различных службах социального обеспечения, страхования, здравоохранения, туристических, детских организациях насчитывается по различным источникам до 1 млн. человек. Только в отделениях социальной помощи на дому, появившихся в 1985 г., на начало 1991 г. работало 504 тыс. человек.
За прошедшие годы их количество, несомненно, увеличилось, но точной цифры пока нет, так как статистический учёт этой категории специалистов пока не налажен. Не совсем ясен и их статус. Считать ли работников туристических организаций, занимающихся организацией туристических походов по выходным дням, настоящими профессионалами, - сказать трудно. В статистических органах они учитываются как спортивные работники.
Совсем нет сведений о том, сколько граждан России занимается социальной работой на общественных началах. Но здравый смысл подсказывает, что их, вероятно, около 8-10 млн. человек, так как по среднемировой статистике на одного социального работника приходится по 10-15 млн. человек, а по приведённым данным в России нуждающихся в социальной помощи примерно 100 млн. человек. Надо иметь в виду, что эти цифры во многом гипотетичны, условны и носят в основном ориентировочный характер.
Говоря о субъекте социальной работы, важно иметь в виду ещё одно обстоятельство.
Среди них есть те, кто в основном занимается организацией социальной работы (их можно назвать организаторами или управленцами), а есть те, кто непосредственно оказывает социальную помощь. Их условно можно назвать практическими социальными работниками.
СОДЕРЖАНИЕ И СРЕДСТВА СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ
Следующим обязательным компонентом социальной работы как системы является содержание. Оно непосредственно вытекает из функций работы. В самом общем её плане функциями являются: информационная, диагностическая, прогностическая, организационная, психолого-педагогическая, оказание практической помощи, управленческая.
Свою деятельность социальный работник начинает со сбора сведений о её объекте. Выясняет пол, возраст, состояние здоровья, условия жизни, способность самостоятельно обеспечивать себя всем необходимым для жизни, материальный достаток, семейное положение, соседское окружение, особенности психики, характера и т.д. Одним словом, занимается информационной работой.
На основе собранных сведений о своих будущих подопечных социальный работник ставит «диагноз»: оценивает объём, виды работ, режим своей деятельности, трудности, формы методы, составляет для себя распорядок рабочего дня, планирует физические и материальные затраты и пр.
Параллельно с «диагнозом» социальный работник выстраивает и диагноз своей деятельности: трудно - легко ему будет работать, сможет ли или нет оказать действенную помощь, с какими официальными и неофициальными организациями ему придётся заниматься «пациентом» и т.п.
В зависимости от характера социальной помощи (оказание, к примеру, социально- бытовой помощи одинокому больному или снятие психологического стресса) строится и план работы, определяется её содержание и вид практической помощи.
Независимо от того, является ли социальный работник организатором или практическим работником, ему в той или иной мере приходится заниматься управленческой деятельностью. Управление социальной работой также составляет важный и необходимый компонент её содержания.
Социальная работа осуществляется с помощью средств. Средствами называются все те предметы, орудия, приспособления, действия, с помощью которых достигаются цели деятельности. Многообразие функций социальной работы вызывает и многообразие её средств. Перечислить их практически невозможно. Это и слово, и авторучка, и специальные учётные бланки, и телефон, и деловые связи, и приёмы психотерапии, и личное обаяние и т.д. Важно иметь в виду, чем богаче арсенал средств, которыми располагает и хорошо владеет социальный работник, тем успешнее его деятельность. Выбор и применение тех или иных средств целиком зависит от характера и особенностей объекта социальной работы. Одно дело лежачий больной, другое – кормящая мать-одиночка. Набор средств в этих случаях существенно различается.
УПРАВЛЕНИЕ И ЦЕЛИ КАК СТРУКТУРНЫЕ ЭЛЕМЕНТЫ СОЦИАЛЬНОЙ РАБОТЫ.
Социальная работы немыслима без такого компонента, как управление. Оно включает в себя оценку состояния объекта, планирование, выработку и принятие решения, учёт и контроль, координацию, организационное и материально-техническое обеспечение, подбор, подготовку и воспитание кадров социальной работы. Все эти управленческие действия выполняют абсолютно все социальные работники, независимо от того, относятся ли они к управленческим или практическим социальным работникам.
Чтобы управление социальной работой шло успешно, социальным работникам надо много знать, причём не только в сфере своей непосредственной деятельности, но и во многих других областях общественной жизни, зачастую далеко отстоящих от социальной работы. Нужно хорошо представлять социальную структуру общества, систему управление страной и конкретно социальной работой, свои собственные права и обязанности и своих клиентов, всё законодательство по вопросам социального обеспечения и помощи, основы социологии, социальной психологии, педагогики, социальной работы. Нужно знать и уметь многое.
Информация о работе Управления и цели как структурные элементы социальной работы