Уровень и качество жизни населения

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Января 2013 в 09:23, курсовая работа

Описание работы

Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.
В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

Содержание работы

Введение

Глава 1. Теоретические подходы к определению уровня и качества жизни населения

1.1 Понятие уровня и качества жизни населения

1.2 Индикаторы измерения уровня и качества жизни

Глава 2. Основные показатели уровня и качества жизни населения

2.1 Показатели уровня и качества жизни населения России

2.2 Основные направления повышения уровня жизни населения России

Заключение

Список литературы

Файлы: 1 файл

курсовая1.doc

— 159.50 Кб (Скачать файл)

pda.tr200.biz РазделыРефераты >> Экономика 

 

Курсовая работа: Уровень и качество жизни населения

(Cтраница 1 из 1)

 

 

 

 

Введение

 

Глава 1. Теоретические подходы  к определению уровня и качества жизни населения

 

1.1 Понятие уровня и качества  жизни населения

 

1.2 Индикаторы измерения уровня  и качества жизни

 

Глава 2. Основные показатели уровня и  качества жизни населения

 

2.1 Показатели уровня и качества  жизни населения России

 

2.2 Основные направления повышения  уровня жизни населения России

 

Заключение

 

Список литературы

 

 

Введение

 

 

В эпоху глобализации и углубления интеграционных процессов, расширения внешнеэкономических связей и различных  форм экономического сотрудничества наличие  сопоставимой информации является необходимым  условием для оценки экономического и социального положения страны в мире. В настоящее время результаты сопоставлений широко используются международными организациями, национальными государственными органами и неправительственными организациями разных стран, журналистами и учеными для аналитических и практических работ.

 

Уровень жизни занимает центральное  место в социально-экономической  жизни общества. В цивилизованных странах главная задача государства - это обеспечение достойного уровня и качества жизни населения. В  современных преобразованиях рыночной экономики проблема повышения уровня и качества жизни становится очень важной. Именно с социальной функцией политики государства общество связывает всевозрастающие ожидания относительно повышения качества и уровня жизни. От решения данной проблемы во многом зависит направленность и темпы дальнейших преобразований в стране и в конечном счете политическая, а следовательно и экономическая стабильность в обществе. В связи с этим необходимо четко представлять сущность данного понятия, его роли в жизни государства. В последние годы тема стала особенно актуальна, так как вследствие мирового экономического кризиса показатели уровня и качества жизни значительно снизились. Кризис заставил по новому взглянуть на индикаторы и показатели уровня и качества жизни. Очень важно знать от каких показателей зависит качество и уровень жизни, поэтому необходимость теоретического исследования взаимосвязи уровня экономического развития страны и составляющих качества жизни населения предопределяют актуальность моего исследования и его практической значимости.

 

Изучению вопросов повышения жизненного уровня были посвящены работы многих экономистов. Значительную роль в разработке их методологических основ сыграли  труды К. Маркса. Исследованиями в  этой области занимались С.Л. Брю, Дж.М. Кейнс, Ф. Котлер, А. Маслоу, С. Фишер и др. Зарубежными авторами разработаны национальные модели уровня жизни, показатели их оценки, механизмы регулирования.

 

В нашей стране развитие систематических  оценок уровня жизни населения принадлежит  одному из выдающихся ученых - Вайнштейну

 

Немалый вклад внесли: Бузляков Н.И., Капустин Е.И., Майер В.Ф., Римашевская  Н.М. и др. Отдельно следует отметить исследования Всероссийского центра уровня жизни, проведенные под руководством В.Н. Бобкова. В трудах отечественных авторов нашли отражение проблемы повышения уровня жизни, разработка и классификация индикаторов уровня жизни.

 

В последние десятилетия смысл, который ученые придают термину "уровень жизни", и вкладываемое в него содержание претерпели серьезные  изменения. До недавнего времени специалисты в области измерения уровня жизни располагали всего двумя давно сложившимися, традиционными подходами к решению этой задачи. Оба подхода, как выяснилось, имеют серьезные недостатки, осмысление которых позволило поставить вопрос об идеальном с теоретической точки зрения показателе уровня жизни, т. е ориентире, к которому следует стремиться в прикладных исследованиях и практических измерениях. Существующие разногласия в методологии определения уровня жизни, недостаточно целенаправленный анализ его показателей, высокая социальная цена осуществленных в России экономических реформ обусловливают необходимость тщательного изучения указанных позиций и подтверждают актуальность темы данной курсовой работы.

 

Основная цель данной работы - проанализировать специфику понятий "уровень жизни" и "качество жизни", изучить наиболее важные показатели и рассмотреть состояние уровня и качества жизни в Российской Федерации.

 

В связи с этой целью, поставлены основные задачи работы - дать определение понятий уровень жизни и качество жизни, описать индикаторы измерения, раскрыть важность изучения данных понятий, на основе анализа определить современное состояние уровня и качества и качества жизни населения России, а также обозначить основные направления повышения уровня жизни РФ.

 

Предмет исследования определяется как  совокупность экономических отношений, обусловливающих уровень жизни  населения. Объектом исследования является уровень жизни населения и  влияющие на него условия как определенный срез социально-экономических отношений.

 

 

Курсовая работа состоит из 4 глав, введения, заключения, списка литературы и необходимого приложения.

 

Глава 1. Теоретические подходы  к определению уровня и качества жизни населения

 

 

1.1 Понятие уровня и качества  жизни населения

 

 

Понятия "уровень жизни" и "качество жизни" являются предметом изучения многих дисциплин. В современной  научной литературе эти понятия  трактуются по-разному в зависимости  от целей и задач исследования.

 

Подход с точки зрения производства рассматривает уровень жизни в зависимости от уровня развития производительных сил, структуры и эффективности общественного производства. Так, Н.И. Бузляков отмечает: "… в экономической литературе наиболее распространено представление об уровне жизни как о количестве потребляемых материальных, культурно-бытовых и социальных благ и степени удовлетворения потребностей в них на достигнутой стадии развития производительных сил" [4, с.72].

 

Несколько иной подход к пониманию  уровня жизни населения определяет И.И. Елисеева: "Под уровнем жизни понимаются обеспеченность населения необходимыми материальными благами и услугами, достигнутый уровень их потребления и степень удовлетворения разумных потребностей", "денежная же оценка благ и услуг представляет собой стоимость жизни" [3, с.34].

 

Директор Всероссийского центра уровня жизни В. Бобков рассматривает уровень  жизни с точки зрения потребления: "В современной интерпретации  понятием "уровень жизни" характеризуются  доходы, людей не как таковые, а  выраженное в денежной и условно денежной форме потребление ими разнообразных потребительских комплектов" [12, с.58]

 

А.Г. Крыжановская дает следующее определение: "Качество жизни - категория, с помощью  которой характеризуют существенные обстоятельства жизни населения, определяющие степень достоинства и свободы личности каждого человека". [22, c.273]

 

Представляется достаточно обоснованным определение уровня жизни в узком  и широком смысле.

 

В узком понимании - через характеристику уровня потребления населения и  степени удовлетворения потребностей (изменение доходов, расходов и потребления населением благ и услуг). Потребность можно определить как непосредственное выражение необходимости, которая требует своего удовлетворения, благодаря чему выступает исходной причиной деятельности. Одной из фундаментальных особенностей развития потребностей является их кумулятивный характер роста, а именно: появление новых потребностей не приводит к исчезновению старых. Привычки, вкусы, наклонности и предпочтения человека влияют на формирование различных потребностей. Это влияние носит субъективный характер. Но на формирование потребностей оказывают влияние не только субъективные факторы. В качестве объективного "раздражителя" потребностей выступают различные внешние рычаги, которые могут быть экономическими, социально-психологическими или организационными. В совокупности они составляют объективные факторы формирования потребностей [7, с.43].

 

Классификация потребностей отличается огромным разнообразием. Многие экономисты предпринимали попытки "разложить по полочкам" все многообразие потребностей людей. Так, выдающийся экономист А. Маршалл отмечает, что потребности можно подразделять на абсолютные и относительные, высшие и низшие, неотложные и могущие быть отложенными, прямые и косвенные, настоящие и будущие и другие. В учебной экономической литературе часто используется деление потребностей на первичные (материальные) и вторичные (духовные) [2, с.32].

 

При изучении уровня жизни в узком  смысле в большинстве случаев  речь идет о материальных и важнейших  духовных потребностях.

 

К материальным, как правило, относят  потребности в питании, одежде, жилье, предметах быта, транспорте, здоровье и других. К духовным в свою очередь  относят потребности в образовании, культурном развитии. Важно подчеркнуть, что практически все потребности имеют материальную основу, то есть требуют материальных затрат, а источником их покрытия является доход. Именно поэтому доход применительно к уровню жизни следует трактовать как потребность и как источник удовлетворения потребностей. Следует заметить тот факт, что выделенная совокупность потребностей может изменяться в соответствии с уровнем социально-экономического развития общества и природными условиями существования человека - одни потребности исключаются из ряда необходимых, другие, напротив, добавляются к их числу. Потребности человека не остаются неизменными; они развиваются по мере эволюции человеческой цивилизации и это касается, прежде всего, духовных потребностей [6, c.23].

 

Таким образом, в узком смысле слова  уровень жизни выражается в количестве и в качестве потребляемых человеком благ и услуг, или, иначе - как отношение уровня доходов населения к стоимости жизни.

 

В широком понимании уровень  жизни представляется через характеристику уровня человеческого развития (состояние  здоровья и возможности населения для удовлетворения потребностей) и условий жизнедеятельности населения (состояние среды обитания и безопасности населения). Другими словами, уровень жизни в данном аспекте рассматривается как совокупность реальных социально-экономических условий жизнедеятельности, направленных на удовлетворение материальных и духовных потребностей населения [3, с.33-34].

 

Уровень жизни существует и используется вместе с целым семейством синонимичных и близких по значению терминов: народное благосостояние, качество жизни и другие.

 

Прежде всего - это народное благосостояние, наиболее широкое и емкое понятие  из этого набора. "Под народным благосостоянием понимается сложный  социально-экономический феномен, интегрирующий  характеристики уровня, образа и качества жизни населения, каждая из которых представляет лишь некоторый срез единого, но многогранного и объемного общественного организма. В конечном счете, народное благосостояние отражает развитие потребностей людей, состояние и способы их удовлетворения применительно к основным сферам жизнедеятельности: сфере труда, потребления, культуры, репродуктивного поведения, общественно-политической жизни" [14, с.9].

 

К настоящему времени "народное благосостояние" стало постепенно утрачивать популярность, будучи, во-первых, термином, относящимся к устаревающему словарю централизованной плановой экономики, во-вторых, под влиянием растущей употребимости понятий уровня и качества жизни и, в-третьих, в связи с определенной несовместимостью термина "благосостояние", имеющего позитивный смысловой оттенок, со значительным падением уровня жизни большинства населения страны.

 

Качество жизни определяется как  субъективная оценка степени удовлетворения материальных и духовных потребностей людей. Российские ученые активно обратились к исследованию проблем качества жизни, прежде всего в связи с обострением системного кризиса и углублением социально-экономических противоречий в обществе, что выражается, главным образом, в снижении реальных доходов населения, углублении имущественной дифференциации, росте заболеваемости населения и постепенном сокращении продолжительности его жизни [17, c.57-58].

 

Качество жизни, следовательно, следует  рассматривать как совокупность определенных характеристик жизненно важных для человека сторон, процессов и явлений, отражающих его современное существование, как в аспекте трудовой деятельности, так и в аспекте жизнедеятельности вообще.

 

Современный экономический словарь  определяет термин "качество жизни" как социально-экономическую категорию, представляющую обобщение понятия "уровень жизни" и включающей в себя "не только уровень потребления материальных благ и услуг, но и удовлетворение духовных потребностей, здоровье, продолжительность жизни, условия среды, окружающей человека, душевный комфорт". На наш взгляд, проблема исследования состоит не в том, чтобы к понятию "уровень жизни" добавить понятие "качество жизни", а в том, чтобы при анализе и оценке уровня жизни отразить качество жизни, для чего необходима соответствующая систематика потребностей людей и надлежащая оценка уровня их развития и степени удовлетворения [3, с.47-50].

 

Необходимо отметить, что качество жизни как категория экономической  науки взаимосвязана с такими, близкими по своему происхождению и  содержанию понятиями, как образ  жизни, стиль жизни, уровень жизни человека.

 

Образ жизни есть сплав объективных  условий и субъективной стороны  деятельности людей, выражение, прежде всего, их социально-экономической  активности. Образ жизни "ведут", практикуют, он является как бы общей  формулой повседневного бытия личности. Другими словами образ жизни - это типичные, практикуемые нормы, поведения людей, способ их повседневной деятельности в сфере труда и быта, в производстве и потреблении как материальных, так и духовных ценностей.

 

Таким образом, качество жизни отражает степень удовлетворения целого комплекса разнообразных материальных, духовных, интеллектуальных, культурных, эстетических и других потребностей людей.

 

 

1.2 Индикаторы измерения уровня  и качества жизни

 

 

Для определения уровня и качества жизни населения необходимо четко иметь понятие о тех элементах, которые помогают оценить социально-экономическое положение в стране.

Информация о работе Уровень и качество жизни населения