Условия и факторы функционирования и развития общества

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Сентября 2013 в 17:18, реферат

Описание работы

С учетом сказанного, анализ сущности гражданского общества, его признаков и свойств, выявление объективных предпосылок и условий его формирования и функционирования, становится актуальной научной и практической задачей развития современного российского обществаюТаким образом, объектом данной работы выступает гражданское общество, а предметом - закономерности его построения и существования.
Задачами данного исследования являются:
- определение понятия «общество»;
- выделение условий фнкционирования общества;
-определение функции общества;
- изучения развития общества.
Цель данной работы - выявление функционирования такого феномена как «гражданское общество».

Содержание работы

Введение.......................................................................................................2
Понятие общества...............................................................................4
Условия функционирования общества.............................................8
Функции общества............................................................................12
Развитие общества.............................................................................15
Заключение ...............................................................................................21
Список использованной литературы........................

Файлы: 1 файл

реферат.docx

— 38.49 Кб (Скачать файл)

Четвертое условие - развитие личности, активное, сознательное участие  в общественном самоуправлении. Гражданское  общество может быть только при индивиде такой степени развитости, что  мы называем "личностью" как в  социальном смысле, так и в психологическом  смысле. Что предлагает полную самодеятельность при включённости в тот или  иной институт гражданского общества .Необходимое условие заключается  во всестороннем развитии и саморазвитии личности, свободно выбирающей свой жизненный  путь и отвечающий за него.

Пятое - воспитание глубокой гражданской ответственности и  формирование высокой правовой культуры в каждом члене общества, а особенно в представителях власти. От всех участников общественно значимой деятельности требуется чувство ответственности  за прямые и косвенные последствия  того, что они делают. Такое отношение  возможно лишь в том случае, если существует сознание причастности людей  к единому целому, к гражданскому обществу. Ведь сущность гражданского общества состоит из наличия высокой  ответственности, а значит, совести  в мышлении и деятельности, в индивидах  и обществе, в гражданах и лицах, управляющих государством . Ведь гражданское  общество - это общество свободы. А  свободы нет без ответственности, да и ответственности нет без  свободы. Нельзя понимать свободу от ответственности за свои поступки. Человек, не осознающий своей ответственности, не заслуживает свободы. В рамках гражданского общества можно выделить 3 вида ответственности: моральную, юридическую  и политическую . Моральная ответственность  не влечет за собой никакого наказания. Человек сам чувствует свою ответственность  перед семьей, обществом и государством, и степень ответственности зависит  от его добросовестности и культуры. Юридическая ответственность предполагает наказание за нарушение правовых норм и принципов. Что касается ответственности  политической, то она во многом определяется уровнем цивилизованности общества. Прежде всего, народ должен нести  политическую ответственность за свои действия или бездействия в политической жизни страны, и требовать этого  от представителей государства.

 

 

 

 

 

Функции общества

 

Основная функция гражданского общества — наиболее полное удовлетворение материальных, социальных и духовных потребностей его членов. Разнообразные  экономические, этнические, региональные, профессиональные, религиозные объединения  граждан призваны содействовать  всесторонней реализации индивидом  его интересов, устремлений, целей  и т. д.

В рамках выполнения этой основной функции  гражданское общество выполняет  ряд важных социальных функций:

1. На основе законности оно  обеспечивает защиту частных  сфер жизни человека и гражданина  от необоснованной жесткой регламентации  государства и других политических  структур.

2. На базе ассоциаций гражданского  общества создаются и развиваются  механизмы общественного самоуправления.

3. Гражданское общество является  одним из важнейших и мощных  рычагов в системе «сдержек  и противовесов», стремления политической  власти к абсолютному господству. Оно защищает граждан и их  объединения от незаконного вмешательства  в их деятельность государственной  власти и тем самым способствует  формированию и упрочению демократических  органов государства, всей его  политической системы. Для выполнения  этой функции у него есть  немало средств: активное участие  в избирательных кампаниях и  референдумах, акциях протестов  или поддержки тех или иных  требований, большие возможности  в формировании общественного  мнения, в частности, с помощью  независимых средств массовой  информации и коммуникаций.

4. Институты и организации гражданского  общества призваны обеспечивать  реальные гарантии нрав и побед  человека, равный доступ к участию  в государственных и общественных  делах.

5. Гражданское общество выполняет  также функцию социального контроля  по отношению к своим членам. Оно независимо от государства,  располагает средствами и санкциями,  с помощью которых может заставить  индивиды соблюдать общественные  нормы, обеспечить социализацию  и воспитание граждан.

6. Гражданское общество выполняет  также коммуникационную функцию.  В демократическом обществе проявляется  многообразие интересов. Широчайший  спектр этих интересов является  результатом тех свобод, которыми  располагает гражданин в условиях  демократии. Демократическое государство  призвано максимально удовлетворять  интересы и потребности своих  граждан. Однако в условиях  экономического плюрализма эти  интересы столь многочисленны,  столь разнообразны и дифференцированны,  что государственная власть практически  не имеет каналов информации  обо всех этих интересах. Задача  институтов и организации гражданского  общества информировать государство  о конкретных интересах граждан,  удовлетворение которых возможно  лишь силами государства.

7. Гражданское общество выполняет  стабилизирующую функцию своими  институтами и организациями.  Оно создает прочные структуры,  на которых держится вся общественная  жизнь. В сложные исторические  периоды (войны, кризисы, депрессии), когда государство начинает шататься, оно «подставляет свое плечо»  — прочные структуры гражданского  общества.

Одной из функций гражданского общества является также обеспечение некоторого минимального уровня необходимых средств  к существованию всем членам общества, особенно тем, кто сам не может этого добиться (инвалиды, престарелые, больные и т. п.).

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 
Разитие общества

 

Развитие общества: формационный подход. В современном мире существуют различные типы обществ, резко отличающиеся между собой по многим параметрам. Изучение истории общества показывает, что это многообразие существовало и раньше, причем много лет назад  преобладали такие типы общества (рабовладельческое общество, полигамные семьи, община, каста…), которые в  наши дни встречаются крайне редко. В объяснении многообразия типов  общества и причин перехода от одного типа к другому сталкиваются два  концептуальных подхода – формационный и цивилизационный . Приверженцы формационного подхода видят в развитии общества прогресс (качественное совершенствование), переход от более низших к более высшим типам общества. Напротив, сторонники цивилизационного подхода подчеркивают в развитии общества цикличность и равноценность разных общественных систем.

РАЗЛИЧИЯ МЕЖДУ ФОРМАЦИОННЫМ И ЦИВИЛИЗАЦИОННЫМ ПОДХОДАМИ

Критерии

Формационный  подход

Цивилизационный подход

Длительные тенденции  в истории общества

Прогресс – качественное совершенствование

Цикл – периодическое  повторение

Основные общественныесистемы

Последовательно сменяющие  друг друга формации

Сосуществующие  цивилизации

Определяющие черты  общественной системы

Организация материального  производства

Духовные ценности

Пути развития общества

Существование главного (“магистрального”) пути развития

Множественность равнозначных путей развития

Сравнение общественных систем друг с другом

Одни формации лучше (прогрессивнее) других

Разные цивилизации  принципиально равноценны

Влияние общественных систем друг на друга

Более развитая формация уничтожает менее развитые

Цивилизации могут  ограниченно обмениваться культурными  ценностями


 

Идея о том, что общество в своем прогрессивном развитии проходит некоторые универсальные  этапы, была впервые высказана еще  А.Сен-Симоном. Однако относительно законченную  форму формационный подход получил  только в середине 19 в. в социальном учении К.Маркса, объясняющим процесс  развития человечества как прогрессивное  восхождение от одной формы общества (формации) к другой. В 20 в. марксистский подход был догматизирован советским  обществоведением, в котором закрепилось  представление о концепции пяти способов производства как единственно  верной интерпретации марксовой  теории формаций.

Понятие «общественно-экономическая  формация» в учении Маркса занимает ключевое место при объяснении движущих сил исторического процесса и  периодизации истории общества. Маркс  исходил из следующей установки: если человечество закономерно поступательно  развивается как единое целое, то все оно должно проходить в  своем развитии определенные этапы. Эти этапы он и назвал «общественно-экономические формации». По определению Маркса, общественно-экономическая формация представляет собой «общество, находящееся на определенной ступени исторического развития, общество, со своеобразными отличительными характеристиками» .

Основу общественно-экономической  формации, по Марксу, составляет тот  или иной способ производства, который  характеризуется определенным уровнем  и характером развития производительных сил и соответствующими этому  уровню и характеру производственными  отношениями. Совокупность производственных отношений образует его базис, над  которым надстраиваются политические, правовые и иные отношения и учреждения, которым в свою очередь соответствуют  определенные формы общественного  сознания (мораль, религия, искусство, философия, науки и т.д.). Таким  образом, специфическая общественно-экономическая  формация – это все многообразие жизни общества на исторически определенном этапе его развития.

В рамках «советского марксизма» закрепилось мнение, что с точки  зрения формационного подхода человечество в своем историческом развитии обязательно  проходит пять основных формаций: первобытнообщинную, рабовладельческую, феодальную, капиталистическую  и грядущую коммунистическую («реальный  социализм» рассматривался как первая фаза коммунистической формации). Именно эта схема, закрепившаяся в 1930-е, получила позже среди критиков название концепции-«пятичленки» .

Развитие общества: цивилизационный  подход. Методологии формационного  подхода в современной науке  в какой-то мере противостоит методология  цивилизационного подхода. Этот подход в объяснении процесса развития общества начал складываться еще в 18 в. Однако свое наиболее полное развитие он получил  лишь в 20 в. В зарубежной историографии  наиболее яркими приверженцами этой методологии являются М.Вебер, А.Тойнби, О.Шпенглер и ряд крупных современных  историков, объединившихся вокруг французского исторического журнала «Анналы» (Ф.Бродель, Ж. Ле Гофф и др.). В российской науке его сторонниками были Н.Я.Данилевский, К.Н.Леонтьев, П.А.Сорокин, Л.Н.Гумилев.

Основной структурной  единицей процесса развития общества, с точки зрения этого подхода, является цивилизация. Цивилизация  понимается как общественная система, связанная едиными культурными  ценностями (религией, культурой, экономической, политической и социальной организацией и т.д.), которые согласованы друг с другом и тесно взаимосвязаны. Каждый элемент этой системы несет  на себе печать своеобразия той или  иной цивилизации. Это своеобразие  весьма устойчиво: хотя под влиянием определенных внешних и внутренних воздействий в цивилизации происходят определенные изменения, их некая основа, их внутреннее ядро остается неизменным. Когда это ядро размывается, то старая цивилизация гибнет, ей на смену  приходит другая, с иными ценностями.

Наряду с понятием «цивилизация»  сторонники цивилизационного подхода  широко используют понятие «культурно-исторические типы», под которыми понимаются исторически  сложившиеся общности, которые занимают определенную территорию и имеют  свои, характерные только для них, особенности культурного и социального  развития.

Цивилизационный подход имеет, как считают современные обществоведы, ряд сильных сторон.

Во-первых, его принципы применимы  к истории любой страны или  группы стран. Этот подход ориентирован на познание истории общества с учетом специфики стран и регионов. Правда, оборотной стороной этой универсальности  становится потеря критериев того, какие именно черты этой специфики  более значимы, а какие менее.

Во-вторых, подчеркивание  специфики обязательно предполагает представление об истории как  многолинейном, многовариантном процессе. Но осознание этой многовариантности не всегда помогает, а часто даже затрудняет понимание того, какие из этих вариантов лучше, а какие хуже (ведь все цивилизации считаются равноценными).

В-третьих, цивилизационный  подход отводит приоритетную роль в  историческом процессе человеческому  духовно-нравственному и интеллектуальному  факторам. Однако подчеркивание важного  значения религии, культуры, менталитета  для характеристики и оценки цивилизации  часто приводит к абстрагированию  от материального производства как  чего-то второстепенного.

Главная слабость цивилизационного подхода заключается в аморфности критериев выделения типов цивилизации. Это выделение сторонниками данного  подхода осуществляется по набору признаков, которые, с одной стороны, должны носить достаточно общий характер, а с другой, позволяли бы обозначить специфические особенности, характерные  для многих обществ. В результате точно так же, как между сторонниками формационного подхода постоянно  идет дискуссия о числе основных формаций (их число варьируется чаще всего от трех до шести), разные приверженцы  цивилизационного подхода называют совершенно разное число основных цивилизаций. Н.Я.Данилевский насчитывал 13 типов  «самобытных цивилизаций», О.Шпенглер – 8, А.Тойнби – 26 .

Информация о работе Условия и факторы функционирования и развития общества