Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Октября 2012 в 20:27, реферат
Утопический социализм – это предшествующее научному коммунизму теории и учения о коренном преобразовании и справедливом устройстве общества на социалистических началах, не опирающиеся на знание законов общественного развития и его движущих сил.
Формирование концепции
«русского социализма»
Историософское обоснование
идея «перескока» нашла в
«Русский социализм», с
одной стороны, был бесспорно
«навеян» национальными и остро
развитыми патриотическими
Герцен за два года до смерти дал следующее определение «русского социализма»: «Мы русским социализмом называем тот социализм, который идет от земли и крестьянского быта, от фактического надела и существующего передела полей, от общинного владения и общинного управления, - и идет вместе с работничьей артелью навстречу той экономической справедливости, к которой стремится социализм вообще и которую подтверждает наука».
2.2 Экономическое обоснование социалистического идеала Чернышевским
В конце 50-х годов идеи социализма развивал Н.Г. Чернышевский (1828-1889). Его взгляды на общину и на вопрос о судьбах социализма на Западе не во всем совпадали с герценовской концепцией. Модель Чернышевского называют «крестьянским, общинным социализмом». Главным в его теории было экономическое обоснование социалистического идеала. Но еще раньше, в конце 40-х годов о значимости экономических вопросов для социалистической теории много писал В.А.Милютин (1826-1855). Ставя вопрос о преодолении утопизма социалистических теорий, он подчеркивал, что последние, если хотят быть на уровне науки, должны решать, прежде всего, экономические вопросы.
Чернышевский высоко ценил
труды Милютина. Опираясь в своих
исследованиях на таких классиков,
как Сен-Симон, Фурье, Оуэн, используя
идеи Годвина и некоторые построения
Луи Блана, Чернышевский приходит к
выводу: социализм есть неизбежный
результат социально-
Свой идеал собственности
он связывал с государственной
За свои идеи и за десять лет активной пропагандистской деятельности Чернышевский поплатился 19-ю годами каторги. Заключенный до вынесения приговора в одиночную камеру Петропавловской крепости, он написал роман «Что делать?», где обрисовал контуры будущего общества и вывел литературных героев, ставших прообразами тех «новых людей», которые некоторое время спустя составили многочисленные отряды народовольцев. С их практической деятельностью будет неразрывно связана дальнейшая эволюция русского утопического социализма, а сам он получит название народнического.
Таким образом, двигаясь в
русле утопического социализма, Чернышевский
сделал по сравнению со своими предшественниками
огромный шаг вперед. Во-первых, в
предсказании будущего вышел за границы
отвлеченных догматов и рассуждений.
Обращение к политической экономии,
исследование законов истории дало
ему некоторые преимущества в
«прорисовке» будущего общества, в
частности его социально-
2.3 Социалистическая
утопия и революционно-
В 60-70-е годы XIX века внутри
русского социализма и революционного
движения возникли различные течения,
вступающие подчас в непримиримые отношения
друг с другом. Но господствующим направлением
и освободительного движения, и социалистической
мысли было «действенное народничество»,
социальной базой которого стало
новое поколение разночинцев. «Действенное
народничество» выступило как против
пережитков крепостничества, царского
самодержавия, так и против буржуазного
пути развития России. Его главными
идеологами были М.А.Бакунин, П.Л.Лавров,
П.Н.Ткачев, В.В.Берви-Флеровский, К.М.Михайловский.
Концепции Герцена и
Для русских народников не
было важнее и одновременно проблематичнее
вопроса о путях обретения
народом свободы и коренной перестройки
старого мира от фундамента до возвышающихся
над ним построек. Лозунг «В народ!»
стал всеопределяющим. Зачем и для
чего? Чтобы учить его, чтобы учиться
у него, чтобы узнать на месте
его нужды и потребности, чтобы
на самом себе испытать его страдания,
приобрести его доверие, чтобы «довести
его до сознания лучшего, справедливейшего
социального строя и
Народовольцы указывали в программных документах, что только на социалистическом начале человечество может воплотить в своей жизни свободу, равенство, братство, обеспечить общее материальное благосостояние и полное всестороннее развитие личности, а стало быть, и прогресс. При всем очевидном смешении революционных лозунгов XVIII в. с идеями утопических социалистов послереволюционной поры в программах народовольцев сказывалось новое понимание социальных проблем (соединение крестьянского вопроса с рабочим вопросом), осознание ущербности предыдущих программ (бакунинского бунтарского анархизма, нечаевского казарменного деспотизма) и провозглашение задачи более тщательного обсуждения «будущей формы общественного строя».
По-новому стали пониматься и решаться проблемы конституционного устройства России в центре и на местах, а также вопросы борьбы за политическое и экономическое освобождение отдельных сословий и классов в их связи с народной свободой и социализмом как важнейшими целями социальной революции.
Продолжая традиции 40-60-х годов, народники заговорили о социализме другим языком, сумев внушить молодому поколению, что борьба за его осуществление есть «личная задача индивида», которую он должен осознать в качестве своего внутреннего долга. Новое поколение сумело сформулировать идею социализма как политический и нравственный принцип, как формулу непосредственного действования. Отличие народников 70-х годов от их предшественников связано было не только и не столько с толкованием теоретических проблем, сколько с тем, что «крестьянский социализм» Чернышевского превращался в фактор революционной борьбы.
В это время в социалистическом движении все острее проявляются разногласия, которые возникают по вопросам тактики и форм революционной борьбы: чему отдать предпочтение - усилению пропаганды социалистических идей в народе, призывам к бунту против самодержавия, массовому террору в отношении представителей властных структур? Возникает такое явление как «нечаевщина», которая сфокусировала в себе все отрицательные черты леворадикального крыла.
В этих условиях широкое
распространение получают идеи анархизма
М.А. Бакунина (1814-1876) – «сойтись с
народом и помчаться вместе, куда
вынесет буря». Узловым пунктом
ее является учение о государстве
как общественном зле, которое может
быть преодолено только полным его
разрушением. Государство в бакунинских
построениях - это лишь исторически
временная форма организации
общества, противоречащая человеку как
существу от природы свободному. Поэтому
основным элементом свободы является
право человека на бунт против государства,
исключающего самим фактом своего существования
естественные стремления человека к
самоуправлению своей жизнью. Но теория
государства, как и анархизма
в целом, была направлена не против
всяких государственных форм, а лишь
против государства как аппарата
насилия и порабощения правящим
меньшинством трудящегося большинства.
Бакунин защищал формы
Именно такая форма
государственной организации
Заключение
Таким образом, утопический социализм – это этап развития учения об обществе, основанном на общности имуществ, обязательном для всех труде и равном распределении благ. Социальная структура российского общества в основном была представлена крестьянством. Именно его интересы представляли видные представителями русского утопического социализма, в лице Герцена, Огарева, Белинского, Чернышевского.
Утопический социализм в
России в целом нашел свое выражение
в так называемом русском общинном
социализме Герцена, в основе которого
находилось идеалистическое положение
о том, что крестьянская община с
ее традиционными формами владения
землей и самоуправления является носителем
социалистических отношений в социально-