Виды и формы безработицы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Мая 2013 в 10:53, реферат

Описание работы

Данный реферат состоит из 2-х глав.
В первой из них рассмотрены проблемы безработицы в России, факторы и условия ее появления и социально-экономические последствия. Во второй - представлена картина занятости населения в современной России - структура занятости, ее виды и динамика; изложены проблемы, возникающие при решении вопросов занятости населения.

Содержание работы

1. ВВЕДЕНИЕ 3
2. БЕЗРАБОТИЦА, ЕЕ ФОРМЫ, ПРИЧИНЫ И СОЦИАЛЬНО-ЭКОНОМИЧЕСКИЕ ПОСЛЕДСТВИЯ 6
2.1. Виды и формы безработицы 6
2.2. Причины возникновения безработицы 11
2.3. Последствия безработицы 12
2.4. Безработица в современной России 13
3. ПРОБЛЕМЫ ЗАНЯТОСТИ НАСЕЛЕНИЯ 15
4. СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ 18
5. ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА. 20
6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ 24
7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ 25

Файлы: 1 файл

ЭКОНОМИКА И СОЦ.настя.doc

— 116.00 Кб (Скачать файл)

4.  СОЦИАЛЬНЫЕ ПОСЛЕДСТВИЯ БЕЗРАБОТИЦЫ В РОССИИ

Безработица мешает обществу развиваться и двигаться вперед с учетом своих потенциальных возможностей. В конечном итоге это рассматривается как снижение темпов экономического роста, отставание объемов увеличения валового национального продукта. Недоиспользование производственных возможностей общества поддается прогнозированию. Так, некоторые экономисты считают, что превышение на 1 процент занятости ведет к отставанию реального объема валового национального продукта на 2,5 процентов от потенциального ВНП.

С точки зрения теории и практического регулирования  рынка труда, наибольший интерес предоставляет анализ негативных социальных последствий роста безработицы, он позволяет повысить качество мероприятий по предупреждению и смягчению этих последствий, минимизировать социальную цену радикальных реформ.6

При анализе безработицы в РФ можно выявить следующие негативные тенденции:

  • безработица ведет к неполному использованию экономического потенциала общества. Незанятая рабочая сила не участвует в росте национального богатства, поэтому в стране возникают потери от неполного использования производственных возможностей.
  • при продолжительной безработице теряется квалификация высвободившихся работников. Особенно ощутимы социально-экономические потери в связи с массовыми увольнениями и вынужденными переходами на малоквалифицированную работу специалистов и научных работников. Даже при последующем включении в производительный процесс, работник выходит на нормальную, устойчивую высоту производительности труда, примерно за полугодовой срок.
  • рост безработицы приводит к снижению жизненного уровня, следствием чего является подрыв психического здоровья нации.

Оценивая, безработицу  как потери общества, следует отметить также следующие факторы экономической  нестабильности:

  • снижение покупательного спроса;
  • сокращение сбережений;
  • снижение инвестиционного спроса;
  • сокращение предложения, спад производств.
  • рост числа безработных служит благоприятным фактором для увеличения числа преступлений. 39% зарегистрированных преступлений в России совершают лица, не имеющие постоянного источника дохода, т.к. рост безработицы на 1% ведет к увеличению числа преступлений на 8%.

При всех отрицательных  сторонах безработицы на определенном уровне имеются и положительные  аспекты.

Безработные представляют собой резерв незанятой рабочей  силы, которую можно задействовать  при расширении производства или структурных перестройках. Трудности перехода нашей страны на рельсы интенсивного развития во многом были связаны с полной занятостью. Новые стройки, цеха оказались незадействованы, т.к. работникам было легче работать на старых уже освоенных местах. Капиталовложения оказались омертвленными, эффективность развития страны на определенном этапе стала снижаться.

Наличие безработицы  усиливает агрессию профсоюзов и  их требования повышения заработной платы, и тем самым усиливает  стимулы предпринимательской деятельности.

В силу отмеченных причин, умеренная безработица (3-7% от числа  занятых) считается необходимым  спутником развития рыночной экономики.

5.  ГОСУДАРСТВЕННАЯ ПОЛИТИКА ПО РЕГУЛИРОВАНИЮ РЫНКА ТРУДА

Правительственная программа  содействия занятости населения должна опираться на государственную политику занятости. Согласно российскому закону о занятости, ее главная цель заключается в содействии полной, продуктивной и свободно избранной занятости путем обеспечения профессиональной подготовки, повышения квалификации и переподготовки высвобождаемых граждан, сдерживания массовой долгосрочной (хронической) безработицы, повышения эффективности государственной службы занятости и реализации других мер, направленных на обеспечение социальной защиты граждан на рынке труда.

Основная задача проводимой высшими органами власти России социальной политики - максимальное поддержание  уровня жизни населения и усиление мер по социальной защите граждан, остающихся без работы. Для ее выполнения разработана  Государственная программа занятости населения, в которой предусмотрены организационные и экономические меры по управлению трудовыми ресурсами, отражена политика на рынке труда за очередной год, намечены совместные действия структур государственного управления разного территориального подчинения в решении конкретных задач.

Основными принципами государственной  политики в области занятости  являются:

- обеспечение равных  возможностей всем трудоспособным  гражданам независимо от расы, пола, возраста, отношения к религии, политических убеждений, национальности и социального положения в реализации права на труд;

- поддержание трудовой  инициативы граждан, содействие  и поощрение в развитии их  способностей к производительному  и творческому труду;

- координация деятельности  в области занятости с другими  направлениями экономической и  социальной политики;

- участие профсоюзов, ассоциаций (союзов) предпринимателей, трудовых коллективов, их формирований в разработке, реализации и контроле за выполнением мер по обеспечению занятости во взаимодействии с органами государственного управления;

- предоставление социальных  гарантий и компенсаций безработным;

- обеспечение социальной защиты в области занятости, проведение специальных мероприятий для трудоустройства граждан, желающих работать;

- международное сотрудничество  в решении проблем занятости  населения, включая профессиональную деятельность граждан за рубежом и трудовую деятельность иностранных граждан у себя в стране, соблюдение международных трудовых норм.

Реализация государственной  политики занятости населения осуществляется по следующим основным направлениям:

а) создание правовой базы, регулирующей вопросы занятости и социальной защиты безработных. Это деятельность государства распространяется не только на государственный сектор экономики, но и на частный.

б) создание условий со стороны государства для самозанятости  населения;

в) обучение, переобучение и повышение квалификации кадров. На рынке рабочей силы складывается ситуация, характеризующаяся, с одной стороны, избытком кадров старых профессий и, с другой - недостатком квалифицированных кадров, необходимых для обеспечения современных технологий. Поэтому одним из приоритетных направлений политики государства в области занятости является обучение и переобучение кадров в соответствии с требованием времени. Следует заметить, что переобучение кадров не должно носить временный характер, а осуществляется постоянно в соответствии с изменениями рыночной конъюнктуры.

г) поощрение территориальной  мобильности рабочей силы. Это значит, что государство должно оказывать всяческое содействие и материальную помощь тем гражданам и семьям, которые решили поменять место жительства и переехать в те районы, которые испытывают недостаток рабочей силы. Кроме того, важным направлением государственной политики занятости должны быть мероприятия по организованному набору рабочей силы.

д) регулирование международных потоков рабочей силы. В этих целях должны быть подписаны международные соглашения, регулирующие передвижение рабочей силы между государствами. В свою очередь каждая из стран, исходя из собственной экономической ситуации, формирует внутреннее законодательство, поощряющее или ограничивающее приток иммигрантов в страну. В международной практике всегда поощряется приток в страну видных ученых и специалистов уникальных процессов.

е) регулирование демографических  процессов. Государство должно отслеживать процессы рождаемости и смертности, и в случае проявления негативных тенденций принимать меры по их регулированию.

Реализация каждого  направления и мероприятия требует  создания соответствующих экономических  механизмов на уровне предприятия, региона и на федеральном уровне.

Для реализации государственной  политики в области занятости  населения и обеспечения гражданам  соответствующих гарантий в Российской Федерации на базе действующих центров  по трудоустройству, переобучению и  профориентации населения создана Государственная служба занятости.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

6. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1) На рынке труда  начало экономического подъема  сопровождается появлением большого  количества новых экономически  эффективных рабочих мест, преимущественно  в производственном секторе.

2) Кроме того, имеется  избыток дешевой и высокопроизводительной  рабочей силы, то есть, высок уровень  безработицы.

3) При выборе путей  формирования рынка труда надо  исходить из необходимости изучения  и анализа внутренних закономерностей,  присущих развитию занятости и сохраняющихся в условиях рыночной экономики, поскольку многие факторы, влияющие на важнейшие параметры занятости, зависят непосредственно от человека (численность населения, его половозрастная структура, расселение населения в городской и сельской местностях и т.д.).

4) В эпоху высокоразвитой  рыночной цивилизации роль рынка  труда в эволюции экономики  непрерывно возрастает.

5) Рынок труда становится  важнейшим звеном национальной  и мировой рыночной цивилизации,  на нем формируются трудовые  ресурсы творческого типа, осуществляющие повседневную эволюцию общества. Речь идет о той или иной форме инициативы, производственной самостоятельности, стремлении к совершенствованию технологии и методов обслуживания населения.

 

 

 

 

 

 

 

7. СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

 

1. Чершина Н.В. Социальные проблемы безработицы // социо - 2008 - № 1

2. Власов В. Новый  порядок регистрации безработных // Занятость - 2009 - №

3.Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда - М., 2006г.

4. Джефри Сакс. Рыночная  экономика и Россия М.:Экономика,2007.

1 Чершина Н.В. Социальные проблемы безработицы // социо - 2008 - № 1

2 Власов В. Новый порядок регистрации безработных // Занятость - 2009

3 Власов В. Новый порядок регистрации безработных // Занятость - 2009

4 Джефри Сакс. Рыночная экономика и Россия М.:Экономика, 2007

5 Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда - М., 2006 г.

6 Бабкина З.В., Макарова И.К. Занятость, предпринимательство и профессиональная подготовка в условиях рынка труда - М., 2006г.


Информация о работе Виды и формы безработицы