Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Мая 2013 в 22:12, контрольная работа
Цель: показать роль семьи как института первичной социализации в формировании физической активности молодёжи.
Задачи:
1) рассмотреть различные подходы к определению, функциям и видам социального института;
2) рассмотреть семью как один из главных институтов социализации индивида;
3) выявить роль физической активности как инструмента социализации молодёжи.
Минский филиал
государственного образовательного учреждения
высшего профессионального |
Минский филиал МЭСИ |
Контрольная работа
по дисциплине Социология
Тема: Виды и функции социальных институтов
Студент |
Петрикевич А.О |
||||||
№ 05757 гр.04-ФБД |
подпись |
Дата | |||||
Руководитель |
Мискевич А.Б. |
||||||
Ф.И.О. |
подпись |
Дата | |||||
Зарегистрировано на кафедре |
|||||||
Ф.И.О. |
Подпись |
Дата |
Минск-2013
Введение
Здоровье человека в современном обществе является наивысшей ценностью. Существенным фактором, определяющим состояние здоровья населения, является поддержание оптимальной физической активности в течение всей жизни каждого человека.
Однако статистика свидетельствует
о том, что в настоящее время
Российская Федерация значительно
отстает по показателю регулярных занятий
физической культурой от развитых стран,
в которых физическими
Не существует единых критериев в определении границ молодёжного возраста. В отечественной науке наиболее часто нижняя возрастная граница молодости определяется между 14-20, а верхняя — между 25-29 годами.2 В нашей работе мы будем следовать данному определению. Одним из важнейших условий психического и физического здоровья молодёжи является рациональная социализация, а также выработка навыков адаптации к изменяющимся условиям социальной среды.
Однако в сфере образования, в том числе и физкультурного образования, сложилась противоречивая ситуация, основанная на недооценке общей педагогикой значения социальной среды в образовании человека, что привело к преувеличению значимости направленного педагогического воздействия в процессе социализации подрастающего поколения, одним из направлений которой является физическое воспитание и формирование физической активности молодёжи. В то же время роль института семьи в формировании у подростков и юношей физической активности преуменьшалась. Семье в этом направлении социализации индивида отводилось второстепенное место; главное же занимали школа и учреждения дополнительного спортивного образования. Отсюда проблема выявления роли семьи в формировании физической активности молодёжи является актуальной.
Объект исследования: формирование физической активности молодёжи в семье.
Предмет исследования: роль семьи в формировании физической активности молодёжи.
Цель: показать роль семьи как института первичной социализации в формировании физической активности молодёжи.
Задачи:
1) рассмотреть различные
подходы к определению,
2) рассмотреть семью как один из главных институтов социализации индивида;
3) выявить роль физической активности как инструмента социализации молодёжи.
1. Понятие, функции, виды социальных институтов
Социальные институты являются важной формой социального взаимодействия и одним из основных элементов социальной культуры общества.
Существуют различные трактовки понятия «социальный институт».
Совокупность всех имеющихся трактовок понятия “социальный институт” С. С. Новикова сводит к следующим четырем основаниям: 3
1. Группа лиц, выполняющих определенные, важные для всех социальные функции.
2. Конкретные функции, которые выполняют некоторые члены группы от имени всей группы.
3. Система учреждений
и правил, позволяющая индивидам
выполнять общественные
4. Социальные роли, особо важные для группы или общности .
В большинстве западных социологических теорий социальный институт рассматривается как “устойчивый комплекс формальных и неформальных правил, принципов, норм, установок, регулирующих различные сферы человеческой деятельности и организующих их в систему ролей и статусов, образующих социальную систему.” 4
Я. Щепаньский, проанализировав в своей книге “Элементарные понятия социологии” сделанный А.Миллером обзор различных пониманий термина “ социальный институт” в зарубежных исследованиях, делает вывод о том, что социальные институты “являются системами учреждений, в которых определенные люди, избранные членами групп, получают полномочия выполнять определенные общественные и безличные функции ради удовлетворения существующих индивидуальных и групповых потребностей индивидов и ради регулирования поведения других членов групп.5 Отечественный ученый И.И. Лейман под социальным институтом понимает “объединение людей, выполняющих специфические функции в рамках социальной целостности и связанных общностью функций, а также традиций, норм, ценностей; объединение, обладающее внутренней структурой и иерархией и отличающееся особым устойчивым характером связей и отношений как внутренних, так и внешних”6
Современный российский
исследователь С.С.Фролов предлагает
следующее определение
Под системой социальных связей в данном определении понимается сплетение ролей и статусов, посредством которых осуществляется и удерживается в определенных рамках поведение в групповых процессах, под общественными ценностями — разделяемые идеи и цели, а под общественными процедурами — стандартизованные образцы поведения в групповых процессах. Институт семьи, например, включает в себя:
1) переплетение ролей
и статусов (статусы и роли
мужа, жены, ребенка, бабушки, дедушки,
свекрови, тещи, сестер, братьев и
т.п.), с помощью которых
2) совокупность общественных ценн
3) общественные процедуры (забота о воспитании детей, их физическом развитии, семейные правила и обязательства).8
Исходя из вышеизложенного, С. С. Новикова выводит следующее обобщённое определение: “социальный институт — это система учреждений, в которых определенные люди, выбранные членами групп, получают возможность выполнять определенные общественные функции, направленные на удовлетворение индивидуальных и групповых потребностей индивидов и регулирование поведения других членов групп.»9
Каждый социальный институт
как организованная социальная система
характеризуется устойчивой структурой
и обладает набором определенных
составных элементов, более или
менее оформленных в
1. Каждый социальный
институт имеет свою цель
2. Он четко определяет
функции, права и обязанности
участников
3. Социальный институт
обладает определенными
4. Социальный институт
располагает определенной
Таким образом, социальные институты контролируют и упорядочивают поведение индивидов, они поощряют действия входящих в них лиц, согласующиеся с соответствующими стандартами поведения, и подавляют поведение, отклоняющееся от требований этих стандартов.10
Основной, общей функцией любого социального института является удовлетворение социальных потребностей, ради которых он был создан и существует. Для осуществления этой функции каждому институту приходится выполнять ряд функций, обеспечивающих совместную деятельность людей, стремящихся к удовлетворению потребностей. Это следующие функции:
1. Функция закрепления
и воспроизводства
2. Регулятивная функция — это выработанные социальным институтом шаблоны поведения, нормы и система контроля, регулирующие взаимоотношения между членами общества.
3. Интегративная функция
— это процессы сплочения,
взаимозависимости и
4. Транслирующая функция
— это передача социального
опыта приходящим в социальный
институт новым людям как за
счет расширения социальных
5. Коммуникативная функция
— это распространение
Если социальный институт не может справиться с выполнением своих функций, то его непременно ждут дезорганизация и изменения.
Система социальных институтов подвергается наибольшей деформации во времена быстрых социальных перемен. Перед многими традиционными институтами встает дилемма: или полностью прекращать свою деятельность, или адаптироваться к решению новых задач. Переорганизация или формирование новых социальных институтов на основе новых социальных норм, ценностей и отношений требуют длительных временных периодов, так как нельзя быстро сформировать новые стандарты поведения, быстро изменить сознание и психологию людей. Это приводит к тому, что людям приходится сталкиваться в серьезными трудностями при поддержании общественного порядка в традиционных областях жизнедеятельности, возникающими из-за неурегулированности вновь возникающих социальных отношений. Такие переходные периоды общества, связанный с дезорганизацией традиционных институтов, Э. Дюркгейм назвал аномией. 13
Из всего сказанного можно сделать вывод о том, что, обеспечивая стабильное развитие общества, выполняя необходимые функции, социальные институты нуждаются в наличии определенной совокупности условий.
Я. Щепаньский отметил, что эффективность функционирования социальных институтов зависит от следующих условий:
1. От четкого определения цели, задач и объема функций социального института.
2. От рационального
разделения труда и его
3. От степени деперсонализации деятельности и объективизации функций, выполняемых отдельными лицами.
4. От признания престижа,
которым обладает социальный
институт в глазах групп,