Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Февраля 2015 в 18:01, контрольная работа
Сегодня одной из самых обсуждаемых в деловом мире является тема корпоративной социальной ответственности (КСО). Связано это с тем, что заметно возросла роль бизнеса в развитии общества, повысились требования к открытости в деловой сфере. Многие компании четко осознали, что успешно вести бизнес, функционируя в изолированном пространстве, невозможно. Поэтому характерной чертой ведущих отечественных компаний является интеграция принципа корпоративной социальной ответственности в стратегию развития бизнеса. В этом и заключается актуальность данной работы.
Корпоративная социальная ответственность - принцип, который организация добровольно формулирует для себя и реализует в интересах получения экономических и репутационных преимуществ.
Введение…………………………………………………………………………3-4
Виды корпоративной социальной ответственности………………………...5-12
Уровни эффективности корпоративной социальной ответственности…..13-17
Заключение…………………………………………………………………...18-19
Список используемой литературы……………………………………………...20
Что касается расходов на социальную защиту и услуги работникам, то сокращение социальных обязательств работодателей, воспринимаемое ими самими в 90-е годы как вынужденное, к началу 2000-х годов постепенно институционализировалось. Работники привыкли к сниженным социальным обязательствам работодателей, профсоюзы потеряли влияние, поскольку не выполнили защитной функции в самый трудный для экономики и работников период, а к руководству предприятиями постепенно пришли новые люди - как собственники, так и менеджмент. Именно на начало 2000-х годов приходятся первые дискуссии о корпоративной социальной ответственности, в которых работодатели отстаивали минималистское (или либеральное) понимание корпоративной социальной ответственности, как выполнение обязательств по выплате достойной заработной платы и налоговой дисциплине, поскольку то и другое было на тот момент первыми завоеваниями "оживленной" экономики.
Говоря об институционализации новых отношений работодателя и работников, имеется в виду прежде всего устойчивая практика, а не формальное нормативное регулирование. Что касается коллективных договоров как регулирующих документов, то по своим основным пунктам они были схожи между собой на разных предприятиях и "списаны" с КЗОТа - т. е. почти не включали дополнительных социальных обязательств работодателей по сравнению с теми, которые определяло государство. Неконкретность позиций коллективных договоров позволяла работодателям интерпретировать их в зависимости от финансовых возможностей, а во второй половине 90-х годов - вообще не выполнять (так было с выплатой заработной платы, пособий и т. п.). Сегодняшний Трудовой кодекс оставляет многие вопросы занятости и предоставления социальных услуг на откуп коллективно-договорному регулированию в рамках предприятий и компаний, а значит, в конечном счете, - на откуп работодателей.
Всплеск интереса к теме корпоративной социальной ответственности и социальной политике как новый этап развития отношений работодателей и работников связан с заинтересованностью максимизации прибыли. Социальный пакет является инструментом управления человеческими ресурсами - как наличными, так и потенциальными. В его функции входят:
1) мотивация персонала
и обеспечение высокой
2) поддержание здоровья
работников и, тем самым, сокращение
издержек, связанных с временной
нетрудоспособностью и
3) привлечение и аккумуляция лучших кадров,
4) создание благоприятной репутации предприятия перед социальным окружением, а значит - потребителями и потенциальной рабочей силой,
5) поддержание социальных стандартов, которые есть на других предприятиях, - другими словами, конкурентоспособности предприятия на отраслевом и межотраслевом рынке труда.
Несмотря на формальную преемственность социального пакета как основы внутренней социальной политики и социальной ответственности работодателей, постепенно изменилась его структура, произошло переосмысление его функций и направленности (хотя абстрактная цель заботы о работнике ещё остается). Ушло нецелевое и неоправданное экономической стратегией использование средств - сегодняшний менеджмент считает деньги. С одной стороны, из состава компаний исключаются многие объекты социальной сферы, а соответствующие услуги для работников покупаются на рынке, что экономит средства компаний. С другой - происходит сегментация социальных услуг по целевым группам работников, что также снижает распыление средств. Наиболее весомым элементом в структуре социального пакета остаются некоторые массовые социальные услуги или льготы, которые предоставляются по факту принадлежности работника к предприятию. Их доля в общих социальных расходах может сократиться. В то же время общедоступная часть соцпакета "работает" на общую мотивацию и приверженности компании, поэтому ее радикальное сокращение нецелесообразно. В промышленных компаниях к такого рода социальным услугам относится медицинское и пенсионное страхование, а в новом секторе услуг, где социальные пакеты скромнее, это могут быть дотации на питание и оплата мобильных телефонов. К этой категории соцпакета относятся и расходы на культурные мероприятия.
Что касается других видов социальной помощи и услуг, то они все чаще "привязаны" к тем или иным социальным либо профессиональным группам работников, в которых заинтересована компания. Объем "заботы" зависит от вклада работника в успех предприятия, а также потенциальных рисков его потери и замены, что, в свою очередь, обусловлено состоянием отраслевого и регионального рынка труда. Одним из ярких примеров целевого подхода к использованию корпоративной социальной поддержки стали в последнее время жилищные программы, которые появились в ряде крупнейших компаний. Они существенно отличаются от прежних советских.
Во-первых, жилье уже не предоставляется бесплатно, и социальная услуга компании состоит обычно в помощи по выплате первого взноса и процентов по банковскому кредиту. Во-вторых, очень часто в жилищных программах четко прописано, на какие категории персонала они распространяются. Это могут быть как профессиональные (работники дефицитных профессий), так и демографические группы (молодые работники). Значительно реже в качестве целевой группы жилищной программы выступают нуждающиеся в улучшении жилищных условий. Но даже в этом случае их участие в программе весьма ограничено, поскольку условия кредитования фактически не допускают работников с низкой заработной платой.
В некоторых случаях компании в целях увеличения экономической отдачи от соцпакета пытаются увязать предоставление социальной услуги с производственными результатами работника. Поскольку социальный пакет (по крайней мере в том значении, в котором это понятие обычно употребляется) изначально для этого не предназначен, будучи компенсационным механизмом в больших трудовых коллективах, такие меры не дают ощутимого результата. В самом деле, если услуга редкая и предоставляется лучшим - допустим, участие в жилищной программе, то она не выполняет стимулирующей функции для большинства. А если она достаточно распространенная - как, например, оплата санаторно-курортного лечения, то отказ в ее предоставлении по производственным мотивам рассматривается как социальная дискриминация.
Еще одно полезное для компании свойство социального пакета сегодня - сдерживание роста заработной платы. Фигурируя в натуральном выражении как список социальных благ, которые сверх заработной платы предоставляются предприятием, социальный пакет "скрывает" реальные ценовые параметры системы вознаграждения для фактического и потенциального работника. Кроме того, перевод части социальных расходов из зарплатной формы в форму социальной помощи в ряде случаев снижает и связанные с зарплатой обязательные платежи, в частности - единый социальный налог. Анализ социальных компонентов деятельности компаний ведет к простому выводу - экономической подоплекой заинтересованности бизнеса в социально ответственном поведении является зависимость от партнеров по бизнесу, потребителей и трудовых ресурсов. Таким образом, проблемы социальной политики и воспроизводства человеческих ресурсов связаны напрямую, что выше было показано на примере социального пакета.
Уровни эффективности корпоративной социальной ответственности
Важнейшим инструментом управления социальными программами организации является внутренняя и внешняя оценка эффективности социальных программ, на основе которых руководством организации принимается решение либо о подготовке новых социальных программ по реализованным направлениям в случае успешной их реализации, либо об определении новых приоритетов социальных программ в случае их неэффективной реализации.
Эффективность социальных программ можно оценивать в трех аспектах:
1) по совокупности
2) по соотношению затрат,
результатов и долгосрочного
воздействия результатов
3) по возможности применения способов достижения эффективности деятельности организации в результате реализации корпоративных социальных программ.
Показатели оценки эффективности социальных программ организации по основным направления:
1. Развитие персонала
- количество руководителей и специалистов, прошедших переподготовку,
- объем средств, выделенных организацией на обучение и переподготовку персонала,
- средний уровень заработной платы персонала,
- количество сотрудников, прошедших обучение,
- объем средств, выделенных
организацией на
- количество часов обучение в расчете на одного сотрудника
2. Охрана здоровья и безопасные условия труда
- количество сотрудников, получивших путевки в дома отдыха, санатории, профилактории и т.п. за счет организации,
- объем средств, выделенных организацией на охрану труда и технику безопасности,
- объем средств, выделенных
организацией на поддержание
санитарно-гигиенических и
- объем средств, выделенных
организацией на поддержку
3. Социально-ответственная реструктуризация
- количество переподготовленных сотрудников из числа высвобождаемых из организации,
- объем средств, выделенных
организацией на выходные
- объем средств, выделенных организацией на переобучение высвобождаемых сотрудников,
- объем средств, выделенных
содействие трудоустройству
4. Природоохранная деятельность и ресурсосбережение
- количество проведенных акций по озеленению, субботников и прочих аналогичных мероприятий,
- объем средств, выделенных
организацией на организацию
экологически безопасного
5. Развитие местного сообщества
- объем средств, выделенных организацией на участие в благотворительных акциях,
-объем средств, выделенных
организацией на проведение
- объем средств, выделенных
организацией на спонсирование
местных культурных, образовательных
и спортивных объектов и
- количество людей, получивших в той или иной форме помощь от организации,
- объем средств, выделенных
организацией на поддержку
- объем средств, выделенных
на поддержку социально
6. Добросовестная деловая практика
- объем средств, выделенных организацией на публикацию информации об организации для бизнес-партнеров, клиентов и прочих заинтересованных в деятельности организации сторон (корпоративный сайт, информационные брошюры и т.п.),
- объем средств, выделенных
организацией на проведение
- объем средств, выделенных
организацией на обучение
При этом нужно отметить, что последовательность названных показателей отражает их значимость с точки зрения предоставления информации о социальных программах. Помимо сопоставления вышеописанных показателей, целесообразно проводить оценку социальных программ организации по соотношению затрат, результатов и долгосрочного воздействия социальных программ на деятельность организации.
Затраты организации на социальные программы включают:
- финансовые ресурсы;
- временные ресурсы;
- материальные ресурсы (оборудование, телефоны, Интернет и т.п.);
- добровольческий труд
и пожертвования работников
К результатам, полученным в ходе реализации социальных программ, относятся:
- привлеченные дополнительные
ресурсы (например, бюджетные средства,
частные пожертвования, ресурсы
партнеров по реализации
- конкретные позитивные
результаты в решении
- выгоды, полученные для развития бизнеса (все те конкретные преимущества, о которых мы говорили в первой главе исследования).
Долгосрочное воздействие результатов социальных программ проявляется в:
- позитивных изменениях в общественном мнении и ситуации;
- вкладе в укрепление и развитие бизнеса в целом.
Долгосрочное воздействие требует внимательного анализа всех вложенных в программу инвестиций, а также прямых и косвенных результатов, выявляемых в течение ряда лет после ее окончания.
Анализируя данные результаты, руководство организации должно оценить эффективность социальной программы:
1) с экономической точки зрения;
2) с социальной точки зрения;
3) с точки зрения выгоды
для развития бизнеса и
Оценка - по возможности применения способов достижения эффективности деятельности организации в результате реализации корпоративных социальных программ. В данном аспекте можно оценить, как результаты и долгосрочное воздействие социальной программы организации оказывают влияние на достижение эффективности деятельности организации через показатели ее основной деятельности: финансовые показатели, сокращение операционных расходов и развитие кадровой политики и корпоративной культуры. Особенность оценки эффективности социальных программ состоит в том, что если результаты могут быть оценены в течение одного года, то оценка результатов возможна только после завершения программы.
Информация о работе Виды и уровни эффективности корпоративной социальной ответственности