Виды общения и ситуации их применения (контакт масок, примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское)

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Марта 2013 в 19:23, доклад

Описание работы

Человек, читающий книгу, общается с писателем, а писатель и читателем. Смотрит человек спектакль, выступает с лекцией, говорит по телефону, разговаривает с другом — все это общение. При всех различиях в понимании слова «общение» необходимо выделить обмен между людьми определенными результатами их психической деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Существование множества различных определений понятия «общение» обусловлено различными подходами и взглядами на эту проблему.

Файлы: 1 файл

Виды общения и ситуации их применения.docx

— 19.32 Кб (Скачать файл)

1.Виды общения и ситуации их применения (контакт масок, примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское)

2.Понятие общения (я)

Общение — широкое многоплановое  понятие. Человек, читающий книгу, общается с писателем, а писатель и читателем. Смотрит человек спектакль, выступает  с лекцией, говорит по телефону, разговаривает  с другом — все это общение. При всех различиях в понимании  слова «общение» необходимо выделить обмен между людьми определенными  результатами их психической деятельности — усвоенной информацией, мыслями, суждениями, оценками, чувствами. Существование множества различных определений понятия «общение» обусловлено различными подходами и взглядами на эту проблему.

3. (ты)

Общение — сложный многоплановый процесс установления и развития контактов между людьми, порождаемый потребностями совместной деятельности и включающий в себя обмен информацией, выработку единой стратегии взаимодействия, восприятия и понимания другого человека.

Общение — разновидности межвидовых и внутривидовых контактов между живыми существами и потому свойственно не только человеку. Человеческое общение имеет самую совершенную форму, так как оно осознано и опосредовано речью.

4. (я)Выделяют 3 стороны общения:

1) коммуникативная (обмен информации между людьми);

2) персептивная (восприятие человека человеком);

3) интерактивная (взаимодействие людей в процессе общения).

5.Виды общения (ты)

Различают следующие виды общения:

  • «контакт масок»
  • примитивное общение
  • формально-ролевое общение
  • деловое общение
  • духовное общение
  • манипулятивное общение
  • светское общение

6.(я) «контакт масок» — формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используются привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности, участливости и т. п.) — набор выражений лица, жестов, стандартных фраз, позволяющих скрыть истинные эмоции, отношение к собеседнику. 

«Контакт масок» как разновидность  общения необходим жителям больших городов, где, человек ежедневно видит до 10 тысяч лиц. Именно этот тип следует применять, если мы сталкиваемся с необходимостью общаться с малознакомым нам человеком.

7.(ты) примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект: если нужен — активно вступают в контакт, если мешает — оттолкнут, порой используя агрессивные грубые реплики. Если получили от собеседника желаемое, теряют дальнейший интерес к нему и не скрывают этого;

8.(я) формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения; вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли;

В формально-ролевом общении  строго регламентированы содержание и средства, каждый из общающихся выполняет заранее известную роль: врач — пациент, продавец — покупатель, кондуктор — пассажир, кассир — зритель и т.д.

9.(ты) деловое общение — процесс взаимосвязи и взаимодействия, в котором происходит обмен деятельностью, информацией и опытом, предполагающим достижение определенного результата, решение конкретной проблемы или реализацию определенной цели. Это общение, когда учитывают особенности личности, характера, возраста, настроения собеседника, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения;

10.(ты) Кодекс делового общения:

1) принцип кооперативное  — «твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направление разговора»;

2) принцип достаточности информации — «говори не больше и не меньше, чем требуется в данный момент»;

3) принцип качества информации  — «не ври»;

4) принцип целесообразности  — «не отклоняйся от темы, сумей найти решение»;

5) «выражай мысль ясно  и убедительно для собеседника»;

6) «умей слушать и понять  нужную мысль»;

7) «умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела».

11.(я) духовное общение — межличностное общение (доверительно-неформальное) друзей, когда можно затронуть любую тему и необязательно прибегать к помощи слов; друг поймет вас и по выражению лица, движениям, интонации. Такое общение возможно, когда каждый участник имеет образ собеседника, знает его личность, интересы, убеждения, отношение к тем или иным проблемам, может предвидеть его реакции;

12.(ты) манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (лесть, запугивание, «пускание пыли в глаза», обман, демонстрация доброты) в зависимости от особенностей личности собеседника;

Такой тип общения применяется  во время избирательных кампаний различного типа с использованием лести, обмана, запугивания, демонстрации показной добродетели и т.п.

13.(я) светское общение. Суть такого общения в его беспредметности, т.е. люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в подобных случаях; это общение закрытое, потому что точки зрения людей на тот или иной вопрос не имеют никакого значения и не определяют характера коммуникаций. Здесь не важен результат и не важна личность собеседника. Здесь важно следовать определённым правилам (например, правилам приличия).

14.(я) Кодекс светского общения:

1) вежливость, такт — «соблюдай  интересы другого человека»;

2) одобрение, согласие  — «не порицай другого человека», «избегай возражений»;

3) симпатии — «будь  доброжелателен, приветлив».

15. (ты)

Таким образом, общение есть сложный процесс взаимодействия между людьми. Поэтому можно сделать  вывод о том, что ситуация общения влияет на то, как и что мы говорим.


Информация о работе Виды общения и ситуации их применения (контакт масок, примитивное, формально-ролевое, деловое, духовное, манипулятивное, светское)