Виды профилактической антинаркотической деятельности, вторичная профилактика наркомании

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Декабря 2014 в 00:38, реферат

Описание работы

Наркомания и употребление психотропных веществ является одной из важных проблем нашего общества, вызвавшей острую необходимость решительных и активных действий в организации профилактики злоупотребления психотропными веществами в образовательной среде.
При работе с молодежью, употребляющей наркотические и психотропные вещества, акцентируется внимание на образовательных, социальных, психологических и медицинских проблемах профилактики.

Файлы: 1 файл

виды профилактической деятельности.docx

— 32.87 Кб (Скачать файл)

2. Психологическая диагностика (психолог или психотерапевт). Ее  цель - установить структуру проблем  поведения, у каждого подростка  из «группы риска» (проблемы в  семье, проблемы в школе), выявить  степень склонности к употреблению  наркотических веществ.

3. Клинико-диагностический  уровень (исследование мочи на  наличие в ней наркотических  веществ, консультация врача-нарколога  при явных признаках наркотизации, аппаратное психофизиологическое  исследование).

4. Принятие решений по  тактике мероприятий с выявленными  потребителями наркотиков.

Однако, в настоящее время постоянно возникает правовая ситуация, когда те или иные действия при проведении профилактической работы не регламентированы нормативными актами. Например, доврачебная и врачебная диагностика наркотического опьянения в образовательном учреждении; социальное вмешательство в семью при риске наркотизации ребенка. То есть, ставится под вопрос возможность своевременного и эффективного проведения вторичной профилактики наркомании среди подростков и молодежи.

 

Кроме того, диагностика употребления наркотиков затруднена в силу того, что в системе наркологической помощи недостаточно развито консультативное звено, в учреждениях которого можно было бы провести самодиагностику, посоветоваться в случае болезни родственников, проконсультироваться по правовым и социальным вопросам или привести на профилактическую беседу подростка.

Это тем более удивительно, поскольку наркологические учреждения со своей стороны должны быть заинтересованы в широком распространении подобной службы в целях раннего выявления своих лечебно-профилактических контингентов.

Действующее законодательство допускает медицинское освидетельствование потребителей наркотиков только по постановлению прокуратуры. В связи с этим иногда приходится ждать недели, за это время наркотик выводится из организма и экспертный анализ биологических сред не дает положительного результата.

Проведению мероприятий по вторичной профилактике часто препятствует и позиция семьи. В сознании многих родителей наркомания ассоциируется с семейным неблагополучием. Поэтому нередко родители скрывают факт наркотизации своих детей и, отчаявшись в собственных возможностях воспрепятствовать этому, обращаются за помощью слишком поздно, когда уже формируется наркозависимость и нужно говорить о третичной профилактике. При этом, как правило, при обнаружении употребления ребенком наркотиков у родителей развивается так называемый синдром родительской реакции на наркотизацию (СРРН). Его типичными чертами выступают перекладывание ответственности на ребенка или друг на друга; тотальный контроль, недоверие и подозрительность; конфликтность и агрессивность со стороны родителей; чувство вины перед ребенком.

Очевидно, что подобные отношения могут еще более дестабилизировать психологическую атмосферу в семье, тем самым способствуя дальнейшему вовлечению подростков в наркотизацию. Поэтому очень важна работа по объяснению родителям их ответственности за свое поведение, общую атмосферу в семье, выработке готовности к сотрудничеству со специализированными социальными центрами, социальному патронажу семей «групп риска», - то есть, те мероприятия, которые входят и в задачи первичной профилактики наркомании в семье.

Необходимо также разработать организационную структуру и методику раннего выявления и учета потребителей наркотиков в образовательных учреждениях. Для этого, по мнению специалистов, целесообразно создать при школьном медицинском кабинете внутришкольный наркопост. Именно при нем может быть также организована доклиническая диагностика состояний наркотического опьянения у учащихся. Кроме того, именно школьный врач должен выступать представителем школы при оказании помощи родителям для установления контактов семьи с районным психиатром-наркологом для более квалифицированной оценки проблем ребенка, втягивающегося в наркотизацию.

Отечественными специалистами был предложен и адекватный современным правовым реалиям регламент действий сотрудников образовательного учреждения в отношении учеников, начинающих употреблять наркотики, их родителей, а также осуществления взаимодействия с различными учреждениями другой ведомственной принадлежности (МВД, Минздрав). Всю работу по данной проблеме в образовательном учреждении должен курировать представитель его администрации («координатор»). Желательно, чтобы это была заместитель директора по воспитательной работе, представляющий ученое заведение в территориальной комиссии по делам несовершеннолетних и защите их прав, имеющий тесные связи со всеми задействованными в этой сфере учреждениями других ведомств.

Строго регламентированный алгоритм действий позволяет в полном объеме учитывать все нюансы сложных проблемных ситуаций, оставляя на первом месте интересы учащихся, их гражданские права - на получение образования, медико-социальной и психолого-педагогической помощи. В каждом конкретном случае должны предприниматься все усилия для сохранения учащегося в образовательном учреждении, включения его в профилактическую работу, оказания помощи ему и его сеемое в разрешении проблем, обусловивших вовлечение в потребление наркотических веществ.

Профилактическая работа с подростками будет малоэффективной без активного воздействия на микросоциальную среду. Социологи и психологи отмечают, что профилактика наркомании должна быть не только предупреждающей, но и наступательной.

В данном случае речь идет о взаимодействии семьи и школы с инспекторами отделений профилактики правонарушений несовершеннолетних в целях разъединения в районе школы группы наркотизующихся подростков, которые могут вовлекать в наркотизацию других подростков.

Важным аспектом вторичной профилактики наркомании является, на наш взгляд, сотрудничество специалистов ППМС центров с Центрами временной изоляции несовершеннолетних правонарушителей (ЦВИНП). ППМС - центры предназначены для оказания медико-социальной и психолого-педагогической помощи социально дезадаптированным несовершеннолетним, оказавшимся в кризисной ситуации (социально запущенные, беспризорные и безнадзорные). Эта группа имеет высокую степень риска наркотизации (что объясняет большое значение ППМС-центров в первичной профилактике). В ЦВИНП же - режимное учреждение закрытого типа - попадают многие беспризорные и безнадзорные подростки, совершающие различные правонарушения, в том числе и приобщающиеся к наркотикам. Соответственно, основными задачами специалистов» ППМС-центров здесь являются снятие психоэмоционального напряжения, коррекция отношений к семье, восстановление и компенсация социальных связей, формирование жизненной перспективы и т.п.

Эти мероприятия будут способствовать осуществлению прав личности подростка во всех случаях применения к нему активных профилактических мероприятий.

Профилактическая работа с выявляемыми потребителями наркотиков может осуществляться в индивидуальной и групповой формах. Так, выделяется индивидуальная беседа с начинающими потребителями наркотиков, при проведении которой могут быть использованы такие приемы, как «тактика испуга» последствиями наркотизации, убеждение, дискредитация мифов о наркотиках и т.п.

Добавить следует то, что проводиться они должны индивидуализировано. В частности, на наш взгляд, необходим учет психологических особенностей личности, прежде всего акцентуаций характера. К примеру, чертами психоастенического типа акцентуации являются нерешительность, склонность к сомнениям, опасениям. Возможные неприятности волнуют психоастеника больше происшедших.

Следовательно, в отношении подобных лиц может существенно возрасти эффект демонстрации опасных последствий продолжения наркотизации. Надо отметить, что при достаточной научной разработке данный метод может применяться и в первичной профилактике наркомании.

Анализ ряда разработок групповых методов работы с начинающими потребителями наркотиков позволяет заключить, что в целом они сходны с теми, которые используются, например, в психокоррекционной работе с подростками «группы риска». Это создание положительного «образа Я», развитие стрессоустойчивости, преодоление внушаемости и т.п.

В то же время надо сказать, что задачи вторичной профилактики могут быть реализованы только при разработке на законодательном уровне действенных правовых механизмов диагностирования начинающих потребителей наркотиков и их раннего выявления как важнейшего условия ее эффективности. По нашему мнению, на данный момент таковые отсутствуют. Поэтому у значительного числа подростков и молодежи, не охваченных системой первичной профилактики (в целом также пока малоэффективной) в итоге зачастую развиваются тяжелые формы наркозависимости, дальнейшая социальная дезадаптация и т.п.

 

Целью вторичной профилактики является раннее выявление потребителей наркотиков и оказание им квалифицированной психологической, медицинской, педагогической и социальной помощи. Однако именно раннее (на доболезненной стадии) выявление наркотизующихся оказывается наиболее уязвимым звеном вторичной профилактики в силу отсутствия легитимных методов диагностики и применения различных профилактических мероприятий.

Поэтому необходима разработка на законодательном уровне положений о совершенствовании системы методов диагностики наркотизации (например, внесение соответствующих дополнений в ФЗ «О наркотических средствах и психотропных веществах»). Данная система должна, например, включать не только медицинское освидетельствование по направлению органов милиции, но и, прежде всего, обязательное тестирование учащихся школы (поскольку именно она является наиболее «удобным» местом антинаркотической работы) с постановкой наркотизующихся на внутришкольный профилактический учет.

Одновременно следует ввести в школах, к примеру, должности «координатора», налаживающего взаимодействие с другими ведомствами и специализированными учреждениями. Надо также наладить взаимодействие семьи, школы, правоохранительных органов в работе с микросоциальным окружением подростков, а именно в разъединении асоциальных подростковых групп в микрорайоне.

Профилактическая работа с семьей заключается в формировании у родителей готовности к сотрудничеству со специализированными учреждениями, ответственности за происходящее в семье; предоставлении информации о признаках употребления наркотиков; создании сети консультационных пунктов (как при наркологическом учреждении, так и вне его).

Методы профилактической работы с выявляемыми потребителями наркотиков в целом сходны с теми, которые используются и в первичной профилактике (информирование о последствиях, создание положительного образа «Я», снижение внушаемости и т.п.), однако проводиться более индивидуализировано - с учетом жизненной ситуации индивида, его личностных особенностей.

 

Список литературы:

1. Белоусов Ю.П. Методологическое  и организационное обеспечение  профилактики наркомании среди  подростков // Полис. 2002. № 5.

2. Нагорный И.А. Конструирование проблемы роста потребления наркотиков среди подростков и молодежи // ЭКО. 2002. № 3.

3. Соболев В.А. Первичная  профилактика наркотизма // Полис. 2000. № 12.

4. Социальная работа / Под ред. И.М. Захаровой. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002.

5. Упоров В.В. Теория социальной  работы. - М.: ВЕЧЕ, 2004.


Информация о работе Виды профилактической антинаркотической деятельности, вторичная профилактика наркомании