Виды социологических исследований

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Мая 2013 в 17:08, реферат

Описание работы

В структуре социологии выделяют три взаимосвязанных уровня: общесоциологическую теорию, специальные социологические теории и социологические исследования. Их называют еще частными, эмпирическими, прикладными или конкретными социологическими исследованиями. Все три уровня дополняют друг друга, что позволяет получить при изучении социальных явлений и процессов научно обоснованные результаты.Социологическое исследование – это система логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, подчиненных единой цели: получить точные объективные данные об изучаемом социальном явлении.

Содержание работы

Введение 3
1.Виды социологических исследований 4-5
2. Выборка
2.1Формирования и методы выборки 6-7
3. Методы сбора информации
3.1Опрос 8-10
3.2 Анализ документов 11 3.3Наблюдения 12-14
Заключение 15
Библиография 16

Файлы: 1 файл

РЕФЕРАТ социология.docx

— 45.81 Кб (Скачать файл)

Искусство опроса состоит  в правильной формулировке и расположении вопросов. Опросным методом кроме  социологов пользуются врачи, журналисты, следователи.

Социологический опрос имеет  три отличительные черты:

    1. Количество опрошенных. Перечисленные выше специалисты, опрашивая одного человека, получают личное мнение. Социолог же опрашивает сотни и тысячи людей и затем, обобщив полученную информацию, делает выводы. Он интересуется общественным мнением. Получая и обрабатывая статистические данные, исследователь выявляет социальные типы личности.

          2)Достоверность и объективность.

Опрашивая сотни и тысячи людей, социолог усредняет разнообразные  мнения и в результате получает гораздо  более достоверную информацию, нежели журналист.

          3)Цель опроса. С помощью исследований, проводимых социологом, устанавливается научный факт.

Существует две основные разновидности опроса:

        • анкетирование;
        • интервьюирование.

Анкета (Франц. – расследование)– опросный лист, самостоятельно заполняемый опрашиваемым по указанным в нем правилам.Респонденты рассматриваются в качестве объекта исследования.Анкетой нельзя назвать любой перечень вопросов. Ей называется только то, что обращено к множеству людей, которых опрашивают стандартным образом.

Проводимый опрос должен отвечать ряду требований:

Он не должен длиться более 30 – 40 минут, в противном случае респондент устает, и последние вопросы остаются без полноценных ответов.

8

Важно, чтобы интерес к  предмету опроса не снижался, а постепенно повышался. Поэтому более сложные  по содержанию (и восприятию) вопросы  должны следовать за более простыми.

Первый вопрос не должен быть ни дискуссионным, ни настораживающим. Лучше всего, если он будет нейтральным.

Трудные вопросы целесообразно  поместить в середину, чтобы респондент «включился» в тему.

Вопросы должны быть ясными, четкими, понятными опрашиваемым (всем без исключения). Вопросы должны отвечать требованиям логики: в начале речь должна идти об установлении какого-либо факта, а потом уже о его  оценке. Это самое важное требование социологического исследования.

Если в анкете появляется новый раздел, то необходимо «подвести» опрашиваемого к новой теме. Это  делается  с помощью обращения  к респонденту в определенной форме, например: « А теперь мы просим Вас высказать свое мнение о…».

В подобной же форме строится обращение к респонденту с  просьбой принять участие в проводимом исследовании.

Это введение коротко знакомит опрашиваемого с целью опроса и ориентирует его на конкретное задание при заполнении анкеты.

Интервью - проводимая по определенному плану беседа, предполагающая прямой контакт интервьюера с респондентом (опрашиваемом), причем запись ответов последнего ведется либо интервьюером (его ассистентом), либо механически (на пленку).

Имеется множество разновидностей интервью.

1) По содержанию беседы  различают документальные интервью (изучение событий прошлого, уточнение  фактов) и интервью мнений, цель  которого - выявление оценок, взглядов, суждений; особо выделяются интервью  со специалистами-экспертами, причем  организация и структура интервью  со специалистами существенно  отличается от обычной системы.

2) По технике проведения - делятся на свободные, нестандартизованныеи формализованные (а также полустандартизованные) интервью.

Свободные - длительная беседа (несколько часов) без строгой  детализации вопросов, но по общей  программе (“путеводитель интервью”). Такие интервью уместны на стадии разведки в формулятивном плане  исследования.

Стандартизованные интервью предполагают, как и формализованное  наблюдение, детальную разработку всей процедуры, включая общий план беседы, последовательность и конструкцию  вопросов, варианты возможных ответов.

9

3) В зависимости от  особенностей процедуры интервью  может быть интенсивным (“клиническим”  т.е. глубоким, длящимся иногда  часами) и фокусированным на выявление  достаточно узкого круга реакций  опрашиваемого. Цель клинического интервью - получить информацию о внутренних мотивах, побуждениях, склонностях опрашиваемого, а фокусированного - извлечь информацию о реакциях субъекта на заданное воздействие. С его помощью изучают, например, в какой мере человек реагирует на отдельные компоненты информации (из массовой печати, лекции и т.п.). Причем текст информации предварительно обрабатывают контент-анализом. В фокусированном интервью стремятся определить, какие именно смысловые единицы анализа текста оказываются в центре внимания опрошенных, какие - на периферии, и что вовсе не осталось в памяти.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

10

3.2 Анализ документов

Анализ документов(от лат.Documentum – доказательство, свидетельство) – метод сбора первичных данных, при котором документы используются в качестве главного источника информации.Анализ документов открывает социологу возможность увидеть в отраженном виде многие стороны социальной действительности.

Однако чтобы использовать возможности, предоставляемые документами, следует в свою очередь получить системное представление о всем  их многообразии. Ориентироваться в  многообразии документов в наибольшей степени помогает классификация, основанием которой служит фиксация в том  или ином документе содержащейся в нем информации.

По форме фиксации информация делится на:

  • письменные документы (сведения изложены в форме текста);
  • статистические данные (цифровая форма изложения);
  • иконографическая документация (кино-, фотодокументация);
  • фонетические документы.

Традиционный, классический анализ – это все многообразие умственных операций, направленных на интеграцию сведений, содержащихся в документе с определенной точки зрения, принятой исследователем в каждом конкретном случае. Традиционный анализ документов дает возможность проникнуть вглубь изучаемых явлений, выявить логические связи и противоречия между ними, оценить эти явления и факты с определенных нравственных, политических, эстетических и иных позиций. Слабостью традиционного анализа документов является субъективизм.

Стремление преодолеть субъективность традиционного анализа породило разработку принципиально иного, формализованного (количественного)  метода анализа документов, или контент-анализа, как иногда называют этот метод.

Контент-анализ – это метод исследования, применяемый в различных дисциплинах, областях гуманитарного знания: в социальной и общей психологии, социологии и криминологии,исторической науке и литературоведении и др. нол развитие этого метода преимущественно связано с социологическими исследованиями. Там, где есть текст, документы, их совокупность, там возможно контент-аналатическое исследование.

 

 

 

 

 

 

11

  3.3 Наблюдения

Под наблюдением в социологии подразумевается прямая регистрация  событий очевидцем. Наблюдение может носить различный характер. Иногда социолог самостоятельно наблюдает происходящие события. Иногда он может пользоваться данными наблюдений других лиц.

Наблюдение бывает простым  и научным. Простое - это то, которое не подчинено плану и ведется без определенно разработанной системы. Научное наблюдение отличается тем, что:

а) Оно подчинено ясной  исследовательской цели и четко  сформулированным задачам.

б) Научное наблюдение планируется  по заранее обдуманной процедуре.

в) Все данные наблюдения фиксируются в протоколах или  дневниках по определенной системе.

г) Информация, полученная путем  научного наблюдения, должна поддаваться  контролю на обоснованность и устойчивость.

Наблюдение классифицируется:

1) По степени формализованности  выделяют неконтролируемое (или  нестандартизованное, бесструктурное) и контролируемое (стандартизованное,  структурное). В неконтролируемом  наблюдении пользуются лишь принципиальным  планом, а при контролируемом - регистрируют  события по детально разработанной  процедуре.

2) В зависимости от  положения наблюдателя различают  соучаствующее (или включенное) и  простое (не включенное) наблюдения. Во время включенного наблюдения  исследователь имитирует вхождение  в социальную среду, адаптируется  в ней и анализирует события  как бы “изнутри”. В не включенном (простом) наблюдении исследователь  наблюдает “со стороны”, не вмешиваясь  в события.

В обоих случаях наблюдение может производиться открыто  или инкогнито.

Одна из модификаций включенного  наблюдения носит название стимулирующего наблюдения. Этот способ подразумевает  воздействие исследователя на события, которые он наблюдает. Социолог создаетопределенную  ситуацию, для того чтобы стимулировать  события, что дает возможность оценить  реакцию на это вмешательство.

  1. По условиям организации наблюдения делятся на полевые (наблюдения в естественных условиях) и на лабораторные (в экспериментальной ситуации).

При отсутствии четких гипотез, когда исследование проводится пофомлулятивному (примерному) плану, применяют простое или бесструктурное наблюдение.

12

           Цель такого предварительного наблюдения заключается в том, чтобы придумать гипотезы для более строгого описания наблюдаемого объекта. При этом используется следующее:

1) Общая характеристика  социальной ситуации, включающая  такие элементы, как: сфера деятельности (производственная, непроизводственная, уточнение ее особенностей и  т.д.); правила и нормы, регулирующие  состояние объекта в целом  (формальные и общепринятые, но  не закрепленные в инструкциях  или распоряжениях); степень саморегуляции  объекта наблюдения (в какой мере  его состояние определяется внешними  факторами и внутренними причинами).

2) Попытка определить  типичность наблюдаемого объекта  в данной ситуации, относительно  других объектов и ситуаций; экологическая  Среда, область жизнедеятельности,  общественная, экономическая и политическая  атмосфера, состояние общественного  сознания на данный момент.

3) Субъекты или участники  социальных событий. В зависимости  от общей задачи наблюдения  их можно классифицировать: по  демографическим и социальным  признакам; по содержанию деятельности (характер труда, сфера занятий,  сфера досуга); относительно статуса  в коллективе или группе (руководитель  коллектива, подчиненный, администратор,  общественный деятель, член коллектива...); по официальным функциям в  совместной деятельности на изучаемом  объекте (обязанности, права, реальные  возможности их осуществления;  правила, которым они следуют  строго и которыми пренебрегают...); по неофициальным отношениям  и функциям (дружба, связи, неформальное  лидерство, авторитет...).

4) Цель деятельности и  социальные интересы субъектов  и групп: общие и групповые  цели и интересы; официальные  и неформальные; одобряемые и  не одобряемые в данной среде;  согласованность интересов и  целей.

5) Структура деятельности  со стороны: внешних побуждений (стимулы), внутренних осознанных  намерений (мотивы), средств, привлекаемых  для достижения целей (по содержанию  средств и по моральной их  оценке), по интенсивности деятельности (продуктивная, репродуктивная; напряженная,  спокойная) и по ее практическим  результатам (материальные и духовные  продукты).

6) Регулярность и частота  наблюдаемых событий: по ряду  указанных выше параметров и  по типичным ситуациям, которые  ими описываются.

Наблюдение по такому плану  позволяет более хорошо разобраться  вобъекте наблюдения.По собранным предварительным  данным задачи наблюдения уточняются.

13

Некоторые стороны наблюдаемых  событий изучаются более детально, другие вовсе опускаются.Таким образом, после предварительного, наблюдение переходит в стадию более формализованного поиска.

Составлению жесткой процедуры  контролируемого наблюдения предшествует детальный анализ проблемы на основе теории и данных неконтролируемого  наблюдения. Теперь отдельные явления, события, формы поведения людей  должны быть интерпретированы в понятиях логики исследования, они приобретают  смысл индикаторов каких-то более  общих свойств или действий.

Поучительную технику  регистрации наблюдаемых событий  разработали московские социологи  в рамках исследовательского проекта  “общественное мнение” (руководитель исследования Б.А.Грушин). В числе  одного из каналов выражения общественного  мнения были выделены собрания. Для  регистрации данных использовалась картотека наблюдения, включающая девять различных бланков оценки: ситуации перед началом собрания, организационного периода, регистрации действий докладчика или выступающего, регистрации реакций  аудитории на выступление, описания общей ситуации во время прений, ситуации при принятии решений собрания, в частности при обсуждении поправок и дополнений к проекту решения, ситуации по окончании собрания и  карточка общей характеристики собрания.

Информация о работе Виды социологических исследований