Автор работы: Пользователь скрыл имя, 13 Июля 2012 в 14:24, реферат
Социология (фр. sociologie, латин.Societas -- общество и греч.-- Logos -- наука об обществе) -- наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом
Социология (фр. sociologie, латин. Societas -- общество и греч.-- Logos -- наука об обществе) -- наука об обществе, отдельных социальных институтах (государство, право, мораль и т. п.), процессах и общественных социальных общностях людей. Впервые понятие социология введено в научный оборот еще в середине XIX в. основоположником позитивизма, французским ученым Огюстом Контом. Первоначально социология обозначала обществоведение, но с течением времени предмет социологии непрерывно менялся и уточнялся, сопровождаясь постепенным отделением социологии от философии. Дело в том, что к середине XIX в. потребности социального развития и внутренняя логика эволюции науки об обществе требовали новых подходов, формирования типа социальных явлений. И в ответ на потребности формирования гражданского общества возникает социология. Ведь шел процесс становления общества, утверждавшего торжество прав и свобод человека, духовную, экономическую независимость и автономность, гражданина вместо привычного нормативного порядка феодально-абсолютистского устройства общества с его жесточайшей тотальной регламентацией общественно-политической, экономической и духовной жизни людей. Расширение пределов свобод и прав человека, существенное увеличение возможностей выбора пробуждали интерес человека к знанию основ жизни социальной общности людей, социальных процессов и явлений с целью рационального, эффективного использования приобретенных прав и свобод. Но и свободная конкуренция в экономике, политике, духовной сфере поставили в прямую зависимость результативность деятельности предпринимателей -- от умения и использования знаний о конкретных социальных механизмах, настроений и ожиданий людей и т. п. И отраслью знаний, помогающей глубже и конкретнее познать общество, основу социального взаимодействия людей с целью рационального использования свободы самоорганизации стала социология.
Ведь социология изучала общество, социальные отношения и социальные общности, их деятельность. А философия, хотя и изучает личность и социальные общности как объекты и субъекты деятельности, но делает это на высоком уровне обобщения -- на уровне раскрытия их сущности, а не в развертывании сущности в действительности, выявлении жизни во всем ее противоречивом существовании как это делает социология. Постепенно, по мере накопления социальных знаний, происходил рост теоретических социологических концепций, каждая из которых обосновывала определенный аспект социальных отношений, давала интеграцию социального, выступающего главенствующей категорией социологии. Используя разнообразные методы научного познания, социология осмысливает общество, общественную жизнь не как предельно общую абстрактность, а как реальность, пытаясь с достаточной полнотой уловить и выразить в положениях, теориях ее многоцветье и внутреннюю неоднородность. Социология как определенный тип знаний об обществе, выходя из недр социальной философии, перенимает философскую культуру, признавая особое значение теоретического обобщения, целостного концептуального осмысления социальных явлений. Вместе с тем, социология стремится к преодолению той ограниченности, которую обнаруживает философия при анализе реальных социальных проблем. Внутри социологии складываются течения: позитивизм -- сводивший социальное к природному, антипозитивизм -- настаивающий на специфике социального.
Анализ зарубежных источников показывает, что чаще всего социология определяется как наука о различных социальных общностях, социальных группах, их поведении, отношениях между ними и внутри них. Одни американские социологи определяют социологию как науку об обществе, социальных группах и социальном поведении. Другие считают, что социология изучает не изолированных индивидов, а людей в общностях или в социальных условиях. Цель такого изучения -- понять и объяснить причины социального поведения или взаимодействия социальных общностей и групп и их результаты. По мнению бельгийского социолога Миха де Костра, социология изучает отношения между людьми, складывающиеся в процессе их деятельности. Да, социология ставит целью дать ответы именно на жизненные вопросы людей. Ведь в современных условиях многие люди испытывают чувство страха. Они боятся возможности ядерной войны, перспективы безработицы, хрупкости человеческих отношений. И что делает их страх особенно ужасным -- это то, что они ничего об этом не знают. Социология и ставит целью: помочь людям разобраться самим в сложных проблемах жизни. Ведь социология -- это понимание общества. Люди, создающие общество, в котором живут, несомненно, имеют возможность изменить его, преобразовать, но прежде познав. И здесь-то на помощь приходит наука социология.
Социологические исследования -- инструмент познания социальной реальности
Позитивистская социология, основанная Огюстом Контом, рассматривает познания социальной общество по аналогии с природой, используя методы точных естественных наук. Понимающая социология, которую основали Макс Вебер и Георг Зиммель, анализирует, прежде всего, значимые смысловые элементы социальной жизни общества, делая акцент на понимании изменений, движений.
На разных этапах исторического развития человечества и в различных социологических школах акцент ставился на социальных общностях и различных сторонах их деятельности. Так уже сложилось, что в Европе социологическая мысль сосредоточила внимание на анализе макроструктур, то есть на изучении общества в целом. Американская же социология всегда больше тяготела к исследованиям микромира -- малых социальных групп, социальных слоев, общностей. Внутри каждой социологической школы существуют многочисленные течения, которые, по определению проф. Василия Фетисова «изучая те или иные моменты, застревают на отдельных ступеньках лестницы исследований». Характеризуя социологию как систему знаний важно учитывать, что между классической социологией и современной социологией существует определенное различие. Классическая социология стремилась к постижению окружающего мира как бы со стороны. Задача ее состояла в том, чтобы описать объект, раскрыть сущность, не рассматривая деятельности субъекта. Современная социология пытается преодолеть противопоставление объекта и субъекта, теории и практики, познавательного и ценностного отношения к миру. Переход от теоретического к империческому исследованию в социологии осуществляется с помощью операционализации теоретических понятий. Вследствие формируются определенные гипотезы, выявляются те свойства и отношения объекта, которые подлежат описанию и классификации. Для выявления всех необходимых свойств и более глубокого изучения общества и человека и служит социологическое исследование.
Социологическое исследование сравнительно недавно стало одним из видов профессиональной деятельности. Хотя сама идея исследования была заимствована социологией из естествознания, экономики и других наук, но термин «социологическое исследование» утвердился в конце 20-х годов.
Что же такое «социологическое
исследование»? Это - один из основных
способов развития социологического знания.
В ходе исследования исследователь
(группа, институт) сознательно сосредотачивается
на определенных задачах, которые обусловлены,
с одной стороны, общественными
потребностями, а с другой - профессиональным
стремлением специалиста
Социологическое исследование осуществляется только там и только тогда, где и когда в этом возникает общественная потребность. Последняя определяется наличием проблемы. Проблема в социологии обусловливается ситуацией, возникающей в процессе социального развития, а именно: противоречием между знанием о потребностях людей в каких-либо результативных теоретических или практических действиях и незнанием путей и средств реализации этих необходимых действий. Таким образом, главное - это выявление необходимости изучение какой-либо области социальной жизни в целях активного влияния на разрешение социальных противоречий, природа и особенности которых еще не ясны.
У непрофессионалов социологическое исследование ассоциируется чаще всего с примитивным представлением о сборе эмпирического материала (разработать «какую-нибудь анкету», опросить «кого-нибудь»), однако это - не социологическое исследование.
В 1967 году академик Л.В. Канторович сказал: «Как месье Журден неожиданно обнаружил, что он всю жизнь говорит прозой, так и некоторые наши ученые сейчас узнают, что они занимаются социологическими исследованиями». В то время о своем участии в социологических исследованиях заговорили и те, кто раньше всеми силами боролся с социологией.
В настоящее время термином «социологическое исследование» слишком злоупотребляют, особенно журналисты, которые не проводят социологических исследований, во-первых, в силу непрофессионализма, а во-вторых, им нужна информация другого рода. Надо заметить, что научная информация «добывается» с большим трудом, подчас в течение очень длительного времени. Кроме того, проведение социологического исследования требует специальных знаний, профессиональной подготовки. Социологическое исследование - сложный научный процесс, который включает в себя: исследования теоретические, эмпирические и методологические; фундаментальные и прикладные; описательные, анамнестические (от греч. Anamnesis - воспоминание), прогнозные; полевые, лабораторные и клинические; экспериментальные и сравнительные; панельные и повторные; биографические, поколенные и когортные; изучение социальных структур. Кроме того, выделяются исследования, в которых изучается особый, отдельный случай, монографическое обследование, массовое выборочное (статистическое) обследование.
Виды социологических исследований.
В зависимости от сложности и масштаба поставленных задач выделяют три основных вида исследований: разведывательное (пилотажное), описательное и аналитическое.
Разведывательное исследование – предварительное исследование, проводимое с целью проверки, уточнения всех элементов основного исследования и внесения в них необходимых корректив. Оно охватывает небольшие совокупности людей и, как правило, предшествует более глубокому и масштабному исследованию. Разведывательное исследование решает весьма ограниченные по своему содержанию задачи. Оно охватывает, как правило, небольшие обследуемые совокупности и основывается на упрощенной программе и сжатом по объему инструментарии.
Разведывательное исследование используется для предварительного обследования определенного процесса или явления. Потребность в таком предварительном этапе, как правило, возникает тогда, когда проблема или мало, или вообще не изучена. В частности, он успешно применяется для получения дополнительной информации о предмете и объекте, для уточнения и корректировки гипотез и задач, инструментария и границ обследуемой совокупности в углубленном, широкомасштабном исследовании, а также для выявления трудностей, которые могут встретиться в дальнейшем.
Под первичной социологической
информацией принято понимать полученные
в ходе социологического исследования
в различной форме необобщенные
сведения (например, ответы опрашиваемых
на вопросы анкеты, интервью, записи
исследователя в карточках
Выполняя вспомогательные
задачи, разведывательное исследование
служит поставщиком оперативных
данных. В этом смысле можно говорить
о такой его разновидности, как
экспресс-опрос, цель которого состоит
в получении отдельных
С помощью оперативных
опросов определяют отношение людей
к актуальным событиям и фактам (так
называемый зондаж общественного мнения),
а также степень эффективности
только что проведенных мероприятий.
Нередко к таким опросам
Обычно в разведывательном
исследовании используется какой-либо
один из наиболее доступных методов
сбора первичной
Описательное исследование имеет целью определение структуры, формы и характера изучаемого явления или процесса и охватывает довольно большие совокупности людей, неоднородные по своим характеристикам (коллектив предприятия, население района, города, региона и т.п.). Описательное исследование - более сложный вид социологического анализа, который позволяет составить относительно целостное представление об изучаемом явлении, его структурных элементах. Осмысление, учет такой всесторонней информации помогают лучше разобраться в обстановке, более глубоко обосновать выбор средств, форм и методов управления общественными процессами.
Описательное исследование
проводится по полной, достаточно подробно
разработанной программе и на
базе методически апробированного
инструментария. Его методологическая
и методическая оснащенность делает
возможным группировку и
Описательное исследование
обычно применяется в тех случаях,
когда объектом служит относительно
большая общность людей, отличающихся
различными характеристиками. Это может
быть коллектив крупного предприятия,
где трудятся люди разных профессий
и возрастных категорий, имеющие
различные стаж работы, уровень образования,
семейное положение и т.д., или
население города, района, области,
региона. В таких ситуациях выделение
в структуре объекта
Аналитическое социологическое исследование ставит своей целью наиболее углубленное изучение явления, когда нужно не только описать структуру, но и узнать, что определяет его основные количественные и качественные параметры. В силу такого предназначения аналитическое исследование имеет особенно большую научную и практическую ценность. Если в ходе описательного исследования устанавливается, есть ли связь между характеристиками изучаемого явления, то в ходе аналитического исследования выясняется, носит ли обнаруженная связь причинный характер. Например, если в первом случае фиксируется наличие связи между удовлетворенностью содержанием выполняемого труда и его производительностью, то во втором случае рассматривается, является ли удовлетворенность содержанием труда основной или не основной причиной, т.е. фактором, влияющим на уровень его производительности.