- Социологи не должны осознанно
пользоваться своей ролью исследователя
как маской для получения информации для
иных целей, помимо исследовательских.
- В отношении объектов исследований
должны соблюдаться нормы конфиденциальности
и уважения.
- Исследователи не должны подвергать
объектов значительному риску или наносить
им ущерб в ходе экспериментов. Там, где
может предполагаться риск или ущерб,
требуется безусловное согласие полностью
проинформированных участников исследований.
- Конфиденциальная информация,
предоставленная участниками исследований,
должна рассматриваться как таковая и
социологами даже в случаях, когда подобная
информация не ограждена никакими средствами
легальной защиты или привилегиями.
В целом, поскольку социологические
значения могут обретать форму экономической
и политической власти, социологи обязаны
предпринять все меры для защиты своей
дисциплины, людей, которых они изучают
и учат, и общество от того ущерба, который
может явиться следствием их профессиональной
деятельности. [4.С.87]
Заключение
Любое исследование начинается
с исследовательской проблемы, которая
волнует и озадачивает ученого. Проблему
исследования могут инициировать пробелы
в существующей литературе, теоретические
споры или практические вопросы социального
мира. В разработке исследовательской
стратегии можно различить несколько
структурных этапов, хотя в реальном исследовании
они редко соблюдаются точно.
Серьезное социологическое
исследование подразумевает использование
надежных подходов при анализе данного
социального явления. Можно выделить три
аспекта социологического исследования:
стратегия исследования, связанная с планированием
различных этапов; методология, имеющая
дело с общей логикой и принципами исследования;
методы исследования, связанные со способами
проведения исследования, — полевая работа,
опрос и т.д.
В полевой работе, или включенном
наблюдении, исследователь проводит длительное
время с изучаемой группой или сообществом.
Другой метод исследования, опрос, предполагает
рассылку по почте или личное распространение
опросников в группах, построенных в соответствии
с выборкой из всего населения. Анализ
документов означает использование в
качестве источников информации печатных
материалов из архивов или откуда-либо
еще. К другим методам относятся эксперименты,
углубленные интервью, жизнеописания
и дневники, анализ бесед.
Каждый из методов имеет свои
недостатки. По этой причине исследователи
в своей работе часто совмещают два и более
метода, причем каждый из них используется
для проверки и дополнения материала,
полученного путем использования других.
Итак, выше были описаны основные
принципы при подготовке и проведении
социологического исследования. Изложены
его основные цели и задачи,
даны понятия объекта и предмета социологического
исследования, приведены методы
выборки респондентов из генеральной
совокупности.
Метод опросов. Этот метод подразделяется
на:
- метод анкетирования;
- метод интервьюирования.
Метод анализа документов. Документальной
в социологии называют любую информацию,
зафиксированную в печатном или рукописном
тексте, на магнитной ленте, кино- или фотопленке,
компьютерной дискете или любом другом
носителе.
Метод контент-анализа. Его
суть заключается в переводе в количественные
показатели текстовой информации с использованием
смысловых, количественных и качественных
единицы.
Надежность информации, полученной
с помощью приема контент-анализа, обеспечивают:
- контроль с помощью экспертов;
- контроль по независимому критерию
(по наблюдению за контрольной группой);
- повторная кодировка текста
разными кодировщиками.
Метод наблюдения. Это прямая
регистрация фактов очевидцем. В отличии
от обыденного научное наблюдение имеет
следующие особенности:
- подчинено исследовательским
целям и задачам;
- имеет план, процедуру сбора
информации;
- данные наблюдения фиксируются в дневнике или протоколе.
Различают включенное и невключенное
наблюдение.
Список
используемой литературы
- Добреньков В. И., Кравченко
А. И. Социология: Учебник. – М.: ИНФРА-М, 2001. – 624 с. – (Серия «Высшее образование»).
- Радугин А.А., Радугин
К.А. Социология: курс лекций. – 2-е изд.,
перераб. и доп. – М.: Центр, 1999. – 160 с.: ил.
- Социологический
энциклопедический словарь. На русском, английском, немецком, французском и чешском языках. Редактор-координатор — академик РАН Г.
В. Осипов. — М.: Издательство
НОРМА (Издательская группа НОРМА—ИНФРА
• М), 2000. — 488 с.
- Социология: Учебник / Под ред.
проф. Ю.Г. Волкова. – Изд. 2-е, испр. И доп.
– М.: Гардарики, 2003. – 512 с.: ил.
- Социология: Учебник для вузов. Кравченко
А.И. — М.; Академический Проект, 2001. — 2-е изд.,
перераб. и доп. — 508 с.
- Социология: Учебник для вузов
/ В.Н. Лавриненко, Н.А. Нартов, О.А. Шабанова, Г.С. Лукашова; Под
ред. проф. В.Н. Лавриненко. – 2-е изд., перераб.
и доп. – М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. – 407 с.
Анализ методов социологического
исследования.
Обработка
данных включает в себя следующие компоненты:
- Редактирование и кодирование
информации. Основное назначение – объединение
и способ выражения содержания
совокупности знаний через определенную форму (знаки искусственного языка) той информации, которая была получена в ходе исследования.
- Создание переменных. Собранная
на основании анкет информация в ряде
случаев прямо отвечает на те вопросы,
которые необходимо решить в ходе исследования.
Сейчас же необходимо провести обратную
процедуру, то есть перевести данные в
форму, которая бы отвечала на вопросы
исследования.
- Статистический анализ. В ходе
статистического анализа выявляются некоторые
статистические закономерности и зависимости,
которые позволяют социологу сделать определенные обобщения и выводы.
Для проведения статистического анализа
социологи используют большое число различных
математических методов, позволяющих
полно и всесторонне анализировать собранную
информацию.
В зависимости от методов получения
первичной информации возможно применение
различных приемов обработки и анализа
данных. Так, если социолог определенную
часть информации извлекает из документальных
источников, то он использует два основных
метода анализа документов: неформализованный
(традиционный) и формализованный (контент-анализ). Традиционный анализ основан на восприятии,
понимании, осмыслении и интерпретации
содержания документов в соответствии
с целью исследования. Контент-анализ
рассчитан на извлечение социологических
информаций из больших массивов документальных
источников, недоступных традиционному
интуитивному анализу. Он основан на выявлении
некоторых количественных статистических
характеристик текстов (или сообщений).
Формализованный
анализ документов основан на стандартизации
процедур поиска, определения ив содержании
документа единиц счета, которыми могут
быть отдельные слова (термины, географические
названия, имена политических деятелей
т.д.), суждения, выраженные в виде предложений,
абзацев, фрагментов текстов и т.д., а также
различные виды публикаций (по жанру, типу
авторов, темам и т.п.). Единицы счета определяются
в зависимости от целей социологического
исследования. Процедура исследования,
основанного на технике контент-анализа,
состоит из 18 операций.
При обработке и
анализе данных, получен6ных методом опроса,
широко применяются методы ранжирования,
шкалирования, корреляции и др. Ранжирование
– процедура установления относительной
значимости (предпочтительности) исследуемых
объектов на основе их упорядочивания.
Ранг – показатель, характеризующий порядковое
место оцениваемого объекта в группе,
и других объектов, обладающих существенными
для оценки свойствами. Для каждого объекта
вычисляют сумму рангов, полученную от
всех экспертов, затем упорядочивают эту
сумму. Ранг I присваивают объекту, получившему
наименьшую сумму, самый низкий ранг –
объекту с наивысшей суммой.
Анализ собранной информации
– самый увлекательный этап исследования.
Проверяется, насколько верны были исходные
предположения, получаются ответы на заданные
вопросы и выявляются новые проблемы.
Методологический инструмент анализа
— гипотезы, сформулированные в программе,
и те, что возникают по мере их проверки
и отвержения уже в процессе анализа собранных
данных.
Гипотезы подразделяются на
описательные и объяснительные. Соответственно
этому выделяются два класса процедур
анализа: первый класс – дескриптивные
процедуры: группировка, классификация
и типологизация; второй класс – аналитико-экспериментальные
процедуры, назначение которых – установление
связей взаимодействия и детерминации.
Простая
группировка – это классификация или упорядочение
данных по одному признаку. Связывание
фактов в систему осуществляется здесь
в соответствии с описательной гипотезой
относительно ведущего признака группировки
(или признака классификации). Так, в зависимости
от гипотез можно сгруппировать выборочную
совокупность по возрасту, полу, роду занятий,
образованию, по высказанным суждениям
и т.д.
Перекрестная
группировка (или перекрестная классификация)
— это связывание фактов предварительно
упорядоченных по двум признакам (свойствам,
показателям) с целью:
а) обнаружить какие-то взаимозависимости;
б) осуществить взаимоконтроль
показателей, сформировать новый составной
показатель (индекс) на основе совмещения
двух свойств или состояний объекта, определить
направление связей влияния одного явления
(характеристики, свойства) на другое.
Эмпирическая типологизация — наиболее сильный прием анализа
по описательному плану. Этот метод можно
характеризовать как поиск устойчивых
сочетаний свойств социальных объектов
(или явлений), рассматриваемых в соответствии
с описательными гипотезами в нескольких
измерениях одновременно.
Теоретическая
типологизация – обобщение признаков социальных
явлений на основе идеальной теоретической
модели и по теоретически обоснованным
критериям. В теоретической
типологии критерии свойств выявляются
путем логического анализа.
Анализ эмпирических данных,
согласно теоретической типологии, предполагает,
во-первых, определение частот распределения
по каждому типу; во-вторых, изучение отклонений
от идеализированных моделей по отдельным
параметрам и, если возможно, измерение
интенсивности и вероятности этих отклонений.
Завершается эмпирическое
социологическое исследование формированием
выводов, предложений и рекомендаций.
Выводы, предложения и рекомендации должны
носить конкретный, реалистический характер,
меть необходимые обоснования в материалах
исследования, подтверждаться документальными
и статистическими данными.
Благодаря развитию счетно-аналитической
техники эмпирическая типологизация начала
лидировать в социальных исследованиях
и у нас, и за рубежом. Социологи окрылили
неисчерпаемые возможности электронной
техники. Некоторые представители западной
эмпирической социологии стали поговаривать
о том, что эпоха конструированной типологии
минула безвозвратно.
Примеры методов
социологических исследований.
Пример
анкетный опрос: опрос потребителей мобильных
телефонов.
Вопрос №1. Пользуетесь
ли Вы сотовым телефоном?
1) Да
2) НЕТ (закончить интервью)
Вопрос №2. Какой марки Ваш сотовый
телефон? (если у Вас больше одного сотового
телефона, подчеркните несколько торговых
марок или напишите)
Nokia, модель_________________
Philips, модель________________
Samsung, модель______________
LG, модель___________________
HTC, модель _________________
Другая марка (напишите марку
и модель)________________
Вопрос №3. Когда Вами была совершена
последняя покупка сотового телефона?
1) 2014 г.
2) 2013 г.
3) 2012 г.
4) 2011 г.