Виды социологического исследования

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Апреля 2012 в 06:30, контрольная работа

Описание работы

В наиболее общем виде социологическое исследование можно определить как систему логически последовательных методологических, методических и организационно-технических процедур, связанных между собой единой целью: получить достоверные данные об изучаемом явлении или процессе, о тенденциях и противоречиях их развития, чтобы эти данные могли быть использованы в практике управления общественной жизнью.

Файлы: 1 файл

ВИДЫ СОЦИОЛОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.docx

— 40.86 Кб (Скачать файл)

 Качественные методы:

 Наблюдение - например, исследователи рекламы, крайне заинтересованные в знании реакции потребителя, приглашают группу людей на демонстрацию рекламного ролика. Наблюдатель фиксирует их реакцию, документирует ее. Есть «включенное» наблюдение - когда социолог буквально «живет» жизнью своих «подопечных».

 Фокус-группа представляет собой групповое интервью, проводимое модератором в форме групповой дискуссии по заранее разработанному сценарию с небольшой группой «типичных» представителей изучаемой части населения, сходных по основным социальным характеристикам. В течение 1,5-3 часов модератор руководит разговором, который проходит вполне свободно, но по конкретной схеме (topic guide). После завершения обсуждения аудио- и видеозаписи анализируются и составляется отчет. Как правило, в рамках одного исследования проводятся 3-4 фокус-группы. Психосоциологические лингвистические методы: ассоциативная методика, эксперимент с иллюстрациями (выдается серия нечетких, двусмысленных изображений - нужно описать, что «персонажи» чувствуют, о чем думают и т.д.)

Лабораторные  исследования с использованием технических средств регистрируют некоторые физиологические изменения при воздействии рекламных роликов вплоть до регистрации движении глаза, как отклика на определенные визуальные раздражители. Или выбрать фотографию для обложки.

 Радио и ТВ «потребляются» в режиме реального времени, и отследить поведение человека сложно. Можно проводить традиционные методы общения (интервью или анкета лично, по телефону, почте), интервью «по памяти» (когда спрашивают, что именно вы смотрели) или использовать электронные методы. Дневник радио-, телепотребителя - исследователь обращается с просьбой к любой семье как можно более тщательно фиксировать все случаи контакта с источником информации в течение суток. Оставляют на 2 недели. Электронный счетчик (пиплметр) - будучи подключенным к телевизору, он фиксирует, какой канал включен в данную минуту. Но он фиксирует поведение, а не отношение к передаче (может человек вкл. и ушел). Электронные браслеты - фиксируют даже музыку!

Организация изучения аудитории

Большинство исследований аудитории  предполагает прямое обращение к  ней с целью установить, какие  и как часто источники массовой информации она использует, как их оценивает, каковы ее удовлетворенные  и неудовлетворенные этими источниками  интересы, как люди используют полученную информацию, обмениваются ее и.т.д. Понятно, что для таких целей надо использовать методы социологического опроса – с соблюдением требований репрезентативности и надежности информации: ведь необходимо получить вывод, касающийся массового сознания и поведения.  
В практике медиаисследований принята следующая терминология:  
Потенциальной аудиторией телеканала называется все население, проживающее в тех населенных пунктах, где существует техническая возможность приема того или иного телеканала. Размеры потенциальной аудитории меняются в зависимости от количества и типа телеприемников, а также от диапазона вещания телеканалов.  
Телезритель – это человек, который находится в комнате с включенным телевизором  
Исследования телеаудитории - это выборочные исследования, в результате которых появляются статистические данные о количестве зрителей телеканала среди определенной группы населения в некоторый период времени в течение отдельной передачи.  
Измерение аудитории – это исследования, обеспечивающее получение статистических оценок телеаудитории по фактическим замерам для определенного календарного периода.  
На практике измерение аудитории осуществляется тем или иным методом опроса населения, т.е. обращения с вопросами в населению в целом или к определенной группе людей для получения как фактической информации (смотрел\не смотрел, читал \ не читал и.т.д.), так и субъективной – мнений, оценок, предпочтений и др.  
Лица, отобранные специальным образом для проведения опроса, называются респондентами. Они составляют выборку опроса. Выборка формируется таким образом, чтобы она полностью репрезентировала (представляла) структуру генеральной совокупности.

 Генеральная совокупность – это та группа населения, из которой производится выборка респондентов для исследования. В зависимости от целей исследования в качестве генеральной совокупности может рассматриваться население всей страны в целом, население отдельного региона, конкретного города, любо же специфическая группа населения, обладающая определенными социально-демографическими параметрами и.т.д. в соответствии с теорией статистики, если выборка репрезентирует генеральную совокупность (соответствует ей структурно и имеет достаточный объем), то полученные в результате исследований данные позволяют судить о генеральной совокупности в целом.  
Существуют научно обоснованные процедуры построения репрезентативной выборки. Этот процесс позволяет решить, «каковы те немногие представители огромного множества объектов, изучив которые мы получим выводы, применимые ко всей совокупности»1. Как правило, выборка должна быть случайной, респондентов следует отбирать из базы данных, имеющей достаточный охват, точность и актуальность. Случайная выборка подразумевает, что все респонденты имеют равную вероятность быть отобранными.  
Получить оценки охвата и частоты контакты для произвольной комбинации временных интервалов на различных телеканалах можно при помощи панельных исследований.  
На основе данных, полученных в опросах, составляются рейтинги изданий, каналов, передач и т.п.

 Рейтинг – это место изучаемого объекта в ряду других: по популярности, оценке – симпатиям и антипатиям, величине аудитории, регулярности использования.

1 Мангейм Дж. Б., Рич Р.К. Политология. Методы исследования. М., 1997. С. 32.


Информация о работе Виды социологического исследования