Вклад Г.Спенсера в развитие социологического знания

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 21 Января 2014 в 18:47, реферат

Описание работы

Социальный институт (лат. institutum - установление) - социальное образование, предполагающее «относительно устойчивые типы и формы социальной деятельности и структурные компоненты социальной системы, отличающиеся устойчивой внутренней структурой, интегрированностью своих элементов, многообразием и динамичностью
своих функций»

Социальный институт как понятие и категория получил теоретическое обоснование и введен в научный оборот во времена классической социологии. Г. Спенсер рассматривал социальные институты как способ и форму самоорганизации совместной жизни людей. Социальные институты, по его мнению, обеспечивают превращение асоциального по природе человека в социальное существо, способное к совместным коллективным действиям.

Содержание работы

Первая часть работы
1.Социальные институты
1.1 Сущность понятия социальный институт……………………………3
1.2 Типы социальных институтов………………………………………...5
1.3 Функции социальных институтов……………………………………10

Вторая часть работы
2.Вклад Г.Спенсера в развитие социологического знания……………14
3.Заключение………………………………………………………………18
4. Список литературы……………………………………………

Файлы: 1 файл

социология.docx

— 35.92 Кб (Скачать файл)

10

Интегративная функция. Эта функция включает процессы сплочения, взаимозависимости и  взаимоответственности членов. Это  происходит под воздействием институализированных норм, ценностей, правил, системы ролей  и санкций. Интеграция упорядочивает  систему взаимодействий. Это приводит к повышению устойчивости и целостности  элементов социальной структуры.

 Транслирующая  функция. Общество не может  развиваться без передачи социального  опыта. Каждый институт для  своего нормального функционирования  нуждается в приходе новых  людей. Это происходит путем  расширения социальных границ  института и смены поколений.  Следовательно, в каждом институте  предусмотрен механизм социализации  к его ценностям, нормам, ролям.  Семья, воспитывая ребенка ориентирует его на жизненные ценности, которых придерживаются его родители. Государство стремится привить нормы повиновения и лояльности гражданам.

Коммукативные функции. Информация, произведенная институтом должна распространяться как внутри института (с целью управления и контроля за соблюдением социальных норм), так и во взаимодействии между институтами. Эта функция имеет свою специфику - формальные связи. У института средств массовой информации - это основная функция. Научные учреждения активно воспринимают информацию. Коммутативные возможности институтов неодинаковы: одним они присущи в большей степени, другим - в меньшей.

Среди наиболее значимых функций социальных институтов можно выделить:

  • обеспечение удовлетворения социальных потребностей;

11

  • регулирование взаимоотношений между членами общества посредством создания и внедрения в социальную реальность шаблонов поведения;
  • обеспечение устойчивости социальной жизни и т. д.

Функции институтов ожидаемы и необходимы. Они формируются  и декларируются в кодексах, закреплены системой ролей и статусов. Если институт не справляется с выполнением  своих функций, то его ждет дезорганизация и изменение. Необходимые функции  могут быть присвоены другим институтам.

Если социальные функции института - приносить обществу пользу, то случаи, когда от института  помимо пользы происходит вред - дисфункция института.

Возникновение дисфункции объективно, поскольку общественные потребности, которые должен удовлетворять  институт, меняются быстрее, чем организационно-материальные и содержательные элементы деятельности соответствующего института. Например, функция (задача) института образования - готовить всесторонне развитых специалистов. Но если институт не справляется со своей задачей, если образование  поставлено плохо, не учитывает изменившиеся реалии, то ни развитых личностей, ни первоклассных специалистов общество не получит. Школы и вузы выпустят в жизнь дилетантов, полузнаек. Функция превратится в дисфункцию.

Дисфункция  может выражаться в неопределенности функции института, размытости целей, падении его общественного авторитета. Институт начинает работать не ради той  цели, для которой создан, а ради своих внутренних целей, для своего самосохранения. Ярким примером такой  дисфункции является укрывательство (нерегистрация) преступлений от учета

12

в системе  МВД. Для решения главной задачи МВД - борьбы с преступ-ностью, полная и своевременная регистрация всех выявленных преступлений является крайне важной. Но она мешает частной, внутренней задаче министерства - показать высокую эффективность своей работы. Так общая цель приносится в жертву частной. Но если какой-то официальный институт не удовлетворяет (или удовлетворяет плохо) насущную потребность, эту дисфункцию пытаются восполнить другие структуры, что бывает крайне опасно. Известно, например, что в нашей современной Экономической жизни возврат долгов кредиторам во многом обеспечивают не арбитражные суды, не правоохранительные органы, а бандиты.

Таким образом, социальное назначение любого социального  института состоит в том, чтобы  способствовать усвоению индивидом  всей совокупности норм поведения той  или иной культуры. Нормы поведения, т.е. представление большинства членов данной социальной общности (группы, класса, общества в целом) о должном, - это концентрированное выражение социально значимых потребностей, интересов, а также вкусов, склонностей и предпочтений, определенных моральных, духовных ценностей, которые, поскольку они разделяются большинством членов данной социальной общности, являются также ценностями социальными.

Существенной  потребностью человека является потребность  постоянно соотносить себя с определенной структурой различных социальных ценностей, норм и правил. Только такое усвоение дает ему возможность ориентироваться  в социально-психологической структуре  общества.

 

 

13 

2.Вклад  Г.Спенсера  в развитие  социологического  знания

          Спенсер Герберт (1820-1903) - выдающийся английский философ и социолог, сторонник позитивизма и эволюционизма в естествознании, родился в Дерби, умер в Брайтоне.

Творчество  Спенсера с наибольшей полнотой воплотило  основные идеи эволюционизма, оказало  большое влияние на интеллектуальную атмосферу той эпохи. Теоретические  взгляды формировались главным  образом под влиянием достижений естественных наук, все чаще обращавшихся к идее эволюции. Основной труд, опубликованный в 1862-1864 годах, включал в себя: “Основные  начала” (1962), “Основная биология” (1864-1867), “Основания психологии” (1870-1872), трехтомный труд “Основания социологии” (1876-1896), “Социология, как предмет  изучения” (1903), “Основания этик” (1879-1893).

Спенсер первым в развернутой форме стал разрабатывать подход, получивший впоследствии название общей теории систем, и  применять его к человеческому  обществу. В своих исследованиях  он сочетал структурно-функциональный и эволюционный анализ общества. Он вместе считал общество особой реальностью, возникшей в результате возникновения индивидов и зависящей от них.

Спенсеровское представление об обществе как организме позволило осмыслить и понять ряд важных особенностей структуры и функционирования социальных систем. Он не отождествлял общество с индивидуальным биологическим организмом, как зачастую утверждали и его противники, и его сторонники. Он лишь сравнивал эти две сущности, прослеживая как сходства, так и различия “сверхорганический” организм, т. е. как специфическую организацию.

14

По Спенсеру, социальные институты - это механизмы  самоорганизации совместной жизни  людей. Социальные институты обеспечивают превращение асоциального по природе  человека в социальное существо, способное  к совместным коллективным действиям. Институты возникают в ходе эволюции помимо сознательных намерений или  “общественных договоров” как ответ  на рост численности популяции; согласно общему закону - прирост массы приводит к усложнению структуры и дифференциации функций. Социальные институты –  органы самоорганизации и управления, а так как основное свойство любого организма - взаимодействие его частей, то главная задача социологии состоит в изучении синхронного взаимодействия социальных институтов. Идея социальных институтов как структурных элементов общества оформилась задолго до Спенсера, но он превратил ее в целостную концепцию, оказавшую значительное влияние на развитие проблематики и методов социологии.

Спенсер начинает с семьи, брака, проблем  воспитания (домашние институты), воспроизводит этапы эволюции семьи от неупорядоченных отношений между полами до моногамии, раскрывает взаимосвязь между типом общества и типом семьи, исследует изменение внутрисемейных отношений, происходящие под влиянием социального прогресса.

Следующий тип социальных институтов Спенсер  обозначил как обрядовые, или церемониальные. Последние призваны регулировать повседневное поведение людей, устанавливая обычаи, обряды, этикет и т.п. Обрядовые институты возникают раньше других и продолжают действовать в любом обществе как необходимый элемент социальной организации.

 

15

Третий  тип институтов - политические. Их появление Спенсер связывал с переносом внутригрупповых конфликтов на сферу конфликтов между группами. Он был убежден в том, что конфликты и войны сыграли решающую роль в становлении политической организации и классовой структуры общества. Классы возникли не в результате завоевания одних народов другими, а как следствие подчинения внутренней организации общества задачам войны. Война разделила первобытные труппы на вождей (руководителей) и пассивных исполнителей их воли, на воинов и крестьян, способствовала росту имущественного неравенства, потребовала создания политических институтов, т. е. центральных органов власти, армии, полиции, суда и т.п. На основе традиции формировалось право, укрепление института собственности привело к появлению налоговой системы. Общность функций, которые выполняет любая политическая организация, порождает сходство социального устройства различных обществ. Война и труд - те силы, которые создают государство, причем на начальных этапах роль насилия и военных конфликтов была решающей, так как потребность обороны или завоевания больше всего сплачивает, и дисциплинируют общество. В последующем объединяющей силой становятся общественное производство, разделение труда, прямое насилие уступает место внутреннему самоограничению. Спенсер был сторонником ограничения роли государства в современном обществе, поскольку сильное государство неизбежно ведет к ограничению индивидуальной свободы.

Следующий тип – церковные институты, обеспечивающие интеграцию общества. Речь идет не о религиозных институтах, а именно о церкви. Функции духовенства восходят к действиям шаманов и колдунов. Появлению касты жрецов способствовали войны.

16

Постепенно  эта каста создает организацию, контролирующую определенные сферы  общественной жизни, поддерживая традиции, обычаи, верования.

Завершают типологию профессиональные промышленные институты, возникающие на основе разделения труда. Первые (гильдии, цеха, профессиональные союзы) консолидируют группы людей по профессиональным занятиям, вторые поддерживают производственную структуру общества. Значение этих институтов возрастает по мере перехода от военизированных обществ к индустриальным. Промышленные институты принимают на себя все большую часть общественных функций, регулируют трудовые отношения; Спенсер был воинствующим противником социализма. Попытки глобального планирования он называл “социалистической химерой”. Социальный прогресс предполагает, по Спенсеру, постепенное совершенствование человеческой природы, в то время как социализм требует невозможного и приводит к еще большему социальному неравенству. Тем не менее, считает Спенсер, европейская цивилизация будет вынуждена пройти через очищающую школу социализма.

 

 

 

 

 

 

 

17

3.Заключение

Основные  институты есть в каждом обществе - от самого примитивного до самого современного. Иначе это не общество. Мы уже говорили о том, что их предназначение — удовлетворение фундаментальных потребностей. Если происходит сбой в их функционировании — беда для всего общества.

Социальный  институт, кроме всего прочего, еще  и гигантская социальная система, охватывающая совокупность статусов и ролей, социальных норм и санкций, социальных организаций (предприятий, университетов, фирм, агентств, колхозов и т. п.), которые опираются на персонал, аппарат управления и особые процедуры, или практики.

       Теория социальных институтов Спенсера представляла попытку системного исследования общества. Все институты общества составляют единое целое, функционирование каждого из них зависит от всех других и от четкого разделения сфер влияния и ответственности. В любом обществе имеется определенный уровень согласованности в деятельности основных институтов, в противном случае начинается регресс или распад “социального организма”. Каждый социальный институт призван удовлетворять определенную общественную потребность и не подменять другие институты. Расширение полномочий государства, по мнению Спенсера, потому и опасно, что подрывает естественное разделение функций между институтами общества, нарушает состояние равновесия в “социальном организме”.

 

 

 

18

4.Список литературы

 

1.А.И. Кравченко. Социология: учеб. – М.: ТК Велби, Изд-во Проспект,

2006. – 536с.

2. Социология: Учебник для вузов/ Под ред. проф. В.Н. Лавриненко – 3-е изд.

- М.: ЮНИТИ-ДАНА,2004 – 448с.

3.Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. - М., 2006.

4.Грязнев З.С., Эволюционизм Г. Спенсера и проблемы развития науки. М., 1975.

5. Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: курс лекций. М.: Центр, 2003.

 

 


Информация о работе Вклад Г.Спенсера в развитие социологического знания