Власть как социальный феномен

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Февраля 2014 в 22:14, контрольная работа

Описание работы

Существуют различные мнения о власти как социальном феномене.
Одни рассматривают ее как принудительную силу, навязанную извне, как подчинение чужой воле. Другие оценивают ее как созидательную силу, как способность к управлению в целях сохранения существующего порядка. Третьи предлагают рассматривать власть как не одномерное, внутренне противоречивое социальное явление, в котором взаимодействуют два начала – созидательное и насильственное. В частности, еще Т. Парсонс предложил рассматривать власть как феномен, опирающийся как на насилие, так и на соглашение.

Файлы: 1 файл

социология контрольная.docx

— 70.67 Кб (Скачать файл)

7) Подход реляционистский (от французского слова «relation» - отношение) рассматривает власть как межличностное отношение, при котором один из участников оказывает определяющее влияние на второго. В этом случае власть предстает как взаимодействие ее субъекта и объекта, при котором субъект с помощью определенных средств контролирует объект.

Они могут быть разными: подавление сопротивления объекта, неравное распределение  ресурсов между участниками властных отношений, раздел зон влияния и  т.д. Если в одной ситуации властью  обладает один индивид, то с изменением сферы влияния роли могут поменяться. Объект власти может стать ее субъектом.

8) Марксистско-ленинское  направление понимает политическую  власть как волю класса, как господство одних над другими, как подчинение организованной силе. Акцент делается на классовом господстве-подчинении, а политическая власть видится исключительно сквозь призму понятий диктатуры пролетариата и диктатуры буржуазии. Но такой подход может отражать реальные отношения только в обществе с устойчивыми классовыми размежеваниями. Марксизм абсолютизировал зависимость власти от классовых отношений. Характерные признаки власти: доминирование властной воли; наличие особого аппарата управления; суверенитет органов власти; монополия на регламентацию жизни общества; возможность принуждения в отношении общества и личности.

9) Психологическая власть  — стремление одних к власти, других к добровольному рабству.  Подчинение - запрещённость, успокоение. Вождь — элита, масса - любовь. Власть — подчинение — страх,  привычка, заинтересованность, убеждённость, благоговение перед авторитетом.

10) Элитарная — господство элиты (меньше), подчинение массы (больше).

Вывод по вопросу о концепциях власти - подходов к трактовке власти много. Власть многогранна, понятие  раскрывается по-разному, однако все  подходы в своей сущности сходятся на том, что власть начинается там, где  возникает подчинение. Иначе говоря, власть - это один из сложнейших видов  социального взаимодействия, проявляющегося в возможности и праве одного субъекта или группы принимать решение, приобретающее обязательный характер для другого субъекта или группы.

Рассматривая проявления политики, следует признать недопустимость абсолютизации любого из подходов. Политика - это поиск равновесия и компромисса. Именно этот момент доминирует в стабильных демократических системах. В политологии вопрос о власти остается дискуссионным, проблемным и  открытым.

 

3. Социальное регулирование  (социально-объективное, социально-субъективное)

 

Под социальным регулированием понимается упорядочение общественных отношений. Необходимость социального  регулирования коренится в действиях  объективных законов общественного  развития, которые вовсе не предполагают фатальную предопределенность поведения человека. Люди действуют сообразно свободе воли в пределах объективно возможных вариантов своих поступков, исходя из условий, а также из субъективных возможностей разумного человеческого действования.

Множественность вариантов  решений одной общей задачи создает  возможность оказывать определенное направляющее воздействие на деятельность людей, т.е. регулировать их действия со стороны общества в лице его общественных институтов.

Регулирование представляет собой форму целенаправленного, управляющего воздействия, ориентированного на поддержание равновесия в объекте  и развитие его путем введения в него регуляторов (норм, правил, целей, связей). Посредством регулирования  создаются возможности и ограничения  деятельности, которые должны вызвать  в управляемом объекте мотивацию  и целеполагание, желаемые с точки зрения субъекта управления.

Основную цель регулирования  можно определить как необходимость добиться соответствия между поведением личности и действием общности людей, их интересами, целями и задачами, вытекающими из наличествующих в данном обществе объективных возможностей. Подобная регуляция осуществляется сложным взаимодействием целого ряда средств и методов.

Общество на любом этапе  своего развития не может обходиться без особого социального механизма, функции которого состоят в том, что он регулирует общественные отношения  и поведение людей, поддерживает общественную дисциплину, способствуя, таким образом, целенаправленности функциониро-вания и развития общества в целом и его отдельных элементов, важнейшим из которых является личность.

Традиционно выделяют два  вида социального регулирования: нормативное  и индивидуальное (казуальное).

В самом общем смысле слова  нормативная регуляция означает, который индивиду или группе в  целом предписывается, «задается» определенный — должный — вид поведения, его форма и т.д., «задаются» должная форма и характер отношений и взаимодействий людей в обществе, а реальное поведение людей и отношения членов общества и различных социальных групп программируются и оцениваются в гармония с этими предписанными, «заданными» стандартами — нормами.

Нормативное регулирование  осуществляется при помощи норм, т.е. общих вариантов, моделей поведения. Признаки норм определяют основные характеристики нормативного регулирования. Во-первых, оно характеризуется неперсонифицированностью адресата воздействия, т.е. носит общий характер, адресовано заранее неопределенному кругу лиц. Во-вторых, нормативное регулирование рассчитано на неограниченно долгое применение во времени. В-третьих, нормативное регулирование рассчитано для множество однотипных жизненных ситуаций. Нормативное регулирование отражает типичное в общественных отношениях, оно не учитывает особенности и специфику конкретных ситуаций, поэтому в реальной жизни обобщенные предписаний норм дополняются индивидуальным регулированием.

Индивидуальное регулирование  осуществляется через задание объекту  требуемого результата и путей его  достижения. Оно предполагает вынесение  решений, относящихся к единичным  случаям, требующим регулирующего  воздействия. Характеристики казуального  регулирования следующие. Во-первых, казуальное регулирование относится  к конкретному лицу или группе поименованных лиц, т.е. характеризуется  персонифицированностью адресата. Во-вторых, индивидуальное регулирование рассчитано для урегулирование одной конкретной жизненной ситуации. В-третьих, индивидуальное регулирование рассчитано на разовое применение и не относится ко всем подобным ситуациям, которые могут возникнуть в будущем. Казуальное регулирование призвано учитывать специфику каждой отдельной ситуации, все случайное особенное, что не укладывается в схему типических предписаний нормативного регулирования.

Примат нормативного регулирования  над казуальным очевиден. Благодаря появлению норм как средств управления общество избавляется через необходимости регулировать одни и те же случаи поведения только в индивидуальном порядке. Оно получает возможность, прогнозируя типические ситуации путем практического применения норм или образцов поведения, обеспечивать необходимую социальную направленность поведения людей, сохранять его организованность и динамичность.

Способы социального регулирования  поведения людей можно по характеру  свести в три основные группы: побуждения, понуждения, принуждения.

Побуждение - метод социального  регулирования, обращенный к психологической  сфере (чувствам, привычкам, эмоциям) человека, убеждающий в полезности, выгодности определенного поведения, распределении  тех или иных социальных ролей. Акцент делается на авторитете, а не на насилии. Понуждение - метод регулирования, основанный главным образом на материальном стимулировании (поощрении, вознаграждении или лишении соответствующих  имущественных благ, привилегий), когда  та или иная выгода определяет желаемое поведение. Наконец, принуждение - это  способ воздействия, когда социально  необходимое или желаемое поведение  достигается с применением насилия, т.е. лицам, отклоняющимся от установленных  правил поведения, причиняются физические или психические страдания. Такой  метод регулирования основывается на возможности (угрозе) государственного или общественного принуждения, а в случае необходимости и  реализации этой угрозы.

В социальном регулировании, как правило, задействованы все  эти методы в различных комбинациях, или может использоваться каждый метод в отдельности. Они позволяют  достаточно гибко регулировать поведение  индивидов и социальных групп  в обществе.

Важное место в социальном регулировании занимают структуры  и способы контроля за результатами воздействия на общественные отношения и процессы. В качестве контролирующих инстанций могут выступать высшие государственные органы законодательной или исполнительной власти, общественные организации, средства массовой информации, специализированные контрольные организации (например, налоговая инспекция, аудиторские организации, институт уполномоченного по правам человека и т.д.).

 

4. Признаки власти. Субъект и объект власти (зависимый,  волевой характер воздействия,  властные методы)

 

Отличительные признаки власти проистекают из ее природы и выражаются в легальности использования  силы, публичности (всеобщности и  безличности), многообразии экономических, социальных и других ресурсов, моноцентричности и стремлению к абсолютизации (рис.1).

 

По И.А .Ильину «волевая сила» является родовым признаком или сущностным началом власти. Волевая сила подразумевает способность волевого воздействия и влияния одного политического субъекта на другой и на ход политических событий в желаемом направлении.

Волевой характер воздействия  отличает политическую власть от физической силы тем, что способ ее воздействия  имеет внутренний, духовный аспект, так как воля является функцией душевно-духовной деятельности человека, хотя Ильин  в порядке исключения допускал насилие  в качестве крайней меры сопротивления  злу, в том числе и в политической сфере общества.

Политическую власть, считает  Ильин, от других видов власти отличает то, что она является «правовой  силой», т.е. она социально сосредоточена  и юридически организована.

Власть никогда не является отношениями лишь одного лица (или  органа).

Отношения власти предполагают наличие субъекта и объекта (или  второго, пассивного субъекта), отношений  господства и подчинения, побуждения к действию и его совершения по желанию первого субъекта.

Объектами власти выступают  индивиды и социальные общности, организации  и предприятия, ведомства и отрасли, административно-территориальные образования (село, район, город, область, край, республика, регион и др.), страна или сообщество стран (например, Содружество Независимых  государств либо Европейский Союз).

Субъектами власти могут  быть отдельные личности, организации, общности людей, союзы государств, мировое  сообщество. Первичными субъектами являются индивиды, вторичными – политические организации, субъектами более высокого уровня – политические элиты и  лидеры.

Как правило, субъекты власти должны обладать такими качествами, как  желание властвовать, воля к власти, готовность брать на себя ответственность, компетентность, профессионализм, умение использовать ресурсы, обладать авторитетом. Иногда стремление властвовать связано  с тем, что власть открывает широкие  возможности для получения различного рода благ: высокого дохода, привилегий, выгодных связей и т.д.

От того, как взаимодействуют  субъекты политической власти, каковы принципы и характер их взаимоотношений, зависит состояние политической жизни общества. Сущностью власти являются волевые отношения (управление /господства/ — подчинение). Власть допускает верховенство, монопольное  право субъекта принимать решение («авторитетные решения») значимые для объекта, и возможность обеспечивать выполнения принятых обязательств, то есть контролировать объект.

 

Готовность к подчинению объекта властвования зависит от ряда факторов: от его качеств; от выдвинутых к нему требований; от ситуации и  средств влияния, которые имеет субъект; от восприятия субъекта объектом в зависимости от наличия (или отсутствию) у него авторитета. В отличие от ранних эксплуататорских государств, где объект властвования был бесправным и обязанным беспрекословно подчинение субъекту властвования, в современных демократических державах качества объекта политического властвования определяются в первую очередь его политической и правовой культурой.

Субъектно-объектные отношения  в рамках политической власти могут  осуществляться в разных типах властного  господства и легитимности.

Макс Вебер выделил  три основных типа властного господства. Первый – традиционный, опирается  на традиции, обычаи, нравы той или  иной страны. Второй – харизматический, основывается на личной популярности и влиянии политического лидера. Третий тип властного господства – легальный, базируется на власти законов и приоритетной роли бюрократии.

Каждый из названных типов  властного господства обладает определенной степенью легитимности. В современной  политологии легитимность власти –  это признание ее законной и справедливой, заслуживающей поддержки со стороны  общества.

 

5. Виды власти

 

В современном обществе власть существует в конкретных видах, которые, в свою очередь, подразделяются на определенные формы и разновидности. Например, с точки зрения ее социального  уровня можно различать:

а) власть в масштабе всего  общества;

б) власть внутри того или  иного коллектива (организации);

Информация о работе Власть как социальный феномен