Автор работы: Пользователь скрыл имя, 10 Ноября 2013 в 20:09, реферат
Политическая власть – основополагающая категория политологии. Она даёт ключ к пониманию сущности и предназначения политической системы общества. Целью данной работы является рассмотрение сущности данной категории, причин необходимости политической власти для любого общества, её источников и ресурсов, форм, современных концепций политической власти, функций, которые она выполняет, понимание роли экономических факторов в становлении и развитии политической власти, знание новых, современных тенденций в её развитии.
Введение……………………………………………………………………...……3
1. Власть как общественное явление. Политическая власть……………….......4
2. Основания политической власти, её легитимность………….........................9
3. Структура политической власти……………………………………..............11
4. Ресурсы политической власти………………………………………..............12
5. Основные функции и формы политической власти……………...................15
6. Новые тенденции в развитии политической власти……………..................17
7. Современные концепции власти………………………………………..........18
Заключение………………………………………………………………….........21
Литература……………………………………………………………………….22
В легитимации политической власти
большую роль играет личность государственного
деятеля как гаранта
Существенное значение для укрепления доверия к власти со стороны народа имеют такие средства, как различного рода ритуалы, символика, использование традиций. Как пример приверженности традициям и ритуалам можно привести английскую политическую систему. В современной России стала традиционной клятва государственных деятелей на Конституции.
С другой стороны, следует отметить, что существует немало факторов, которые ослабляют легитимность политической власти. Например, большой ущерб легитимности наносит ситуация, при которой политическая власть бессильна оградить общество от преступности, коррупции и других антиобщественных явлений.
3. Структура политической власти
Политическая власть отражает определенное взаимодействие, отношение (господство, управление одних другими). И как любое отношение, она предполагает как минимум две стороны. На одной стороне – властвующие. В политологии их принято обозначать понятием «субъект» (это может быть целый народ, государственный орган, отдельная облеченная властью личность). На другой стороне данного отношения – подвластные, подчинённые. Это - объект, на который направлены властные отношения. Объектом политической власти может быть общество в целом, т.е. народ, и каждый гражданин в отдельности.
Казалось бы, всё ясно: субъект
– это те, кто властвует, а объект
– те, кто подчиняется власти,
следует её приказам. Но почему тогда
мы предположили возможность, когда
народ может быть и объектом, и
субъектом власти? Это не ошибка.
Республиканская форма
Да, народ в демократическом обществе есть субъект власти (это обстоятельство подчеркивается в конституциях всех демократических стран), но он одновременно и объект власти, поскольку, передав по доброй воле («согласие управляемых») выполнение властных функций соответствующим властным структурам, народ, общество в целом берут на себя обязанность подчиняться избранной им политической власти. По крайней мере, такова реальная ситуация, хотя видимость может быть и иной.
Субъект и объект политической власти – это два важных её компонента, но в её структуре есть ещё одно слагаемое – ресурсы власти. Речь идёт о тех средствах, с помощью которых субъект политической власти осуществляет воздействие на деятельность и поведение граждан (объект).
4. Ресурсы политической власти
Политическая власть сама по себе
есть феномен неравенства, асимметрии,
если исходить из положения и возможностей
субъекта и объекта этой власти:
у одних право властвовать, у
других обязанность подчиняться. Это
неравенство поддерживается целой
системой разнообразных средств (ресурсов),
с помощью которых реализуется
политическая власть. Она пользуется
этими ресурсами в целях
Экономические ресурсы. Распространяя своё воздействие на все сферы жизнедеятельности общества, политическая власть вместе с тем опирается на лежащие в них ресурсы. Одной из важнейших среди данных сфер является экономическая. Лидирующая роль экономических ресурсов (денежных, в частности) определяется, во-первых, тем, что политическая власть просто не может функционировать, не располагая экономическими ресурсами. Для политической власти (будь то передача престола по наследству, или революционный переворот, или демократическая процедура выборов) всегда необходимы денежные ресурсы. Например, современные избирательные кампании в различных странах требуют на их проведение десятки миллионов долларов. Средств, выделяемых из государственного бюджета, явно недостаточно. Поэтому кандидаты заинтересованы в поддержке частных лиц. Процедура восхождения на престол превращается, как правило, в празднество, которое требует ещё больших финансовых ресурсов. Революционный же путь требует огромных экономических ресурсов для захвата власти и неизмеримо больше – для восстановления страны, разрушенной в ходе революции.
Во-вторых, само функционирование политической власти, реализация каждого вида экономических программ требуют огромных экономических средств.
В-третьих, экономические средства необходимы для поддержания политической власти, обеспечения её безопасности. Содержание аппарата поддержания политической власти требует немалых финансовых средств.
Таким образом, огромные экономические ресурсы нужны и для завоевания власти, и для реализации её целей, и для её поддержания. Роль экономических ресурсов этим не ограничивается.
С помощью экономических средств,
в частности средств
- заставить экономические
- стимулировать структурную
- стимулировать инвестиции в национальную экономику;
- не допустить монополизации хозяйственных отраслей одной или двумя компаниями;
- предотвратить перенакопление капитала в стране, стимулируя его вывоз за границу;
- замедлить темпы инфляции и
существенно сократить
Силовые ресурсы. Этот вид ресурсов
политической власти выполняет функцию
обеспечения обороны страны, охраны
внутреннего порядка, в том числе
обеспечения безопасности политической
власти, недопущения каких-либо поползновений
на власть в целях её свержения. Это
– армия, полиция, различные службы
безопасности, прокуратура, суд, а также
принадлежащая им техника, вооружение,
тюрьмы и т.д. Они относятся к
наиболее действенным, внушают страх,
поскольку использование данных
средств приводит к лишению людей
собственности, свободы, а нередко
и самой жизни. Они часто применяются
в годы экономических и политических
кризисов. С понятием «силовые ресурсы»
нередко связывают понятие «
Социальные ресурсы. Это также довольно значительная совокупность ресурсов политической власти, т.е. того, что призвано обеспечить поддержку существующей власти и заинтересованность в её существовании. Центральное место в этой системе занимают, во-первых, престижные и высокооплачиваемые должности, которые уже сами по себе обеспечивают высокую оплату, во-вторых, система разного рода привилегий.
Социальная политика в больших современных западных странах строится таким образом, что в сохранении существующей политической власти заинтересовано большинство населения: здесь широкая система страхования, высокий уровень пенсионного обеспечения (уровень пенсии составляет до 90 % от ранее получаемой заработной платы), широко развита система благотворительных организаций и т.д.
Информационные ресурсы. Речь идёт, в первую очередь, о средствах массовой информации (СМИ). Это самый молодой вид ресурсов, которыми располагает политическая власть в современных условиях практически во всех странах мира. Нередко СМИ называют «четвёртой властью» (наряду с законодательной, исполнительной и судебной). Это отражает их действительные возможности и силу воздействия на общественное мнение.
5. Основные функции и формы политической власть
Основная функция политической
власти – управление, руководство
обществом в целом (страной, государством)
и каждой его сферой (политической,
экономической, социальной и др.). Конкретизируя
эту функцию, можно сказать, что
одно из высочайших предназначений политической
власти заключается в постоянном
разрешении противоречия между необходимостью
порядка в обществе и различными
(при этом постоянно меняющимися)
интересами разных слоёв, национальных
и других групп, отдельных личностей.
Конкретизируя эту функцию ещё
дальше, следует отметить, что в
её выполнении у каждой политической
власти свои задачи и цели, свои конкретные
программы, свои ресурсы и т.д. Таким
образом, любая политическая власть
уже с момента своего становления
разрабатывает сообразно
Вторая функция тесно
Третья функция политической власти
– обеспечение стабильности в
стране. В разных государствах и
разной политической власти это удаётся
в разной степени. Но бесспорно, что
выполнить эту функцию
Таковы три основные функции политической власти. Фактически их гораздо больше, и другие функции взаимосвязаны с основными.
В системе политической власти различают три функциональных взаимодействующих её уровня. Высший уровень – макрополитическая система высших органов власти (законодательных, исполнительных, судебных). Средний, или промежуточный, уровень. Это аппарат политической власти среднего звена, бюрократия разных рангов. Средний уровень является звеном, которое связывает институциональную власть с неформальной – общественными организациями, партиями, движениями – и населением. Третий уровень – это микроуровень политической власти. Он включает непосредственное политическое общение людей, малых групп. На этом уровне складываются мнения людей о политике, формируются их убеждения, политическая культура в целом.
6. Новые тенденции в развитии политической власти
Власть возникла вместе с развитием
человека и вместе с ним прошла
длительный путь своего становления
и постоянного
Первая тенденция заключается
в усилении интенсивности процессов
демократизации политической власти.
Четко выраженным является процесс
замены форм политической власти, основанных
на прямом насилии и подчинении,
формами общественного
Вторая тенденция проявляется
в возрастании фактора
Третья тенденция. Как правильно
было замечено, «злоупотребление властью,
подавление свободы граждан заложены
не в сущности самой власти, а
в необоснованной и неоправданной
её концентрации». Тенденция к разукрупнению
политической власти, к становлению
системы разделения властей одна
из ключевых в становлении и
Четвёртая тенденция отражает негативный
процесс нарастания конфликтности
между различными ветвями власти.
Эта тенденция отрицательно воздействует
на столь желательную для всех
стран экономическую и
Пятая тенденция проявляется в высоких темпах бюрократизации аппарата властных структур. Данной процесс идёт практически во всех странах и имеет негативные последствия. Связано это с тем, что, осуществляя конкретные управленческие функции, бюрократия вместе с тем подвергается воздействию различных заинтересованных групп и отдельных лиц. Как известно, не исключены случаи, когда бюрократия в такой ситуации действует далеко не в государственных интересах.