Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Апреля 2012 в 22:16, реферат
Казалось бы, все знают, что такое «власть». Являясь частью повседневного человеческого опыта, власть формирует представление о себе на уровне здравого смысла. Люди часто используют данное слово, не задумываясь о его содержании или вкладывая в него то или иное значение интуитивно. Понятие власти дает ключ к пониманию политических институтов, политических движений и самой политики. Определение понятия власти, её сущности и характера имеет важнейшее значение для понимания природы политики и государства, позволяет выделить политику и политические отношение из всей суммы общественных отношений. В латинском языке potestas обозначает способность, возможность, обладание достаточной силой для осуществления какой-либо деятельности. Поле власти может быть предельно малым (личность самого человека, семья и т.п.) и предельно большим, таким как сфера государственной власти, международных отношений. Отношения власти пронизывают все общество.
Введение …………………………………………………………………………. 3
I.
1.1Власть как социальное явление…………………………………………...… 4
1.2 Власть как объект и предмет социологического изучения…………………
1.3 Власть как социальное отношение……………………………………………
Заключение…………………………………………………………………………
Список используемой литературы………………………………………………
МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ И НАУКИ РЕСПУБЛИКИ КАЗАХСТАН
МЕЖДУНАРОДНАЯ АКАДЕМИЯ БИЗНЕСА
КАФЕДРА
ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ
РЕФЕРАТ
по социологии
на тему:
«Властные отношения как вид социальных
отношений»
Выполнила:
студентка 1-го курса
группы « РД и ГБ 1101»
Садвакасова Сабина.
Проверил: Шахгулари В.В.
к.п.н., доцент
Алматы, 2012
Содержание
Введение …………………………………………………………………………. 3
I.
1.1Власть как
социальное явление………………………………
1.2 Власть как объект и предмет социологического изучения…………………
1.3 Власть как социальное отношение……………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список используемой
литературы………………………………………………
Введение
Казалось
бы, все знают, что такое «власть».
Являясь частью повседневного человеческого
опыта, власть формирует представление
о себе на уровне здравого смысла. Люди
часто используют данное слово, не задумываясь
о его содержании или вкладывая
в него то или иное значение интуитивно.
Понятие власти дает ключ к пониманию
политических институтов, политических
движений и самой политики. Определение
понятия власти, её сущности и
характера имеет важнейшее
Власть как социальное явление.
По своей природе власть представляет собой социальное явление, поскольку возникает в обществе. Власть выступает главным объектом борьбы и взаимодействия групп, партий, движений, государства, индивидов. Социальная функция власти по обеспечению целостности и упорядочению разнообразных интересов и отношений между людьми может достигаться различными способами, что определяет социальное содержание власти. Исследователи придерживаются разных подходов в определении социального содержания власти: сущностный подход рассматривает власть как особую субстанцию, носителем которой выступает отдельная личность. Эта сущность выражается в локализованной и концентрированной в человеке энергии, силе, заставляющей других людей повиноваться. В таком понимании власть выводится из природы человека, его естественных свойств. Стремление к власти, подчинению своей воле других индивидов лежит в основе поступков и действий человека. При этом политика рассматривается как столкновение устремлений к власти; социологический подход характеризует власть как отношение, взаимодействие двух сторон. В основе властных взаимодействий лежат отношения господства и подчинения, складывающиеся между субъектом и объектом власти. Субъект власти - тот, кто обладает способностью влиять на другого и добиваться поставленных целей. Объект власти - тот, кто выстраивает свое поведение в соответствии с содержанием властного воздействия, то есть с характером требований, предъявляемых субъектом. Эти подходы породили множество определений власти. В определении понятия "власть" исследователи придерживаются разных концепций: биологическая концепция власти (М.Марсен) рассматривает ее как механизм обуздания человеческой агрессивности, которая заложена в инстинктах человека, по своей природе являющегося существом биологическим; бихевиористская концепция власти исходит из того, что власть является особым типом поведения, основанным на возможности одних повелевать другими. Природа власти выводится из естественных свойств человека. Доминирующей чертой человеческой психики и сознания считается стремление к личной власти, во что бы то ни было подчинить другого своей воле. Общество стабильно тогда, когда существует баланс, равновесие политических сил; психоаналитическая концепция власти (З.Фрейд, К.Юнг) находит источники власти в господстве бессознательного над человеческим сознанием и поведением. Стремление к власти рассматривается либо как проявление подавленных сексуальных влечений, либо как трансформация психической энергии, либо как средство компенсации неполноценности. Наличие у человека особых психических бессознательных установок делает его предрасположенным к определенным типам поведения. Телеологическая концепция понимает власть как способность достижения поставленных целей и получения намеченных результатов. Властные отношения включают не только взаимодействие людей, но и с природой; конфликтологическая концепция власти определяет власть с точки зрения форм и методов разрешения политических конфликтов. Центральное место в этой концепции занимает марксистское понимание власти, где происхождение власти связывается с возникновением социально-экономического неравенства и расколом общества на враждебные классы. Власть становится средством обеспечения управления обществом в условиях классовой борьбы. Поэтому власть выражает волю экономически господствующего класса и реализует его интересы;. структурно-функциональная трактовка власти рассматривает ее как способ самоорганизации человеческой общности, основанный на разделении функций между управляющими и управляемыми. Коллективное существование людей, их совместная деятельность невозможны без власти, поскольку именно власть вносит целесообразность в отношения между людьми. Власть закрепляет за людьми выполнение определенных функций и наделяет соответствующими статусами, тем самым привносит в их сознание идеи порядка, гармонии, целесообразности;. трактовка власти как результата отношений выводит власть из взаимодействий между социальными субъектами, один из которых влияет на второго. Власть возникает как отношения зависимости. Власть не возникает без наличия субъектно-объектных отношений: взаимодействие субъекта властной воли и объекта властного воздействия. Все многообразие определений власти можно свести к двум группам: 1. Власть рассматривается как свойство личности, как некая сущность, вещь, энергия, обладание которой дает возможность одному человеку повелевать другим; 2.власть понимается как отношения зависимости между субъектом власти и ее объектом.
Власть как объект и предмет социологического изучения.
Власть
и властные отношения являются, вне
сомнения, объектом междисциплинарного
обществоведческого исследования. Самая
активная роль в нем принадлежит
политологии, социологии (политической
социологии вообще и выделившейся в
специальный раздел «социологии
власти»), философии, правоведению, психологии,
этнографии, исторической науке и
т. д. Объект исследования практически
тот же, но каждая из упомянутых наук
имеет своим предметом
Ю.Е.
Волков утверждает, что специфика
социологии политики в отличие от
философии, юриспруденции, политологии
и наук, изучающих тот же объект
видится в том, что она исследует
его с позиций, характерных для
социологического подхода вообще, т.е.
с позиций анализа
Власть как социальное отношение.
Власть
— это определенные отношения, предполагающие
наличие субъекта и объекта, особое волевое
отношение субъекта к объекту. Это отношение
состоит в побуждении к действию, которое
объект должен совершить по: желанию субъекта.
Именно такова трактовка власти М. Вебером,
раскрывающим ее сущность через возможности
какого-либо субъекта проводить свою волю
в тех или иных социально-политических
взаимодействиях. В таком же плане дал
одно из самых простых и распространенных
толкований власти американский политолог
Г. Саймон: «А имеет власть над В, если А
обусловливает поведение В» Итак, самое
общее представление о власти состоит
в том, что это воля. Это принуждение или
господство. Вторая обобщенная ее характеристика
в том, что власть — это взаимодействие
двух сторон: субъекта и объекта, причем
отношения здесь, как видим, имеют асимметричный
характер: первый — принуждает, второй
— подчиняется. Субъекты власти воплощают
активное начало и подразделяются на первичные
(индивиды), вторичные (политические организации),
высшего уровня (народ, классы, государственные
структуры), максимально высокого уровня
(международные организации типа ООН,
ЕС и т.п.). Психологическая концепция власти
базируется на работах 3.Фрейда, который,
как известно, рассматривал психику человека
как целостное образование, в котором
прозрачные, проницаемые для сознания
элементы (сознательные) сосуществуют
с непрозрачными «силовыми», «энергетическими»
элементами. Этот сложный характер психики
и является своеобразной доминантой политической
власти. Власть возникает как взаимодействие
воли к власти одних и готовности к подчинению,
«добровольному рабству» других. 3.Фрейд,
считал, что в психике человека есть структуры,
делающие его предрасположенным к рабству,
к тому же, добавим вслед за Э.Фроммом,
двоякою рода: когда человек предпочитает
зависимость свободе, и когда он раб самого
себя. «Рабство первого - рода» — зависимость
вместо свободы, — связано с тем, что человек
отдает предпочтение защищенности от
других и покою перед личной свободой.
«Рабство второго рода» — это рабстве»
не в смысле утраты свободы, а в том, что
человек является рабом самого себя —
своих иллюзий, желания властвовать. Это
своеобразный нарциссизм. Системная (структуралистская)
трактовка в отличие от бихевиористской,
предполагающей идти к пониманию власти
снизу вверх, от индивида к обществу, исходит
из производности власти от социальной
системы, а не индивидуальных отношений.
Она видит во власти свойство системы,
проявляющееся во взаимоотношениях частей
и целого. Один из основателей системной
теории общества Т.Парсонс определяет
власть как «способность системы обеспечивать
исполнение ее элементами принятых обязательств»,
направленных на реализацию коллективных
целей. В системной, как и в бихевиористской
концепции, можно выделить три подхода
к пониманию власти. Первый трактует власть
как свойство или атрибут макросистемы,
то есть общества (макроура-вень); второй
— характеризует власть на уровне конкретных
систем: группа, организация (мезоуровень).;
третий отражает взаимодействие индивидов
(микроуровень).
Заключение.
Таким
образом, политическая власть - это
специальный социальный институт, упорядовающий
социальные отношения и поведение
индивида. Политическая власть - определяющее
воздействие на поведение масс, групп,
организаций с помощью средств,
которыми обладает государство. В отличие
от нравственной и семейной власти
политическая власть носит не личностино-непосредственный,
а общественно-опосреднованный
Список используемой литературы.
Информация о работе Властные отношения как вид социальных отношений