Проблема социализации российской
молодежи приобретает особую актуальность
и остроту в условиях становления
глобального информационного общества. В
последнее десятилетия в России, как и
в других постсоциалистических странах,
появились принципиально новые каналы
социализации, оказывающие сильное влияние
на процесс формирования студенческой
молодёжи, её адаптации в радикально меняющемся
мире. Поэтому имеет смысл подробнее рассмотреть
особенности влияния социокоммуникативных
факторов на процесс социализации российской
молодёжи, учитывая процессы информатизации
и глобализации, актуальные для современного
этапа общественного развития. Обращаясь
к терминологии, необходимо отметить,
что термин «социализация» используется
для описания процесса становления личности,
вхождения индивида в социальную среду
через деятельность, общение, самосознание,
где личность не просто усваивает социальный
опыт, но и преобразовывает его в собственные
ценности, т.е. процесс, делающий возможным
продолжение общества и передачу его культуры
между поколениями. Она показывает,
каким образом человек из существа биологического
превращается в существо социальное, обучаясь
и переобучаясь в течение всей своей жизни. В
зависимости от типа социализации рассматриваются
первичные и вторичные агенты и институты
социализации. Термин “первичная” относится
ко всему, что составляет непосредственное
и ближайшее окружение человека. Термин
“вторичная” описывает тех, кто стоит
во втором эшелоне влияния, оказывая менее
важное воздействие на человека. Агенты
первичной социализации составляют первичную
среду личности. Агенты вторичной социализации
относятся к формальному (официальному)
окружению человека, вторичной среде. Значение
социальных институтов для процесса социализации
молодых людей состоит, прежде всего, в
том, что под их влиянием в результате
предлагаемых образцов поведения происходит
усвоение тех или иных социальных ролей,
норм, ценностей. Реальностью
российского общества в ХХI в. стало включение
России в глобальное информационное пространство.
СМК, включающие все виды информации, стали
важнейшими агентами социализации студенческой
молодёжи, где доминирующее положение
занимает глобальная сеть Интернет. Потому,
что электронные СМИ контролируют значительную
часть досуга молодёжи и выступают как
важнейший инструмент формирования духовного
мира, ценностных ориентаций, социальных
установок. Информационное
поле нового типа пронизывает все сферы
социальной жизни, затрагивая функционирования
различных институтов социализации. Они распространяют
и популяризируют определённые образцы,
стили и нормы поведения, моделируют и
внедряют в массовое сознание образ реальности,
к которой следует стремиться. Электронные
информационные технологии внесли существенные
коррективы во влияние традиционных СМИ
на молодёжь, что проявляется в следующем:
- Информационное воздействие из массового превращается в индивидуализированный
- Объект пассивного восприятия информации трансформируется в субъект активного выбора информации
- Увеличивается степень информационной свободы нового поколения
- Уменьшается потенциал государственных институтов в формировании масового сознания.
Многие современники уделяют
особое внимание понятию Интернет -
социализация или также существует
понятие киберсоциализация или
виртуальная компьютерная социализация
личности. Комплексное изучение процесса
виртуальной социализации в киберпространстве
не проводилось. Один из существующих терминов
определяет киберсоциализацию человека (виртуальная
компьютерная социализация личности) как
локальный процесс качественных изменений
структуры личности, происходящий в результате
социализации человека в киберпространстве
Internet-среды, то есть в процессе использования
его ресурсов и коммуникации с «виртуальными
агентами социализации». Впервые научный
термин "киберсоциализация человека"
появился в России в 2005 году. Дал ему определение
и ввел термин в науку и к.п.н., доцент, член-корреспондент
Международной академии наук информации,
информационных процессов и технологий
(МАН ИПТ, с 2012 года) Владимир Андреевич
Плешаков. На сегодняшний день термин
уже стал "трендовым" как в России,
так и за рубежом. Роль массовой коммуникации
в социализации молодёжи, в формирование
её мировоззрения неоспорима. IT-технологии,
являются мощным инструментом формирования
массового сознания, ценностных ориентаций,
политических и гражданских установок
молодого поколения, но многие исследователи
отмечают при этом его дисфункциональность,
которая способствует:
1) усвоение нежелательной
информации с точки зрения
социализационного и воспитательного
процесса;
2) место генерации и
распространения слухов, являющихся
воплощением непроверенной, недостоверной
информации.
3) снижение уровня взаимной
социальной ответственности в
реальной жизни. Неспособность
брать на себя личную гражданскую
ответственность за своё отношение
к обществу и за происходящее
в обществе.
4) трансформация навыков
общения.
5) социальный аутизм как следствие
патологической поглощенности использованием
и применением информационных технологий;
6) контролирует значительную
часть досуга молодёжи и выступает
как важнейший инструмент формирования
духовного мира
7) иллюзия реальной жизни.
Люди моделируют свою жизнь
в Интернете, где проживают
две жизни – реальную и виртуальную;
8) психологические расстройства,
в результате зависимости от общения в
социальных сетях.
Электронные СМИ контролируют
значительную часть досуга молодёжи и
выступают важнейший инструмент формирования
духовного мира, ценностных ориентаций,
социальных установок новых поколений. Таким
образом, актуальной становится проблема
исследования влияния процесса киберсоциализации
на формирование мировоззрения, ценностных
ориентаций, политических и общегражданских
установок молодежи. А также возможность
реализации механизма эффективной интеграции
в Интернет - пространство, используя при
этом социализирующие и воспитательные
возможности компьютерных ресурсов.