Влияние протестантской трудовой этики на экономику

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Апреля 2015 в 17:28, реферат

Описание работы

Протестантская трудовая этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.
Принципы протестантской трудовой этики нашли свое начало в учениях идеологов Реформации.

Содержание работы

Формирование протестантской трудовой этики………………………...…..2
Взгляд М. Лютера на трудовую деятельность…………………………..2
Религиозное обоснование протестантской этики…………………..…...4
Влияние протестантской трудовой этики на экономику……………………7
2.1 Основа «капиталистического духа» М. Вебера……………………...…..7
2.2 Экономический успех протестантских обществ…….……………..……9
Список использованных источников……………………………………...……11

Файлы: 1 файл

ксо реферат.docx

— 40.41 Кб (Скачать файл)

Содержание

 

  1. Формирование протестантской трудовой этики………………………...…..2
    1. Взгляд М. Лютера на трудовую деятельность…………………………..2
    2. Религиозное обоснование протестантской этики…………………..…...4
  2. Влияние протестантской трудовой этики на экономику……………………7

2.1 Основа «капиталистического духа» М. Вебера……………………...…..7

2.2 Экономический успех протестантских обществ…….……………..……9

Список использованных источников……………………………………...……11

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

  1. Формирование протестантской трудовой этики

 

Протестантская трудовая этика - религиозно обоснованная доктрина о добродетельности труда, необходимости работать добросовестно и усердно.

Принципы протестантской трудовой этики нашли свое начало в учениях идеологов Реформации. Реформация изменила отношение к труду окончательно и бесповоротно.

 

 

    1. Взгляд М. Лютера на трудовую деятельность

 

Мартин Лютер (1483-1546) – немецкий теолог и общественный деятель эпохи Реформации, основатель протестантизма. В результате его теологических изысканий у Лютера сформировались свои собственные убеждения о том, как верующий должен служить Богу, что значительно расходилось с тем, что исповедовала католическая церковь. 

Католическая церковь подразумевала, что спасения человека зависит от его заслуг, добрых дел. Лютер порицал само монашество за религиозный эгоизм, заключающийся в том, что «они извращают и веру и любовь… отрицают труд на благо ближнего и обращают его на себя…»

Протестантизм требовал от всех верующих, чтобы они подтверждали свою веру не только молитвами, но и трудом. В отличие от средневекового католицизма, где идеалом служил отказ от всего мирского (монашеский образ жизни), единственным средством быть угодным Богу, с точки зрения Лютера, служит неустанный труд в своей профессии. При этом, чем более деятельность человека угодна Богу, тем больше она вознаграждается уже в этой земной жизни. Успех, состоятельность, преуспевание являются показателями избранности для спасения.

Согласно учению Лютера, человек исполняет свой долг перед Богом в мирской жизни; профессиональное призвание - веление Господа. Таким образом, мирская деятельность рассматривается как исполнение религиозного долга, в отличие от раннего христианства, которое первоначально выступало как религия, враждебная экономической жизни. 

Протестантская этика регламентировала весь образ жизни. Её требования относились к производственной и социальной (законопослушание) дисциплине и качеству труда; она осуждала пьянство и разврат, требовала крепить семью, приобщать детей к труду и обучать читать и понимать Библию; истинный христианин обязан был быть опрятным в быту, аккуратным и прилежным в труде, честным в выполнении обязательств. Грамотность была угодна Богу, поэтому в некоторых странах, принявших протестантизм как государственную религию, были приняты законы об обязательном начальном образовании.

Протестантские учения сформировали отношение к предпринимательству как к общественно-полезной и богоугодной деятельности. Предпринимательство подразумевало рациональное ведение хозяйства в форме предприятия в соответствии с этическими принципами и строгой законностью. Высокие прибыли рассматривались как важный показатель успеха в предписанной Богом деятельности. Однако сам предприниматель ни в коем случае не должен был наслаждаться плодами богатства, помня, что труд - религиозная обязанность.

В результате получилось так, что моральные требования протестантизма в целом соответствовали необходимым условиям экономического развития, предполагающим превышение инвестиций над потреблением. Новая этика с одной стороны зажала в железные тиски аскетизма личное потребление, а с другой - развязала руки безграничному производству ради производства.

Ж. Кальвин продолжил развитие движение Реформации, но некоторые его трактовки не совпадали с учениями Мартина Лютера. Согласно кальвинизму, труд - это своеобразная молитва во славу Бога. Трудиться  - значит выполнять заповедь любви к ближнему. Таким образом, отношение к ближнему - это также часть служения человека Богу. Кальвин распространил лютеранскую идею профессионального призвания не только на сельское хозяйство и ремесло, но и на все виды производства, усматривая в возможности приобретения богатства, связанной с правильно исполняемым делом, знак предопределения.

 Простота, рационализм, скромность, честность и аскеза, добросовестность и прилежание во многом определили новое мышление и образ жизни миллионов людей в различных странах мира. Для них жизнь стала осознанным долгом перед Богом и обществом, а добродетелями – трудолюбие, бережливость, аккуратность, пунктуальность.

 

 С приходом Реформации формирующие центры христианской жизни переместились из монастырей на рыночные площади в процессе превращения великих городов Европы в колыбели новых образов христианского мышления и поведения. В этом переходе отражаются политические, социальные, экономические и церковные перемены, лежащие в основе формирования современной западной культуры.

 

 

1.2 Религиозное обоснование протестантской этики

 

Протестантская трудовая этика имеет библейские корни:

Запрещена задержка заработной платы — «Не обижай ближнего твоего и не грабительствуй. Плата наёмнику не должна оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит 19:13).

Запрещены издевательства и жестокое господство начальства над подчиненными — «не господствуй над ним с жестокостью» (Библия, Левит 25:43); "Отцы, не раздражайте детей ваших, чтобы они не унывали" (Колоссянам 3:21); "всякий, гневающийся на брата своего напрасно, подлежит суду" (Евангелие от Матфея 5:21-22).

Поэтому именно в протестантских странах до сих пор практикуются достойная оплата труда и забота начальства о подчиненных. 

Для блага как бизнесменов, так и клиентов, по мнению протестантов, Бог поощряет высокое качество товаров и услуг и честное отношение к клиентам и запрещает лживые способы обогащения — "Нечестивый делает дело ненадежное, а сеющему правду - награда верная" (Притчи 11:18), "не кради" (Исход 20), "не крадите, не лгите и не обманывайте друг друга" (Левит 19:11), «приобретение сокровища лживым языком — мимолетное дуновение ищущих смерти» (Притчи 21:6), «не делайте неправды в суде, в мере, в весе и в измерении: да будут у вас весы верные, гири верные» (Левит 19:35-36), «мерзость пред Господом — неодинаковые гири, и неверные весы — не добро» (Притчи 20:23).

Ограничение рабочего дня и рабочей недели посредством запрета работать в 7-й день недели, который называется днем покоя. На иврите слово покой звучит как шаббат, от чего произошло русское слово Суббота: «Помни день субботний, чтобы святить его; шесть дней работай и делай всякие дела твои, а день седьмой - суббота Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой, ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо в шесть дней создал Господь небо и землю, море и все, что в них, а в день седьмой отдыхал; посему благословил Господь день субботний и освятил его.» (Исход 20:8-11). Хотя в Библии на то не существует оснований, но некоторые христиане второго века н. э. из Рима и Александрии перенесли день покоя с субботы на первый день недели — «день солнца», мотивируя это тем, что в этот день Христос воскрес из мертвых, и являлся ученикам по воскресеньям (Евангелие от Иоанна 20:19), в дальнейшем в III веке н. э. по политическим мотивам император Константин официально утвердил в римской империи воскресенье, как «христианскую субботу», что сделало отдых в первый день недели общепринятой практикой в большинстве христианских церквей. Некоторые христиане используют взятые из контекста Евангелия слова Христа говоря, что Иисус учил: «покой для человека, а не человек для дня покоя» (Евангелие от Марка 2:27), хотя этот текст в контексте Евангелия говорит о не принятии Христом человеческих традиций, осквернивших данную Богом библейскую субботу, так как Иисус сам сказал: «Но скорее небо и земля прейдут, нежели одна черта из закона пропадет.»(Лк 16:17).

Лень осуждается в Библии именно на том основании, что Библия мотивирует человека богатством:

"Ленивая рука делает  бедным, а рука прилежных обогащает" (Библия, Притчи 10:4); "От всякого труда есть прибыль, а от пустословия только ущерб" (Притчи 14:23); "Кто возделывает землю свою, тот будет насыщаться хлебом, а кто подражает праздным, тот насытится нищетой" (Притчи 28:19).

Богатство, нажитое честной торговлей и иным праведным трудом, как раз поощряется в Библии: "чтобы помнил Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе силу приобретать богатство" (Библия, Второзаконие 8:18); "трудолюбивые приобретают богатство" (Библия, книга Притчи 11:16).

По-английски слово экономика звучит как economia, т.е. экономика начинается с экономии, бережливости. Поэтому расточительный образ жизни избалованного человека приведет его к нищете:

"Кто любит веселье, обеднеет; а кто любит вино  и тук, не разбогатеет" (Библия, Притчи 21:17); "Не будь между упивающимися вином, между пресыщающимися мясом: потому что пьяница и пресыщающийся обеднеют, и сонливость оденет в рубище" (Библия, Притчи 23:20-21);  
"Вино – глумливо, сикера – буйна; и всякий, увлекающийся ими, неразумен." (Библия, Притчи 20:1)

Также можно отметить, экономика христианского Запада процветает по той причине, что она основана на уважительном христианском отношении к конкурентам, исходящим из любви к ближним.

 

 

 

  1. Влияние протестантской трудовой этики на экономику

 

До настоящего времени влияние религии на жизнь общества было предметом изучения философов, социологов, историков, религиоведов. Многие экономисты согласны с той точкой зрения, что господствующая религия является действенным фактором, влияющим на экономическое развитие данного социума. Какова взаимосвязь между религиозными верованиями и экономическим развитием? Этот вопрос был давней темой исследований в области социальных наук.

 

    1. Основа «капиталистического духа» М. Вебера

 

Макс Вебер (1864-1920) - немецкий социолог, разрабатывавший вопросы методологии социального познания, культурологии, экономики. Большое влияние на европейское обществоведение оказали его исследования по социологии религии и исторической роли протестантизма. Термин «Протестантская трудовая этика» был введён им в научный оборот в его знаменитой работе «Протестантская этика и дух капитализма» в 1905 году.

М. Вебер сравнивает предпринимательские способности представителей капиталистического мира, придерживающихся различных христианских конфессий, в частности он сравнивает католиков и протестантов. "Дух капитализма", который, как он утверждает, оказал непосредственное влияние на форму образовавшегося в Западной Европе экономического строя – капитализма, а сам этот «дух» возник из определенных разновидностей протестантизма. Подвергнув анализу раннюю протестантскую литературу, Вебер отметил, что в самом мировоззрении лютеран заложен тот идеологический импульс (в виде идеи «профессионального долга»), который способствовал возникновению капиталистического способа производства и дальнейшему развитию и распространению капиталистического строя.

Макс Вебер провёл связь между успехами в социально-экономическом развитии европейской цивилизации с формированием протестантской ментальности. Применяя статистический метод, Вебер показал, что капитализм был наиболее развит и наиболее процветал именно там и в тех странах, где государственной религией был протестантизм – в Англии, Германии, Америке. Трудовая этика, которая в значительной степени формирует и определяет качество современного труда, накапливалась поколениями сторонников протестантизма. Отсюда и происходят различия в темпах и уровнях развития стран, являющихся носителями разных религиозных воззрений. М. Вебер особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов, многим из которых были чужды роскошь напоказ и злоупотребление властью.

Если официальный католицизм рассматривал необходимость трудиться «в поте лица своего» как расплату за первородный грех, то протестантизм видел в труде важнейшую ценность, священный долг перед Богом и обществом.

 М. Вебер заметил, что  в Германии (которая населена  как католиками, так и протестантами) наилучших экономических успехов  добивались протестанты; именно  они составляли основу предпринимателей  и высококвалифицированных технических  специалистов. Более того, наиболее  успешно развивались такие протестантские  страны, как США, Англия и Голландия.

Протестантизм сыграл свою роль в том, что все верхние строчки экономически развитых стран мира и заняты протестантскими странами.

Таким образом, согласно концепции М. Вебера, протестантизм создаёт стимулы и предпосылки для расширенного воспроизводства, наращивания капитала, но не ради богатства самого по себе, ради умножения славы Божьей, достижения богоизбранности и собственной уверенности в спасении. 

 

    1. Экономический успех протестантских обществ

 

Всё больше профессиональных экономистов рассматривают религию как самостоятельный и важный фактор экономического развития.

Протестантизм с его акцентом на прямой связи верующих и ответственности перед Богом интуитивно кажется благоприятным фоном для развития производительных сил. Как следствие, несколько теорий было выдвинуто о том, что именно протестантизм влияет на экономический рост.

Многие социологи объясняли экономический успех протестантских обществ тем, что соответствующая трудовая этика распространялась на всё население, включая и элитные группы. В этих обществах достижение материального достатка рассматривалось в качестве результата усердности и добросовестности трудовой деятельности. Суть её в том, что благополучие и богатство рассматриваются как положительные христианские ценности. А потому стремление разбогатеть преподносится как добродетель. Правда, с одним «но»: способы накопления богатства должны быть легитимными, узаконенными обществом. Легитимным способом считается, в первую очередь, капиталистическое накопление. Иначе говоря, религиозное благословение получает не только богатство, но и весь капиталистический строй.

Информация о работе Влияние протестантской трудовой этики на экономику