Содержание
- Формирование протестантской трудовой этики………………………...…..2
- Взгляд М. Лютера на трудовую
деятельность…………………………..2
- Религиозное обоснование протестантской
этики…………………..…...4
- Влияние протестантской трудовой
этики на экономику……………………7
2.1 Основа «капиталистического
духа» М. Вебера……………………...…..7
2.2 Экономический успех протестантских
обществ…….……………..……9
Список использованных источников……………………………………...……11
- Формирование протестантской
трудовой этики
Протестантская трудовая этика
- религиозно обоснованная доктрина о
добродетельности труда, необходимости
работать добросовестно и усердно.
Принципы протестантской трудовой
этики нашли свое начало в учениях идеологов
Реформации. Реформация изменила отношение
к труду окончательно и бесповоротно.
- Взгляд М. Лютера на трудовую
деятельность
Мартин Лютер (1483-1546) – немецкий
теолог и общественный деятель эпохи Реформации,
основатель протестантизма. В результате
его теологических изысканий у Лютера
сформировались свои собственные убеждения
о том, как верующий должен служить Богу,
что значительно расходилось с тем, что
исповедовала католическая церковь.
Католическая церковь подразумевала,
что спасения человека зависит от его
заслуг, добрых дел. Лютер порицал само
монашество за религиозный эгоизм, заключающийся
в том, что «они извращают и веру и любовь…
отрицают труд на благо ближнего и обращают
его на себя…»
Протестантизм требовал от
всех верующих, чтобы они подтверждали
свою веру не только молитвами, но и трудом.
В отличие от средневекового католицизма,
где идеалом служил отказ от всего мирского
(монашеский образ жизни), единственным
средством быть угодным Богу, с точки зрения
Лютера, служит неустанный труд в своей
профессии. При этом, чем более деятельность
человека угодна Богу, тем больше она вознаграждается
уже в этой земной жизни. Успех, состоятельность,
преуспевание являются показателями избранности
для спасения.
Согласно учению Лютера, человек
исполняет свой долг перед Богом в мирской
жизни; профессиональное призвание - веление
Господа. Таким образом, мирская деятельность
рассматривается как исполнение религиозного
долга, в отличие от раннего христианства,
которое первоначально выступало как
религия, враждебная экономической жизни.
Протестантская этика регламентировала
весь образ жизни. Её требования относились
к производственной и социальной (законопослушание)
дисциплине и качеству труда; она осуждала
пьянство и разврат, требовала крепить
семью, приобщать детей к труду и обучать
читать и понимать Библию; истинный христианин
обязан был быть опрятным в быту, аккуратным
и прилежным в труде, честным в выполнении
обязательств. Грамотность была угодна
Богу, поэтому в некоторых странах, принявших
протестантизм как государственную религию,
были приняты законы об обязательном начальном
образовании.
Протестантские учения сформировали
отношение к предпринимательству как
к общественно-полезной и богоугодной
деятельности. Предпринимательство подразумевало
рациональное ведение хозяйства в форме
предприятия в соответствии с этическими
принципами и строгой законностью. Высокие
прибыли рассматривались как важный показатель
успеха в предписанной Богом деятельности.
Однако сам предприниматель ни в коем
случае не должен был наслаждаться плодами
богатства, помня, что труд - религиозная
обязанность.
В результате получилось так,
что моральные требования протестантизма
в целом соответствовали необходимым
условиям экономического развития, предполагающим
превышение инвестиций над потреблением.
Новая этика с одной стороны зажала в железные
тиски аскетизма личное потребление, а
с другой - развязала руки безграничному
производству ради производства.
Ж. Кальвин продолжил развитие
движение Реформации, но некоторые его
трактовки не совпадали с учениями Мартина
Лютера. Согласно кальвинизму, труд - это
своеобразная молитва во славу Бога. Трудиться
- значит выполнять заповедь любви к ближнему.
Таким образом, отношение к ближнему -
это также часть служения человека Богу.
Кальвин распространил лютеранскую идею
профессионального призвания не только
на сельское хозяйство и ремесло, но и
на все виды производства, усматривая
в возможности приобретения богатства,
связанной с правильно исполняемым делом,
знак предопределения.
Простота, рационализм, скромность,
честность и аскеза, добросовестность
и прилежание во многом определили новое
мышление и образ жизни миллионов людей
в различных странах мира. Для них жизнь
стала осознанным долгом перед Богом и
обществом, а добродетелями – трудолюбие,
бережливость, аккуратность, пунктуальность.
С приходом Реформации формирующие
центры христианской жизни переместились
из монастырей на рыночные площади в процессе
превращения великих городов Европы в
колыбели новых образов христианского
мышления и поведения. В этом переходе
отражаются политические, социальные,
экономические и церковные перемены, лежащие
в основе формирования современной западной
культуры.
1.2 Религиозное обоснование
протестантской этики
Протестантская трудовая этика
имеет библейские корни:
Запрещена задержка заработной
платы — «Не обижай ближнего твоего и не
грабительствуй. Плата наёмнику не должна
оставаться у тебя до утра» (Библия, Левит
19:13).
Запрещены издевательства и
жестокое господство начальства над подчиненными —
«не господствуй над ним с жестокостью»
(Библия, Левит 25:43); "Отцы, не раздражайте
детей ваших, чтобы они не унывали" (Колоссянам
3:21); "всякий, гневающийся на брата своего
напрасно, подлежит суду" (Евангелие
от Матфея 5:21-22).
Поэтому именно в протестантских
странах до сих пор практикуются достойная
оплата труда и забота начальства о подчиненных.
Для блага как бизнесменов,
так и клиентов,
по мнению протестантов, Бог поощряет
высокое качество товаров и услуг и честное
отношение к клиентам и запрещает лживые
способы обогащения — "Нечестивый делает
дело ненадежное, а сеющему правду - награда
верная" (Притчи 11:18), "не кради"
(Исход 20), "не крадите, не лгите и не
обманывайте друг друга" (Левит 19:11),
«приобретение сокровища лживым языком —
мимолетное дуновение ищущих смерти»
(Притчи 21:6), «не делайте неправды в суде,
в мере, в весе и в измерении: да будут у
вас весы верные, гири верные» (Левит 19:35-36),
«мерзость пред Господом — неодинаковые
гири, и неверные весы — не добро» (Притчи
20:23).
Ограничение рабочего дня и
рабочей недели посредством запрета работать
в 7-й день недели, который называется днем
покоя. На иврите слово покой звучит как
шаббат, от чего произошло русское слово
Суббота: «Помни день субботний, чтобы
святить его; шесть дней работай и делай
всякие дела твои, а день седьмой - суббота
Господу, Богу твоему: не делай в оный никакого
дела ни ты, ни сын твой, ни дочь твоя, ни
раб твой, ни рабыня твоя, ни скот твой,
ни пришлец, который в жилищах твоих; ибо
в шесть дней создал Господь небо и землю,
море и все, что в них, а в день седьмой
отдыхал; посему благословил Господь день
субботний и освятил его.» (Исход 20:8-11).
Хотя в Библии на то не существует оснований,
но некоторые христиане второго века н. э.
из Рима и Александрии перенесли день
покоя с субботы на первый день недели —
«день солнца», мотивируя это тем, что
в этот день Христос воскрес из мертвых,
и являлся ученикам по воскресеньям (Евангелие
от Иоанна 20:19), в дальнейшем в III веке н. э.
по политическим мотивам император Константин
официально утвердил в римской империи
воскресенье, как «христианскую субботу»,
что сделало отдых в первый день недели
общепринятой практикой в большинстве
христианских церквей. Некоторые христиане
используют взятые из контекста Евангелия
слова Христа говоря, что Иисус учил: «покой
для человека, а не человек для дня покоя»
(Евангелие от Марка 2:27), хотя этот текст
в контексте Евангелия говорит о не принятии
Христом человеческих традиций, осквернивших
данную Богом библейскую субботу, так
как Иисус сам сказал: «Но скорее небо
и земля прейдут, нежели одна черта из
закона пропадет.»(Лк 16:17).
Лень осуждается в Библии именно
на том основании, что Библия мотивирует
человека богатством:
"Ленивая рука делает
бедным, а рука прилежных обогащает"
(Библия, Притчи 10:4); "От всякого труда
есть прибыль, а от пустословия только
ущерб" (Притчи 14:23); "Кто возделывает
землю свою, тот будет насыщаться хлебом,
а кто подражает праздным, тот насытится
нищетой" (Притчи 28:19).
Богатство, нажитое честной
торговлей и иным праведным трудом, как
раз поощряется в Библии: "чтобы помнил
Господа, Бога твоего, ибо Он дает тебе
силу приобретать богатство" (Библия,
Второзаконие 8:18); "трудолюбивые приобретают
богатство" (Библия, книга Притчи 11:16).
По-английски слово экономика
звучит как economia, т.е. экономика начинается
с экономии, бережливости. Поэтому расточительный
образ жизни избалованного человека приведет
его к нищете:
"Кто любит веселье,
обеднеет; а кто любит вино
и тук, не разбогатеет" (Библия,
Притчи 21:17); "Не будь между упивающимися
вином, между пресыщающимися мясом: потому
что пьяница и пресыщающийся обеднеют,
и сонливость оденет в рубище" (Библия,
Притчи 23:20-21);
"Вино – глумливо, сикера – буйна; и
всякий, увлекающийся ими, неразумен."
(Библия, Притчи 20:1)
Также можно отметить, экономика
христианского Запада процветает по той
причине, что она основана на уважительном
христианском отношении к конкурентам,
исходящим из любви к ближним.
- Влияние протестантской трудовой этики на экономику
До настоящего времени влияние
религии на жизнь общества было предметом
изучения философов, социологов, историков,
религиоведов. Многие экономисты согласны
с той точкой зрения, что господствующая
религия является действенным фактором,
влияющим на экономическое развитие данного
социума. Какова взаимосвязь между религиозными
верованиями и экономическим развитием?
Этот вопрос был давней темой исследований
в области социальных наук.
- Основа «капиталистического
духа» М. Вебера
Макс Вебер (1864-1920) - немецкий
социолог, разрабатывавший вопросы методологии
социального познания, культурологии,
экономики. Большое влияние на европейское
обществоведение оказали его исследования
по социологии религии и исторической
роли протестантизма. Термин «Протестантская
трудовая этика» был введён им в научный
оборот в его знаменитой работе «Протестантская
этика и дух капитализма» в 1905 году.
М. Вебер сравнивает предпринимательские
способности представителей капиталистического
мира, придерживающихся различных христианских
конфессий, в частности он сравнивает
католиков и протестантов. "Дух капитализма",
который, как он утверждает, оказал непосредственное
влияние на форму образовавшегося в Западной
Европе экономического строя – капитализма, а
сам этот «дух» возник из определенных
разновидностей протестантизма. Подвергнув
анализу раннюю протестантскую литературу,
Вебер отметил, что в самом мировоззрении
лютеран заложен тот идеологический импульс
(в виде идеи «профессионального долга»),
который способствовал возникновению
капиталистического способа производства
и дальнейшему развитию и распространению
капиталистического строя.
Макс Вебер провёл связь между
успехами в социально-экономическом развитии
европейской цивилизации с формированием
протестантской ментальности. Применяя
статистический метод, Вебер показал,
что капитализм был наиболее развит и
наиболее процветал именно там и в тех
странах, где государственной религией
был протестантизм – в Англии, Германии,
Америке. Трудовая этика, которая в значительной
степени формирует и определяет качество
современного труда, накапливалась поколениями
сторонников протестантизма. Отсюда и
происходят различия в темпах и уровнях
развития стран, являющихся носителями
разных религиозных воззрений. М. Вебер
особо подчёркивал аскетизм предпринимателей-протестантов,
многим из которых были чужды роскошь
напоказ и злоупотребление властью.
Если официальный католицизм
рассматривал необходимость трудиться
«в поте лица своего» как расплату за первородный
грех, то протестантизм видел в труде важнейшую
ценность, священный долг перед Богом
и обществом.
М. Вебер заметил, что
в Германии (которая населена
как католиками, так и протестантами)
наилучших экономических успехов
добивались протестанты; именно
они составляли основу предпринимателей
и высококвалифицированных технических
специалистов. Более того, наиболее
успешно развивались такие протестантские
страны, как США, Англия и Голландия.
Протестантизм сыграл свою
роль в том, что все верхние строчки экономически
развитых стран мира и заняты протестантскими
странами.
Таким образом, согласно концепции
М. Вебера, протестантизм создаёт стимулы
и предпосылки для расширенного воспроизводства,
наращивания капитала, но не ради богатства
самого по себе, ради умножения славы Божьей,
достижения богоизбранности и собственной
уверенности в спасении.
- Экономический успех протестантских
обществ
Всё больше профессиональных
экономистов рассматривают религию как
самостоятельный и важный фактор экономического
развития.
Протестантизм с его акцентом
на прямой связи верующих и ответственности
перед Богом интуитивно кажется благоприятным
фоном для развития производительных
сил. Как следствие, несколько теорий было
выдвинуто о том, что именно протестантизм
влияет на экономический рост.
Многие социологи объясняли
экономический успех протестантских обществ
тем, что соответствующая трудовая этика
распространялась на всё население, включая
и элитные группы. В этих обществах достижение
материального достатка рассматривалось
в качестве результата усердности и добросовестности
трудовой деятельности. Суть её в том,
что благополучие и богатство рассматриваются
как положительные христианские ценности.
А потому стремление разбогатеть преподносится
как добродетель. Правда, с одним «но»:
способы накопления богатства должны
быть легитимными, узаконенными обществом.
Легитимным способом считается, в первую
очередь, капиталистическое накопление.
Иначе говоря, религиозное благословение
получает не только богатство, но и весь
капиталистический строй.