Автор работы: Пользователь скрыл имя, 01 Декабря 2012 в 15:34, реферат
Актуальность работы. С самого рождения человек попадает в общество. Он растет, развивается и умирает в нем. На развитие человека оказывает влияние множество различных факторов, как биологических, так и социальных. Главным социальным фактором, влияющим на становление личности, является семья. Семьи бывают совершенно разными. В зависимости от состава семьи, от отношений в семье к членам семьи и вообще к окружающим людям человек смотрит на мир положительно или отрицательно, формирует свои взгляды, строит свои отношения с окружающими. Отношения в семье влияют также на то, как человек в дальнейшем будет строить свою карьеру, по какому пути он пойдет. Семья дает человеку очень многое, но может не дать ничего. Есть ведь и неполные семьи, и семьи с родителями или детьми-инвалидами. Само собой, что отношения и воспитание в этих семьях кардинально отличаются от воспитания в обычной полной семье. Также отличается и воспитание в многодетных семьях; в семьях, где часты конфликты между родителями; в семьях с различными стилями воспитания, т.е. сколько семей, столько и вариантов воспитания личности. Кроме того, человек может и не стать личностью, если у него нет собственного мнения, собственных убеждений, если он подчиняется всему, чего от него хотят. И в данном случае тоже много зависит от семьи.
Введение
Актуальность работы. С
самого рождения человек попадает в
общество. Он растет, развивается и
умирает в нем. На развитие человека
оказывает влияние множество
различных факторов, как биологических,
так и социальных. Главным социальным
фактором, влияющим на становление
личности, является семья. Семьи бывают
совершенно разными. В зависимости
от состава семьи, от отношений в
семье к членам семьи и вообще
к окружающим людям человек смотрит
на мир положительно или отрицательно,
формирует свои взгляды, строит свои
отношения с окружающими. Отношения
в семье влияют также на то, как
человек в дальнейшем будет строить
свою карьеру, по какому пути он пойдет.
Семья дает человеку очень многое,
но может не дать ничего. Есть ведь и
неполные семьи, и семьи с родителями
или детьми-инвалидами. Само собой,
что отношения и воспитание в
этих семьях кардинально отличаются
от воспитания в обычной полной семье.
Также отличается и воспитание в
многодетных семьях; в семьях, где
часты конфликты между
Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей — матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры — не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании.
В связи с особой воспитательной ролью семьи возникает вопрос о том, как сделать так, чтобы максимизировать положительные и минимизировать отрицательные влияния семьи на поведение развивающейся личности. Для этого необходимо четко определить внутрисемейные социально-психологические факторы, имеющие воспитательное значение.
Именно в семье индивид получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения и учится вести себя в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему родители учат ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой; в противном случае он начнет подражать отрицательным примерам родителей.
Проблема влияния семьи на становление личности была и остается одним из важнейших проблем социальной психологии. В данной работе мы попытаемся раскрыть эту тему и выявить, каким образом и насколько семья влияет на развитие личности.
Цель и задачи работы: Изучение влияния семьи на становление личности.
Объект работы: Молодые люди в возрасте до 20ти лет.
Предмет работы: Влияние семьи на становление личности.
Степень разработки: Данная тема была рассмотрена и разработана такими авторами, как М. Земска, А. А. Бодалев, В. Я. Титаренко и др.
Новизна работы: Попытка объединить в единое целое исследования авторов, ранее изучавших эту тему.
Структура: Работа состоит из введения, 2-х глав и заключения.
Глава 1. Психология личности
1.1.Что такое личность.
На вопрос, что такое
личность, психологи отвечают по-разному,
и каждое определение личности заслуживает
того, чтобы учесть его в поисках
глобального определения
Личность чаще всего определяют в совокупности социальных, приобретенных качеств человека. В понятие “личность” обычно включают такие свойства, которые являются более или менее устойчивыми и свидетельствуют об индивидуальности человека, определяя его значимые для людей поступки.
Изучению проблемы личности уделяют пристальное внимание представители различных наук: философы и педагоги, писатели и социологи, психологи и юристы. Современная психология выделяет следующие существенные понятия этого термина:
1. Личность — это человек,
обладающий определенными,
2. Личность — это представитель
определенного общества, гражданин.
Чем более полно личность
прогрессивное развитие новых общественных отношений и нового человека.
3. Личностью называют человека-
4. Особенности личности
сказываются на характере и
протекании психических
5. Личность обладает
1.2. Этапы формирования личности.
С мыслью о том, что личностью человек не рождается, а становится,
согласно сейчас большинство психологов. Однако их точки зрения на этапы формирования личности значительно расходятся.
С каждым типом теорий связано
свое представление о развитии личности.
Психоаналитическая теория понимает развитие
как адаптацию биологической
природы человека к жизни в
обществе, выработку у него защитных
механизмов и согласованных с
его “Сверх-Я” способов удовлетворения
потребностей. Теория черт основывает
свое представление о развитии на
том, что все черты личности формируются
прижизненно и рассматривает
процесс их зарождения, преобразования
и стабилизации как подчиняющийся
иным, небиологическим, законам. Теория
социального научения представляет
процесс развития личности сквозь призму
формирования определенных способов межличностного
общения людей. Гуманистическая
и другие феноменологические теории
трактуют его как становление
“Я”. Э. Эриксон в своих взглядах
на развитие придерживался так называемого
эпигенетического принципа: генетической
определенности стадий, которые
в своем личностном развитии проходит
человек до конца своих дней. Становление
личности в концепции Эриксона понимается
как смена этапов (кризисов), на каждом
из которых происходит качественное
преобразование внутреннего мира человека
и радикальное изменение его
отношений с окружающими
І этап: младенчество (от рождения до 2-3х лет).
За первые два года своей жизни дети меняются так быстро и разительно, как ни в какой другой двухлетний период своей жизни.
Первый месяц после рождения — особый период в жизни ребенка. Именно в это время малыш должен свыкнуться с тем, что он покинул укрывающую и питающую материнскую утробу, и приспособиться к внешней среде. Первый месяц после рождения — восстановительный период после родов и время перестройки основных функций ребенка, таких, как дыхание, кровообращение, пищеварение и терморегуляция. Кроме того, это период, когда устанавливаются ритмы жизни и находится баланс между недостатком и избытком стимуляции из довольно изменчивой внешней среды.
После длительных наблюдений за младенцами П.Вольф удалось выделить и определить 6 поведенческих состояний младенцев: ровный (глубокий) сон, неровный (поверхностный) сон, полусон, спокойное бодрствование, активное бодрствование и крик (плач). Эти состояния обладают постоянной (типичной для каждой из них) длительностью и, по крайней мере, на первый взгляд, соответствуют предсказуемому суточному циклу сна и бодрствования. И родители, и исследователи быстро понимают, что уровень восприимчивости ребенка зависит от состояния, в котором он находится.
Поначалу младенцы проводят
большую часть суток в
Доношенные дети обладают
целым рядом сложных рефлексов
и рефлекторных комплексов. Считается,
что эти рефлексы имеют значение
в ходе выживания вида в ходе эволюции
и отражают те формы поведения, которые
в прошлом (а в некоторых отношениях
— и сейчас) жизненно важны для
ребенка. Большинство этих рефлексов
исчезает через 2-4 месяца, но все же
некоторые из них заслуживают
внимания. Это рефлекс Моро, шейно-тонический
рефлекс, рефлекс шагания, хватательный
рефлекс, рефлекс поиска груди и
сосательный рефлекс. Зрительной системе
новорожденного также свойственен
ряд рефлекторных движений и моторных
паттернов. Веки в ответ на раздражение
открываются и закрываются. Зрачки
расширяются в темноте и
Поведением младенца управляет и множество других рефлексов. Одни из них, такие, как кашель и чихание, необходимы для выживания; другие, видимо, являются наследием предков; назначение третьих еще не выяснено.
Младенчество для ребенка
— период открытий в сфере восприятия
и действия. Каждый день приносит с
собой новые знания о людях, предметах
и событиях, составляющих окружение
младенца. Это — один из важнейших
периодов развития человека, так как
он сильно развивается как физически,
так и психически. Например, к
концу четвертого месяца вес ребенка
увеличивается почти в два
раза, а рост — на 10 и более
см. Кожа значительно отличается кожи
новорожденного, на голове появляется
новый волосяной покров. Меняются
также кости младенца; к 6-7му месяцу
появляется первый зуб. Приблизительно
в это же время начинается и
открытие себя. Младенец вдруг обнаруживает,
что у него есть руки и пальцы,
и может разглядывать их по нескольку
минут подряд, следя за их движениями.
К пяти месяцам младенец проходит
путь от рефлекторного хватания к
произвольному; хватание становится все
более совершенным. В восемь месяцев
большинство детей уже могут
перекладывать предмет из одной
руки в другую. Большинство детей
в 8 месяцев могут самостоятельно
садиться и почти все — сидеть
без поддержки после того, как
им помогли принять сидячее
Важное значение в развитии младенца имеет питание. Серьезные нарушения объема и структуры питания в первые 30 месяцев жизни уже почти невозможно компенсировать. Основным источником питания для младенцев является грудное молоко. Если только мать не тяжело больна, нормально питается и не употребляет алкоголь или наркотики, грудное молоко — идеальный продукт питания для младенца.
В три месяца детей обычно начинают прикармливать протертой пищей. К
восьми месяцам большинству детей уже предлагают широкий ассортимент специально приготовленной пищи, а кормление молоком начинает сокращаться.
В первые два года жизни происходит также развитие различных перцептивных анализаторов. Уже в течение первых 4-6ти месяцев зрительные способности младенцев быстро развиваются; улучшается фокусирующая способность глаза, растет острота зрения и цветоразличение. Значительно повышается и острота слуха. Младенцы улавливают достаточно ощутимые изменения в громкости, высоты и длительности звуков. Органы вкуса, обоняния и осязания функционируют с рождения, давая младенцам чувствовать прикосновения, различать вкусовые качества пищи и чувствовать боль. Исследователи считают, что в принципе младенцы появляются с уже сформировавшимися рецепторными функциями, которые впоследствии — и общаться с людьми.
С самого рождения
дети включаются в процесс
общения. Очень скоро они
Овладение языком является хотя и трудным, но естественным процессом. Огромную роль здесь играют такие факторы, как подражание и подкрепление. Свои первые слова ребенок выучивает благодаря развитому слуху и подражанию, т.к. ребенок не может придумывать слова и открывать их смысл самому себе. Что касается подкрепления, то на ребенка, безусловно, влияет реакция взрослых на его попытки заговорить.
В период овладения языком все дети делают похожие ошибки. Два вида таких ошибок — это расширение и сужение значений слов, что связано со спецификой понятий ребенка и пониманием слов, которые они употребляют для их выражения.
В период времени от 3-х лет происходит становление первых отношений
между ребенком и заботящимися о нем взрослыми. Начинается оформление темперамента ребенка, появляются новые эмоции, страхи. Страхи 8-12тимесячного ребенка чаще всего связаны с расставанием с близкими людьми, с незнакомым социальным окружением, с новой обстановкой. Ребенок, например, может неожиданно расплакаться, увидев незнакомого человека и даже свою собственную маму в незнакомом внешнем облике. Наиболее выраженными страхи бывают между 15 и 18ю месяцами жизни, а затем постепенно исчезают. Скорее всего, страх в этот период играет роль приспособительной реакции, оберегающей ребенка от неприятностей в незнакомой обстановке.