Внутригрупповое взаимодействие

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 26 Декабря 2012 в 19:30, реферат

Описание работы

Проблема отношений занимает в социальной психологии большое место, особенно актуальна у нас в стране. В работе социального работника общение стоит на первом месте. Цель социального работника – обязан уметь добиваться хорошего, логического общения с людьми и получать обратную информацию. Знать коммуникационные каналы и помогать людям получать хорошие результаты в деятельности. Анализ связи общественных и межличностных отношений позволяет расставить правильные акценты в вопросе о месте общения во всей сложной системе связей человека с внешним миром.

Содержание работы

ВВЕДЕНИЕ
1. ВНУТРИГРУППОВОЕ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ,
КАК СОЦИАЛНЫЙ ПРОЦЕСС …………………………………….. 2
2. Коммуникации. Её виды ……………………………………… 7
Заключение ………………………………………………………….. 17
Список использованной литературы …………………… 18

Файлы: 1 файл

Vnutrigruppovoe_vzaimodeystvie.doc

— 171.00 Кб (Скачать файл)

7. неверный выбор стратегии  и тактики общения.

 

Стратегии общения:

    1. Открытое – закрытое общение. Желание и умение выразить полную свою точку зрения и готовность учесть позиции других. Закрытое общение – нежелание либо неумение выразить понятно свою точку зрения, свое отношение, имеющеюся информацию.
    2. Монологическое – диалогическая.
    3. Ролевое (исходя из социальной роли) – личностное (общение "по душам").

Также выделяются следующие  виды общения:

    1. "Контакт масок" – формальное общение, когда отсутствует стремление понять и учитывать особенности личности собеседника, используется привычные маски (вежливости, строгости, безразличия, скромности).
    2. Примитивное общение, когда оценивают другого человека как нужный или мешающий объект, если нужен – активно вступает в беседу, если нет – оттолкнуть.
    3. Формально-ролевое общение, когда регламентированы и содержание, и средства общения, и вместо знания личности собеседника обходятся знанием его социальной роли.
    4. Духовное, межличностное общение друзей, когда можно затронуть любую тему, и не обязательно прибегать к помощи слов.
    5. Деловое общение, когда учитываются особенности личности, характера, возраста, но интересы дела более значимы, чем возможные личностные расхождения.
    6. Манипулятивное общение направлено на извлечение выгоды от собеседника, используя разные приемы (месть, запугивание).
    7. Светское общение. Суть в том, что его беспредметность – главное, то есть люди говорят не то, что думают, а то, что положено говорить в данных ситуациях.

Ещё существует кодекс светского  общения:

    1. вежливость, такт – "соблюдай интересы другого".
    2. одобрение, согласие – "не порицай другого".
    3. симпатии – "будь доброжилателен, приветлив".

Тактика общения – реализация в конкретной ситуации коммуникативной  стратегии на основе владения техниками  и знания правил общения.

Также существует кодекс делового общения:

    1. Принцип кооперативности – "твой вклад должен быть таким, какого требует совместно принятое направления разговора".
    2. Принцип достаточности информации – "говори не более, не менее, чем требуется в данный момент".
    3. Принцип качества информации – "не ври".
    4. Принцип целесообразности – "не отклоняйся от темы, сумей найти решение".
    5. "Выражай смысл ясно и убедительно для собеседника".
    6. "Умей слушать и понять нужную мысль".
    7. "Умей учесть индивидуальные особенности собеседника ради интересов дела".

Коммуникации бывают:

    1. Вербальные.
    2. Невербальные.
    3. Вербальные (от латинского verbalis) словесный – термин используют в психологии для обозначения знакового материала, а также процессов оперирования этим материалом. [ 3 c. 155 ]

Передача самой информации возможна лишь посредством знаков, или знаковых систем. Используется системы, как человеческая речь, естественный звуковой язык то есть систему фонетических знаков.

Речь является самым  универсальным средством коммуникации, поскольку при передаче информации менее всего теряется смысл сообщения.

 

В структуру речевого общения входят:

    1. Значение и смысл слов, фраз. Играет роль точность употребления слова,его выразительность и доступность, правельность построения фразы и её доходчивость, правильность произношения звуков, слов, выразительность и смысл интонации.
    2. Речевые звуковые явления: темп речи (быстрый, средний, замедленый), модуляция высоты голоса (плавная, резкая),тональность голоса (высокая, низкая), ритм (равномерный, прерывистый), тембр (раскатистый, хрипучий). Наблюдения показывают, что наиболее привлекательной в общении является плавная, спокойная, размерная манера речи.
    3. Выразительность качества голоса: характерные специфические звуки, возникающии при общении: смех, хмыканье, плач, шёпот, вздохи. Исследования показали, что в ежедневном акте коммуникации человека слова составляют – 7%, интонации – 38% - неречевое взаимодействие – 53%.

При помощи речи осуществляется кодирование и декодирование  информации: коммуникатор в процессе говорения кодирует, а рецитент декодирует.

Последовательность действий говорящего и слушающего исследовано достаточно подробно. С точки зрения передачи и восприятия смысла сообщения схема К – С – Р (коммуникатор – сообщение – рецитент) асимметрично. Это можно увидеть на [ рис. 3.] . Для коммуникатора смысл информации предшествует процессу кодирования (высказывания), так как говорящий имеет сначала определенный замысел, а затем воплощает его в систему знаков. Для "слушающего" смысл принимаемого сообщения раскрывается одновременно с декодированием. В этом случае хорошо осознается значение ситуации совместной деятельности. Точность понимания слушающим смысла высказывания может стать очевидной для коммуникатора лишь тогда, когда произойдет смена "коммуникативных ролей" то есть когда рецитент превратится в коммуникатора и наоборот. Диалог или диалогическая речь, как специфический вид "разговора" представляет собой последовательную смену коммуникативных ролей, в ходе которой выявляется смысл речевого сообщения, то есть происходит то явление, которое обозначено, как "обогащение; развитие информации". [ рис.4 ] Можно рассмотреть несколько видов общения.

К.Ховландом предложено "матрица убеждающей коммуникации", которая представляет собой своего рода модель речевого коммуникативного процесса с обозначением его отдельных  звеньев. Это можно показать на простейшей модели:

    1. Кто? (передает сообщение)            – Коммуникатор.
    2. Что? (передается)                            – Сообщение.
    3. Как? (осуществляется передача)   -- Канал.
    4. Кому ?(направлено сообщение)     – Аудитория.
    5. С каким эффектом?                         – Эффективность.

[ 4 c. 7 ]

 

    1. Гарольд Ливитт обнаружил и показал новые каналы коммуникации. Он составил несколько групп из пяти человек и каждой дал список символов. Он расположил группы таким способом, что записки можно передавать 4 разными способами: "по кругу", "по цепочке", "по колесу" и по "Y". С помощью линий воспроизведены каналы коммуникаций.

На  этих схемах представлены четыре способа  групповой коммуникации выявленные Гарольдом Ливиттом с помощью  проведённого или классического  эксперимента; буквы обозначают членов группы, а линиями изображено доступное направление коммуникации. Было обнаружено, что "колесо" является самым эффективным способом, так как вся коммуникация должна проходить через центр. В способах "цепочка" и "Y" центр всё ещё играет основную роль в процессе передачи информации,  но имеются и другие направления коммуникации. "Круг", в котором никто не занимает центральное положение, является самым неэффективным способом коммуникации. [ рис. 5.]

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

2. Невербальные  коммуникации (от латинского невербальный – неязыковые). Другой вид коммуникации включает следующие основные знаковые системы:

    • оптико-кинетическую или кинестика изучает внешние проявление человеческих чувств и эмоций, мимика – изучает движение мышц лица, жестика – исследует жестовые движения отдельных частей тела, пантомимика – изучает моторику всего тела: позы, осанку, поклоны, походку.
    • пара и экстралингвистическую. Представляют собой "добавки" к вербальной коммуникации. Эта система вокализации – качества голоса, его диапозон, тональность.
    • организацию пространства и времени коммуникативного процесса. Несёт смысловую нагрузку.
    • визуальный контакт или контакт глаз. Главную роль играет движение глаз, выражение лица. Отмечается более 20000 описаний выражений лица [рис. 6], [ 4 с. 98 – 99] . Также проксемика исследует расположение людей в пространстве при общении: выделяют следующие зоны дистанций в человеческом контакте:
    • интимная зона (от 15 до 45см.), в эту зону допускаются лишь близкие, хорошо знакомые люди.
    • личная или персональная зона (15 –120см.) для обыденной беседы с друзьями и коллегами.
    • социальная (120 - 400см.) обычно соблюдается во время официальных встреч в кабинетах.
    • публичная зона (более 400см.) подразумевает общение с большой группой людей – в лекционной аудитории.

Жесты при общении несут много информации, в языке жестов, богатейший "алфавит" жестов можно разбить на пять групп:

    1. Жесты – иллюстраторы – жесты сообщения, движения телом, руками.
    2. Жесты – регуляторы – это жесты, выражающие отношение говорящего к чему-либо. Это улыбка, кивок.
    3. Жесты – эмблемы – это своеобразные заменители слов или фраз в общении.
    4. Жесты – адаптеры – это специфические привычки чкловека, связанные с движением рук.
    5. Жесты – аффекторы – жесты, выражающие через движение тела и мышцы лица определенные эмоции.

Существуют  и микрожесты: движение глаз, покраснение щек, увеличенное количество миганий в минуту.

При общении часто возникают следующие  виды жестов:

    • жесты оценки – почесывание подбородка, вставание и похаживание.
    • жесты уверенности – соединение пальцев в купол пирамиды, раскачивание на стуле.
    • жесты нервозности и неуверенности – постукивание по столу пальцами.
    • жесты самоконтроля – руки сведены за спину.
    • жесты ожидания – потирание ладоней.
    • жесты отрицаний – сложенные руки на груди.

Каждая из систем использует собственную знаковую систему. Таким образом, анализ всех систем невербальной коммуникации показывает, что они, несомненно, играет очень большую роль. Сама по себе информация, исходящая от коммуникатора, может быть двух типов:

    1. Побудительная выражается в приказе, совете, просьбе. Она рассчитана на то, чтобы стимулировать какое-то действие.
    2. Констатирующая информация выступает в форме сообщения, она имеет место в различных образовательных системах и не предполагает изменение поведения.

Массовые  коммуникации (от лат. слова  communicatio – сообщение передача). Систематическое распространение специально подготовленных сообщений (с помощью тиражирования) представляющих социальную значимость, среди численно больших, анонимных, рассосредточенных аудиторий с целью оказания влияния на установки, оценки, мнения и поведения людей. Массовые коммуникации представляют собой важный социальный и политический институт современного общества, выступающий в качестве подсистемы более сложной системы коммуникации  в широких масштабах выполняющий функцию идеологического и политического влияния, поддержания социальной общности, организации, информирования, просвещения и развлечения, конкретное содержание которого решающим образом зависит от особенностей общественного строя. Массовые коммуникации свойственны институциональной характер источников и отсроченность обратной связи между источниками и аудиториями.

Комплексы технических устройств, обеспечивающих быструю передачу и массовое тиражирование  словесной, образной, музыкальной информации (печать, радио, телевидение) собирательно называется средства массовой коммуникации или информации.

Массовые  коммуникации и её практика показала большую значимость и зависимость  их эффективности от учета психологической  особенности аудитории: внимание, понимание. Также существуют барьеры и помехи и способы преодоления, получения информации через массовые коммуникации. [5 c.150-151]

 

  

 

 

 

 



 

 

 

 

 


 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 



ЗАключениЕ

 

На основе выше сказанного можно  сделать вывод, что социальное взаимодействие представляет собой процесс, в котором  люди взаимодействуют и реагируют на действия других. Коммуникация становится возможной именно благодаря тому, что люди придают одинаковое значение данному символу. Также рассмотрено, как общение связано с деятельностью, методы общения. В группах способы распределения власти тесно связаны со способами коммуникации. В больших группах обычно центром коммуникации является лидер. Способен ли он создать нормальное общение между членами группы? Была описана сложность общения и обозначена его структура. Всё сказанная выше позволяет сделать вывод, что принцип связи и органического общения, их единства, с деятельностью, разработаны в отечественной социальной психологии, открывает действительно новые перспективы в изучении такого явления, как "общение".

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

 

    1. Андреева Г.М., "Социальная психология." М., 1997. [c. 64 -100]
    2. Столяренко Л.Д., "Основы психологии." М., 1997. [c.630 - 641]
    3. Н. Смелзер, "Социалогия.", М., 1994. [ c. 130 -167]
    4. Берн Э. "Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры.", СПб., 1992. [c. 3 -10]
    5. Краткий психологический словарь под ред. А.В.Петровского, М., 1967.[c.151]
    6. Н.В.Гришина, "Общение в трудовом коллективе." Лениздат., 1990. [c. 44-50]

Информация о работе Внутригрупповое взаимодействие