Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 06:43, курсовая работа
В настоящее время начало развиваться такое движение как волонтерство. Оно зародилось в первые века существования христианства и дошло наших времен. Эта тема приобретает актуальность, так как огромное количество людей нуждается в помощи и поддержке. У многих людей помощь со стороны близких родственников не оказывается, и поэтому они нуждаются в посторонней помощи, которую им могут оказать волонтеры. Волонтеры по собственному желанию делятся своим временем, энергией, навыками и знаниями для того, чтобы помочь другим людям или окружающей среде без какой – либо материальной выгоды.
Введение 3
Глава 1. Теоретический анализ развития волонтерского движения как субъекта социальной работы 5
1.1. Волонтерство: понятие, сущность, основные характеристики 5
1.2 .Генезис становления волотерского труда в России и за рубежом 11
Глава 2. Место волонтерского труда в рамках формирования гражданского общества в России 17
2.1. Традиционные и инновационные модели деятельности добровольческих организаций в России 17
2.2. Содержание и характеристика волонтерского труда на современном этапе развития общества. Особенности волонтерского движения в Башкортостане 23
Заключение 28
Список литературы 31
Среди основных принципов добровольческого движения выделим следующие: признание права на объединение за всеми мужчинами, женщинами, детьми, независимо от их расовой принадлежности, вероисповедания, физических особенностей, социального и материального положения; уважения достоинства и культуры всех людей; оказание взаимной помощи, безвозмездных услуг лично, либо организованно в духе партнерства (32, с. 61).
Часто возникает вопрос – кто может стать добровольцем? Добровольцем может быть ответственный человек, у которого есть возможность посвятить свое время и умение добровольному труду. Каждый может стать добровольцем, в любой сфере общественной жизни, где есть необходимость.
Проанализировав окружение, в общем объёме потенциальных добровольцев можно выделить две основные группы: профессиональные кадры (уже имеющие необходимые навыки) и добровольцы без специальной квалификации (требующие дополнительного обучения). В зависимости от того, какие кадры требуются организации, можно использовать различные виды набора добровольцев:
Непосредственный набор – подразумевает использование личных контактов и взаимоотношений набирающего и потенциального добровольца. Он может осуществляться в ситуации один на один, с другом, знакомым, что дает возможность совместно рассмотреть идеи и сомнения. Самый простой и наиболее традиционный набор добровольцев – среди членов семей сотрудников. Мужья, жены, дочери, сыновья, внуки становятся добровольцами на долгий срок. Часто они не гнушаются никакой работы, становятся мастерами на все руки. Работа таких добровольцев эффективна.
Целевой набор – предпочтителен, когда работа, которую предстоит сделать, требует конкретного опыта или подхода, которыми владеют не все люди. Здесь уместны требования к образованию (например, умение программировать), возможности работать в специфическое время (например, с 9.00 до 15.00, по выходным дням), особого подхода к людям (например, умение работать с эмоционально подавленными детьми).
Непрямой набор – используется в случае, когда есть потребность в добровольцах, не имеющих специального образования или специфического опыта, или требуется большое количество добровольцев для кратковременных, простых работ (21, с. 19).
Таким образом, добровольцы – не только альтруисты, они работают ради приобретения опыта, специальных навыков и знаний, установления личных контактов. Часто добровольческая деятельность – это путь к оплачиваемой работе, здесь всегда есть возможность проявить и зарекомендовать себя с лучшей стороны, попробовать себя в разных сферах деятельности и определиться с выбором жизненного пути.
1.2 .Генезис становления волотерского труда в России и за рубежом
Свои истоки волонтерство берет из глубокой древности. В основах волонтерства лежат религиозные ценности - "возлюби ближнего своего", что сыграло решающую роль в формировании массового бескорыстного труда религиозных общин. Позднее привитая институтом религии система нравственных ценностей и социально значимого поведения людей определила духовную нравственность безвозмездной помощи и для массового светского субъекта труда, который формируется в период становления гражданского общества. В основе безвозмездного, альтруистического труда лежит исторический феномен внутривидовой взаимопомощи первобытных людей, формирования социальных норм солидарности для выживания родственных групп, сообществ. 1
Как мы видим, предпосылок для становления волонтерской деятельности, с точки зрения теории, было очень много.
История человечества не помнит такого общества, которому были бы чужды идеи добровольной и бескорыстной помощи. В обществе всегда находились люди, для которых способом самореализации, самосовершенствования, связи и общения с другими людьми был труд на благо того сообщества, в котором этому человеку довелось родиться и жить. Однако только в ХХ веке, на европейском континенте добровольчество стало приобретать черты всеобщего социального феномена.
После первой Мировой войны, в 1920 во Франции, под Страсбургом, был осуществлен первый волонтерский проект с участием немецкой и французской молодежи, в рамках которого волонтеры восстанавливали разрушенные 1-й Мировой Войной фермы в районе мест наиболее ожесточенных боев между немецкими и французскими войсками. С тех пор волонтерство успело набрать размах и популярность всемирного масштаба. В добровольчестве определились разнообразные формы, виды, продолжительность деятельности.
В 60-е годы возникли десятки волонтёрских программ с миссией подружить Восточную и западную Европу. Экологические проекты получили широкое распространение с 80-х годов. В 2000 году было осуществлено более 2000 проектов в 84 странах мира.
Истоки добровольческой
работы в России восходят к благотворительности,
существовавшей на всех этапах развития
общества. Историки находят корни
сострадательного отношения к ближнему
еще в обычаях
В Х в. возник и долго существовал институт нищелюбия, который отождествлялся с человеколюбием. Главной христианской заповедью стала любовь к ближнему: «Любовь к ближнему полагали прежде всего в подвиге сострадания к страждущему, ее первым требованием признавали милостыню», – писал В. О. Ключевский (19, с. 78).
В России добровольчество связывают не просто с добровольной бесплатной работой в интересной области, но с жертвенным бескорыстным служение немощным, больным, неимущим. В России одно из самых ранних официальных свидетельств добровольческой деятельности относится к 1894 году. В этом году были учреждены городские попечительства о бедных, в которых подавались добровольные пожертвования и где трудились добровольцы.
Термин «добровольчество» в современном его понимании или тем более «волонтерство» не был знаком России до середины 80-х годов ХХ века. До этого времени, «добровольцами» в первую очередь называли людей, которые в военную годину, не дожидаясь мобилизационной повестки на военную службу, шли защищать свою страну, так было и в Первую мировую, и в Великую Отечественную. В советское время – люди, которые как «добровольцы» ехали на Целину, на строительство БАМа. Но в большинстве своем «добровольчество» в то время было связано с событиями российского масштаба и активно поддерживалось существовавшей идеологической машиной. Сегодня мы вкладываем в этот термин нечто другое.
Добровольчество – это добровольный благотворительный труд людей на благо нуждающихся в помощи. И российская история знает множество тому примеров. Еще Екатерина Великая, а затем императрица Мария Федоровна заявили себя в качестве благотворителей. Основанные императрицами многочисленные благотворительные заведения заложили фундамент российской системы социального призрения. Был задан тон, в соответствии с которым патронирование благотворительных заведений стало основным общественным занятием дам из придворного круга и жен государственных деятелей. Символом женского милосердия стала княгиня Мария Дондукова-Корсакова. Ее многолетнее бескорыстное служение на поприще благотворительности заслужило уважение во всех кругах общества – от консервативных до самых радикальных. Княгиня была известна тем, что не получив разрешения посещать узников Шлиссельбургской крепости, обратилась с просьбой заключить в крепость ее саму (14, с. 52).
Благотворительность, добровольчество было уделом не только людей из высшего света. История донесла до нас много обычаев самопомощи, бескорыстной поддержки ближнего людьми простыми. Это и совместное строительство нового дома, и сборы пожертвований на строительство школ, больниц и храмов. Благотворительность в целом относилась к немногим сферам легальной гражданской активности: до 1905 г. в Российской империи не существовало органов представительной власти и избирательного права, профессиональные союзы и партии были запрещены, а различные общества и ассоциации вызывали подозрение. Благотворительность служила милосердию и в то же время выражала гражданскую позицию демократической интеллигенции, а потому часто носила комплексный характер. Например, в структуру Русского женского взаимно благотворительного общества в начале века входили курсы по обучению и профессиональной подготовке женщин, бюро по приисканию мест и занятий для женщин, совет по устройству общежитии, юридическая комиссия. В 70-х годах XIX века Высшие женские курсы на общественных началах стали работать в Москве, Казани, Киеве и Санкт-Петербурге. За свою благотворительную деятельность Русское женское взаимно благотворительное общество получило золотую медаль в 1900 г. на Всемирной выставке в Париже. В одной из крупнейших московских благотворительных организации «Обществе попечения нуждающихся детей» добровольцы были сборщиками пожертвований и посещали бедных. В Москве в 1894 году по инициативе профессора МГУ Владимира Ивановича Герье Московской Городской Думой было организовано учреждение «Городских попечительств о бедных». «Русские ведомости» приводят слова Гарье: «Без общего и дружного участия всех достаточных жителей столицы Попечительства не будут в состоянии справиться со своей задачей». На обязанности попечительства была возложена задача по изучению потребностей нуждающегося населения, сбору средств и оказанию индивидуальной помощи. Уже в 1899 году Циркуляр МВД рекомендовал «распространить опыт Москвы в другие города». И таких организаций было множество. На рубеже XIX–XX века в России было 14854 благотворительных учреждений, состоялось три съезда (1886, 1910, 1914 гг.) по вопросам общественного призрения и частной благотворительности (30, с. 68).
Традиция российской благотворительности была нарушена революцией 1917 года. Идеология революции не допускала никаких форм благотворительности. Все средства общественных и частных благотворительных организаций были в короткие сроки национализированы, их имущество передано государству, а сами организации упразднены специальными декретами.
Большевики начали кампанию безжалостной критики «буржуазной филантропии», которая, по их мнению, лишь маскировала «эксплуататорскую сущность» российского предпринимательства. В целях соблюдения «революционного порядка» любая частная (как, впрочем, и общественная) благотворительная деятельность пресекались. Так, в 1921 году писателю Максиму Горькому запретили организовать кампанию помощи голодающим в Поволжье, а международным благотворительным организациям не разрешили доставить голодающим продукты питания и медикаменты.
Официальная идеологическая позиция по отношению к благотворительности была отражена в Большой советской энциклопедии, изданной в 1927 году. Там благотворительность трактовалась как «явление, свойственное лишь классовому обществу», тогда как «социальному строю СССР чуждо понятие благотворительности».
Однако в годы Великой Отечественной войны с помощью церкви на оборону страны было собрано 200 миллионов рублей. Часть из них пошла на танковую колонну имени Дмитрия Донского и авиационную эскадрилью имени Александра Невского. Люди сдавали не только деньги и драгоценности, но и одежду, обувь, приносили, кто что мог.
Потом функции благотворительности опять целиком взяло на себя государство, но коллективный труд на благо общества (субботник, сбор макулатуры и металлолома, движение школьников-тимуровцев, помощь пенсионерам) приветствовался.
Таким образом, благотворительность и добровольчество всегда были присуще России. Проявление сострадания к ближнему и нравственная обязанность имущего спешить на помощь к неимущему являлось общественным социальным явлением.
Глава 2. Место волонтерского труда в рамках формирования гражданского общества в России
Во многих странах мира добровольческий труд сегодня - повседневная социальная практика: люди объединяются для того, чтобы сажать деревья, обучать здоровому образу жизни, проводить экологические акции, организовывать конференции, форумы, строить, вести профилактику правонарушений, решать общие проблемы.
Современный этап развития теории добровольческого труда представлен достаточно сложившимися и проявившимися тремя группами подходов: концепцией гражданского общества, экономическим подходом и трудовым подходом, о сущности которых мы сказали выше.
Основными факторами развития добровольчества в современном обществе являются:
Основными характеристиками, присущими волонтерской деятельности являются:
Добрая воля. Хотя мотивация участия в волонтерской деятельности, возможно, всегда будет состоять из нескольких причин, включая давление со стороны коллег (или родителей) и долг перед обществом, все же эта деятельность должна осуществляться добровольно, без принуждения со стороны.
Приносимая польза. Должен быть определенный бенефициарий (тот, кто нуждается в помощи) или группа бенефициариев (в т. ч. такие абстрактные понятия, как окружающая среда или само общество), помимо (или в дополнение к) семьи или друзей волонтера.
Вознаграждение. Главная цель волонтерской деятельностью не связана с получения финансовой прибыли, и любое финансовое возмещение должно быть меньше стоимости выполненной работы.
Степень участия. Хотя в большинстве случаев степень вовлечения в волонтерство постоянна, все же оно может осуществляться с различной степенью участия - от полного вовлечения до эпизодического участия в волонтерской деятельности.
Добровольчество – понятие для России достаточно новое, однако сама идея социального служения почти столь же древняя, как и понятие «социум».
Несмотря на то, что
изучение зарубежного опыта
Информация о работе Волонтерство, как направление социальной работы