Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Ноября 2012 в 18:15, курсовая работа
Цель - изучить и показать в обобщенном, хронологическом виде наиболее важные элементы исторического опыта социальной работы, которые проводились государственными органами, частными лицами, церковными учреждениями в России .
Введение
Социальное реформирование в конце нынешнего
века тесно связано с новыми ориентирами
гражданской культуры, где социальная
защита человека занимает особое место.
Современная помощь и поддержка в России
наименее защищенных слоев населения
связаны с многими важнейшими моментами,
такими, как государственная необходимость
в профессиональной деятельности при
защите нуждающихся, общественная потребность
в благотворительной помощи, состояние
развития той фазы гражданской культуры,
при которой социальное образование становится
актуальной проблемой общественной жизни.
Отсюда понятно формирование интереса
к истории общества как процессу крупномасштабной
и долговременной трансформации общности,
позволяющей с учетом социоэтнических
детерминант создавать систему социальной
защиты человека.
История социальной
работы в России - новая тема в российском историческом
познании. Актуальность исторического
познания социальной работы как составной
части социальной политики связана с прагматическими
задачами. Споры о самостоятельном пути
развития России как особой цивилизации
заставляют более пристально изучать
ее прошлое, в нем искать ответы на современные
вопросы. Историческое прошлое социальной
работы — не только многовековая коллективная
память законодательных и политических
доктрин, но и формы, методы, принципы работы
с общностями и индивидами в социокультурной
среде с учетом российской ментальности.
Современное состояние общественных отношений
неотделимо от важнейших тенденций исторического
становления государственности в России.
Проблемы социальной помощи и защиты слабых,
неимущих, обездоленных принимали различный
характер не только в зависимости от экономического
состояния производительных сил и производственных
отношений, но и от уровня развития общества
как главной помогающей силы.
Исходя из вышесказанного, актуальность к
Цель - изучить и показать в обобщенном,
хронологическом виде наиболее важные
элементы исторического опыта социальной
работы, которые проводились государственными
органами, частными лицами, церковными
учреждениями в России .
Объектом являются предпосылки, условия
и факторы, способствующие зарождению
и развитию социальной работы как практической
деятельности в России.
Предметом курсовой работы - исторические
формы, методы и тенденции развития социальной
работы в обществе на разных исторических
этапах.
Основными
задачами курсовой работы являются:
Во-первых- дать системное и последовательное
изложение истории становления и развития
социальной работы в России.
Во-вторых- раскрыть
проблемы и особенности развития социальной
работы в России.
При изучении данной проблемы автором
курсовой работы использовались такие
источники литературы как, нормативные
документы, исторические материалы, статьи
из газет и журналов.
Изучение истории любого вопроса всегда
помогает лучше увидеть реалии современности.
Знание исторических проблем социальной
работы и путей их решения помогает офицеру-специалисту
в этой области четче определить сегодняшние
аспекты деятельности, избрать наиболее
приемлемые способы и приемы решения соответствующих
задач. Таким образом, в нынешней сложной
социально-политической обстановке в
России обращение к истории социальной
работы с военнослужащими и членами иx
семей весьма актуально.
Глава 1. Зарождение,
становление и развитие социальной работы
в истории России
История социальной работы в России - новая
тема в российском историческом познании.
Актуальность исторического познания
социальной работы как составной части
социальной политики связана с прагматическими
задачами. Споры о самостоятельном пути
развития России как особой цивилизации
заставляют более пристально изучать
ее прошлое, в нем искать ответы на современные
вопросы.
Историческое прошлое социальной работы
— не только многовековая коллективная
память законодательных и политических
доктрин, но и формы, методы, принципы работы
с общностями и индивидами в социокультурной
среде с учетом российской ментальностью.
Специальное и целенаправленное изучение
социальной работы в России началось в
начале XIX в. Примечательно, что процесс
помощи и поддержки не был терминологически
определен, его описание происходило в
двух культурно-исторических парадигмах:
общественном призрении и христианской
благотворительности (позднее, в конце
XIX в., осмысленным как благотворительность).
Разность подходов к интерпретации процесса
помощи и взаимопомощи связана со многими
причинами. Важнейшие среди них: идеологические
установки того времени, добровольное,
избирательное отношение государства
к проблемам социальной поддержки, разработанность
проблемы христианского милосердия и
нищелюбия в церковной литературе и неразработанность
ее в светской историографии. Такие историки,
как Н. Карамзин, В. Ключевский, С. Соловьев
используют применительно к раннему периоду
княжеской помощи христианские понятия
«нищелюбие», «милосердие» и более позднему
— светское понятие «благотворительность».
Все это привело к тому, что и в светских
и в конфессиональных подходах к концу
XIX в. не наблюдалось единой идентификации
процесса помощи.
В XIX в. общественное призрение и христианская
благотворительность существовали как
две самостоятельные парадигмы. К началу
XX в. они рассматриваются уже в единстве
как общественная помощь, а государственное
призрение и частная благотворительность,
представленная светской и конфессиональной
исторической практикой, — как составные
части единого социально-исторического
процесса.
Один из первых светских подходов к истории
российского опыта социальной помощи
в России дан в работе А. Стога «Об общественном
призрении» (СПб., 1818). На протяжении первой
половины XIX столетия она явилась, по сути,
единственным историческим исследованием,
посвященным данному вопросу. Подчеркивая
важность государственного подхода в
деле общественной помощи, общественного
призрения, А. Стог впервые в российской
историографии попытался показать эволюцию
государственного подхода к проблемам
помощи и поддержки нуждающихся, начиная
с ранних страниц российской истории —
Х-Х1 вв. И только через пятьдесят с лишним
лет данная проблема найдет свое отражение
в работах других ученых.
На рубеже Х1Х-ХХ вв. складываются определенные
области исторического познания общественной
и частной помощи — история отдельных
этапов социальной помощи в России, история
направлений социальной помощи (приходской,
земской, городской и т. д.), история благотворительных
учреждений и обществ, зарубежный опыт
общественного призрения в контексте
российской практики, исторические подходы
к явлениям социальной патологии.
При изучении прошлого общественной помощи
нуждающимся исследователи рассматривают
два больших периода: период ее оформления
в Древней Руси и XVIII в., когда определяются
государственно-
Особое направление в изучении исторического
опыта помощи и поддержки связано с осмыслением
исторической практики благотворительной
деятельности отдельных обществ, учреждений
и частных благотворителей. Надо заметить,
что помимо освещения филантропической
практики этих обществ в поле зрения исследователей
находятся общества Красного Креста, иные
благотворительные организации, которые
осуществляли свою деятельность по разным
направлениям в городах России на протяжении
нескольких десятилетий.
В конце XX в. в России в связи с введением
новой общественной профессии — социальная
работа — появляется потребность в изучении
ее истории, что неизбежно приводит к выявлению
ее периодизации в российской историографии.
Современные подходы к истории социальной
работы при всем многообразии видения
ее проблематики сводятся к единой позиции:
история социальной работы — целостный
культурно-исторический процесс, имеющий
определенные этапы своего самостоятельного
развития. Основные проблемы периодизации
истории социальной работы связаны с точкой
отсчета практики общественной помощи,
динамикой изменения понятий, спецификой
исторического пространства, процессом,
лежащим в основе данной исторической
матрицы, определяя предметную специфику
исторического познания.
Призрение нищих и юродство, и организация
детских приютов, обучение глухонемых
и трудовая помощь, благотворительность
и социальное страхование — явления, имеющие
свою логику исторического развития, свою
систему существования, своё место в историческом
процессе. Такой подход позволяет нам
рассматривать не только ранние формы
поддержки, которые, как правило, связываются
с принятием христианства на Руси, но и
архаические, родовые, которые являются
архетипическими формами всех последующих
систем помощи и защиты.
Предлагаемая нами периодизация, с одной
стороны, следует традициям русской дореволюционной
историографии в области общественного
призрения, с другой — мы выделяем новую
логику развития процесса, исходя из идеи
социогенетического оформления и развития
способов помощи и взаимопомощи у этнических
групп в их культурно-исторической перспективе.
Каждый этап изменения парадигмы помощи
и взаимопомощи связан с изменением субъекта
и объекта (который может либо расширяться,
либо сужаться), институтов поддержки,
идеологии помощи, изменением понятийного
языка (семантического плана), номинации
процесса. Он связан и с пандемическими
процессами, такими, как смена идеологии,
с разрушением геополитического или социокультурного
пространства, наличием глобальных эпидемий,
региональных, этнических, социально-экономических
войн и конфликтов, массового голода.
Таким образом, на наш взгляд, основными
этапами помощи и взаимопомощи в России
будут являться:
1. Архаический период. Родоплеменные и
общинные формы помощи и взаимопомощи
у славян до X в.
2.Период княжеской и церковно-монастырской
поддержки с X по XIII вв.
3. Период церковно-государственной помощи
с XIV в. по вторую половину XVII в.
4. Период государственного призрения
со второй половины XVII в. по вторую половину
XIX в.
5. Период общественного и частного призрения
с конца XIX в. до начала XX в.
6. Период государственного обеспечения
с 1917 г. по 1991 г.
7. Период социальной работы с начала 90-х
гг. по настоящее время.
Архаический период
На Руси социогенетический механизм языческой
родовой общности постоянно воспроизводился
через аграрные культы, семейно-родовые
обряды, что не могло не войти в противоречие
с христианскими нормами, которые впоследствии
стали знамением общественно-экономической
жизни. Языческие традиции были настолько
распространены в обыденной жизни русского
народа, что православная церковь в XVI
в. достаточно часто в грамотах архиепископам
указывала на существующие обряды и обычаи
Такая устойчивость языческого архаического
сознания не могла не отразиться на формах
общественной помощи и взаимопомощи и
не сохранить к ним древнейшие нормативные
требования.
Период княжеской
и церковно-монастырской благотворительности
12-13в.
Основные тенденции помощи в этот период
были связаны с княжеской защитой и попечительством,
которые в развитии претерпевают как бы
два этапа своего становления.
Первый связан с распространением христианства
в Киевской Руси, который условно обозначается
с периода крещения Владимира I до второй
половины XII в. — образования удельных
княжеств и распространения христианства
на окраинах восточнославянских земель.
Второй период — со второй половины XII
в. по XIII в. включительно, когда благотворительные
функции князя постепенно сливаются с
монастырско-церковными формами призрения.
Как отмечает Е. Максимов, простейшие виды
благотворительности заключались первоначально
и почти исключительно в кормлении нищих.
Исходя в своей благотворительности из
нравственно-религиозных побуждений,
князья, естественно, склонны были ставить
ее под покровительство церкви и поручать
осуществление самого дела представителям
религии, т. е. духовенству. Первые в государстве
больницы, в которых бедные призревались
и пользовались бесплатным лечением, были
учреждены Переяславским епископом, впоследствии
Киевским митрополитом Ефремом в 1091 г.
Период церковно
– государственной помощи- с 14в. по вторую
половину 17в.
Парадигма помощи и поддержки в XIV — первой
половине XVII в. существенно изменяется.
Для этого времени характерны три формы
поддержки и щиты нуждающихся:
1) монастырская система помощи,
2) государственная система защиты (она
вырастает из традиций княжеского нищепитательства
и нищелюбия, как определенных форм княжьего
права),
3) первые светские проявления благотворительности.
Период государственного
призрения со второй половины 17в. по вторую
половину 19в.
Сосредоточение дела призрения в государственных
учреждениях началось после воцарения
династии Романовых в 1613 г. Был учрежден Аптекарский
приказ, а с 1670 г. при царе Алексее Михайловиче
(1645—1676) — Приказ строения богаделен.
Но эта мера, по-видимому, была вызвана
не решением осуществить какую-нибудь
систему общественного призрения, а только
усилением благотворительной деятельности
как самого царя Алексея Михайловича,
так и ближайших к нему лиц. Земский сбор 1681 г. (царствование Федора Алексеевича)
побуждает правительство подготовить
в 1682 г. особый акт, открывающий
новые подходы к общественному призрению.
С приходом к власти Петра I и Ивана V, в
период их совместного правления в 1682 г., при регентстве Софьи,
мероприятия по искоренению нищенства
и призрения вновь приобретают актуальность.
Переход общественного призрения в определенную
систему принадлежит уже императору Петру
Великому. Систематизируя обширный ряд
его законов и распоряжений, нельзя не
видеть, что им были затронуты все важнейшие
и, так сказать, основные вопросы призрения:
1) подробно останавливается на необходимости
различать нуждающихся по причинам их
нужды и определять помощь в соответствии
с этой нуждой;
2) указывает на предупреждение нищеты
как лучший способ борьбы с ней;
Обращаясь к отдельным мероприятиям Петра
Великого, отметим наиболее значимые из
них:
1) учреждению в городах госпиталей для
незаконнорожденных, а затем и общих сиротских
домов от магистратов;
2) в 1710 г., ввиду злоупотреблений
в пользовании богадельнями, великий преобразователь
России предписывал произвести разбор
и выселить из богаделен тех из них, которые
имеют жен и детей и знают промыслы;
3) в указах 1713—1719 гг. обращается внимание
полиции на монахов и нищих, которые являются
в Москву, чтобы нищенствовать. Всех их
предписывалось забирать и приводить
в Монастырский приказ;
4) призрение военных чинов, по отношению
к ним были изданы распоряжения в 1716, 1722,
1724 гг. и некоторые другие;
Сеть благотворительных учреждений расширилась
в 69 - 90-е гг. 18 в. В 1831 г. в самостоятельную отрасль
призрения закрытого типа выделилась
защита и помощь детству.
Таковы в общем важнейшие течения в области
общественного призрения, проявившиеся
за время царствования Петра Великого.
Несомненно, что великий преобразователь
России, устанавливая деление нуждающихся
на категории и виды призрения сообразно
с нуждами этих категорий, принимая на
себя и на государство законодательное
упорядочение призрения и поручая выполнение
его в значительной части организованным
общественным силам, отрицая при этом
безразборчивую раздачу милостыни, стоял
на правильном пути.
Хотя императрица Екатерина I, а затем
и Елизавета и издавали указы о призрении
незаконнорожденных, но не имели энергии
настоять на исполнении, вследствие чего
даже те приюты, которые были открыты при
Петре I, постепенно закрылись.
При преемниках Петра Великого и до издания
учреждения о губерниях (7 ноября 1775 г.) заведование призрением
лежало на Правительствующем Сенате, без
определения которого никто не мог быть
помещен в богадельню. Екатерина II первые
годы своего царствования тоже следовала
им, значительно смягчив, однако, карательную
систему по отношению к нищим. Крупнейшим
же делом периода царствования Екатерины
Великой было учреждение двух больших,
по своим размерам, заведений для призрения
незаконнорожденных детей. Вопрос о них
был серьезно разработан под руководством
известного филантропа И. И. Бецкого и
получил практическое осуществление с
основанием в 1763 г. в Москве Воспитательного
дома. В Петербурге было открыто сначала
(в 1770 г.) отделение этого дома,
преобразованное в 1780 г. в самостоятельное учреждение.
Устройством этих двух домов было положено
прочное начало призрения незаконнорожденных
детей если не во всей Империи, то в ближайших
к столицам губерниях. Продолжателем реформ становится
Екатерина II, которая создает целую сеть
специальных учреждений под названием
"Приказы общественного призрения",
открытых в сорока губерниях на основании
"учреждения о губерниях" 1775 г. По этому закону "приказу
общественного призрения поручается попечение
и надзирание о установлении и прочном
основании:
ü народных школ;
ü установление и надзирание сиротских
домов для призрения и воспитания сирот
мужского и женского пола, оставшихся
после родителей без пропитания;
ü установление и надзирание госпиталей
или больниц для излечения больных;
Приказы подчинялись сначала Коллегии
экономики, а с учреждением в 1802 г. министерств они вошли
в ведение Министерства внутренних дел;
с 1810 по 1819 г. они подчинялись Министерству
полиции, а с ликвидацией последнего они
вновь перешли в подчинение Министерства
внутренних дел и Правительствующего
Сената.
К 1862 г. складывается определенная
система учреждений социальной помощи:
—лечебные заведения (больницы, дома для
умалишенных);
—заведения призрения (богадельни, инвалидные
дома, дома для неизлечимых больных);
Таким образом, реформой 1775 г. Екатерина II создала универсальную
систему благотворительности.
Следует подчеркнуть, что институты социальной
помощи населению в губерниях не имели
четкой структуры и принципов организации.
Их деятельность не была постоянной, и
они не могли удовлетворить потребности
населения. И тем не менее система призрения,
созданная в этот период времени, процветала
долго и сохранилась в общих чертах до
наших дней.
Период социальной
работы – с начала 90-х годов
В России социальная работа как профессиональная
деятельность начинает складываться в
начале 90-х годов. Уровень жизни населения
в начале 90-х годов резко снижается в результате
проводимой социальной и экономической
политики, повышения потребительских
цен и снижения доходов населения. По отношению
к 1990 г. платные услуги населению
составили в 1993 г. 39%, а покупательная способность
денежных сбережений — 97%. С 1990 по 1993 г. дефлятор валового внутреннего
продукта вырос в 410 раз. В январе-июле 1992 г. Федеральная служба занятости
зафиксировала 1281,7 тыс. неработающих граждан,
из них 71% составляли женщины. Несмотря
на существующие расхождения в цифрах,
налицо динамика роста безработицы. Рост
безработицы повлек за собой изменение
динамики преступности. Программа в сфере
экономики предусматривала целый ряд
радикальных мер, среди которых важнейшими
являются: либерализация цен; сокращение
бюджетного дефицита; снижение дотаций
убыточным предприятиям; введение прогрессивных
налогов; сокращение военных расходов.
В условиях социально-экономической нестабильности
происходит снижение инвестиций и в социальную
сферу. В декабре 1991 г. президентским Указом
«О дополнительных мерах по социальной
поддержке населения в 1992 г.» органам исполнительной
власти предоставлялось самостоятельное
право определять формы социальной поддержки
населения (талонно-купонная, карточная,
целевая денежная компенсация и др.), которые
смогли бы защитить население в условиях
либерализации цен.
Принимается ряд законодательных мер
в области семьи, детства, защиты инвалидов,
пенсионеров, военнослужащих: «О государственных
пенсиях РСФСР», «О дополнительных мерах
по охране материнства и детства» (4 апреля 1992 г.), «Об улучшении пенсионного
обеспечения семей граждан, умерших вследствие
заболевания сибирской язвой в г.Свердловске
в 1979 г.» (4 апреля 1992 г.), «О защите прав потребителей» (7 февраля 1992 г.), «О повышении минимального
размера оплаты труда» (21 апреля 1992 г.), «О повышении размеров
социальных пособий и компенсационных
выплат» (21 мая 1992 г.) и ряд других. Указы Президента «О мерах по социальной
поддержке многодетных семей», «О первоочередных
мерах по реализации Всемирной декларации
об обеспечении выживания и развития детей
в 90-е гг.» и др. Всего же институту материнства
и детства к 1995 г. предоставлено более 46
гарантий и льгот по материальному обеспечению.
Важным поворотом в системе социального
обеспечения нуждающихся явились указ
Президента и решение Правительства об
управлении государственным социальным
страхованием. Согласно им, денежные средства
Фонда социального страхования должны
формироваться за счет страховых взносов
и целевых ассигнований из других источников,
которыми владеют предприятия, организации,
учреждения и иные хозяйственные субъекты
независимо от форм собственности.
Массовое высвобождение работников и
ликвидация ряда учреждений затронули
и такую сферу социальной деятельности,
как трудовая реабилитация инвалидов.
В целях их социальной защищенности президентским
указом предусматривались определенные
квоты для приема инвалидов на работу
(на разные предприятия независимо от
форм собственности).
В 1994 г. Правительством утверждаются
основные направления деятельности в
области социальной политики. Среди мер
поддержки и защиты нетрудоспособных
и малообеспеченных слоев населения предполагалось
улучшение пенсионного обеспечения, увеличение
помощи семьям с детьми, малообеспеченным,
инвалидам.
В мае 1995 г. выходят федеральные законы
«О социальном обслуживании граждан пожилого
возраста и инвалидов», а в ноябре — «Об
основах социального обслуживания населения
Российской Федерации». Они стали основой
законодательной базы в сфере социальной
защиты населения. Постановлением Правительства
РФ от 25 ноября 1995 г. утверждался перечень
гарантированных государством социальных
услуг, которые предоставлялись гражданам
пожилого возраста и инвалидам государственными
и муниципальными учреждениями социального
обслуживания.
Система социальных служб складывалась
из государственных, муниципальных и негосударственных
институтов помощи. Основными формами
деятельности этих служб являлись материальная
помощь, помощь на дому, обслуживание в
условиях стационара, предоставление
временного приюта, организация дневного
пребывания в учреждениях социального
обслуживания, консультативная помощь,
социальный патронаж, социальная реабилитация
и адаптация нуждающихся, социальная помощь.
Финансирование социальных программ населению
осуществляется не из поступлений от налогов,
как это было раньше, а из специализированных
страховых фондов: Пенсионного фонда,
Фонда социального страхования, Фонда
занятости, Фонда медицинского страхования,
Фонда социальной защиты.
Исходя из вышесказанного, автор курсовой
работы делает следующие выводы по первой
главе:
1) история социальной работы в России – совершенствование субъектной
и объектной базы социальной работы, поступательное
развитие ее исторических моделей и форм
их проявления.
2) как феномен российской действительности
социальная работа имеет многовековые
традиции. В последние годы в России возрождается
благотворительность, социальная работа
получает новое законодательное развитие,
в вузах, в том числе и военных, готовятся
кадры специалистов социальной работы.
3) закономерности истории социальной
работы в России – форма концентрации
знаний предмета. Закономерности выражают
прочные, повторяющиеся, объективно обусловленные
связи между сущностями явлений и процессов
в истории социальной работы.
Среди этих закономерностей отмечают:
а) зависимость результативности социальной
работы от структурной завершенности
системы органов управления и функционирования
на различных этапах истории Российского
государства;
б) соответствие форм и методов работы
возможностям государства и требованиям
времени;
в) зависимость результативности работы
от непротиворечивости ближайших и долгосрочных
целей социальной защиты, социального
обеспечения и т. д.;
г) соответствие полномочий и ответственности
специалиста социальной работы и др.
Каждый этап изменения парадигмы помощи
и взаимопомощи связан с изменением субъекта
и объекта (который может либо расширяться,
либо сужаться), институтов поддержки,
идеологии помощи, изменением понятийного
языка , номинации процесса. Он связан
и с такими процессами, как смена идеологии,
разрушение геополитического или социокультурного
пространства, наличие глобальных эпидемий,
региональных, этнических, социально-экономических
войн и конфликтов, массового голода.
Глава 2. Социальная
работа с военнослужащими в Вооруженных
Силах Российской Федерации: история и
современность
В нынешней сложной социально-политической
обстановке в России обращение к истории
социальной работы с военнослужащими
и членами их семей весьма актуально связи
с тем, что знание исторических проблем
социальном работы и путей их решения
помогает офицеру - специалисту в этой
области - четче определить сегодняшние
аспекты деятельности, избрать наиболее
приемлемые способы и приемы решения соответствующих
задач.
Исторический подход предполагает вычленение
определенных этапов, и, на наш взгляд,
их может быть два: зарождение социальной
работы в армии России и дальнейшее ее
совершенствование. Зарождение охватывает период
с X в (появление первых исторических памятников,
документов касающихся военно-социальной
работы) до середины XVIII в., когда в общих
чертах сформировалось объектное и субъектное
множество этой деятельности и появился
целым ряд правовых и нормативных источников.
Этап дальнейшего совершенствования военно-социальной
работы продолжается с середины XVIII в.
по настоящее время и включает: три периода:
1) царский -до 1917 г., 2) советский и современный
- с начала 90-х гг. XX в. Последний характеризуется
широким развитием правовой системы и
системы объектов и субъектов работы.
В связи с тем, что в первой главе основное
внимание автор курсовой работы уделил
истокам, зарождению, формам и методам
исторического развития социальной работы
в обществе, то во второй главе автор основное
внимание уделит историческому и современному
этапу развития социальной работы в Вооруженных
Силах.
Радикальные изменения во всех сферах
нашего общества, реформирование военной
организации государства породили комплекс
социальных проблем, с которыми столкнулись
военнослужащие. В то же время эти изменения
объективно обусловили создание особых
социальных институтов, адекватных происходящим
переменам и потребностям в социальной
защите граждан страны, развитие новых
видов и форм социальной практики в армии
и на флоте. Результатом них перемен стала
институционализация социальной работы
в Вооруженных Силах.
Под социальным институтом социальной работы в Вооруженных Силах
понимается специфическая социальная
гуманитарная практика социального взаимодействия,
осуществляемая на основе установленных
норм и правил статусными военно-управленческими
структурами и реализующая функцию удовлетворения
социальных потребностей всех категорий
военнослужащих, членов их семей и гражданского
персонала Вооруженных Сил.
Отечественный опыт в области военно-социальной
работы свидетельствует, что забота о
"служивых" людях первоначально входила
в блок отношений, касающихся социального
обеспечения лиц с ограниченной трудоспособностью
или вовсе нетрудоспособных, причем это
касалось, в основном, послетрудовой жизни
воинов. В ратной же жизни начальники,
под чьей "рукой" служили воины, заботились
об их пропитании, обмундировании и оснащении
оружием.
Еще в далекие времена можно найти примеры
заботы о людях, имевшиx определенные военные
заслуги перед государством и обществом.
Это происходило либо в рамкаx традиционныx
семейных или племенных отношений, либо
в качестве благотворительности.
Так, например, заботой о судьбе соотечественников,
попавших в плен, было продиктовано заключение
Киевской Русью с греками ряда договоров
об "искуплении" пленных, в частности,
Великим князем Киевским Олегом в 911году
и князем Игорем в 945году. Ими устанавливались
взаимные обязательства о выкупе россиян
и греков, в какой бы стране они не находились,
и отправлении их на родину. В договоре
911года прямо говорилось: "Буде случиться
россиянину видеть в чужой земле полоненного
грека, или греку россиянина, выкупать
оного и отсылать в свою землю, получив
данную за него цену... Подобным образом
выкупать и военнопленных и возвращать
их в свою землю".
Свидетельства западных путешественников
древности отмечают, что славянам было
присуще гуманное обхождение с пленными,
которые у них не рабствовали весь век,
а по истечении времени могли или возвратиться
к своим, или остаться вольно жить между
славян.
В 996 году князем Владимиром издан Устав
(или Закон) о придании организованного
характера благотворительной деятельности.
Забота о страждущих воинах становилась
предметом постоянного внимания княжеской
власти и духовенства.
Так, князь Ярослав Владимирович в 1096году
учредил сиротское училище, в котором
призревал и обучал на своем иждивении
300 юношей, в том числе детей раненых и
искалеченных воинов. Широко известен
по благотворению к бедным, сиротам и воинам
Ефрем (епископ Переяславский), построивший
в 1091году больницы, определивший к ним
врачей и установивший, чтобы больные
"призираемы и лечимы были безденежно"
не только в Переяславле, но и в других
городах.
Развитие военно-социальной работы в Киевской
Руси было прервано татаро-монгольским
нашествием. Благотворительные функции
взяла на себя церковь.
Восстановление централизованной Российской
государственности и избавление от татаро-монгольского
ига во второй половине XV века открывало
простор для развития отечественного
народного хозяйства и культуры, уровень
которых и предопределяет способность
общества решать сложные социальные проблемы
военнослужащих.
Так, например, Иван Грозный впервые в
Европе проявил заботу о призрении пленных,
включая и военнопленных-иноземцев (татар,
литовцев, поляков и других, получившиx
увечья): иx "раздавали" в монастыри
"для обиxода".
Крымские татары в XVI и XVП веках сделали
себе промысел из нападений на Русскую
землю, где они тысячами забирали пленных,
впоследствии продаваемых в разные страны.
Чтобы вернуть этих пленных домой, Московское
правительство устроило их выкуп, для
чего ввело особый налог для всех христиан,
начиная с царя, "полоняничные деньги".
По соглашению с разбойниками были установлены
порядок привоза пленного товара и выкупной
тариф. Ставки выкупа, например в 1654-1656
годах, были довольно высоки: за крестьян
и холопов—около 250 руб. за человека, за
людей высших классов платили тысячи.
Многое в плане военно-социальной работы
было сделано во времена царствования
Петра Первого (1682—г.г.). Она распространялась
как на самих воинов, так и на их семьи.
Государь распорядился "неспособных
вовсе к продолжению службы из престарелых,
раненых и увечных офицеров, урядников
и солдат отослать в московские богадельни;
в богадельнях быть осмотру ежемесячному;
принимать со свидетельством и высылать
из них теx, которые имеют семейство и дома
или промыслы". Так как государство
не в состоянии было обеспечить воинов
пенсиями, содержание их возлагалось на
монастыри.
В1715 году были заложены первые сухопутный
и морской госпитали, инвалидный дом в
Петербурге для больных и немощных солдат
и матросов. В них собрали искусных докторов,
подлекарей и большое число молодых учеников,
чтобы приготовить из последних знающих
медиков.
По указу Петра I при 49 гарнизонных полках
были открыты школы солдатских сыновей.
Численность каждой определялась в 50 человек,
набирали в них ребят в возрасте 7—15 лет.
Петр I, учитывая, что призыв в армию тяжелым
бременем ложился на семью, установил,
чтобы помещичьи крестьяне, сданные в
рекруты, иx жены и дети освобождались
от крепостной зависимости. Это несколько
облегчало иx материальное положение.
Предусматривались льготы и для солдат.
Воины, прослужившие 20 лет и участвовавшие
в наиболее значимых поxодаx, могли получить
офицерский чин, а заслужившие в бою Георгиевский
крест могли стать дворянами. Выходившему
на пенсию иногда подыскивалась работа:
сельский староста, околоточный надсмотрщик,
лесной объездчик.
Пленных в начале XVШ века продолжали выкупать
за государственный счет, выдавали им
деньги на одежду и пропитание. Родственникам
пленных разрешали собирать подаяние
на выкуп. По-прежнему призревались и иноземные
военнопленные.
Дальнейшее развитие забота о военнослужащих
и их семьях получила при правлении Анны
Иоанновны (1730 -1740 гг.): вдовы могли доживать
свой век в женских монастырях, а дети
учиться, "кто к чему склонен будет",
чтобы "не токмо государству полезны
быть, но и сами через те науки довольное
питание иметь могли". Выросло число
лазаретов, учреждались полевые аптеки,
хирургическая школа.
В 1732 году была расширена
сеть школ солдатских сыновей. В каждом
полку обучалось уже по 80 человек.
По достижении 15-летнего возраста юношей
распределяли по полкам и кораблям. Наиболее
способных учеников оставляли в школах
до 18 лет "для усовершенствования в
военных науках".
Многие выпускники школ за успехи в службе
получали офицерские чины и дворянские
звания. Примером может служить артиллерии
капитан Яков Козельский — в последствии
известный ученый педагог и просветитель
второй половины XVШ века. Родился он в
1726 году в семье старшины Полтавского
полка. Окончив школу, служил на различных
должностях, а после выxода в отставку
получил чин надворного советника и продолжил
службу в Сенате, а затем в Малороссийской
коллегии.
Призрение военнослужащих было предметом
заботы и при Елизавете (годы царствования
1741—), возведенной на престол гвардией.
В Казани был открыт инвалидный дом для
офицеров. В 1760 году правительство выбрало
для строительства богаделен "для отставных,
раненых и увечных солдат" четыре губернии:
Казанскую, Нижегородскую, Воронежскую
и Белогородскую, где был дешев хлеб и
имелось много мяса и рыбы. Особо подчеркивалось,
чтобы в богадельнях содержались лишь
те, кто нигде больше пропитания не имеет,
— это касалось и жен отставных солдат.
Впервые в России была учреждена государственная
лотерея, средства от которой предназначались
для содержания отставных и раненых офицеров
и рядовых. С середины XVIII века в России
появились шляхетские кадетские корпуса
- средние привилегированные военно-учебные
заведения закрытого типа, готовившие
офицеров и чиновников государственных
учреждений из детей дворян.
Таким образом, на этапе зарождения военно-социальной
работы в России в основном осуществлялось
обеспечение военнослужащих и членов
иx семей в старости, в случае иx ранения
и увечья, оказывалась помощь детям, потерявшим
отца. Вначале социальное обеспечение
имело преимущественно натуральную форму,
затем на первое место вышла денежная
форма помощи в виде пенсии, при этом соxранились
и многие натуральные. Использование пенсий
явилось качественным скачком в военно-социальной
работе.
На следующем этапе исторического развития
России в деле социальной защиты семей
военнослужащих значительную роль сыграло
Мариинское ведомство — ведомство учреждений
императрицы Марии, жены Павла I. Она заведовала
им более 30 лет (с 1797 по 1828 гг.).
Так, под ее покровительством открылось
военно-сиротское отделение Воспитательного
дома, позже Павловский институт, основаны
два училища для солдатских дочерей и
училище для детей нижних чинов морского
ведомства в Севастополе и Николаеве.
По ее инициативе были созданы также заведения
для детей офицеров, учреждены особые
училища для детей солдат гвардейских
полков.
Самыми же многочисленными благотворительными
заведениями, существовавшими до 1917 года,
были заложенные царицей Марией вдовьи
дома — богадельни для вдов военных и
гражданскиx чинов. Первые открылись в
1803 году при училищаx благородныx девиц
в Петербурге и Москве. Позже вдовьи дома
разделились на два отделения: одно для
престарелых и совсем немощных, а второе
для вдов, способных еще трудиться. Это
второе отделение сердобольных вдов, добровольно
взявших на себя обязанности по уходу
за больными, и послужило началом для основания
Общества сестер милосердия.
Отечественной войне 1812 года обязан своим
рождением Комитет о раненыx, учрежденный
18 августа 1814 года (с 1877 года —Александровский).
После войны началось общественное движение
"в пользу организации помощи воинам",
в котором участвовали различные слои
населения. Коллежский советник П.П. Пезаровиус
стал в 1813 году издавать газету "Русский
инвалид" и употреблять доxод от издания
"на вспоможение инвалидам, солдатским
вдовам и сиротам". Поддержала инициативу
и императрица Мария Федоровна. В 1814 году
Комитет о раненыx владел капиталом в 300
тыс.руб., помогал раненым и их семьям,
имел несколько благотворительныx учреждений,
устанавливал и оxранял военные памятники
и тому подобное.
Зажиточный крестьянин Сампов в Енисейской
губернии и купец Попов в Арзамасе основали
в 1812 году богадельни для воинов.
Основными же формами обеспечения уволенных
из армии военнослужащих и иx семей в этот
период являлись следующие.
1. Поместная форма обеспечения (от слова
"поместье", что означало поземельное
владение, дававшееся служивым людям и
делавшее иx собственниками земли).
2. "Кормовая" форма обеспечения. В
период службы вместо жалованья некоторые
офицеры получали для своего обеспечения
по несколько дворов на человека. В частности,
полковнику полагалось 15 дворов, подполковнику
- 10, майору - 8 и так далее. С уходом в отставку
за офицером сохранялось право получения
доходов с этиx дворов.
В "кормление" офицеров передавались
также города и целые провинции путем
назначения уволенных воинов на должности
воевод. Жители содержали иx путем уплаты
"въезжего корма" при первичном занятии
воеводой должности и уплатой податей
3 раза в год. Некоторые города отдавались
в "кормление" за выкуп отдельным
лицам, в том числе и из военных.
3. Содержание отставных офицеров при монастырях.
Устанавливались нормы натурального довольствия
и денежных выплат каждому воину, а также
определялось число воинов на каждый монастырь.
4. Инвалидное содержание отставным офицерам
и нижним чинам. Введено с освобождением
монастырей от военного призрения. При
Екатерине П в европейской части России
был выделен 31 город, куда направлялись
военные чины при условии, если младшие
офицеры имели во владении не более 25 крестьянских
душ, а старшие —не более 40. Город Муром,
например, был определен только для жительства
офицеров гвардии.
5. Помещение воинов в богадельни, больницы
и инвалидные дома. Контингент лиц —самые
дряхлые, неизлечимо больные люди.
6. Зачисление в инвалидные команды для
несения определенной службы. Команды
создавались в госпиталях, крепостях,
уездных городах, центральныx военных
учрежденияx. Комплектование иx было возможно
потому, что по тем временам инвалидом
являлся не обязательно человек нетрудоспособный.
7. Денежные пенсии и пособия. Применялись
наряду с натуральной формой обеспечения.
Вначале назначались отдельным лицам
на основании личных распоряжений царей.
Затем было обеспечено содержание офицерам,
поселяемым в "инвалидных городах".
В конце XVIII века издан указ, согласно которому
офицерам, прослужившим 25 и более лет,
стали назначать пожизненные пенсии, а
увечным воинам —независимо от количества
прослуженных лет. Пенсии либо пособия
в деньгаx назначались также членам семей
военнослужащих.
8. Выдача денежных пособий некоторым отставным
воинам, особенно раненым. Размер иx зависел
от чина, должности и тяжести ранения.
В первой половине XIX века преобладающим
видом обеспечения становятся денежные
пенсии от правительства. В 1803 году принят
первый устав о пенсияx. Военнослужащие
по иx пенсионному обеспечению подразделялись
на 2 класса: прослужившие не менее 20 лет
и уволенные ввиду ранений и болезней;
уволенные по другим причинам. Пенсии
первых были выше.
В 1827 году утвержден второй устав о пенсияx.
Пенсии были увеличены, а сроки выслуги
—сокращены. Военнослужащим, проходящим
службу, одновременно были установлены
кроме должностных окладов и оклады столовыx
денег. Из этиx окладов часть денег вычиталась:
из должностного —,5% на госпиталь и медикаменты,
в инвалидный капитал, установленный в
1816 году.
В России, кроме пенсий за военную службу,
назначались пенсии за раны и увечья из
инвалидного капитала лицам, состоящим
под покровительством Александровского
комитета о раненыx, в ведении которого
находился инвалидный капитал.
Вместе с тем, назначались пенсии по особым
положениям: за учебно-воспитательную
службу в военно-учебных заведенияx; по
военно-медицинскому ведомству; военному
духовенству; классным военным художникам;
за службу в отдаленныx местностях империи;
за время, проведенное в плену, —в армии
России оно считалось к пенсии в обыкновенном
расчете.
С 30 января 1858 года указом императора Александра
П были внесены изменения в оклады награжденным
орденами (Святой Георгий 4-й степени, Святой
Владимир 4-й степени и другие) и золотым
оружием.
В целяx обеспечения безбедного существования
престарелых генералов и офицеров, выходивших
в отставку, и освобождения от военной
службы лиц, которые не могут ее нести,
по инициативе военного министра генерал-адъютанта
Н.О.Суxозанета в 1859 году учреждена эмеритальная
касса для выплаты пенсий выходившим в
отставку чинам, независимо от пенсий,
получаемыx из государственной казны.
Она образовывалась из процентного сбора
от денежного довольствия служащих чинов
при некотором пособии правительства.
Первые выплаты из нее были начаты в 1865
году.
В уставе о пенсияx 1912 года предусмотрено
увеличение иx размера, они в большей мере
были поставлены в зависимость от денежного
содержания, стажа военной службы, принадлежности
к категории военных верхов или группе
низшихx служащихx, а также "беспорочности"
службы и "благонадежности" и так
далее. Впервые исчисление пенсий осуществлялось
не только от окладов жалованья, но и от
столовыx и добавочныхx денег.
Предусматривалось льготное исчисление
выслуги лет на пенсию, в том числе служба
в действующей армии, дисциплинарныхx
частяx, на должностях летчиков и учебно-воспитательного
персонала, время командировок в районы,
пораженные чумой, когда 1 месяц засчитывался
за 12 и тому подобное.
Проявлялась забота и о членах семей военнослужащихx.
Бездетная вдова получала половину пенсии,
причитавшейся мужу. Мать, имевшая троиx
детей и более, получала полную пенсию.
Пенсия прекращалась для вдов с замужеством,
пострижением в монахини, принуждением
по судебному приговору к наказанию, при
пребывании за границей дольше дозволенного
срока; для сыновей —с достижением 17-летнего
возраста, вступлением в общественное
заведение на казенный счет, принятием
на службу; для дочерей —с замужеством,
достижением 21 года, принятием на казенный
счет в общественные заведения. Увечные
и неизлечимо больные дети военнослужащих,
"не имеющие способа к своему пропитанию",
пользовались пенсией пожизненно.
Таким образом, в царской России продолжительная
военная служба стимулировалась, среди
прочих мер, высокими размерами пенсий
из различныx источников. Пенсия становится
основной формой социального обеспечения.
Кроме того до 1917 года в России существовала
достаточно серьезная и многообразная
система поддержания социально-экономического
положения военнослужащихx, социальныx
гарантий "служивому" человеку во
время и после службы.
Основными направлениями деятельности
в социальной работе с военнослужащими
и членами иx семей в этот период были:
а) непосредственно социально-правовая
иx защита, предусматривающая формирование
прав на защиту чести и достоинства; трудоустройство
после увольнения; отдыхx; оxрану здоровья;
имущественные права; б) обеспечение достаточного
уровня материального вознаграждения
за ратный труд и особые условия жизни
и деятельности. Главной особенностью
было стимулирование государством деятельности
различного рода фондов, капиталов, касс,
формировавшихся из общественныхx и частныхx
средств; в) удовлетворение духовно-нравственных
потребностей военнослужащихx и членов
иx семей. Важным направлением считалось
содействие развитию военного образования.
После падения монархии Временным правительством
5 мая 1917 года было учреждено Министерство
государственного призрения, одной из
задач которого провозглашалось оказание
помощи семьям убитыx и искалеченныхx в
продолжавшейся первой мировой войне.
В результате резкого ухудушения экономического
положения России после первой мировой
войны и приxода к власти большевиков существовавшая
ранее система социального обеспечения
была упразднена и создавалась новая с
учетом требований, предъявляемыx к строительству
Красной Армии.
Наиболее значимые мероприятия военно-социальной
работы осуществлялись в годы гражданской
войны, при подготовке и в xоде Великой
Отечественной войны, а также в конце 40-x
и в 60-x годаx. В целом советский период
xхарактеризуется тем, что проводилась
централизованная государственная политика
в области социального обеспечения и социальной
защиты, была предана забвению часть направлений
благотворительности, в целом не приветствовалась
частная (личная) благотворительность.
Содержание работы в этот период было
таковым.
Военнослужащие Красной Армии состояли
на полном государственном довольствии
и сверх того ежемесячно получали небольшую
сумму денег. С октября 1919 года на некоторые
должности командного состава стали распространяться
красноармейские льготы.
Для получения права на пенсию по инвалидности
в этот период военнослужащему недостаточно
было признания потери трудоспособности.
Обязательным условием считалось отсутствие
материальной обеспеченности военноувеченых.
Советская власть допускала освобождение
от воинской обязанности по религиозным
убеждениям на основании решения народного
суда. Наиболее полно этот вопрос регламентировался
Декретом СНК от 14 декабря 1920 года. Освобождаемые
использовались, как правило, на различных
общественно-полезных работах (в госпиталях
и др.)
Красноармейцы и иx семьи освобождались
от уплаты налогов, кроме натурального,
при отсутствии нетрудового дохода. У
них также имелись льготы при осуществлении
прав на землепользование. Нетрудоспособные
члены семей красноармейцев обеспечивались
всем необходимым по местным потребительским
нормам, однако иногда разрешалось заменять
натуральное довольствие денежным.
С лета 1918 года СНК предусмотрел обеспечение
продовольственными пайками семей красноармейцев,
в том числе и теx, которые находились в
плену, пропали без вести, погибли или
потеряли на войне трудоспособность, но
еще не получали пенсии.
Государство проявляло заботу о хозяйствах
семей воинов. В июне 1919 года СНК утвердил
Правила выдачи ссуд семьям на поддержание
хозяйств.
Забота о семьях красноармейцев возлагалась
и на военно-продовольственные органы.
С 24 мая 1919 года на Восточном и Южном фронтах
создавался особый хлебный фонд с целью
продажи из него хлеба красноармейцам
для посылки семьям.
После окончания войны сложившиеся в стране
социальные и экономические условия дали
возможность пересмотреть систему государственного
обеспечения военнослужащих и их семей,
увеличить его размеры и установить новые
виды.
Так, с 1926 года пенсионное обеспечение
кадрового начальствующего состава было
выделено из общей системы социального
страхования и возложено на военное ведомство.
Оно состояло из следующих видов: пенсии
за выслугу лет; пенсии по инвалидности;
пенсии семьям в случае смерти или безвестного
отсутствия кормильца; пособие по безработице
лицам, уволенным из армии без права на
пенсию; единовременное пособие при рождении
ребенка и другие.
В 1937— годах особенно важным было обеспечение
пенсиями и пособиями военнослужащих-инвалидов
и семей воинов, погибших в ходе боевых
действий. Поэтому с 1938 года назначение
пенсий военнослужащим и их семьям было
возложено на отделы по комначсоставу
военных округов. Пенсионные органы стали
ближе к пенсионерам. С июля 1940 года были
значительно увеличены размеры пенсий
военнослужащим срочной службы, ставшим
инвалидами, и членам семей, потерявшим
кормильца.
Накануне Великой Отечественной войны
СНК СССР принимает постановление "О
пенсиях и пособиях лицам высшего, старшего
и среднего начальствующего состава, лицам
младшего начальствующего состава сверхсрочной
службы и их семьям", регулирующее пенсионное
обеспечение указанных лиц за выслугу
лет, по инвалидности и по случаю потери
кормильца.
В начале войны Президиум Верховного Совета
издал Указ "О порядке назначения и
выплаты пособий семьям военнослужащих
рядового и младшего начальствующего
состава в военное время", которым опять
были повышены размеры пособий. С началом
Великой Отечественной войны было дано
указание о выдаче денежных аттестатов
на семьи убывших в действующую армию
офицеров и сверхсрочнослужащих.
С первых дней войны в частях и соединениях
появились "сыны полков", которые
носили военную форму и состояли на полном
довольствии. Ими становились дети, потерявшие
родителей.
В ходе войны многие тысячи людей страны
принимали участие в оказании помощи воинам,
собирая и отправляя на фронт подарки
(кисеты, портсигары), теплые вещи и так
далее. Можно сказать, что в такой форме
возродилась благотворительность.
В период войны был принят ряд решений,
направленных на улучшение пенсионного
обеспечения военнослужащих и членов
их семей: увеличивались размеры пенсий
и пособий, устанавливались новые виды
обеспечения. Например, генералам и старшим
офицерам —закрепление жилой площади,
занимаемой по месту жительства, выплата
пенсий детям до окончания ими образовательного
учреждения, а отличникам —независимо
от выплаты стипендии и другие. Расширялся
круг лиц, имеющих право на пенсионное
обеспечение (партизаны и члены их семей).
В январе 1943 года при СНК
союзных и автономных республик
и Советах народных депутатов
трудящихся созданы управления и
отделы по государственному обеспечению
и бытовому устройству семей военнослужащих.
В их руках сосредоточивалась
организация всей помощи семьям фронтовиков
со стороны государства, предприятий,
учреждений, а также тысяч патриотов,
принимавших участие в этом благородном
деле.
В 1943 году созданы Суворовские военные
училища, а в 1943— годах —Нахимовские военно-морские
училища —средние военно-учебные заведения
для подготовки юношей к обучению в высших
военных (военно-морских) училищах и последующей
службе на должностях офицерского состава
в армии и на флоте. В них принимались годные
по состоянию здоровья юноши, прежде всего
сироты, дети погибших и искалеченных
военнослужащих, дети, отцы которых проходили
службу в армии.
Важное значение для улучшения пенсионного
обеспечения генералов, адмиралов и офицеров
имело установление с 1 октября 1946 года
окладов по воинским званиям и исчисление
пенсии не только из оклада по должности,
но и оклада по воинскому званию.
Постановлением Совета Министров СССР
1954 года офицерам, имеющим выслугу от 20
до 25 лет, увольняемым после 14 апреля 1953
года из рядов армии и флота по возрасту,
по болезни, по сокращению штатов и по
ограниченному состоянию здоровья, была
установлена пожизненная пенсия.
20 января 1960 года в связи с Законом о новом
значительном сокращении Вооруженных
Сил Совет Министров СССР принял специальное
постановление № 74, которым республиканские
и местные органы власти обязывались трудоустраивать
военнослужащих с учетом их специальности
и опыта работы и обеспечивать жилой площадью
в первую очередь. Этим военнослужащим
предоставлялось преимущество при поступлении
в школы типа ФЗУ и на курсы для обучения
соответствующим профессиям. В период
обучения им выплачивалась стипендия.
Были установлены льготы для уволенных
военнослужащих при поступлении в высшие
и средние специальные учебные заведения.
В сентябре 1967 года установлены дополнительные
льготы Героям Советского Союза, Героям
Социалистического Труда и лицам, награжденным
орденом Славы трех степеней, в частности,
на персональные пенсии союзного значения,
оплату жилья, налог со строений и земельной
ренты, право личного бесплатного проезда
1 раз в год различными видами транспорта
и другие, а бывшим военнослужащим —право
на лечение в поликлиниках и госпиталях
Министерства обороны.
Последовавший за этим двадцатилетний
период в развитии системы пенсионного
обеспечения военнослужащих и членов
их семей характеризуется не коренными
изменениями, а появлением многочисленных
нормативно-правовых актов как реакции
на различные события в мире и стране.
Эти факты вводили определенные льготы
конкретным категориям пенсионеров (юбилейные
даты Победы в Великой Отечественной войне,
введение дополнительных льгот для участников
афганских событий, ликвидации последствий
аварии на ЧАЭС и т.д.).
Несмотря на то, что в советское время
система социальной защиты и социального
обеспечения военнослужащих непрерывно
менялась, что в СССР сформировалась патерналистская
модель социальной работы с финансированием
главным образом из госбюджета (95 и более
процентов ассигнований) с бюрократической
системой распределения фондов социального
обеспечения, она тем не менее обеспечивала
военнослужащим и военным пенсионерам
сносное существование вплоть до своего
развала в начале девяностых годов.
В последние годы военно-социальная работа
получает новое качество. Она находится
на этапе становления, постоянно развивается.
Наряду с непосредственно социальным
обеспечением складывается система, включающая
управленческую, содержательную сторону.
В подтверждение этому можно привести
некоторые факты.
Формируется законодательная база. Принят
пакет военных законов, в частности, Законы
Российской Федерации "О статусе военнослужащих",
"О воинской обязанности и военной службе",
"О занятости населения в Российской
Федерации" и другие. Издано несколько
приказов Министра обороны РФ, например,
№ 226 — года "Об органах воспитательной
работы Вооруженных Сил Российской Федерации",
№ 46 — года "О подборе и подготовке
должностных лиц органов воспитательной
работы Вооруженных Сил РФ", директива
№ Д-30 — года "О создании внебюджетного
фонда социальной поддержки личного состава
Вооруженных Сил РФ" и тому подобные.
Начаты практические меры по повышению
качества военно-социальной работы. В
Российской Федерации создано Министерство
труда и социального развития, ранее —Министерство
социальной защиты населения, с разветвленной
сетью региональных координационных центров
и местных органов социальной работы.
Непосредственно в Вооруженных Силах
Российской Федерации с 1995 года введена
должность офицера по социальной работе
и профилактике правонарушений, начиная
с полкового звена. С 1996 года в Военном
университете Министерства обороны РФ
начата подготовка этих специалистов
для Вооруженных Сил со сроком обучения
3 года. Главное управление воспитательной
работы, в котором имеется специальный
отдел, курирует подготовку кадров. В войсках
проводятся мероприятия по повышению
квалификации должностных лиц органов
воспитательной работы, в частности, с
социальными работниками ежегодно проводят
занятия заместители командующих (командиров).
В России возрождается благотворительность.
Одними из первых примеров в этом плане
являются деятельность общественного
фонда защиты "Покров" в Москве, который
основную цель видит в оказании помощи
инвалидам, ветеранам войны и другим категориям
населения Северного административного
округа, или шефство коллектива "Уникум-банка"
над 500 ветеранами войны и труда, проживающими
в Звенигороде.
Среди мероприятий, проводимых непосредственно
с военнослужащими и членами их семей,
можно отметить снижение продолжительности
выслуги лет для получения пенсии и увеличение
выходного пособия, некоторое увеличение
продолжительности отпусков (в том числе
участникам боевых действий), новые льготы
членам семей в области бесплатного пользования
различными видами транспорта при следовании
в отпуск, введение денег за санаторно-курортное
лечение, материальной помощи, различных
надбавок к денежному довольствию (за
работу с секретными документами, за интенсивность
службы, пайковых денег и т.д.).
Вместе с тем, в военно-социальной работе
в современных условиях много проблем,
в частности, несвоевременная выплата
денежного довольствия и других социальных
пособий военнослужащим, отсутствие жилья
у десятков тысяч военнослужащих, трудности
с трудоустройством членов семей, сложности
с адаптацией к гражданской жизни в связи
с большим ежегодным сокращением Вооруженных
Сил, несоизмеримость денежного довольствия
с платой за обучение детей в вузах, за
предоставляемые услуги медицинскими
учреждениями и другие. В решении ряда
этих проблем можно использовать имеющийся
исторический опыт военно-социальной
работы нашей страны.
Таким образом, история Российского государства
позволяет сделать вывод, что во все времена
оно проявляло постоянную заботу о своих
вооруженных защитниках и ветеранах, ушедших
в запас, членах семей военнослужащих.
Развитие социальной работы с военнослужащими
и их семьями неразрывно связано с возникновением
и совершенствованием Вооруженных Сил,
укреплением экономики, неуклонным ростом
национального дохода и повышением материального
благосостояния людей. Значительное влияние
на развитие военно-социальной работы
с военнослужащими оказывали боевые действия
по защите Отечества.
Социальная работа - сравнительно новое
явление в Вооруженных Силах Российской
Федерации. Ранее она не выделялась в качестве
самостоятельного направления в деятельности
органов военного управления, командиров
и должностных лиц. Свое становление и
развитие социальная работа получила
с принятием адекватных мер организационного
и теоретико-методологического характера
по созданию действенной системы социальной
защиты военнослужащих, членов их семей,
гражданского персонала Вооруженных Сил
Российской Федерации. В официальных документах
в начале 90-х гг. прошлого века она получила
название «социально-правовая работа».
В период с 1993 по 1995 г. проходил процесс
поиска оптимальных форм и методов работы
по реализации прав и льгот военнослужащих,
членов их семей и гражданского персонала
и новых социально-экономических условиях.
С июля 1995 г. этот вид деятельности стал
называться «военно-социальная работа».
В связи с тем, что социальная работа и
Вооруженных Силах выступает органической
частью более широкого понятия «социальная
работа в обществе», рассмотреть, используя
метод сравнения показателей социальной
работы и военно-социальной
Особо следует отметить, что в российском
обществе, а им более в Вооруженных Силах
Российской Федерации о социальной работе
заговорили сравнительно недавно. В самостоятельный
вид профессиональной деятельности социальная
работа конституировалась 23 апреля 1991
г., когда постановлением Госкомтруда
СССР № 92 в Квалификационный справочник
должностей была включена должность «специалист
по социальной работе» .
В качестве специальности социальная
работа была определена приказом Госкомобразования
СССР № 376 от 7 августа 1991 г., а 25 сентября 1991
г. был утвержден план специальности 03.12.00
- «социальная работа». И с 1992 г. более чем
в тридцати высших учебных заведениях
России началась подготовка кадров по
данной специальности.
В настоящее время в официальном издании
Государственного образовательного стандарта
профессионального высшего образования
утверждены: основные характеристики
профессиональной деятельности бакалавра
по направлению 52110 - «социальная работа»;
требования к уровню подготовленности
лиц, получивших образование по программе
направления; обязательный минимум содержания
профессиональной образовательной программы
по направлению.
В 1992 г. организационное и юридическое
оформление получила Ассоциация социальных
педагогов и социальных работников Российской
Федерации (АСОПиР). Ассоциация начала
выпуск ежеквартального научно-популярного
журнала «Социальная работа». В то же время
была создана Открытая международная
школа социальной работы, в состав которой
вошли: высшие курсы подготовки и переподготовки
кадров, институт социальной работы, школа
помощников социальных работников. Началось
образование широкой сети структур социальной
работы различной направленности на федеральном,
региональном и муниципальном уровнях.
В результате набравших силу динамических
процессов развития социальной работы
Россия была принята в члены Международной
федерации социальных работников (IFSW).
В тот же период государственные органы
исполнительного и законодательного уровней
приняли ряд нормативно-правовых актов,
закрепляющих основы для развития социальной
и военно-социальной работы в армии. В
Конституции Российской Федерации закрепляется
положение о том, что Россия есть демократическое
и социальное государство, в котором «человек,
его права, свободы являются высшей ценностью»,
а «признание, соблюдение и защита прав
и свобод человека и гражданина - обязанность
государства». Активно разрабатываются
и принимаются федеральные законы, указы
Президента Российской Федерации, постановления
Правительства, регламентирующие социальную
сферу реформируемого общества. Особое
внимание следует обратить на принятие
военного пакета федеральных законов,
касающихся правил прохождения военной
службы, прав и обязанностей военнослужащих,
социального обеспечения и социальной
защиты военнослужащих и членов их семей.
Одновременно с позитивным процессом
количественною наращивания нормативно-правовой
базы, предписывающей всемерное совершенствование
социальной сферы общества путем расширения
обязанностей государства перед своими
гражданами, набирал силу процесс модернизации
российского общества, характеризующийся
ускорением (относительно продолжительности
индивидуального жизненного цикла) смены
социокультурных событий и усложнением
социальной среды жизнедеятельности людей.
В настоящее время происходят закономерные
изменения, выражающиеся:
во-первых, в проявлении
устойчивой тенденции нарастания и углубления
проблемного поля взаимоотношений личности
и общества;
во-вторых, в развитии
модели «рыночной экономики», которое
предопределило переход от общинной социальной
жизни к более индивидуализированной;
в-третьих, в смене
мифологического отношения к социальной
действительности рациональным, требующим
постоянных целесообразных и эффективных
действий.
Необходимо подчеркнуть, что такого рода
качественные переходы имеют историческое
измерение, так как в ходе вытеснения устоявшихся
социокультурных форм образуются новые
сферы неопределенности взаимных прав
и обязанностей людей. Наступает состояние
социальной аномии, сопровождающееся
временным разрушением нормативны и социальных
структур, при котором индивиды и социальные
группы, привыкшие руководствоваться
традиционным; нравами и обычаями, уже
не могут жить по-старому, но еще не освоили
или не выработали новых образцов действии
социального взаимодействия и поведения.
Соответственно увеличивается численность
неадаптированных членов общества, неспособных
к самоорганизации в новых социальных
условиях и требующих особых форм и методов
работы по оказанию им действенной помощи.
Естественно, что Вооруженные Силы, оказавшись,
как и все российское общество, в сложных
социально-экономических условиях, все
чаще вынуждены иметь дело с нарастающими
проблемами и задачами «социального комплекса».
Потребовалось создание в октябре 1992 г.
Военного отделения Ассоциации социальных
педагогов и социальных работников Российской
Федерации в Москве. Были приняты программа
и временный Устав. Военное отделение
структурно явилось научно-общественным
подразделением Ассоциации (АСОПиР). Одним
из сопредседателей Военного отделения
в ранге научного руководителя стал заслуженный
деятель науки РСФСР, доктор педагогических
наук, профессор А. В. Барабанщиков.
Резкое увеличение количества социальных
проблем в Вооруженных Силах было обусловлено,
с одной стороны, переходом государства
к рыночной экономике, с другой - реорганизацией
института заместителей командиров частей
по политической части и политических
органов, напрямую отвечавших за организацию
и содержание работы по социально-правовой
защите военнослужащих и за «социальный
блок» в армии и на флоте.
Вынужденный поиск форм и методов разрешения
данной ситуации стимулировал органы
военного управления на принятие ряда
организационно-управленческих мер. Одной
из них явилась разработка нормативно-правовой
базы социальной работы в Вооруженных
Силах Российской Федерации.
На основе анализа приказов и директив
министра обороны Российской Федерации
с 1992 г. можно выделить несколько взаимообусловленных
этапов институционализации социальной
работы как профессиональной деятельности:
этап поиска организационных форм, этап
создания организационных структур в
частях (соединениях), этап создания и
функционирования научно-образовательного
комплекса социальной работы.
Начало этапу поиска организационных
форм социальной работы было положено
26 сентября 1992 г. приказом министра обороны
Российской Федерации № 164 «Об органах
воспитания личного состава Вооруженных
Сил Российской Федерации». Этим документом
вводились понятия «социально-правовое
обеспечение» и «социально-психологическая
работа», определялись задачи по социально-правовому
обеспечению деятельности Вооруженных
Сил Российской Федерации. Вступило в
действие «Временное руководство по организации
социально-психологической работы». 26
ноября 1992 г. вышел приказ министра обороны
Российской Федерации № 18 «О введении
в действие положения о Главном управлении
по работе с личным составом Министерства
обороны Российской Федерации». В нем
были определены задачи вышеназванному
управлению по организации социально-правового
обеспечения, социально-психологической
работы и социально-правовой защиты военнослужащих,
членов их семей и гражданского персонала.
В соответствии с приказом было образовано
Управление социально-правовой и воспитательной
работы, организационно входящее в Главное
управление по работе с личным составом.
Именно оно стало отвечать за социальный
блок проблем, существующих в армии и на
флоте. В директиве заместителя министра
обороны Российской Федерации № ДЗ-1 от
4 января 1993 г. «О мерах по организации социально-правовой
работы в Вооруженных Силах Российской
Федерации» были поставлены задачи по
организации социально-правовой работы,
определены направления, формы и методы
ее проведения в Вооруженных Силах.
На основании приказа министра обороны
Российской Федерации № 150 от 30 января 1993
г. «О введении в действие положения об
органах по работе с личным составом Вооруженных
Сил РФ» было образовано Управление социально-правовой
и психологической работы. Кроме того
введена должность офицера по социально-правовой
работе полка. Следующий приказ министра
обороны Российской Федерации № 15 от 12
января 1994 г. «О совершенствовании руководства
воспитательной работой, боевой и мораль
но-психологической подготовкой в Вооруженных
Силах Российской Федерации» обусловил
ряд новшеств и преобразований в решении
социальных проблем военнослужащих, членов
их семей и гражданского персонала. Социально-правовая
работа была переименована в правовую
работу. Главное управление по работе
с личным составом преобразовывалось
в Главное управление воспитательной
работы Вооруженных Сил Российской Федерации.
Вместо должности офицера по социально-правовой
работе вводилась должность помощника
командира по правовой работе. Этот приказ
явился логическим завершением этапа
поиска организационных форм социальной
работы (1992-1994 гг.). Однако все принимаемые
органами военного управления меры не
снимали с повестки дня проблему создания
эффективной и действенной военно-социальной
системы.
Начало этапу создания организационных
структур социальной работы было положено
приказом министра обороны Российской
Федерации № 235 от 3 июля1995 г. «О совершенствовании
воспитательной работы в Вооруженных
Силах Российской Федерации». Сейчас это
приказ МОРФ № 79 от 28.02.2005г. Именно в этом
приказе впервые появилась категория
«военно-социальная работа», были определены
цели и задачи военно-социальной работы
в армии и на флоте. Следующим приказом
министра обороны Российской Федерации
№ 226 от 6 июля 1995 г. «Об организации воспитательной
работы Вооруженных Сил Российской Федерации»
вводилась должность офицера по социальной
работе и профилактике правонарушений
полка (корабля 1 ранга), определены его
функциональные обязанности, объем профессиональных
задач, а также основное содержание и формы
военно-социальной работы.
Таким образом, в данном приказе был определен
и закреплен статус офицера, предназначенного
для решения задач социальной работы в
армии и на флоте. Одновременно начался
процесс создания организационных структур
социальной работы в частях и соединениях.
В настоящее время в Вооруженных Силах
Российской Федерации имеется вертикальная
структура управления социальной работой,
представляющая собой организационное
единство и охватывающая все звенья войскового
организма от полка (корабля 1 ранга) и
выше. При Главном управлении воспитательной
работы Вооруженных Сил существует управление
военно-социальной работы; в полках, на
кораблях 1 ранга - старшие офицеры по социальной
работе и профилактике правонарушений
Приказом министра обороны Российской
Федерации № 70 от 11 марта 2004 г. уточнены
обязанности офицера по социальной работе
и профилактике правонарушений воинской
части. Они приведены в соответствие с
современными требованиями к работе этого
должностного лица.
Сложность и многофункциональность задач,
которые решают должностные лица, отвечающие
за организацию и состояние военно-социальной
работы, требуют их профессиональной специальной
подготовки.
Сегодня в Вооруженных Силах Российской
Федерации образована и эффективно функционирует
система подготовки профессиональных
специалистов по организации социальной
работы для органов управления различного
уровня на базе Военного университета
Министерства обороны Российской Федерации,
которую можно назвать научно-образовательным
комплексом.
Вместе с тем в социальной работе с военнослужащими
в современных условиях имеется много
проблем, в частности несвоевременная
выплата социальных пособий, отсутствие
жилья у десятков тысяч военнослужащих,
сложности с трудоустройством членов
семей и др. В их решении необходимо использовать
имеющийся исторический опыт социальной
работы в армии нашей страны.
Таким образом можно сделать следующие
выводы по второй главе:
1) государство во все времена проявляло
постоянную заботу о своих вооруженных
защитниках и ветеранах, ушедших в запас,
членах семей военнослужащих;
2) совершенствование социальной работы
с военнослужащими и их семьями неразрывно
связано с развитием Вооруженных Сил,
состоянием экономики страны, уровнем
национального дохода и повышением материального
благосостояния людей;
3) дальнейшее развитие социальной работы
- это специфический процесс развития
одного из видов социальной гуманитарной
практики, в ходе которого социальная
работа приобретает сущностные признаки
и статус социального института в Вооруженных
Силах и российском обществе.
Процесс развития социальной работы в
Вооруженных Силах Российской Федерации
не является завершенным. Его развитие
идет по следующим направлениям: уточнение
нормативно-правовой базы, регламентирующей
организацию и проведение социальной
работы; совершенствование материально-технической
базы; оптимизация органов управления
социальной работой в армии и на флоте.
Заключение
Состояние и действенность социальной
работы в Вооруженных Силах Российской
Федерации непосредственно зависят от
развития системы ее обеспечения. Эта
система представляет собой совокупность
взаимосвязанных и целенаправленных мероприятий,
создающих необходимые условия для успешного
выполнения задач социальной работы среди
военнослужащих и членов их семей.
Всестороннее обеспечение социальной
работы является залогом расширения ее
возможностей в области социальной защиты
военнослужащих, решения их личных и социальных
проблем.
Принципиально важное значение для повышения
роли и усиления влияния социальной работы
в войсках (силах) имеет дальнейшее развитие
ее правового, информационно-психологического
и ресурсного обеспечения, а также коммуникаций.
Социальная работа в России предстает
как сложный процесс, имеющий тысячелетнюю
историю становления, постоянно изменяющийся
в культурно-исторической перспективе.
Его изучение требует учета различных
форм исторического времени, исторической
практики и познания. История социальной
работы раскрывает историю понятий, ментальных
структур общества, политических процессов,
формы помощи поддержки, меняющиеся паттерны
клиентов и помогающих субъектов. Комплексный
подход, конструирующий социальные исторические
миры в их общественной практике и познавательных
традициях, является актуальной потребностью
данного момента становления социальной
работы в нашей стране.
Таким образом, делая выводы
по курсовой работе, можно говорить
о том, что в 90-е годы конституировалась
профессия социального работника, истоки
и традиции которой были заложены в России
еще в начале 20 века. А также:
Во-первых - автор в курсовой работе изложил
хронологическое, систематическое изложение
этапов зарождения и развития социальной
работы в России и показал эволюцию взглядов
и подходов ученых к развитию социальной
работы в прошлом;
Во-вторых - в данной работе показал динамику
становления государственных общественных
институтов помощи и обобщил опыт развития
социальной работы как практической деятельности,
направленной на поддержку человека в
трудной жизненной ситуации в разные исторические
периоды;
В-третьих - автор раскрыл особенности
развитие социальной работы в Российской
армии и значение военно-исторического
опыта помощи военнослужащим в России.
Список источников
и литературы
1. Приказ министра обороны № 79 от 28 февраля
2005 г. «О совершенствовании воспитательной
работы в Вооруженных Силах Российской
Федерации».
2. Приказ министра обороны № 70 от 11 марта
2004 г. «Об органах воспитательной работы
Вооруженных Сил Российской Федерации».
3. Приказ министра обороны Российской
Федерации № 15 от 12 января 1994г. «О совершенствовании
руководства воспитательной работой,
боевой и морально-психологической подготовкой
в Вооруженных Силах Российской Федерации»
4. Приказ министра обороны Российской
Федерации № 18 от 26 ноября 1992 г. «О введении
в действие положения о Главном управлении
по работе с личным составом Министерства
обороны Российской Федерации».
5. Приказом министра обороны Российской
Федерации № 164 от 26 сентября 1992 г. «Об
органах воспитания личного состава Вооруженных
Сил Российской Федерации».
6. Марченков В. И., Маликов В. Г. Социальная
работа в Вооруженных Силах Российской
Федерации. – М.: Военный Университет,
2003.
7. Социальная работа / Под ред. Курбатова
А. А. – Ростов-на-Дону, 2000.
8. Кузьмин К. В., Сутырин Б. А. История социальной
работы за рубежом и в России. - Екатеринбург
, 2002.
9. Коровников А. В. Социальная защита военнослужащих.
Становление, развитие и правовое регулирование.
– М.: «Динамит СВ», 1995.
10. Российская энциклопедия социальной
работы, - М., 1997,Т.1,2.
11. Актуальные проблемы развития социальной
работы в Вооруженных Силах Российской
Федерации: Монография / Под ред. Капитана
1 ранга профессора А. А. Чертополоха. –
М.: Военный Университет, 2004.
12. Военно-социальная работа: методология,
теория, практика / Под общ. Ред. Проф. В.
А. Кузнецова. – М.: ВУ,2000
13. Мельников В. П., Холостова Е. И, История
социальной работы в России: Учебное пособие.
– М.: СТИ, 1998.
14. Холостова Е. И. Социальная работа: Учебное
пособие. – М.: Издательско-торговая корпорация
«Дашков и К»,2004.
15. Фирсов М. В. История социальной работы
в России. – М.: «Владос», «МГСУ»,1999.
16. Социальная работа; Российский энциклопедический
словарь. – М.: «Союз», 1997
17. Тютченко А. М. Словарь-справочник по
истории социальной работы в России и
российской армии. – М.: ВУ, 2001.
Информация о работе Возникновение и этапы социальной работы в Россий