Автор работы: Пользователь скрыл имя, 08 Декабря 2013 в 19:24, курсовая работа
Цель контрольной работы – рассмотреть возникновение и развитие социологии в конце XIX начало XX века.
Задачи контрольной работы – изучить, проанализировать и раскрыть особенности функционирования Российской социологии того периода, именно как самостоятельной дисциплины.
2.6 Социологический неопозитивизм П.А. Сорокина
Достойным продолжением развития социологической мысли в России начала ХХ века стали работы выдающегося русского социолога Питирима Александровича Сорокина (1889-1968). Его социологические воззрения формировались преимущественно под влиянием работ Э. Дюркгейма, М.М. Ковалевского и Е.В. Де-Роберти - виднейшего российского представителя психологического направления в социологии.
Сорокин издал множество работ, получивших широкое международное признание. Среди них “Социология революции”, “Современные социологические теории”, “Социальная и культурная мобильность” и многие другие.
Сорокин делил социологию на теоретическую и практическую. Теоретическую социологию он в свою очередь делил на три отдела: социальную аналитику, социальную механику и социальную генетику. Социальная аналитика изучает строение (структуру) социального явления и его основные формы. Предмет социальной механики (или социальной физиологии) - процессы взаимодействия людей, иными словами, поведение людей и тех сил, которыми оно вызывается и определяется. Социальная генетика изучает развитие социальной жизни, ее отдельных сторон и институтов. Понятно, что развитие социального явления определяется его строением (структурой) и взаимодействием с другими явлениями, так что социальная генетика как бы содержит в себе социальную аналитику и социальную механику.
Практическая социология характеризуется Сорокиным, как прикладная дисциплина. Опираясь на законы, которые формулирует теоретическая социология, она должна помогать обществу и человеку управлять социальными силами в соответствии с поставленными целями. Практическая социология проявляется в сущности как социальная политика, направляет и обосновывает последнюю.
Сорокин предложил
свои критерии классификации
социальных групп-
Неоднородность общества, его объективное деление на разные социальные группы нашли свое отражение в теории П. Сорокина о социальной стратификации и социальной мобильности. Согласно этой теории, все общество делится на различные слои – старты, которые различаются между собой по уровню доходов, видам деятельности, политическим взглядам, культурным ориентациям и т.д. К основным формам социальной стратификации (или расслоения общества) Сорокин отнес экономическую, политическую и профессиональную. По его мнению, социальная стратификация – это естественное и нормальное состояние общества. Она объективно обусловлена существующим общественным разделением труда, имущественным неравенством, разными политическими ориентациями и т.п.
Меняя профессию или вид деятельности, свое экономическое положение или политические взгляды, человек переходит из одного социального слоя в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности. Сорокин подразделяет социальную мобильность на горизонтальную и вертикальную.
Горизонтальная мобильность означает переход человека из одной социальной группы в другую, находящуюся в целом на том же уровне социальной стратификации, скажем, когда сельский житель становится городским, однако профессия и уровень доходов у него остаются прежними. Вертикальная мобильность – это переход людей из одного социального слоя в другой в иерархическом порядке, например из низшего слоя общества в более высокий или же обратно – из высшего слоя в низший.
Как считал Сорокин, социальная мобильность – такое же естественное и неизбежное явление, как и социальная стратификация, на основе которой она существует. Это касается как восходящей, так и нисходящей социальной мобильности в процессе которых люди перемещаются вверх или вниз по социальной лестнице. Он обосновал такое понятие, как “социальное пространство”, суть которого раскрывается через понятие “высшие и низшие классы”, “продвижение по социальной лестнице”, “социальная дистанция” и др.
Большое значение П. Сорокин придавал вопросам социального равенства. Указывая на сложный и многосторонний характер проблемы социального равенства, он считал, что главное в ней – это предоставление каждому человеку материальных и духовных благ “по его заслугам”, т.е. “по степени его личного социально-полезного труда”.
В фундаментальном четырехтомном труде “Социальная и культурная динамика” П. Сорокин анализирует развитие культур народов, разрабатывает теорию ценностей. Понятие “ценность” выступает как одно из важнейших в его социологии. С помощью этого понятия объясняется поведение индивидов и социальных групп, их взаимодействие по самым разным направлениям. Большое значение предается общечеловеческим ценностям, на основе которых возможно сотрудничество народов. Именно к этому всегда призывал П. Сорокин как ученый и общественный деятель. На склоне своих лет он выступил с идеей конвергенции, согласно которой в будущем капиталистический и коммунистический, как он писал, типы общества сольются в некое третье интегральное общество, которое “объединит большинство позитивных ценностей и освободится от серьезных дефектов каждого типа”.
Питирим Александрович Сорокин вошел в историю как один из самых выдающихся в области социологии мыслителей ХХ века.8
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Написав контрольную работу на тему: «Великие научные открытия XVII века», можно подвести следующие итоги:
1) Изучили данную тему более подробно, определили ее актуальность в настоящее время, а именно:
Социологическая мысль
в России XIX была представлена множеством
направлений, которые отражали весьма
сложный спектр существующих в то
время общественно-политических течений.
Различные социологические
В отличие от Запада социология
в России долгое время не имела
своих собственных учреждений, лабораторий,
учебных курсов, изданий, журналов.
Она испытывала враждебность как
со стороны самодержавно-
2)Проанализировали содержание и особенности социологической мысли данного исторического периода:
Социологическая мысль в России второй половины прошлого – начала нынешнего столетия была представлена множеством направлений, которые отражали весьма сложный спектр существующих в то время общественно-политических течений.
Весьма содержательные и принципиальные объяснения развития общества, движущих сил исторического процесса содержатся в трудах русских мыслителей 19-20 веков, в том числе П. Чаадаева, А Герцена, В Белинского, Н. Чернышевского, Н. Данилевского, П. Лаврова, Н. Михайловского, П. Струве, М.Туган-Барановского, М. Ковалевского, П. Сорокина.
На протяжении XIX века
происходило постепенно размежевание
между гуманитарно-
Наконец, написав данную контрольную работу, можно подвести следующие итоги:
Социология с самого начала обнаружила тенденцию к изучению реального общества, данные о котором могут быть почерпнуты не из умозрительных общих концепций и не из художественного творчества мастеров культуры, а на основе эмпирических методов. Конечно,и эти источники не могут отвергаться, так как и они выражают некоторые существенные стороны жизни общества, но отнюдь их не исчерпывая и не перекрывая значения обыденных ориентаций различных слоев и групп населения. На этом пути социологии приходилось бороться за самоопределение. Крупным мыслителям -–социологам второй половины 19 – начала 20 века пришлось провести основательную работу по признанию первичности и специфичности социальной реальности, состоящей из отношений, в которые вступают люди в самых разных вариантах своей деятельности. Уже в период становления социологии важным предметом анализа стали те нормативно-ценностные представления и смыслы, через которые человек входит в окружающую его социальную среду.9
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1 Голосенко И.А., Козловский В.В. – История русской социологии XIX – XX века. – М., Онега,1995. С.126
2 История социологии: Учеб. пособие / Под ред. А.Н. Елсукова. – Минск, 1997. С.281-283
3 Радугин А.А., Радугин К.А. Социология: Курс лекций. – М.: Владос, 1995. – 192 с.
4 Чагин В.Н. – Социологическая мысль в России – Л., 1978. С.76-78
5 Новикова С.С. Особенности развития социологической мысли в России // Социологические исследования. – 2003. - № 4. С. 25 – 33.
6 Кареев Н.И. Основы русской социологии // Социологические исследования. – 1985. - № 3. С.41-45
7 Култыгин В.П. История российской социологии. - М., 1994. С. 125-128
8 Голосенка И.А. Питирим Сорокин: судьба и труды. - Сыктывкар, 1991. С. 72-75
9 Здравомыслов А.Г. О судьбах социологии в России // Социологические исследования. – 2000. - № 3. С. 59-61
Информация о работе Возникновение и развитие социологии в конце XIX начало XX века