Автор работы: Пользователь скрыл имя, 17 Марта 2013 в 14:01, контрольная работа
В результате в XIX веке появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них, наряду со многими, получили признание социальные теории Огюста Конта и Герберта Спенсера.
Каждый из этих мыслителей внес существенный вклад в научное объяснение исторического процесса. Их концепции общественного развития, содержащие глубокие и оригинальные ответы на поставленные жизнью и наукой вопросы, сохраняют свое значение для решения современных социальных проблем, поэтому в данной контрольной работе мы подробно рассмотрим их научные взгляды.
Введение 3
1. Социологический проект Огюста Конта 4
2. Эволюционная социология Герберта Спенсера 8
3. Практическое задание 12
Заключение 14
Список литературы 15
Федеральное государственное образовательное бюджетное
учреждение
высшего профессионального
«Финансовый университет при Правительстве
Российской Федерации»
Заочный учетно-статистический факультет
Кафедра философии и социологии
Социология
Контрольная работа
Вариант 3
Выполнил:
Группа № Менеджмента и маркетинга
Содержание
Введение |
3 |
1. Социологический проект Огюста Конта |
4 |
2. Эволюционная социология Герберта Спенсера |
8 |
3. Практическое задание |
12 |
Заключение |
14 |
Список литературы |
15 |
Введение
Социология – это наука об обществе. Термин «социология», образованный из латинского слова societas (общество) и logos (наука), ввел в науку французский ученый Огюст Конт, которого нередко называют основоположником социологии как самостоятельной науки об обществе.
Предметами внимания и изучения социологии стали фундаментальные основы развития общества как целостного социального механизма, взаимодействие его объективных и субъективных сторон, диалектика материального и духовного в историческом процессе, факторы социального прогресса, проблемы гражданского общества, гуманизма и социальной справедливости.
В результате в XIX веке появился ряд общесоциологических концепций, предлагающих то или иное решение указанных проблем. Среди них, наряду со многими, получили признание социальные теории Огюста Конта и Герберта Спенсера.
Каждый из этих мыслителей
внес существенный вклад в научное
объяснение исторического процесса.
Их концепции общественного
В первой главе контрольной работы будет рассмотрен социологический проект Огюста Конта, который называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки – не на воображении и догадках, а на научных наблюдениях;
Во второй главе контрольной работы будет рассмотрена эволюционная социология Герберта Спенсера, как прогрессивное развитие общества по пути его усложнения и совершенствования деятельности социальных институтов.
В практической части контрольной работы будет прокомментирован отрывок из работы английского позитивиста Д. Милля, который считает, что О. Конт не был творцом социологии.
1. Социологический проект Огюста Конта
Основателем социологии
как самостоятельной и
Основными трудами О.Конта явились следующие произведения: «Курс позитивной философии» (1830-1842); «Рассуждение о духе позитивной философии» 1844г.; «Позитивистский катехизис» 1851г.; «Система позитивной политики, или трактат, устанавливающий религию человечества», (1851-1854г.г.).
Конт ввел в научный оборот понятие «социология», обозначающее учение об обществе, которое он нередко называл «социальная философия». Также Конт воспользовался понятиями «социальная статика», для истолкования структуры общества и «социальная динамика», с помощью которого раскрывал механизм функционирования и развития общества. В итоге он разработал целую систему понятий, вошедших в созданную им науку, посредством которых он выразил и обосновал свои взгляды на общество и исторический процесс.
Конт называл свою философию и социологию позитивными, поясняя при этом, что они полностью базируются на данных науки – не на воображении и догадках, а на научных наблюдениях. [5].
Место позитивного мышления в системе Конта можно понять только в связи с его знаменитым законом «трех стадий», который он считал своим главным открытием. Согласно этому закону, индивидуальный человек, общество и человечество в целом в своем развитии неизбежно и последовательно проходят три стадии:
1) на теологической, или фиктивной, стадии, человеческий разум стремится найти причины явлений, он «стремится к абсолютному знанию». Теологическое мышление, в свою очередь, проходит три фазы развития: фетишизм, политеизм, монотеизм. Эта стадия была необходимой для своего времени, так как обеспечивала предварительное развитие человеческой социальности и рост умственных сил;
2) на метафизической, или абстрактной стадии человеческое мышление также пытается объяснить внутреннюю природу явлений, но в отличие от теологии метафизика объясняет явления не посредством сверхъестественных факторов, а посредством сущностей или абстракций. На этой стадии спекулятивная, умозрительная часть очень велика «вследствие упорного стремления аргументировать вместо того, чтобы наблюдать»;
3) основной признак позитивной (реальной, научной) стадии состоит в том, что здесь действует закон постоянного подчинения воображения наблюдению. На этой стадии ум отказывается от недоступного определения конечных причин и сущностей и вместо этого обращается к простому исследованию законов, т. е. «постоянных отношений, существующих между наблюдаемыми явлениями» [1].
Согласно закону трех стадий, все науки и все общества неизбежно завершают свою эволюцию на позитивной стадии. О. Конт классифицировал науки по нескольким основаниям: историческое, по времени и последовательности возникновения; логическое, от абстрактного к конкретному; по сложности предмета исследования, и по характеру связи с практикой. На основе такого представления он построил свою классификацию наук, которая включает в себя шесть основных наук: математику, астрономию, физику, химию, биологию и социологию. [1].
Социология, по мнению Конта, единственная наука, которая изучает, как совершенствуется разум человека и его психика под влиянием общественной жизни. Общественные явления, в отличие от биологических, постоянно находятся в состоянии изменения, преобразования и развития во времени.
Основной и главной действительностью, по Конту, из которой должен исходить исследователь социологии, является общество, взятое в целостности. Под обществом Конт понимал органическое единство всего человечества, всей человеческой цивилизации или какой-то его большой части, связанным с всеобщим согласием, характеризуемое гармоническим функционированием его и структурных элементов. Он включал в предмет социологии не только современное общество, но и прошлые поколения, которые оказывают влияние на современные поколения и складываются с ними в едином общественно-цивилизационном процессе.
Конт стоял у истоков системного подхода изучения общества как единого, целостного социального организма, он заложил основу системного подхода к общественной жизни. Однако следует заметить, что Конт не понимал диалектики социальных элементов и структуры и рассматривал элементы социальной жизни как простые, вечные и неизменные, а общественное развитие как результат различных комбинаций одних и тех же элементов.
В социологии Конт разработал несколько методов исследования - метод наблюдения, а также экспериментальный, сравнительный и метафизический методы:
1) наблюдение как основной метод исследования социологии, с помощью которого можно получить исходные данные социологии. Наблюдение связано с трудностями, которые проявляются в сложности приобретения необходимой научной подготовки, обеспечивающей исследователя от помех ненаучного характера - предрассудков, распространенных мнений. И здесь в качестве помощника выступает теория, которая бы предотвращала спекуляции, обеспечивала бы исследователя необходимыми понятиями.
2) вторым важным методом по Конту считается эксперимент. Непосредственный эксперимент в социологии состоит в наблюдении за изменением явления под влиянием специально созданных для целей исследования условий. Косвенный опосредованный эксперимент Конт рассматривает как исследование патологических явлений в обществе, возникающих под влиянием общественных потрясений (революций).
3) сравнительный метод, при помощи которого сопоставляется жизнь народов, общин, цивилизация, живущих одновременно в разных частях земного шара, с целью установления общих законов существования и развития общества. Слабость сравнительного метода состоит в том, что он не показывает последовательности социальных состояний и представляет их как существующие.
4) исторический метод, который наиболее соответствует природе социальных явлений. Метод заключается в историческом сравнении различных последовательных состояний человечества. Сопоставляя серию социальных явлений, взятых в их последовательности, исследователь может заметить возрастание какой-либо физической, интеллектуальной, моральной или политической черты или тенденции и соответствующее ослабление противоположной тенденции, и на этом основании научно предсказать окончательный результат, если он полностью соответствует системе общих законов развития человечества. [2]
Важное значение имеют воззрения Конта на проблемы гармонизации в развитии общества и его стабильности. Гармонией в обществе называется согласованное взаимодействие всех сторон жизни общества – политической, экономической, духовной, биологической и т.д. По мнению Конта, социальной гармонии можно достигнуть с помощью науки, которая должна найти нужный механизм взаимодействия между всеми частями общества. Гармония в обществе достигается тогда, считал Конт, когда «политические учреждения, с одной стороны, нравы и идеи – с другой, гармонируют между собой». [6]
В гармонии общества Конт видел основное условие его стабильности, возможность нормального развития в нем каждого сословия, народа, и человека. [5]
2. Эволюционная социология
Многие идеи О. Конта, прежде всего его позитивистские установки на использование в философии и социологии данных наук о природе и обществе, а также его представления об обществе как целостном социальном организме воспринял и развил английский мыслитель Герберт Спенсер (1820-1903). [5]
Герберт Спенсер являлся крупнейшим представителем органической школы в социологии. Свои воззрения он выводил методом дедукции. К Конту Спенсер относился критично, но считал, что в понимании социальных явлений Конт превзошел всех своих предшественников.
Социологическая ориентация Спенсера отличалась от позиции Конта. Спенсер характеризовал ее так: «Какова цель Конта? – дать всестороннее описание прогресса человеческого разума. Моя же цель – дать описание внешнего мира». Т.е. Конта интересовала только эволюция идей, а Спенсера - происхождение вещей. Главное различие Конта и Спенсера – подход Спенсера – объективный, а подход Конта – субъективный. Первой и основной заботой Спенсера является эволюционное изменение в социальных структурах и институтах, а идеи – вторичны. [3]
Г. Спенсер создал ряд фундаментальных трудов по философии, социологии, психологии и другим наукам. В своем основном сочинении - «Системе синтетической философии» - он глубоко и подробно изложил свои взгляды на эволюцию природных и социальных явлений. Эти взгляды он обосновал также в труде «Основные начала». Свою органическую теорию общества и понимание социальной эволюции он подробно изложил в сочинении, названном «Научные, политические и философские опыты». [5]
Суть органической теории общества заключается в том, что оно рассматривается как единая система взаимодействия природных, прежде всего биологических, и социальных факторов. Согласно этой теории, все стороны общественной жизни органично связаны между собой и не могут функционировать вне данной связи. Только в рамках целостного социально-природного организма проявляется подлинное значение любого социального института и социальная роль каждого субъекта.
Спенсер рассматривал общество как организм, развивающийся по естественным, главным образом биологическим, законам. Он уподобил общество живому биологическому организму, обосновывая такой подход с помощью следующих доказательств:
1) как живые организмы, так
и любые общества в процессе
их роста и развития
2) те и другие усложняются;
3) их части приходят во все большую зависимость друг от друга;
4) те и другие продолжают жить
как целые, хотя составляющие
их единицы (скажем, люди в обществе
и клетки в живом организме)
постоянно появляются и
Информация о работе Возникновение теоретической социологии XIX века