Возникновение тревоги, волнения во время сдачи экзаменов у студентов

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 18 Сентября 2013 в 21:44, творческая работа

Описание работы

Я решил провести социологическое исследование на тему «Возникновение тревоги, волнения во время сдачи экзаменов у студентов», потому что сами являемся студентами. Данную тему считаю актуальной, интересной и волнующей для каждого учащегося, так как сталкиваемся с этой проблемой в конце каждого семестра на протяжении всего периода обучения. Я опрашивал именно наш факультет и именно 3 курс, потому что во время сессии мы находимся в равных условиях:
студенты нашего потока сдают одинаковые экзамены;
экзамены принимают одни и те же преподаватели;
у студентов нашего курса одинаковая нагрузка.

Содержание работы

Основные этапы социологического исследования.
Инструментарий.
Статистический анализ полученных данных.
Выводы исследования.

Файлы: 1 файл

соц. исследование.doc

— 90.00 Кб (Скачать файл)

Федеральное агентство по образованию

ГОУ ВПО Тульский государственный педагогический университет

им. Л.Н. Толстого

 

 

 

 

 

 

 

Кафедра стилистики русского языка

 и документоведения

 

 

 

 

 

 

 

Социологическое исследование на тему:

 

«Возникновение тревоги, волнения во время сдачи экзаменов у студентов».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Выполнил: студент ФРФиД

3 курса  группы Б

Хряпкин Н.С.

                                                                                  Проверил: Юшин М.А.

 

 

 

 

 

 

 

Тула  — 2011

 

 

Содержание:

  1. Основные этапы социологического исследования.
  2. Инструментарий.
  3. Статистический анализ полученных данных.
  4. Выводы исследования.
  5. Приложение.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Основные  этапы социологического исследования.

Проблема исследования:

Я решил провести социологическое исследование на тему «Возникновение тревоги, волнения во время сдачи экзаменов у студентов», потому что сами являемся студентами. Данную тему  считаю актуальной, интересной и волнующей для каждого учащегося, так как сталкиваемся с этой проблемой в конце каждого семестра на протяжении всего периода обучения. Я опрашивал именно наш факультет и именно 3 курс, потому что во время сессии мы находимся в равных условиях:

  1. студенты нашего потока сдают одинаковые экзамены;
  2. экзамены принимают одни и те же преподаватели;
  3. у студентов нашего курса одинаковая нагрузка.

Считается, что мы, студенты, отличаемся друг от друга тем, что очень разные и стало интересно, как же относятся  учащиеся ФРФиД 3го курса к сдаче  экзаменов?

После проведения социологического исследования я попытаюсь ответить на следующие вопросы:

-волнуются ли  студенты 3го курса ФРФиД во  время сессии?

-По какой  причине это происходит?

-От каких  факторов это зависит? 

Объект исследования: Студенты 3 курса факультета русской филологии и документоведения ТГПУ им. Л.Н. Толстого.

Предмет исследования: Степень тревожности студентов во время экзаменационной сессии.

Цель исследования: Изучить степень проявления тревожности у студентов во время экзаменационной сессии.

Задачи исследования:

- Выяснить, волнуются ли студенты во время экзаменов;

- Выявить причину их  тревожности;

- При помощи анкетирования  выявить степень тревожности  у студентов;

- Выяснить, в какой момент  сдачи экзамена (непосредственно  во время подготовки к экзамену, перед началом экзамена или  во время ответа) студент испытывает наибольший страх.

Гипотеза исследования:Можно предположить, что:

а) чувство тревоги  присуще большинству студентов;

б) основной причиной чувства тревоги является степень  подготовки к предмету;

в)проявляющаяся  тревожность влияет на качество ответа и процесс подготовки к экзамену.

Метод сбора информации: Метод сбора информации – анкетирование.

Выборка:Выборка составила 40 человек.

2. Инструментарий.

Чтобы провести социологическое исследование и получить необходимые данные у студентов используется анкета с 14 закрытыми вариантами ответа. Анкета анонимна и каждый вопрос имеет один четкий ответ:

Просим Вас принять участие в социологическом исследовании , проводимым  с целью определения степени тревожности, которую испытывает студент во время экзаменационной сессии. Анкета анонимна. Внимательно прочитайте каждое из приведенных ниже предложений и поставьте рядом с номером вопроса соответствующую цифру в зависимости от того, согласны Вы с суждением или нет ( вопросы подразумевают однозначный ответ).

 

1.  Я сильно волнуюсь во время экзамена.  
1) да  
2) иногда  
3) нет  
2. Приступая к анализу вопроса,  я испытываю чувство неуверенности.  
1) да  
2) скорее нет, чем да  
3) нет  
3. Я начинаю переживать, когда меня не понимают при ответе.  
1) да  
2) нет  
4. Я плохо сплю во время сессии.  
1) да  
2) нет  
5.  Небольшое замечание может сбить меня с толку.  
1) да  
2) нет  
6. Я сильно волнуюсь непосредственно перед ответом.  
1) да  
2) скорее нет, чем да  
3) нет  
7. Я сильно переживаю, когда сдаю экзамен менее успешно, чем ожидал(а).  
1) да  
2) нет

8. Перед ответом я так волнуюсь, что мне кажется, что знания улетучились.  
1) да  
2) нет  
9. Можете ли вы во время ответа на экзамене потерять мысль, растеряться и замолчать? 
1) да  
2) нет

10.У меня  садится голос при сильном волнении.  
1) да  
2) нет  
11. Даже самый незначительный шум может помешать мне сосредоточиться на билете.  
1) да  
2) нет  
12. Я волнуюсь независимо от уровня подготовки.  
1) да  
2) нет  
13. Ожидание экзамена очень тревожит меня.  
1) да  
2) иногда  
3) нет  
14. Меня охватывает сильное беспокойство, когда я думаю о том, какой объем материала еще предстоит повторить.  
1) да  
2) нет

 

 

 

 

 

 

 

 

 

3. Статистический анализ  полученных данных.

В нашем опросе приняло участие 40 студентов 3 курса ФРФиД им. Л.Н. Толстого. Из них – 38 девушек (составляют 95% респондентов) и 2 юношей (составляют 5% респондентов).

Результаты нашего социологического исследования следующие:

- 92,5%  опрошенных сильно волнуются во время экзаменов;

- 40%  человек неуверенно себя чувствуют, приступая к анализу вопроса;

- 65%  студентов переживают, когда их не понимают при ответе;

- 47,5%  респондентов плохо спят во время сессии;

Зато  всего лишь 35% - сбиваются с толку при небольшом замечании преподавателя;

Половина  опрошенных – 50%  сильно волнуются непосредственно перед ответом;

62,5%  студентов переживают, если сдают экзамен менее успешно, чем ожидали;

40%  опрашиваемых кажется, что их знания перед ответом улетучились;

67,5%  человек могут во время ответа на экзамене растеряться и замолчать;

У 22,5%  человек садится голос при сильном волнении;

32,5%  студентам при подготовке к ответу может мешать даже самый незначительный шум;

72,5%  респондентов волнуются независимо от уровня подготовки;

97,5%  опрашиваемых очень тревожит ожидание экзамена;

80%  человек охватывает сильное беспокойство при мысли о том, какой объём материала ещё предстоит повторить.

 

 

 

                                 

 

4. Выводы исследования.

Проанализировав результаты, мы пришли к выводу, что  чувство тревожности действительно присуще большинству студентов (92,5%).

Основной  причиной волнения является степень  подготовленности к сдаваемому предмету (30%).     

Проявляющаяся тревожность в равной степени  влияет как на процесс подготовки, так и на сам ответ на экзамене.

Данные  результаты не следует считать плачевными - чувство тревожности в ответственный  момент является естественным - так проявляются защитные силы организма. Однако чрезмерная тревога отрицательно влияет на качество ответа и на психическое состояние человека в целом. Поэтому студент должен работать над собой - существуют различные методики и психологические тренинги, которые помогут привести в равновесие психическое состояние студента во время сессии.

Таким образом, наши гипотезы полностью подтвердились.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

5.Приложение

 

Соц. матрица ответов(таблица)

№ вопроса

 

№ респондента

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

1

2

2

1

2

1

1

1

2

2

1

1

2

2

1

2

2

2

1

1

2

6

1

2

2

1

2

2

2

1

3

2

2

2

3

2

1

1

2

2

1

1

2

3

1

4

1

1

1

2

2

1

1

1

2

2

1

2

2

1

5

2

2

1

2

1

2

1

2

2

1

1

2

2

1

6

1

2

2

3

2

1

3

2

2

1

1

2

2

1

7

1

2

2

3

2

1

3

2

2

1

1

1

2

1

8

1

2

2

1

2

2

3

2

2

1

1

1

2

1

9

1

1

1

2

3

2

1

2

2

1

2

1

2

1

10

2

2

2

3

2

4

3

2

2

1

1

2

2

1

11

1

2

1

1

1

3

3

2

3

1

2

2

3

1

12

2

2

1

1

3

6

3

2

3

1

2

2

2

1

13

1

2

2

3

2

2

1

2

2

1

2

2

2

1

14

2

2

2

1

2

2

3

2

2

1

2

1

2

1

15

2

1

2

3

1

2

3

2

2

2

2

1

2

1

16

1

1

2

2

1

1

3

2

2

1

1

2

2

1

17

2

2

2

2

3

2

1

2

2

1

1

2

3

1

18

2

2

2

3

3

2

3

2

2

1

1

2

2

1

19

1

1

1

1

2

3

3

2

2

1

1

2

2

1

20

1

2

1

1

1

1

1

2

2

1

2

2

2

1

21

1

2

1

2

1

2

1

2

2

1

1

1

3

1

22

1

2

2

1

1

3

3

2

2

1

2

2

3

1

23

1

2

1

1

1

5

1

2

2

1

2

1

2

1

24

1

2

1

2

1

6

1

2

2

2

2

1

2

1

25

1

2

2

1

1

1

3

2

2

1

2

2

2

1

26

1

2

2

2

2

2

3

2

2

1

2

2

2

1

27

1

2

2

2

1

2

1

2

2

1

2

2

3

1

28

2

2

1

1

1

6

3

2

2

1

3

1

2

1

29

1

2

2

2

1

2

3

2

1

1

1

2

2

1

30

2

2

2

3

1

2

3

2

3

2

2

1

3

1

31

2

2

1

2

1

6

3

2

3

1

1

2

2

1

32

2

2

1

2

3

1

3

2

2

1

1

1

2

1

33

1

2

1

2

2

5

1

2

2

1

2

2

2

1

34

1

2

1

2

1

6

3

2

3

1

2

1

3

1

35

2

2

2

3

3

2

1

2

2

1

1

1

2

1

36

1

2

2

3

1

3

1

2

2

1

2

2

2

1

37

2

2

2

2

1

3

3

2

2

1

2

2

2

1

38

1

2

2

3

1

2

3

2

2

1

2

2

2

1

39

1

2

2

3

1

1

2

2

1

1

1

1

2

1

40

2

2

1

1

2

1

3

2

2

1

1

2

2

1



Информация о работе Возникновение тревоги, волнения во время сдачи экзаменов у студентов