Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Декабря 2013 в 01:59, реферат
Знание социологии как необходимый элемент современной гуманитарной культуры важнейшее условие развития человеческого в человеке, способность к осознанию и духовность.
Как известно, социология – это наука об обществе. Как и другие обществен-ные науки, социология развивается не изолированно, а в постоянной взаимосвязи с другими общественными науками, занимая при этом ведущую роль в системе об-щественных наук. Во-первых, социология дает другим общественным наукам научно обоснованную теорию общества и его структурных элементов. Во-вторых, представляет другим наукам технику и методику изучения человека и его деятель-ности, а также методы измерения этой деятельности. Это проявляется, в частности, в том, что другие общественные науки “социологизируются”, в результате чего в их недрах формируются новые направления исследований – социальные: социаль-но-экономические, социально-психологические, социально-политические, социально-демографические и др.
Знание социологии как
необходимый элемент
Как известно, социология –
это наука об обществе. Как и
другие обществен-ные науки, социология
развивается не изолированно, а в постоянной
взаимосвязи с другими общественными
науками, занимая при этом ведущую роль
в системе об-щественных наук. Во-первых,
социология дает другим общественным
наукам научно обоснованную теорию общества
и его структурных элементов. Во-вторых,
представляет другим наукам технику и
методику изучения человека и его деятель-ности,
а также методы измерения этой деятельности.
Это проявляется, в частности, в том, что
другие общественные науки “социологизируются”,
в результате чего в их недрах формируются
новые направления исследований – социальные:
социаль-но-экономические, соц
Наиболее близкими по предмету
исследования к социологии наукам считают
обычно социальную антропологию и социальную
психологию. Однако социальная антропология
занимается изучением локальных, простых,
доиндустриальных культур и обществ
для определения происхождения и процессов
развития человеческого рода и человеческой
культуры. Социология же изучает современные
сложные общества.
Кроме того, социальная психология исследует
психологические причины, механизмы и
закономерности поведения людей в группах
и обществах, а также психологические
характеристики индивидов, групп и общностей.
Основное
различие социологического и философского
подходов состоит в том, что социология
уделяет главное внимание осмыслению
полученного эмпирического материала,
а философия – сосредотачивается на философском
осмыслении теоретических источников.
Значение социологической
науки определяется в первую очередь
теми функциями, которые она выполняет
в обществе.
При рассмотрении вопроса о
роли социологии в преобразовании общества
следует подчеркнуть, что социологические
знания активно проникают в широкие слои
общества. Растущее число специалистов
применяют свою социологическую подготовку
в различных правительственных учреждениях.
Методы, разработанные социологами и другими
обществоведами, изучаются и используются
различными специалистами. Яркий пример
– опросы общественного мнения. Разработанные
и примененные главным образом социологами
и статистиками, они стали важным методом
исследования рынка и опросов общественного
мнения. Помимо уже рассмотренных областей
применения социологии, деятельность
социологов и других обществоведов обеспечивает
поступление обширной информации, которая
важна для принятия решений в социальной
политике. Кроме того, социологическое
исследование может помочь определить
результаты мер социальной политики после
их реализации
В последние годы в мире сложились центры социального сотрудничества, с помощью которых страны координируют свою национальную и социальную политику, принимают меры к улучшению социального положения маргинальных групп населения, обмениваются опытом и решают вопросы социального положения и подготовки кадров социальных работников. Государства, благодаря постоянным контактам по каналам этих центров, имеют возможность регулировать состояние социальных прав человека; намечать программы взаимного сотрудничества; готовить проекты социальной помощи в отношении таких групп населения, как дети, молодежь, пожилые, инвалиды, семьи и др. Создано несколько авторитетных международных социальных организаций, по каналам которых осуществляется разнообразное и многопрофильное сотрудничество.
ЮНЕСКО.
Международная межправительственная организация, являющаяся специализированным отделением ООН по вопросам образования, науки и культуры. ЮНЕСКО была создана в 1946 году. Членами организации являются 158 государств. Главная цель, которую ставит перед собой организация – содействие развитию международного сотрудничества в области науки и техники, образования, культуры, искусства, охраны окружающей среды, ресурсов Мирового океана и земной коры, прикладной микробиологии и биотехники, энергетики, распространения научно-технической информации; борьба против дискриминации в вопросах образования; защита национальных культур и предупреждение стихийных бедствий.
Высшим органом ЮНЕСКО является Генеральная конференция, созываемая каждые два года, имеющая право избирать Генерального директора сроком на шесть лет.
В мире насчитывается более двадцати региональных бюро и центров ЮНЕСКО. Для пропаганды своих идей и деятельности этой организацией издается свыше двухсот периодических и около ста непериодических изданий на нескольких языках, в том числе и на русском.
Организация проводит свою
работу в соответствии с программой
и бюджетом, которые утверждаются
сессией Генеральной
ЮНИСЕФ.
Данная организация является Детским фондом ООН, созданным в 1946 году как Международная чрезвычайная организация помощи детям в разоренных странах Европы. В наше время ЮНИСЕФ стала ведущим учреждением ООН по координации деятельности программ помощи детям. На заседаниях Исполнительного Совета организации рассматривается политика, обсуждаются программы и проекты, утверждается бюджет Фонда. Источник финансирования составляют ежегодные добровольные пожертвования организаций и частных лиц.
Через свои отделения, действующие в различных странах и регионах мира, помогает правительствам оказывать помощь нуждающимся детям. В первую очередь помощь предоставляется самым слабым государствам, в которых высок уровень детской смертности и заболеваемости, низкий уровень душевого дохода. Во многих странах мира созданы Национальные советы содействия ЮНИСЕФ.
Программами Фонда охвачены около ста сорока государств Африки, Азии, Латинской Америки и Европы. Организация осуществляет глобальную программу иммунизации детей в странах третьего мира. Выбор страны, которая нуждается в помощи, естественно, не является случайным, ЮНИСЕФ при этом руководствуется тремя критериями: уровнем смертности детей до пяти лет; валовым национальным продуктом на душу населения и общей численностью детского населения. Среди таких бедствующих стран – семь бывших республик СССР: Армения, Азербайджан, Грузия, Казахстан, Киргизия, Туркестан и Туркмения. Каждой из них под детские программы выделено на год 2 миллиона долларов.
Детский фонд ООН своими мероприятиями воздействует на общественное мнение и заставляет правительства различных государств задуматься о настоящем и будущем детей. В задачи ЮНИСЕФ входит подготовка ежегодных докладов о положении детей в мире, которые распространяются через информационный центр ООН. Наиболее важной акцией ЮНИСЕФ за последние годы стало содействие в разработке проекта Конвенции о правах ребенка, принятой Генеральной Ассамблеей ООН.
Деятельность Фонда отмечена мировой общественностью. В 1965 году ЮНИСЕФ был удостоен Нобелевской премии в защиту детства и мира.
Всемирная организация здравоохранения (ВОЗ).
Днем основания этой организации считается 7 апреля 1948 года, поэтому именно в этот день ежегодно отмечается Всемирный день здоровья. ВОЗ создана как специализированная организация при ООН, ставящая своей целью достижение всеми народами возможно высшего уровня здоровья. Она организует во всемирном масштабе борьбу с болезнями. В частности, одной из заслуг этой организации является ликвидация оспы на нашей планете.
ВОЗ издала Руководящие принципы для разработки национальных стратегий по обеспечению здоровья для всех и подготовила Глобальную стратегию, основанную на национальных стратегиях, принятых на Всемирной ассамблее здравоохранения в 1981 году.
Ею оказывается помощь государствам в построении национальных систем охраны здоровья, создании действенной модели контроля за качеством лекарственных средств и немедицинским оборотом наркотиков. Способствует развитию научных исследований в области здравоохранения, социальной гигиены, валеологии. Крупным достижением ВОЗ следует считать утверждение в мире понимания социальной обусловленности здоровья и закрепление этого в общепринятом определении здоровья.
Одна из главных функций программ ВОЗ в области охраны здоровья матери и ребенка, включая и программы планирования семьи, состоит в оказании технической и управленческой помощи государствам в адаптации и интеграции основных компонентов охраны здоровья матери и ребенка и планирования семьи на всех уровнях системы здравоохранения.
В 1982 году была учреждена новая программа ВОЗ: Охрана здоровья пожи-лых людей. Учитывая растущую тенденцию старения населения в мире, эта прог-рамма имеет большую перспективу. В ее рамках начаты исследования в области старения с целью исследования здоровья пожилых людей и возможностей его сохранения.
В результате роста населения,
повышения продолжительности
Совместно с ЮНИСЕФ ВОЗ
успешно провела всемирную
ВОЗ также активно включилась в осуществление специальной программы и глобальной стратегии предупреждения СПИДа и борьбы с ним. Главными направ-лениями деятельности на данном этапе являются распространение информации и просвещение населения относительно способов передачи этой болезни.
Всемирная организация здравоохранения призвана играть роль руководя-щего и координационного центра в сфере здравоохранения и развивать техничес-кое сотрудничество между различными странами в целях улучшения здоровья в мире.