Выборка в социологическом исследовании. Виды и типы

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 29 Декабря 2011 в 16:52, курсовая работа

Описание работы

Социология изучает людей, социальные явления, социальные процессы, причинные связи между социальными явлениями и людьми, а следовательно, и способы воздействия на общество.
Давно известно, что психические и психофизиологические нарушения нередко выводят человека за пределы социальной жизни и за пределы действия социальных законов: человек просто оказывается неспособным действовать в соответствии с нормами или утрачивает такую способность.

Содержание работы

Введение.
Вопросы.
Социальные статусы, социальная роль.
Девиантное поведение: понятие, формы и виды.
Выборка в социологическом исследовании. Виды и типы.
Заключение.
Список литературы.

Файлы: 1 файл

ккккк Microsoft Office Word (2).docx

— 31.79 Кб (Скачать файл)

Эмпирическое  социологическое исследование –  это научное исследование, направленное на получение фактофиксирующего  знания, т.е. установление и обобщение  социальных фактов с помощью прямой или опосредованной регистрации  событий, характерных для исследуемых  социальных явлений, объектов, отношений.

Эмпирическое  исследование отличается от теоретического (в рамках которого исследователь  оперирует научными понятиями, категориями, отражающими наиболее существенные свойства социальных объектов и процессов) тем, что здесь предметом анализа  становятся:

§      поведение индивидов, социальных групп;

§      продукты человеческой деятельности;

§      вербальные действия людей: суждения, мнения, взгляды.

Проведение эмпирических социологических исследований необходимо для получения:

§      полной, всеобъемлющей информации, отражающей все основные стороны изучаемого процесса;

§      надёжной, достоверной информации, поскольку именно проведение подобного исследования гарантирует от множества её искажений;

§      репрезентативной, информации.

Специфика эмпирического  исследования состоит в том, что  это не простой сбор, отбор каких-либо социальных фактов (такой отбор может  быть субъективным), а научная процедура, в рамках которой используются специальные  социологические методы сбора информации, а также применяются специальные  социологические технологии, в том  числе организация выборки.

2. Значение выборки  в социологическом исследовании.

Из трёх видов  исследования всеобщего, локального и выборочного последнее используется чаще всего. Поскольку эмпирическое исследование всегда направлено на получение точной и объективной, количественной социальной информации, постольку важно при его проведении обеспечить в первую очередь репрезентативность получаемой информации. Поэтому очень большое значение имеет правильность выборки. Отбор должен проводиться таким образом, чтобы выборочная совокупность отражала тенденции всей генеральной совокупности. К примеру, при опросе 200-300 чел. полученная информация может быть экстраполирована на весь массив, т.е. на все население города. Поэтому именно выборочные исследования позволяют совершенно по-иному подойти к изучению социальных и экономических процессов в регионе, обществе в целом (в частности, составлять мнения относительно позиций десятков и сотен миллионов людей на основе опроса нескольких тысяч человек).

Для того, чтобы  более четко разобраться в  проблемах выборочных исследований, охарактеризуем основные понятия, связанные  с их организацией:

единица наблюдения - непосредственный источник информации в социологическом и маркетинговом  исследовании, в качестве которого могут выступать отдельный человек, группа лиц, организация, документ и  т. п. в зависимости от целей и  объекта исследований;

генеральная совокупность - вся совокупность единиц наблюдения, имеющих отношение к проблеме исследования;

выборочная совокупность - часть генеральной совокупности, которая подлежит непосредственному  изучению в процессе исследования в  соответствии с разработанной методикой  сбора материала;

Подробно проблемы обеспечения репрезентативности рассматриваются  статистикой. Они достаточно сложны, поскольку речь идет, с одной стороны, об обеспечении количественной репрезентации  генеральной совокупности, с другой - качественной. Качественная репрезентация  предполагает обеспечение в выборочной совокупности представительства всех элементов генеральной (к примеру, не может быть и речи о репрезентативности, если опрашиваются только мужчины или  только женщины, только молодые люди или только старики; в выборке  должны быть представлены все существующие группы). Что же касается количественной репрезентации, то здесь речь идет о том, что вое эти группы должны быть представлены в выборочной совокупности в оптимальном (достаточном для нормального представительства) количестве.

Очевидно, к примеру, что если проводить исследование на выборке всего в 50-100 чел., то погрешность  в репрезентативности полученной информации будет выше, чем при опросе 800-1000 чел. Но в тоже время совершенно бессмысленно увеличивать до бесконечности число  опрашиваемых.

3. Типы и виды  выборки.

Процесс обеспечения  репрезентативности информации в эмпирическом исследовании, т.е. достижения близкого соответствия выборочной совокупности генеральной реализуется в ходе организации выборки. Понятие "выборки" в статистике, социологии, маркетинге рассматривается в двух значениях. Во-первых, это совокупность элементов  генеральной совокупности, подлежащих изучению, т.е. выборочная совокупность. Во-вторых, выборка - это процесс  формирования выборочной совокупности при необходимом условии обеспечения  репрезентативности. Выделяют различные  типы выборки (отбора) и виды выборок.

Что касается типов  выборок, то в принципе их выделяют три. Речь идет о самих принципах  подхода к отбору единиц выборочной совокупности из генеральной. Они могут  быть следующими:

стихийный отбор, т.е. отбор по принципу добровольности и доступности вхождения единиц генеральной совокупности в выборочную. Он используется довольно часто, в частности, в почтовых и прессовых опросах. Основной недостаток подобного отбора - невозможность качественной репрезентации  генеральной совокупности. Тем не менее, стихийная выборка используется и с учетом ее экономичности, а  также в некоторых исследованиях, когда формирование выборочной совокупности по-иному попросту невозможно;

вероятностный (случайный) отбор - один из основных, используемых в социологических исследованиях. Главный принцип подобного отбора – обеспечение возможности каждой единице генеральной совокупности попасть в выборочную. С этой целью  используются таблицы случайных  чисел, лотерейный подбор, механический отбор;

квотный (стратифицированный) отбор, в основе которого лежит построение качественной модели генеральной совокупности, затем - отбор единиц наблюдения в  выборочную совокупность, исходя из имеющейся  модели (например по слоям населения, возрастному, половому признакам и  т.д.).

Наконец, по видам  выборок выделяют одноступенчатую (простой отбор с использованием соответствующего принципа из генеральной  совокупности в выборочную); серийную (в качестве единиц отбора выступают  серии - семьи, классы, бригады); многоступенчатую (отбор производится в несколько  этапов: сначала, к примеру, отбираются в городе предприятия, на них –  цеха, в цехах – респонденты) и  некоторые другие.

Заключение.

Функции, статусы  и социальные роли образуют своеобразный стыковочный механизм, благодаря  которому поведение человека становится предсказуемым, надежным для общества, а сам он становится носителем  его культуры.

Социальные статусы  и роли как средства описания взаимосвязи  личности и общества позволяют во многом по-новому осмыслить социальную жизнь, установить более ясные «осязаемые»  научно-логические механизмы подключения  личности к сложным социальным образованиям, и в этом немалая заслуга социологической  статусно-ролевой теории. 
 

Список литературы.

 
  1. Добреньков  В.И., Кравченко С.А. Социология. –  М.: 2006.
  2. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная социология. – СПб.: 2003.
  3. Зборовский Г.Е. История социологии. – М.: 2003.
  4. Рабочая книга социолога. - М.: 2005.
  5. Социология. - С.-Пб.:2003.
  6. Социология. - М.: 2005.
  7. Социология. (Под ред. Ак. РАН  Г.В.Осипова)– М., 2000.
  8. Социология (Под ред. Проф.В.Н.Лавриненко) – М.: 2003.
  9. Социология. Учебное пособие для вузов. - С.-Пб.: 2003.
 
 

 

 
 

Информация о работе Выборка в социологическом исследовании. Виды и типы