Автор работы: Пользователь скрыл имя, 24 Февраля 2014 в 11:15, статья
В статье осуществляется социологический анализ высшего образования как единой, сложной, полифункциональной, многокомпонентной системы. Исследуется теоретико-методологический аппарат функционирования образования в современном обществе, его социокультурная динамика. Анализируются основные подходы к исследованию проблем высшего образования в социологии, подходы к пониманию образования как социального института в контексте субъект ― объектного анализа.
Исходя из вышеперечисленного, рассмотрение образования как социального института может быть представлено в четырех контекстах и типах дискурса.
Системный подход можно охарактеризовать как «базовый», который позволяет раскрыть специфику изучаемого явления, выделить полифункциональность образования как системы в целом, так и отдельных ее элементов и структур.
Деятельностный подход к образованию может быть реализован как на институциональном уровне, когда предметом анализа является деятельность социального института образования в целом (так и на уровне личности (социальной группы)). В последнем случае образование определяется как вид деятельности в структуре способа жизни индивида.
Целью институционального подхода, как отмечает О.О. Шуклина, является «охарактеризовать реализацию потребностей, которые имеют как индивидуальный, так и общественный характер и реализуются в практической образовательной деятельности различных учебных заведений». Согласно современной парадигмы, определяющим элементом всей системы образования является человек, с его потребностями и интересами.
Социокультурный подход начал формироваться в 30-е годы XX в., Получил развитие в концепции «реконструкции социальной позиции» французских социологов Бурдье и Пассерона, и сейчас стал основным в отечественной социологии образования.
Социокультурный подход приобретает особую актуальность в современных процессах гуманизации и гуманитаризации высшего образования. Высшая школа осуществляет передачу культурных норм, принятых в обществе, и именно так ставит пределы для естественных проявлений человеческой натуры или социальной группы, которые не помещаются в определенных нормах, влияя таким образом на стиль жизни человека. Помимо трансляции норм, высшее образование ― это способ культурной регуляции человеческой деятельности, которая осуществляется через систему ценностей. Ценности помогают обществу и человеку отделить хорошее от плохого, правду от лжи, прекрасное от безобразного и т. д. Итак, высшее образование имеет влияние на общество и личность не только как система взаимосвязанных элементов или особый вид деятельности, но и как социокультурный феномен.
Рассматривая подходы в рамках социокультурного направления, сложившиеся в социологии по изучению образования, нельзя не коснуться тех из них, которые были начаты и сформулированы за последние 20 лет в социологии образования и могут считаться если не инновационными, то хотя неординарными. Такую попытку предпринял в 90-х г. ХХ в. уже названый нами российский социолог В. Нечаев . Автор рядом с социокультурным подходом, обосновал социосемиотичний, или же, согласно с авторским названием, социокоммуникативный подход к изучению образования. Социологическому контексту социокультурного подхода к высшему образованию посвящены работы Налетовой К., Петрович О., Киридиной Л. На Украине этой теме посвящены работы В. Навроцького, В. Пилипенко, М. Пирен.
В свете всего вышесказанного следует отметить в рамках социокультурной парадигмы анализ системы образования не может происходить вне анализа всей совокупности разнонаправленных социокультурных процессов образующих жизненную бытийность конкретного общества как отдельной культуры, в основе которой лежит определенная культурная традиция, как уникальная матрица, социокод. Подвергаясь влиянию современных глобализационных процессов мирового масштаба общество адекватно реагирует на это трансформацией системы собственных базовых социальных институтов, одним из которых выступает и высшее образование.
Подытоживая, следует отметить, что
мы совершили анализ высшего образования
как логически выстроенной
Информация о работе Высшее образование как предмет социологического анализа