Выявление суицидально-направленных групп в обществе

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 15:45, реферат

Описание работы

Цель данного исследования – достичь определённого уровня понимания данной
проблемы именно с точки зрения социологии, т.к. она может рассматриваться
как в социологии, так и в юриспруденции, психологии, философии. Привлечь
внимание общественности, дать рекомендации, направленные на распознание и
предотвращение суицидов.

Содержание работы

Программа социологического исследования. 3
1.Введение.
6
2.Понятие суицида.
7
3.Классификация самоубийств. 9
4.Суицид как форма девиантного поведения. 10
5. Формирование суицидальной направленности. 11
6. Мотивы самоубийств. Ситуационные факторы. 12
7.Категории лиц, склонных к суициду. 16
8.Динамика роста числа самоубийств. 25
9. Попытки предотвращения суицидов. 28
10. Заключение.
31
11. Список используемой литературы. 32

Файлы: 1 файл

реферат по социологии.doc

— 560.50 Кб (Скачать файл)

численных  соотношениях.  Конечно,  каждый  самоубийца  приходит  к   своему

решению  индивидуальным  путем,  но,  тем   не   менее,   основные   факторы

индивидуального решения создаются социальными причинами.  На  каждую  тысячу

жителей   приходится   определенный   процент   людей   с   наклонностью   к

самоубийству, т.е.  людей  с  относительно  слабой  волей,  с  недостаточным

запасом   энергии,   склонных    преувеличивать    дурное    в    окружающих

обстоятельствах, а иногда и в  себе самих, люди типа меланхолического.

Рассмотрев мотивы, толкающие  человека  на  самоубийство,  выявив  категории

лиц, способных совершить этот шаг, можно прийти к выводу,  что  самоубийства

происходили, происходят  и будут происходить,  в   связи   с   тем,   что

существование идеального общества с  высоким уровнем человеческого  счастья  –

этого всего лишь мечта, как для  нас,  так  и  для  всех  предшествовавших  и

будущих поколений.

Проблемы же остаются  и  на  глобальном  уровне,  и  на  бытовом,  проблемы,

которые могут «убить» даже сильного человека, который не в  состоянии  найти

какой-либо выход.

Но самое ужасное и, наверное, глупое, на  мой  взгляд,  –  это  самоубийства

молодёжи, не столкнувшейся ещё с по-настоящему  серьёзными  проблемами,  но

умеющей преувеличивать величину своего, порой, надуманного горя.

Поэтому,  давайте  будем  более  внимательными  друг  к  другу,   ведь   это

немаловажно в разрешении этой неразрешаемой  проблемы…

 

11. Список используемой литературы.

1. Дюркгейм Э. «Самоубийство:  Социологический этюд». М., Мысль, 1994 –  400

   с.

2. Суицидология:  Прошлое  и   настоящее:  Проблемы  самоубийства  в  трудах

   философов, социологов, психотерапевтов  и в  художественных  текстах.   –

   М., «Когито – Центр», 2001. – 569 с.

3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко  В.Н., Попов  А.В.  Социология:

   Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова: - М.: Гардарики, 2000. –  474 с.

4. Вестник Московского университета. Серия 12. Политические науки. –  1998.

   -  № 6.

5. Огонёк. – 1998. -  № 45 (9 ноября).

6. Социологические исследования. –  1998. - № 9.

7. Социологические исследования. –  1998. - № 8.

8. Социологические исследования. –  2001. - № 2.

9. Социологические исследования. –  2001. - № 4.

 

 

 

САМОУБИЙСТВО, СУИЦИД (suicide) – сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Является одной из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения.

Научный термин «суицид» впервые начал  использовать врач и философ 17 в. Томас Браун, образовав его от латинского sui (себя) и caedere (убивать).

Следует обратить внимание на две  важные особенности определения  самоубийства.

Самоубийством называют как сознательные действия, приведшие к смерти, так и действия, в результате которых была совершена попытка лишения себя жизни, но в силу обстоятельств не повлекшая фатального исхода. В связи с этим в последнее время ученые стали различать фатальное (завершенное) самоубийство и нефатальное самоубийство (или суицидальная попытка).

Ключевым понятием в определении  выступает осознанность предпринятых человеком действий. Самоубийство – явление, свойственное только людям. Может показаться, что нечто похожее на самоубийство наблюдается и в животном мире. В литературе описываются случаи, когда животные, попадая в неволю, отказываются от пищи и погибают от голода, также широко известны массовые «самоубийства» китов. Однако во всех этих случаях поведение животных базируется на инстинктах, его ни в коем случае нельзя назвать осознанным.

История суицида. Отношение к самоубийству и к самоубийцам на протяжении всей истории человечества было не однозначным. Очень многое зависело от того, кто и при каких обстоятельствах совершал самоубийство. Отношение к самоубийцам у разных народов и в разные эпохи менялось от безоговорочного осуждения (у христиан) до преклонения перед ними (в Японии).

Известно, например, что в античных обществах благосклонно относились к самоубийству осужденных преступников. Если кончал с собой потерпевший поражение политический деятель (Демосфен, Ганнибал, Сенека), это считалось героическим проявлением силы воли. Однако в позднеримской империи, когда получили распространение самоубийства рабов, лишение себя жизни стали считать негативным действием, лишающим владельца его ценной собственности.

Со времен средневековья между  Западом и Востоком стали наблюдаться  существенные различия в восприятии самоубийства.

В странах Востока акт самоубийства чаще всего не рассматривался как  что-то антиобщественное – он не только не запрещался, но часто, наоборот, приносил самоубийце уважение окружающих. Так, в Индии практиковалось ритуальное самосожжение жены, потерявшей своего мужа (сати). Вдове-самоубийце оказывались божественные почести, она канонизировалась перед «самовольным» уходом из жизни. В Китае же самоубийство считалось традиционным методом мести обидчику.

Еще большее значение самоубийство играло в японской культуре. Известна существовавшая в феодальной Японии традиция ухода из жизни самураев с помощью харакири. Это выражение, широко распространенное среди не-японцев, у самих японцев не пользуется популярностью. Они предпочитают употреблять другое понятие – сеппуку, которое пишется с помощью тех же знаков, но в обратном порядке. Этот ритуал был четко регламентирован и, будучи чрезвычайно болезненным и медленным способом самоубийства, одобрялся как наиболее эффективный для демонстрации храбрости, самообладания и решительности самурая. Культура совершения такого самоубийства была настолько развитой, что даже предусматривала ситуации не только добровольного сеппуку, но и обязательного сеппуку.

Добровольное сеппуку практиковалось с 12 в. и было связано со стремлением  побежденных воинов избежать позора, попав в руки противника. Такого рода самоубийство совершил, например, в 1189 Минамото Ёсицуне – отважный воин и полководец, попавший в немилость к своему брату – правителю Японии. В отдельных случаях добровольное сеппуку было призвано продемонстрировать лояльность к своему господину (если погибал господин, то подчиненные следовали за ним даже после его смерти) как протест против политики правительства или в качестве искупления ошибок, допущенных в работе.

Обязательное сеппуку применялось  в тех случаях, когда самурай  приговаривался к казни. Сеппуку  при таких обстоятельствах рассматривалось как более достойный способ ухода из жизни, в сравнении со смертью от руки палача. Этот вид самоубийств был распространен с 15 в. и до 1873, когда он был запрещен. Именно таким образом ушли из жизни в 1703 знаменитые 47 «ронина» – самураи, потерявшие своего господина и отомстившие за него обидчику, за что были приговорены императором к самоубийству.

Такое лояльное отношение к самоубийству в странах Востока во многом объясняется  влиянием буддизма. По классическим канонам  этой религии, жизнь рассматривается как страдание, а душа человека проходит много циклов, переходя из одного состояния в другое. Поэтому уход из жизни вполне допустим, поскольку является индивидуальным выбором самого человека.

Кардинально противоположная ситуация наблюдалась в странах средневекового Запада. Христианство осуждало самоубийц, которые, сознательно отказываясь от жизни, стремились таким образом убежать от той судьбы, которая была им предначертана Богом. Им отказывалось в спасении души, их запрещалось хоронить на кладбище. Тех же самоубийц, кто случайно оставался в живых, приговаривали к каторжным работам, как убийц.

Чтобы отвратить людей от самой  мысли о возможности самоубийства, в средневековой Западной Европе трупы самоубийц подвергали самым  изощренным надругательствам. Тела вешали за ноги на центральных улицах, закапывали на перекрестках с вбитым в сердце колом, с позором хоронили вместе с павшимим животными. Иногда из могил выкапывали трупы людей, всего лишь заподозренных в том, что они наложили на себя руки. Такие строгие меры были не стихийными: так, например, во Франции при Людовике XIV тела самоубийц, согласно закону, таскали на носилках по улицам лицом вниз, затем вешали, после чего бросали на живодерню. Официальные юридические законы, преследующие тех, кто пытался свести счеты с жизнью посредством самоубийства, были приняты во многих европейских странах. В большинстве из них штрафы за попытку самоубийства были отменены в 17 в., но в Англии они просуществовали вплоть до 1961.

Хотя самоубийство перестали считать преступлением, однако оказание помощи самоубийце до сих пор рассматривается как преступление. По сей день не стихают споры, связанные с эвтаназией (в переводе с греческого «благая смерть»). Добровольный уход из жизни при помощи врача впервые был законодательно закреплен парламентом Нидерландов в 2001. Однако для этого нужно соблюсти жесткую процедуру подачи и рассмотрения заявления, прописанную в законе. Такая возможность существует и в Швейцарии, хотя специального закона, разрешающего эвтаназию, там нет. Вместе с тем, в статье 115 Уголовного кодекса Швейцарской Конфедерации говорится, что не наказуемо оказание помощи в акте самоубийства, если это не преследует личных корыстных целей. Имея медицинское свидетельство о неизлечимости болезни и приближении трагического конца, больной может обратиться за рецептом на приобретение смертельного препарата. Затем он обращается в специальное медицинское учреждение, где ему помогают совершить суицид.

Эвтаназия практикуется также в  Колумбии, Нидерландах, Бельгии, в отдельных штатах США и Австралии. Пассивная эвтаназия (при которой прекращается борьба за жизнь пациента с целью ускорения наступления естественной смерти) в 2004 была разрешена в Израиле и Франции.

«Реабилитация» самоубийц не означает, однако, «реабилитации» самого самоубийства. Хотя современные страны Запада чаще всего официально провозглашают свободу от догматов какой-либо одной религии, но фактически в них продолжает господствовать продиктованное христианской традицией негативное восприятие «самовольного» ухода из жизни.

Основные подходы к  научному анализу самоубийств. Есть три основных направления научного анализа самоубийства – философское, психологическое и социологическое.

Первыми, кто обратил свое внимание на сознательный уход из жизни как на объект научного анализа, были философы. Для них вопрос о жизни и смерти является одним из ключевых вопросов бытия. Самоубийство рассматривалось философами в совокупности с другими важными философскими проблемами, такими как смысл жизни, свобода выбора и др. Так, античные стоики считали возможность самоубийства высшим проявлением свободы человека перед лицом трудных жизненных обстоятельств. Особое внимание самоубийству как явлению современной культуры оказывали представители экзистенциальной философии – например, Альбер Камю (Миф о Сизифе).

Не меньшее внимание феномену самоубийства уделялось психологами. Переходя от высоких материй, которые волновали  философов, они «спускались на землю» и пытались понять, связана ли склонность к самоубийству с какими-либо психологическими отклонениями. В рамках этого направления получила распространение концепция Зигмунда Фрейда (Печаль и меланхолия) о неправильном психосексуальном развитии личности, приводящем в результате к наличию ряда комплексов, а в определенных случаях и к самоубийству.

Основы третьего, социологического подхода к изучению самоубийств  заложил знаменитый французский  социолог Эмиль Дюркгейм (Самоубийство). Отказавшись от изучения самоубийств на индивидуальном уровне, как это делали философы и психологи, он сделал акцент на социальные детерминанты суицида, то есть на самоубийство как социальный феномен. Не опровергая в целом постулата о том, что люди с психологическими отклонениями имеют больше шансов совершить самоубийство, он заявил, что не этот факт является ключевым для понимания сути рассматриваемого явления. Проследив корреляции между частотой самоубийств, с одной стороны, и психическими отклонениями (как наследственными, так и приобретенными) и склонностью людей к подражанию, с другой, социолог не нашел их существенными. Гораздо более важным, по его мнению, является влияние общества. Как и другие виды отклоняющегося поведения, самоубийство свидетельствует о глубоких противоречиях во взаимоотношениях индивида и общества.

В начале 21 в. наибольшее влияние на ученых, изучающих суицидные проблемы, оказывает именно социологический подход.

Типология самоубийств. Самой распространенной классификацией самоубийств является предложенная Дюркгеймом, в основе которой лежат социологические критерии – указание причин, по которым человек идет на самоубийство.

Эгоистическое самоубийство. Этот тип самоубийства чаще всего связан с семейными проблемами. Например, отсутствие детей часто приводит к тому, что семейная пара (не говоря уж об одиноких людях) начинает концентрировать свое внимание исключительно на своих нуждах и потребностях. Этот индивидуализм приводит к тому, что человек перестает соразмерять свои желания с потребностями окружающих его людей. Человек переходит рубеж, отделяющий его от смерти, когда его желания не совпадают с возможностями к их удовлетворению.

Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийств является полной противоположностью эгоистическим. Если у эгоистов виной всему является слишком высокий индивидуализм, то при альтруистическом самоубийстве человек, напротив, теряет свою индивидуальность, жертвует ею ради надличностных ценностей. Становясь не более чем атомом какой-либо группы, человек беспрекословно подчиняется ее требованиям, даже если таковые противоречат его чувству самосохранения. Это характерно в первую очередь для самоубийств, носящих обрядовый, ритуальный характер – таких как самосожжение вдов в Индии или самоубийства подчиненных в Японии. Этот тип был распространен в архаических обществах. Но и в современных обществах можно также встретить самоубийства, связанные с коллективистскими традициями. Характерные примеры – отказ капитана покинуть тонущее судно или самопожертвование в бою (японские камикадзе). Как считал Дюркгейм, к альтруистическому самоубийству людей подталкивает избыток энергии и страсти.

Информация о работе Выявление суицидально-направленных групп в обществе