Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Октября 2012 в 15:45, реферат
Цель данного исследования – достичь определённого уровня понимания данной
проблемы именно с точки зрения социологии, т.к. она может рассматриваться
как в социологии, так и в юриспруденции, психологии, философии. Привлечь
внимание общественности, дать рекомендации, направленные на распознание и
предотвращение суицидов.
Программа социологического исследования. 3
1.Введение.
6
2.Понятие суицида.
7
3.Классификация самоубийств. 9
4.Суицид как форма девиантного поведения. 10
5. Формирование суицидальной направленности. 11
6. Мотивы самоубийств. Ситуационные факторы. 12
7.Категории лиц, склонных к суициду. 16
8.Динамика роста числа самоубийств. 25
9. Попытки предотвращения суицидов. 28
10. Заключение.
31
11. Список используемой литературы. 32
численных соотношениях. Конечно, каждый самоубийца приходит к своему
решению индивидуальным путем, но, тем не менее, основные факторы
индивидуального решения создаются социальными причинами. На каждую тысячу
жителей приходится определенный процент людей с наклонностью к
самоубийству, т.е. людей с относительно слабой волей, с недостаточным
запасом энергии, склонных преувеличивать дурное в окружающих
обстоятельствах, а иногда и в себе самих, люди типа меланхолического.
Рассмотрев мотивы, толкающие человека на самоубийство, выявив категории
лиц, способных совершить этот шаг, можно прийти к выводу, что самоубийства
происходили, происходят и будут происходить, в связи с тем, что
существование идеального общества с высоким уровнем человеческого счастья –
этого всего лишь мечта, как для нас, так и для всех предшествовавших и
будущих поколений.
Проблемы же остаются и на глобальном уровне, и на бытовом, проблемы,
которые могут «убить» даже сильного человека, который не в состоянии найти
какой-либо выход.
Но самое ужасное и, наверное, глупое, на мой взгляд, – это самоубийства
молодёжи, не столкнувшейся ещё с по-настоящему серьёзными проблемами, но
умеющей преувеличивать величину своего, порой, надуманного горя.
Поэтому, давайте будем более внимательными друг к другу, ведь это
немаловажно в разрешении этой неразрешаемой проблемы…
11. Список используемой литературы.
1. Дюркгейм Э. «Самоубийство: Социологический этюд». М., Мысль, 1994 – 400
с.
2. Суицидология: Прошлое и настоящее: Проблемы самоубийства в трудах
философов, социологов, психотерапевтов и в художественных текстах. –
М., «Когито – Центр», 2001. – 569 с.
3. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов А.В. Социология:
Учебник / Под ред. проф. Ю.Г. Волкова: - М.: Гардарики, 2000. – 474 с.
4. Вестник Московского
- № 6.
5. Огонёк. – 1998. - № 45 (9 ноября).
6. Социологические исследования. – 1998. - № 9.
7. Социологические исследования. – 1998. - № 8.
8. Социологические исследования. – 2001. - № 2.
9. Социологические исследования. – 2001. - № 4.
САМОУБИЙСТВО, СУИЦИД (suicide) – сознательный отказ человека от жизни, связанный с действиями, направленными на ее прекращение. Является одной из наиболее крайних форм отклоняющегося (девиантного) поведения.
Научный термин «суицид» впервые начал использовать врач и философ 17 в. Томас Браун, образовав его от латинского sui (себя) и caedere (убивать).
Следует обратить внимание на две важные особенности определения самоубийства.
Самоубийством называют как сознательные действия, приведшие к смерти, так и действия, в результате которых была совершена попытка лишения себя жизни, но в силу обстоятельств не повлекшая фатального исхода. В связи с этим в последнее время ученые стали различать фатальное (завершенное) самоубийство и нефатальное самоубийство (или суицидальная попытка).
Ключевым понятием в определении выступает осознанность предпринятых человеком действий. Самоубийство – явление, свойственное только людям. Может показаться, что нечто похожее на самоубийство наблюдается и в животном мире. В литературе описываются случаи, когда животные, попадая в неволю, отказываются от пищи и погибают от голода, также широко известны массовые «самоубийства» китов. Однако во всех этих случаях поведение животных базируется на инстинктах, его ни в коем случае нельзя назвать осознанным.
История суицида. Отношение к самоубийству и к самоубийцам на протяжении всей истории человечества было не однозначным. Очень многое зависело от того, кто и при каких обстоятельствах совершал самоубийство. Отношение к самоубийцам у разных народов и в разные эпохи менялось от безоговорочного осуждения (у христиан) до преклонения перед ними (в Японии).
Известно, например, что в античных обществах благосклонно относились к самоубийству осужденных преступников. Если кончал с собой потерпевший поражение политический деятель (Демосфен, Ганнибал, Сенека), это считалось героическим проявлением силы воли. Однако в позднеримской империи, когда получили распространение самоубийства рабов, лишение себя жизни стали считать негативным действием, лишающим владельца его ценной собственности.
Со времен средневековья между Западом и Востоком стали наблюдаться существенные различия в восприятии самоубийства.
В странах Востока акт
Еще большее значение самоубийство играло в японской культуре. Известна существовавшая в феодальной Японии традиция ухода из жизни самураев с помощью харакири. Это выражение, широко распространенное среди не-японцев, у самих японцев не пользуется популярностью. Они предпочитают употреблять другое понятие – сеппуку, которое пишется с помощью тех же знаков, но в обратном порядке. Этот ритуал был четко регламентирован и, будучи чрезвычайно болезненным и медленным способом самоубийства, одобрялся как наиболее эффективный для демонстрации храбрости, самообладания и решительности самурая. Культура совершения такого самоубийства была настолько развитой, что даже предусматривала ситуации не только добровольного сеппуку, но и обязательного сеппуку.
Добровольное сеппуку
Обязательное сеппуку
Такое лояльное отношение к самоубийству в странах Востока во многом объясняется влиянием буддизма. По классическим канонам этой религии, жизнь рассматривается как страдание, а душа человека проходит много циклов, переходя из одного состояния в другое. Поэтому уход из жизни вполне допустим, поскольку является индивидуальным выбором самого человека.
Кардинально противоположная ситуация наблюдалась в странах средневекового Запада. Христианство осуждало самоубийц, которые, сознательно отказываясь от жизни, стремились таким образом убежать от той судьбы, которая была им предначертана Богом. Им отказывалось в спасении души, их запрещалось хоронить на кладбище. Тех же самоубийц, кто случайно оставался в живых, приговаривали к каторжным работам, как убийц.
Чтобы отвратить людей от самой
мысли о возможности
Хотя самоубийство перестали считать преступлением, однако оказание помощи самоубийце до сих пор рассматривается как преступление. По сей день не стихают споры, связанные с эвтаназией (в переводе с греческого «благая смерть»). Добровольный уход из жизни при помощи врача впервые был законодательно закреплен парламентом Нидерландов в 2001. Однако для этого нужно соблюсти жесткую процедуру подачи и рассмотрения заявления, прописанную в законе. Такая возможность существует и в Швейцарии, хотя специального закона, разрешающего эвтаназию, там нет. Вместе с тем, в статье 115 Уголовного кодекса Швейцарской Конфедерации говорится, что не наказуемо оказание помощи в акте самоубийства, если это не преследует личных корыстных целей. Имея медицинское свидетельство о неизлечимости болезни и приближении трагического конца, больной может обратиться за рецептом на приобретение смертельного препарата. Затем он обращается в специальное медицинское учреждение, где ему помогают совершить суицид.
Эвтаназия практикуется также в Колумбии, Нидерландах, Бельгии, в отдельных штатах США и Австралии. Пассивная эвтаназия (при которой прекращается борьба за жизнь пациента с целью ускорения наступления естественной смерти) в 2004 была разрешена в Израиле и Франции.
«Реабилитация» самоубийц не означает, однако, «реабилитации» самого самоубийства. Хотя современные страны Запада чаще всего официально провозглашают свободу от догматов какой-либо одной религии, но фактически в них продолжает господствовать продиктованное христианской традицией негативное восприятие «самовольного» ухода из жизни.
Основные подходы к научному анализу самоубийств. Есть три основных направления научного анализа самоубийства – философское, психологическое и социологическое.
Первыми, кто обратил свое внимание на сознательный уход из жизни как на объект научного анализа, были философы. Для них вопрос о жизни и смерти является одним из ключевых вопросов бытия. Самоубийство рассматривалось философами в совокупности с другими важными философскими проблемами, такими как смысл жизни, свобода выбора и др. Так, античные стоики считали возможность самоубийства высшим проявлением свободы человека перед лицом трудных жизненных обстоятельств. Особое внимание самоубийству как явлению современной культуры оказывали представители экзистенциальной философии – например, Альбер Камю (Миф о Сизифе).
Не меньшее внимание феномену самоубийства уделялось психологами. Переходя от высоких материй, которые волновали философов, они «спускались на землю» и пытались понять, связана ли склонность к самоубийству с какими-либо психологическими отклонениями. В рамках этого направления получила распространение концепция Зигмунда Фрейда (Печаль и меланхолия) о неправильном психосексуальном развитии личности, приводящем в результате к наличию ряда комплексов, а в определенных случаях и к самоубийству.
Основы третьего, социологического подхода к изучению самоубийств заложил знаменитый французский социолог Эмиль Дюркгейм (Самоубийство). Отказавшись от изучения самоубийств на индивидуальном уровне, как это делали философы и психологи, он сделал акцент на социальные детерминанты суицида, то есть на самоубийство как социальный феномен. Не опровергая в целом постулата о том, что люди с психологическими отклонениями имеют больше шансов совершить самоубийство, он заявил, что не этот факт является ключевым для понимания сути рассматриваемого явления. Проследив корреляции между частотой самоубийств, с одной стороны, и психическими отклонениями (как наследственными, так и приобретенными) и склонностью людей к подражанию, с другой, социолог не нашел их существенными. Гораздо более важным, по его мнению, является влияние общества. Как и другие виды отклоняющегося поведения, самоубийство свидетельствует о глубоких противоречиях во взаимоотношениях индивида и общества.
В начале 21 в. наибольшее влияние на ученых, изучающих суицидные проблемы, оказывает именно социологический подход.
Типология самоубийств. Самой распространенной классификацией самоубийств является предложенная Дюркгеймом, в основе которой лежат социологические критерии – указание причин, по которым человек идет на самоубийство.
Эгоистическое самоубийство. Этот тип самоубийства чаще всего связан с семейными проблемами. Например, отсутствие детей часто приводит к тому, что семейная пара (не говоря уж об одиноких людях) начинает концентрировать свое внимание исключительно на своих нуждах и потребностях. Этот индивидуализм приводит к тому, что человек перестает соразмерять свои желания с потребностями окружающих его людей. Человек переходит рубеж, отделяющий его от смерти, когда его желания не совпадают с возможностями к их удовлетворению.
Альтруистическое самоубийство. Этот тип самоубийств является полной противоположностью эгоистическим. Если у эгоистов виной всему является слишком высокий индивидуализм, то при альтруистическом самоубийстве человек, напротив, теряет свою индивидуальность, жертвует ею ради надличностных ценностей. Становясь не более чем атомом какой-либо группы, человек беспрекословно подчиняется ее требованиям, даже если таковые противоречат его чувству самосохранения. Это характерно в первую очередь для самоубийств, носящих обрядовый, ритуальный характер – таких как самосожжение вдов в Индии или самоубийства подчиненных в Японии. Этот тип был распространен в архаических обществах. Но и в современных обществах можно также встретить самоубийства, связанные с коллективистскими традициями. Характерные примеры – отказ капитана покинуть тонущее судно или самопожертвование в бою (японские камикадзе). Как считал Дюркгейм, к альтруистическому самоубийству людей подталкивает избыток энергии и страсти.
Информация о работе Выявление суицидально-направленных групп в обществе