Взаимосвязь конформизма и нонконформизма

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 15 Апреля 2013 в 16:23, реферат

Описание работы

Цель
В данной научно-исследовательской работе я хочу рассмотреть такие социальные явления, как конформизм и нонконформизм и показать, почему эта проблема является актуальной на данный период времени.

Задачи
Рассмотреть понятие обоих явлений.
Выделить их взаимосвязь.
Разобрать подробно идеологию нонконформизма
Осветить плюс и минусы этих явлений

Содержание работы

Введение
1. Понятие конформизма
2. Понятие нонконформизма
3. Взаимосвязь конформизма и нонконформизма
4. Идеология нонконформизма
Заключение
Список источников

Файлы: 1 файл

научно-исследовательская.docx

— 39.05 Кб (Скачать файл)

Исторически встречается и такой  вид радикального нонконформизма, при  котором представители определенных кругов, религий, групп, социальных классов  приходят к утверждению, что вся  политическая система, включая традиционные социальные институты, не верна и  подлежит упразднению.

Против существующей системы они  выставляют собственную альтернативную, нонконформную политическую систему. Рассматривая эволюцию конкретных политических режимов – и особенно их переломные моменты (революции, перевороты, восстания, свержение династий и т.д.), – мы видим, что в ответственных за перемены силах можно выделить элементы как минимального, так и максимального нонконформизма.

Однако всегда мы имеем дело с  идеологической альтернативой, либо подробно разработанной и развитой, в случае глобальной социальной революции, либо, наоборот, зачаточной, в случае рядового дворцового переворота. Если идеологическая альтернатива полноценно оформлена, значит, она сама по себе и выступает исторической причиной политической трансформации (соответственно, силы, вызвавшие ее к жизни, тождественны носителям именно идеологической составляющей этой альтернативы).

Если же идеологический момент находится  в зачаточной степени, значит, скорее всего, он является не более, чем прикрытием для удовлетворения неких частных  интересов (т.е. силы, вызвавшие такое  политическое событие, являются внешними и случайными по отношению к носителям  идеологического проекта или  его субститута).

Нонконформизм утверждает нелегитимность или частичную нелегитимность власти, исчерпанность ее обоснованности либо отсутствие таковой; отрицание любой  данной власти как несправедливой –  несправедливой именно в соотношении  с этой альтернативной сакральностью, которая служит новой точкой отсчета. Следующим шагом является утверждение  новой (альтернативной) модели и структуры  власти.

Онтологический нонконформизм  утверждает, что существующая иерархия является полностью (либо частично) ложной, не отвечающей истинным онтологическим пропорциям. Предлагается смена иерархических  принципов и базовых критериев  отбора.

Право требует пересмотра в пользу тех сил, которые ущемлены в существующей политической структуре. Люди, выдвигающие  и реализующие нонконформный  проект, как правило, образуют «революционную элиту». Эта «революционная элита» всегда имеет конкретное социальное происхождение. В нонконформном  проекте правовые модели выстраиваются  исходя из того, каково это социальное происхождение в каждом конкретном случае. К примеру, если «революционная элита» формируется из кшатриев, то правовые требования будут ориентированы  на расширение их прав. В случае революции  «третьего сословия» мы имеем  иную правовую систему и т.д.

Частным случаем этого феномена является концепция «революционного  права». Революционное право действует  в тот исторический момент, когда  одна сакральная система находится  в процессе смены, но эта смена еще не завершилась, не дошла до логического финала. «Революционное право» представляет собой предельно гибкую реальность, позволяющую лучше всего понять и специфику предшествующей правовой системы, которая отрицается, и, специфику новой системы, которая утверждается.

В альтернативной сакральности происходит новая коллективная идентификация  и изменение качества главного субъекта. Часто речь идет о переносе концепции  субъекта суверенности на новую реальность – касту, класс, сословие, религиозную  или этническую группу и т.д.

Нонконформизм настаивает на смене  ценностных систем. Таким образом, несмотря на то, что может сложиться впечатление, будто политический нонконформизм является лишь нигилистической стороной политического процесса, что революция – это только разрушение и отрицание, – на самом деле, это не так, поскольку именно в нонконформной среде и происходит формулировка новых ценностных систем, которые будут лежать в основе грядущей новой модели, предопределяя ее качество и ее структуру.

Современный мир находится во власти конформизма. Увлеченные соперничеством, мы перенимаем чужие правила игры, постепенно утрачивая способность к спонтанному реагированию. По словам Тернера Колина спонтанность и непосредственность возвращают утраченную изначальную сущность; они служат мерой того, насколько мы движимы внутренним побуждением и не подчиняемся обстоятельствам. Решения, продиктованные истинным проявлением спонтанности, всегда оказываются безошибочными.

Конформизм делает нас уязвимыми  для самых тривиальных житейских  проблем: например, поводом для беспокойства может стать несоответствие гардероба  или жилища общепринятым нормам. Подчиняясь диктату большинства, мы добровольно  ограничиваем свою свободу. Не будет  преувеличением сказать, что отречение  от индивидуальности и свободы выбора лишает права называться человеком.

Те, кому, несмотря на давление общества, удалось сохранить независимость  мышления и верность своему пути, неизбежно  выделяются из толпы. Когда нонконформистам  удается открыть те двери, которые, согласно всеобщему мнению, прочно заперты, общество вынуждено признать их правоту и прекратить нападки.

Периодически признавая свои ошибки, оно, тем не менее, не желает учиться  на них; поэтому в глазах большинства  те, кто превыше всего ставит свободу  самовыражения, всегда выглядят глупцами, тогда как жадно впитывающие  последние веяния считаются вполне разумными людьми.

Страх вызвать непонимание окружающих или навлечь на себя их неудовольствие – одно из главнейших препятствий, мешающих отстаивать свою индивидуальность. Но преодолеть этот страх необходимо: признав за собой право руководствоваться  личными мотивами и иметь собственное  мнение, не придется искать оправданий своему стремлению следовать собственным  путем. Проявляя нонконформизм в его естественной, спонтанной форме, мы движемся к цели кратчайшим путем.

Спонтанность не следует путать с импульсивностью. Если первое понятие  относится к поступкам, совершаемым  по наитию и не зависящим от обстоятельств, то второе является выражением склонности к необдуманным действиям под  влиянием случайных внешних условий. Независимость в мыслях и поступках – непременная предпосылка развития заложенных в нас природой находчивости и изобретательности.

О нонконформизме можно рассуждать как о идее, которая заключается  в умении распознать тот факт, что  вам стараются что-нибудь навязать и противостоять этому. Навязывание  чего-либо в большинстве случаев  расходится с вашим интересом. Во всяком случае, это явление так бы не называлось. Поэтому тот, кто старается что-либо навязать, придумывает различные способы для того, чтобы завуалировать этот процесс.

 

 

Заключение

 

Конформистов большинство и  скорей всего, человек просто боится менять жизнь, стремиться к новому, забывать старое. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами, генераторами идей, чемпионами. Ведь именно в нонконформной среде и происходит формулировка новых ценностных систем, которые будут лежать в основе грядущей новой модели, предопределяя  ее качество и ее структуру.

В реальной жизни увлеченные соперничеством, мы перенимаем чужие правила игры, постепенно утрачивая способность  к спонтанному реагированию. Только независимость в мыслях и поступках  – непременная предпосылка развития заложенных в нас природой находчивости и изобретательности. Быть нонконформистом  значит мыслить самостоятельно, рассуждать независимо, иметь свое собственное мнение.

Основы конформизма закладываются  в детстве. Такие «истины» как: «не  высовывайся, живи как все». Общество навязывает нормы и установки. Я  считаю, что должен быть выбор и  решение человека – это его  решение. Если правильно воздействовать на человека, – то даже навязанные решения  он будет считать за свои. Иногда хватает небольшого намека, маленькой  детали – и человек принимает  навязанное решение. Конформисты помогают принимать коллективные решения, но они никогда не станут лидерами.

 

 

Список источников

 

1. http://obhestvoznanie.ru/

2. http://lesson-history.narod.ru/

3. http://ru.wikipedia.org/

4. http://psychologi.net.ru/

5. http://psychology-online.net/

6. http://www.psyarticles.ru/

7. http://azps.ru/

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Реферат на тему:

"Конформизм и нонконформизм"

 

 

 

 

 

 

 

Выполнила

ученица 10 "А" класса

Атаманкина  Полина

 

 


Информация о работе Взаимосвязь конформизма и нонконформизма