Автор работы: Пользователь скрыл имя, 02 Января 2013 в 16:43, реферат
Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является Макс Вебер (1864 – 1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира.
Введение………………………………………………………………..………………………3
1.Различия в понимании политики…..………………………….….…………………….4
2.Характерные черты управленческой деятельности в организациях (теория бюрократии М. Вебера)…………….9
3.Концепция власти М. Вебера…………………………………………………………..12
Заключение……………………………………………………………………………………18
Список литературы………………………………………………………………………..19
НАЦИОНАЛЬНЫЙ БАНК РЕСПУБЛИКИ БЕЛАРУСЬ
УО “ПОЛЕССКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ УНИВЕРСИТЕТ”
Кафедра: “Гуманитарные науки, философия и право”
Реферат на тему:
Взгляды Макса Вебера на власть и политику
Подготовила:
Студентка 1-го курса
группы 1211211
Преподаватель:
ПИНСК 2012
Введение…………………………………………………………
1.Различия в понимании
политики…..………………………….….………………
2.Характерные черты
управленческой деятельности в организациях
(теория бюрократии М. Вебера)……………………………………………………………
3.Концепция власти
М. Вебера………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список литературы…………………………………
Введение.
Одним из самых влиятельных теоретиков социологии, оставивших выдающийся след в ее истории, является Макс Вебер (1864 – 1920). Становление концепции исторической социологии, к которой немецкий социолог продвигался на протяжении всего своего творческого пути, было обусловлено довольно высоким уровнем развития современной ему исторической науки, накоплением ею большого количества эмпирических данных о социальных феноменах во многих обществах мира. Именно пристальный интерес к анализу этих данных помог Веберу определить свою основную задачу – сочетать общее и специфическое, выработать методологию и понятийный аппарат, с помощью которого можно было бы упорядочить хаотический разброс социальных фактов. Труды Вебера представляют собой удивительный по широте охвата и смелости обобщений сплав исторических изысканий и социологической рефлексии. [3, c. 15]
Макс Вебер – немецкий социолог, основоположник «понимающей» социологии и теории социального действия, применивший ее принципы к экономической истории, к исследованию политической власти, религии, права. Главной идеей веберовской социологии является обоснование возможности максимально рационального поведения, проявляющегося во всех сферах человеческих взаимоотношений. Эта мысль Вебера нашла свое дальнейшее развитие в различных социологических школах Запада, что вылилось в 70-е гг. в своеобразный «веберовский ренессанс». [3, c. 16]
1.Различия в понимании политики.
Политика является важнейшей сферой деятельности людей. Она является наиболее отчетливо наблюдаемой нами стороной общественной жизни. Интерес к политике, сути и содержанию политических отношений со стороны субъектов политической жизни четко прослеживается на протяжении всей истории человеческой цивилизации. [2, c. 5]
Поли́тика (др.-греч. πολιτική «государственная деятельность», от греч. πόλις «город, государство»):
Политика — общее руководство для действий и принятия решений, которое облегчает достижение целей. Политика направляет действие на достижение цели или выполнение задачи. Путём установления направлений, которым нужно следовать, она объясняет, каким образом должны быть достигнуты цели. Политика оставляет свободу действий.
Политика определяет отношения с другими субъектами политических интересов (государств, корпораций, во всех сферах взаимоотношений). Основу политики отражает конституция или генеральное планирование крупных организаций со сложной иерархией и многопрофильной разветвлённой структурой. Политика внешних и внутренних отношений взаимосвязаны и отражают основы самоорганизации и управления.
Полис (греч. πόλις) — самоорганизация городской общины (включая прилегающие владения), которая конституировала себя в качестве политической формации, общности, — особая форма самоорганизации общества, типичная для Древней Греции. Получила развитие и распространение через Италию и непосредственно через Римскую империю. С ростом государств и империи политика взаимоотношений с обширными территориями требовала изменчивости политики и совершенствования системы управления.
Политика, как понятие
и методология (метод и порядок
применения) сформированная в полисах,
где сосредотачивалась
В современную эпоху политика стала похожа больше не на управление, а на манипуляции со сложной иерархией элит и псевдоэлит, что подчинено многофакторной рефлексии на разноуровневые и многопрофильные сигналы (стимулы) в реальных условиях природных изменчивых факторов и поступков, в том числе и неадекватных поступков субъектов общества.
В узком смысле, политика — определённая часть, программа или направление такой деятельности, совокупность средств (инструментов) и методов (техник) для реализации определённых интересов для достижения определённых (субъектом политического процесса) целей в определённой социальной среде. Политикой также называют процесс принятия решений, а также поведение в общественно-государственных учреждениях. В самоорганизующихся гражданских обществах политику можно наблюдать во взаимодействии между определёнными группами людей, как например, — в корпоративных, академических, религиозных учреждениях.
Научное изучение политики ведётся в рамках политологии. [9]
Альтернативные определения:
Основные подходы:
Мыслители прошлого определяли политику
по-разному: как «царское искусство»
управлять всеми иными
В современной политической науке имеются два ключевых подхода к пониманию политики — консенсусный и конфронтационный.
Консенсусное понимание
Конфронтационное понимание
Политика есть такая форма взаимоотношений между людьми, которая касается, главным образом, проблем деятельности власти и управления. С тех пор, как началось систематическое изучение политики (по существу со времен Аристотеля и Платона), предпринимаются все новые попытки ее определения, выяснения сущности и т. д. Имеется несколько подходов к объяснению политики. Ряд авторов определяют политику как деятельность, направленную на достижение гражданского согласия в обществе исключительно мирными средствами. В этой связи заслуживает внимания точка зрения митрополита Питирима. «Слово «политика» для меня, - отмечает он, - определяется ее исконным смыслом, который заложил еще Платон: искусство жить вместе. Искусство единства во множестве. Еще говорят, что политика – это искусство достижения возможного, и я добавил бы – необходимого, то есть искусство сосуществовать. Священник – это тот же политик. Примиритель Банкира и нищего в одном приходе, чтобы в церкви они чувствовали себя равными детьми божьими» («Советская Россия, 1990. 14 марта).
Классики современной политологии Х. Д. Лассуэл, А. Каплан в работе «Сила и общество» писали, что политика связана с формированием власти и объемом власти. Выделение категории «власть» вытекает из утверждения, что сфера политики не только охватывает границы государства, политической системы, но и вторгается за пределы содержания этих понятий.
Исходный пункт марксистского
понимания политики, политических отношений
состоит в абсолютизации
Примерно в таком же методологическом ключе политика рассматривается в публикациях ряда современных российских исследователей: «Вне классов и их отношений не может быть политики» (Андреев С. Социально-политические науки, 1991. №4). [2, c. 8-9]
2.Характерные
черты управленческой
В своей классической теории бюрократии М. Вебер исходил из необходимости рационализации всех сторон жизни современного общества. Он справедливо считал, что многообразная человеческая деятельность, в том числе и управленческая, становится более систематизированной и эффективной, если она организована согласно правилам, установленным на основе рационального анализа. В сфере управленческой деятельности главным аспектом рационализации является формирование эффективно действующего управленческого аппарата – бюрократии. Чтобы вычленить основные принципы ее деятельности, он сконструировал идеальный тип бюрократии, ее теоретическую модель. Такой идеальный тип в социальной реальности практически не встречается, но он служит моделью, сверяясь с которой, можно повысить эффективность деятельности управления в организации.
Основные характерные черты бюрократически организованной деятельности формальной организации, согласно М. Веберу, сводятся к следующим семи пунктам.
1.Задачи организации распределяются среди различных позиций в ней как официальные обязанности. Здесь предполагается четкое разделение труда по позициям, делающее возможной высокую степень специализации. Специализация, в свою очередь, способствует повышению квалификации служебного персонала как непосредственно, так и опосредованно, через возможность найма сотрудников на основе их производственных качеств.
2.Позиции или должности организованы в иерархическую структуру власти. Обычно такая иерархия имеет форму пирамиды, в которой каждое должностное лицо ответственно перед вышестоящим как за свои собственные решения, так и за решения и действия своих подчиненных, и в которой каждое должностное лицо располагает властью над теми, кто находится ниже его. Таким образом реализуется система вертикальной зависимости – подчиненность служебных позиций сверху донизу. Величина власти начальника над подчиненными четко обозначена.
Информация о работе Взгляды Макса Вебера на власть и политику