Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Сентября 2012 в 03:26, доклад
Учебный год в Японии начинается в апреле. Уроки продолжаются с понедельника по пятницу либо по субботу, в зависимости от школы. Учебный год состоит из трёх семестров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.
Школьная система состоит из:
Образование в Японии
Японские ученицы средней школы в форме
Учебный год в Японии начинается в апреле. Уроки продолжаются с понедельника по пятницу либо по субботу, в зависимости от школы. Учебный год состоит из трёх семестров, каждый из которых отделён небольшими каникулами — весной и зимой, и отдыхом продолжительностью в один месяц — летом.
Школьная система состоит из:
Начальная и средняя школа являются обязательными. Старшую школу, несмотря на то, что она не является обязательной, заканчивают около 94 % японских школьников.
Начальная школа
Начальная школа включает в себя первые 6 лет образования и является важной базовой его частью. В школу в Японии идут с 6 лет. Начальные школы посещают более 99 % японцев данной возрастной группы, около 99 % начальных школ — государственные, около 1 % — частные. Учебный план включает: японский язык, гуманитарные предметы, арифметику и науку. Не академические предметы могут включать: искусство и ремёсла (включая японскую каллиграфию), музыку, домоводство, физкультуру и нравственное образование. Особый акцент делается на японском языке, так как сложности письменности и разнообразие устных форм требуют внимания.
Средняя школа
Типичный класс в японской средней школе
Включает в себя 3 класса: седьмой, восьмой и девятый, и является последней ступенью обязательного образования. Возраст учащихся от 12 до 15 лет. Как и начальные школы, большая часть средних школ являются государственными, однако около 5 % — частные. В отличие от начальной школы, каждый учитель здесь специализируется на одном предмете. Учебный план включает в себя предметы начальной школы, а также некоторые новые, такие как иностранный язык (хотя с апреля 2011 года английский язык стал обязательным предметом в начальной школе). Большинство школьников посещают один или несколько из школьных кружков (клубов по интересам), которые занимают их время после уроков примерно до 18:00 в будни, а иногда и утро в выходные дни.
Старшая школа
Несмотря на то, что старшая школа не является обязательной, её посещают более 94 % школьников (по данным на 2005 год).[1] Число частных старших школ составляет около 55 %, тем не менее, и государственные, и частные старшие школы являются платными. Программа первого года старшей школы одинакова для всех, однако в последующие 2 года подразумевают выбор курса в зависимости от намерения получать высшее образование.
Высшее образование
Университет Цукуба, кампус
На 2005 год, более 2,8 млн студентов Японии обучались в 726 университетах. Высшее образование предполагает четырёхлетнее обучение для степени бакалавра. Иногда предлагается шестилетняя программа для достижения определённой профессиональной степени. Имеется 2 типа университетов: 96 национальных университетов и 39 государственных университетов. Оставшиеся 372 заведения на 1991 год были частными.
Бесплатное образование в
По данным рейтинга QS World University Rankings, в двадцатку лучших университетов Азии входили: Токийский университет (5 место), Осакский университет (7 место), Киотский университет (8 место), Университет Тохоку (9 место), Университет Нагои (10 место), Токийский технологический институт (11 место), Университет Кюсю (17 место) и Университет Цукуба (20 место).[3]
Путь японца от детского сада
до поступления на работу.
Что есть школа? Школа это фундамент
для получения первичных знаний (детсад
в расчет не берем) и место вторичной социализации
личности, т.о. на каждого учащегося школа
накладывает свой отпечаток и дает ему
дорогу в будущее. Японская школа – это
то место, где большинство учеников получает
определенный набор фактов об определенных
событиях за определенный момент времени,
в ней не стимулируется творческое воображение.
Вся школьная система нацелена на одно
– протащить студиозуса через вступительные
экзамены в университет. Попасть в университет
стремятся все японские дети, ибо хороший
университет означает высокооплачиваемую
и хорошую работу чуть ли не на всю оставшуюся
жизнь. Цель (университет) определена и
«плёнка» жизни начинает крутиться назад:
чтобы попасть в хороший университет,
нужно ходить в хороший колледж, чтобы
попасть в хороший колледж, нужно учиться
в хорошей средней школе, чтобы попасть
в хорошую среднюю школу нужно учиться
в хорошей начальной, куда, разумеется,
нельзя попасть без хорошего детского
сада, в который.. тоже нельзя попасть без
специального (и подчас дорогостоящего)
дополнительного образования. Ушлые японцы
как всегда впали в крайности, но оно того
стоит.. Тодай (своего рода Токийский МГУ)
стоит нескольких лет поступления…
Однако, не всё так плохо, как кажется:
помимо «потогонки» в школах существует
бесчисленное множество кружков и секций
дополнительного образования: чайная
церемония, фехтование (как на традиционном
оружии, так и на западном), фотография,
плавание, футбол/баскетбол/волейбол и
т.п. – можно перечислять до бесконечности.
В каждой школе обязательно выделяется
один (или даже несколько) самый престижный
клуб, попасть и быть в котором становится
мечтой всех учеников школы. При таком
количестве школ и клубов часто проходят
соревнования – как внутри-, так и внешкольные.
Особенно ярки в этом плане спортивные
фестивали – несколько школ соревнуются
друг с другом за первенство, причем таким
образом, что Турнир Трех Волшебников
в Хогвартсе отдыхает… Японцы любят такие
мероприятия по причине своей гиперсклонности
к коллективизму, а где ему быть, как не
на фестивале. И где ещё можно «выделиться
не выделяясь», как не соревнованиях? А
уж о том, чтобы отстоять честь своей школы
и говорить не стоит..
Однако на почве «ложной скромности» и
нежелания выделяться в школах процветают
издевательства (идзим). Из-за непомерных
нагрузок ученики компенсируют свое напряжение
тем, что избирают жертву среди своих же
одноклассников и превращают её в объект
для насмешек и физических мучений. В 1995
было отмечено 60 тысяч случаев идзим во
всех трех уровнях японских школ. Оскорбления,
насмешки, бойкот и вымогательство – список
не слишком приятен. Учителя тоже позволяют
себе оскорблять учеников, причем иногда
в физической форме. Нередко жертвы школьных
идзим кончают жизнь самоубийством…
Очень часто одноклассники ездят на экскурсии
на другие острова Японии или просто на
горячие источники – как всем классом,
так и уже сложившимися компаниями. Если
вы хоть раз смотрели аниме (хотя даже
в голливудских фильмах то и дело мелькают
японские школьницы :)), то, конечно же,
знаете, какого рода форму носят японские
школьники. Женская форма называется фуку и представляет собой всевозможные
вариации на тему плиссированной юбочки
и рубашки с галстуком (или бантиком). У
молодых людей формой являются брюки с
той же рубашкой+галстуком и пиджак. Видов
школьной формы столько же, сколько школ
в Японии, и даже больше, т.к. как правило,
форма отличается по сезонам и по классам
– т.е. старшеклассники не ходят в «детской»
форме, а отличаются от первоклашек хотя
бы цветом юбки или галстука.
Но вернемся к менее приятному – экзаменам.
Экзамены это настоящий ад и для успешной
их сдачи в приглянувшийся университет
или старшую школу приходится много и
упорно заниматься, по большей части сильно
обгоняя школьную программу, так что школьники,
занимающиеся в школах при каком-либо
ВУЗе в обычной школе либо делают задания
для курсов, либо просто спят, т.к. осилить
две школы сразу практически нереально..
Если школьник проваливается на экзаменах
в университет, то курсы становятся для
него основной школой – их придется посещать
до победного конца, возможно даже не один
год. Однако, если ему повезло и на стендах
университета он нашёл свой шифр (в Японии
списки поступивших выглядят как колонки
личных номеров и каждый абитуриент самостоятельно
расшифровывает такой номер посредством
специально издаваемой газеты), то ада
больше не существует и можно наконец-то
расслабиться, т.к. учёба в университете
дело скорее формальное. На экзаменах
в сессию больше требуется форма, чем содержание.
То же самое обстоит с докладами и рефератами.
Можно целыми днями играть в теннис и всё
равно получить диплом. Собственно, примерно
этим и занимаются японские студенты,
бегая с мероприятия на мероприятие: тот
же спорт, музыка, различные курсы и подработки.
Дружеские связи, которые заводятся посреди
этого академического безделья зачастую
поддерживаются всю жизнь, а «заурядные»
интрижки кончаются браком.
Однако не бывает бочки меда без ложки
дегтя и, естественно, университет является
стартовой площадкой во взрослую Японию.
И если выбрать неверную траекторию, то
можно снова оказаться в аду…
Образование
в Японии - это культ, поддерживаемый
семьей, обществом и государством.
С младых ногтей японцы постоянно
и интенсивно учатся. Сначала - чтобы
поступить в престижную школу, затем
- чтобы пройти по конкурсу в лучший
университет, после - чтобы попасть
на работу в уважаемую и процветающую
корпорацию. Принятый в Японии принцип
"пожизненного найма" дает человеку
право только на одну попытку занять
достойное место в обществе. Хорошее
образование считается
Японские мамы просто
помешаны на том, чтобы их дети получили
самое лучшее образование. В условиях,
когда большинство японцев находится
на одном уровне благосостояния (72% жителей
страны причисляют себя к среднему классу
и имеют примерно одинаковый доход), образование
детей - это единственное, в чем они могут
соперничать.
Столь серьезное внимание
к образованию породило "дзюку" -
специальные вечерние школы подготовки
в престижные учебные заведения. Численность
таких школ, аналоги которых появились
при японских монастырях еще в XVIII веке,
превышает 100 тыс. Маленькие "дзюку"
порой состоят из 5-6 учеников, которые
собираются на дому у преподавателя, в
больших бывает до 5 тыс. учеников. Занятия
в них проходят с 16:50 до 20:50, с понедельника
по пятницу, а еженедельные контрольные
обычно назначают на воскресное утро.
Ведущие страховые компании даже предлагают
специальные программы страхования от
Конкурс в самые престижные
учебные заведения столь велик, что газеты
употребляют выражение "экзаменационный
ад". Для подготовки к вступительным
экзаменам в "дзюку" устраивают так
называемые "церемонии мужества",
в ходе которых ученики с повязками на
головах (на них пишется девиз школы) кричат
изо всех сил: "Я поступлю!"
Дети в возрасте от 6
до 15 лет обязаны посещать начальную шестилетнюю
школу, а затем трехлетнюю младшую среднюю
школу. Дети из малоимущих семей получают
дотации на оплату школьных завтраков,
медицинского обслуживания и экскурсий.
В каждом районе посещения находится только
одна школа данного уровня обучения, поэтому
ребенок обречен ходить только в нее. Впрочем,
родителям предоставлено право направлять
своих детей в частные платные заведения
всех уровней обучения, однако в них действуют
довольно жесткие правила отбора.
В начальной школе изучают
японский язык, обществоведение, арифметику,
естествознание, музыку, рисование и ремесла,
домашнее творчество, этику, занимаются
физической культурой. В частных школах
этика частично или полностью может быть
заменена изучением религии. Есть также
такой предмет, как "специальная деятельность",
включающий клубную работу, собрания,
спортивные мероприятия, экскурсии, церемонии
и пр. Школьники сами поочередно убирают
классы и другие помещения в школе, а в
конце учебного семестра все выходят на
генеральную уборку.
После окончания начальной
школы ребенок обязан продолжить обучение
в младшей средней школе. Наряду с обязательными
предметами (родной язык, математика, обществоведение,
этика, естествознание, музыка, искусство,
специальная деятельность, физическое
воспитание, техническое мастерство и
домоводство), учащиеся могут выбрать
ряд предметов - иностранный язык, сельское
хозяйство или углубленный курс математики.
Два года назад в стране насчитывалось
11257 таких школ (из них 661 - частные), в которых
обучалось 4,5 млн. детей.
Следующая ступень на
пути в вуз - старшие средние школы. В 1997
году в Японии насчитывалось 5.496 школ такого
типа, в которых обучались 4.371.360 человек.
Эти учебные заведения делятся на дневные
(срок обучения - три года), а также вечерние
и заочные (здесь учатся на год дольше).
Хотя выпускники вечерних и заочных школ
получают эквивалентные документы об
окончании, 95% учащихся предпочитают учиться
в школах дневного типа. По профилю обучения
можно выделить общие, академические,
технические, естественно-научные, коммерческие,
искусств и пр. старшие средние школы.
Около 70% учащихся выбирают общий учебный
план.
Прием в старшие средние
школы осуществляется на основе документа
об окончании младшей средней школы (Chugakko)
и прохождения конкурса по результатам
вступительных экзаменов. В старшей средней
школе в дополнение к обязательным общеобразовательным
предметам (японский язык, математика,
естествознание, обществоведение и др.)
учащимся могут предложить дисциплины
по выбору, включая английский и другие
иностранные языки, а также технические
и специальные дисциплины. В 12 классе школьники
должны выбрать для себя один из профилей
обучения.
Согласно предписанию
Министерства образования, науки и культуры
в средней школе последней ступени используется
вузовская система оценки знаний. Это
означает, что каждый ученик должен набрать
не менее 80 зачетных единиц (кредитов)
для получения свидетельства об окончании
полной 12-летней средней школы (Kotogakko).
Например, по итогам изучения каждого
из двух курсов японского языка и современной
японской литературы дается по 4 кредита,
за лексикологию японского языка и лекции
по классическому языку - по два кредита.
Учебный год в Японии начинается
1 апреля (это не шутка) и заканчивается
31 марта следующего года. Он делится обычно
на триместры: апрель-июль, сентябрь-декабрь
и январь-март. Каникулы у школьников бывают
летом, зимой (до и после Нового года) и
весной (после экзаменов). В сельских школах,
как правило, бывают фермерские сезонные
каникулы за счет сокращения летних каникул.
Японские
колледжи по статусу могут быть приравнены
к нашим средним специальным
учебным заведениям. Они делятся
на младшие, технологические и колледжи
специальной подготовки. Младшие
колледжи, которых насчитывается
около 600, предлагают двухлетние программы
подготовки в области гуманитарных,
естественных, медицинских и технических
наук. Их выпускники имеют право
продолжить образование в университете
со второго или третьего года обучения.
Прием в младшие колледжи проводится
на базе полной средней школы. Претенденты
сдают вступительные экзамены и
- все реже - "Тест достижений первой
ступени".
Младшие колледжи на 90%
частные и очень популярны среди молодежи.
Число желающих поступить в них ежегодно
в три раза превышает число мест. Около
60% колледжей предназначены только для
женщин. В них изучаются такие предметы,
как домашние финансы, литература, языки,
образование, сохранение здоровья.
Поступить в технологические
колледжи можно после окончания неполной
или полной средней школы. В первом случае
срок обучения составляет 5 лет, во втором
- два года. В колледжах этого типа изучают
электронику, строительство, машиностроение
и другие дисциплины. В Японии около 60
технологических колледжей, в которых
обучается около 55 тыс. студентов.
Колледжи специальной
подготовки предлагают годичные профессиональные
курсы бухгалтеров, машинисток, дизайнеров,
программистов, автомехаников, портных,
поваров и др. Число таких учебных заведений,
большинство из которых частные, достигает
3,5 тысяч. Правда, их выпускники не имеют
права продолжать обучение в вузе, младшем
или техническом колледже.
В Японии
около 600 университетов, включая 425 частных.
Общая численность студентов
превышает 2,5 млн. человек. Самыми престижными
государственными университетами являются
Токийский (основан в 1877 году, имеет
11 факультетов), университет Киото (1897
год, 10 факультетов) и университет
в Осаке (1931 год, 10 факультетов). За ними
в рейтинге следуют университеты
Хоккайдо и Тохоку. Из частных наиболее
известны университеты Тюо, Нихон, Васэда,
Мэйдзи, Токай и Кансайский университет
в Осаке. Кроме них есть значительное количество
"карликовых" высших учебных заведений,
насчитывающих 200-300 студентов на 1-2 факультетах.
Поступить в государственные
университеты можно, только закончив полную
среднюю школу. Прием проводится в два
этапа. На первом этапе абитуриенты централизованно
сдают "Общий тест достижений первой
ступени", который проводится Национальным
центром по приему в университеты. Те,
кто успешно выдержал тестирование, допускаются
к вступительным экзаменам, проводимым
уже непосредственно в университетах.
Получившие высшие оценки по тестам допускаются
к сдаче экзаменов в самые престижные
университеты страны.
Следует подчеркнуть,
что частные университеты проводят вступительные
экзамены самостоятельно. Лучшие частные
университеты имеют в своей структуре
начальные, младшие и старшие средние
школы и даже детские сады. И если абитуриент
успешно прошел весь путь от детского
сада до старшей школы в системе данного
университета, он зачисляется в него без
экзаменов.
Характерной особенностью
организации учебного процесса в японских
университетах является четкое деление
на общенаучные и специальные дисциплины.
Первые два года все студенты получают
общеобразовательную подготовку, изучая
общенаучные дисциплины - историю, философию,
литературу, обществоведение, иностранные
языки, а также слушая спецкурсы по своей
будущей специальности. За первый двухгодичный
период студенты получают возможность
глубже вникнуть в суть избранной специальности,
а преподаватели - убедиться в правильности
выбора студента, определить его научный
потенциал. Теоретически по окончании
общенаучного цикла студент может поменять
специализацию и даже факультет. В реальности,
однако, такие случаи крайне редки и имеют
место только в рамках одного факультета,
а инициатором выступает администрация,
а не студент. В последние два года студенты
изучают избранную ими специальность.
Сроки обучения во всех
университетах стандартизированы. Базовый
курс высшего образования составляет
4 года по всем основным направлениям обучения
и специальностям. Медики, стоматологи
и ветеринары учатся на два года дольше.
По окончании базового курса присуждается
степень бакалавра - Gakushi. Формально студент
имеет право числиться в вузе 8 лет, то
есть отчисление нерадивых студентов
практически исключается.
За редким исключением
перевод из одного университета в другой
не практикуется. Но отдельные университеты
осуществляют прием иностранных студентов
на второй или третий курс, при этом проводятся
специальные экзамены по переводу иностранцев
(transfer examination).
Выпускники вузов, проявившие
способности к исследовательской работе,
могут продолжить обучение на степень
магистра (Shushi). Оно длится два года. Степень
доктора философии (Hakushi) требует уже трех
лет обучения для тех, кто имеет степень
магистра, и не менее 5 лет для бакалавров.
Большинство университетов
организуют учебный процесс по семестровой
системе. В университетах принята система
зачетных единиц, которыми оценивается
объем изучаемого курса, исходя из количества
часов, затрачиваемых еженедельно в течение
семестра на работу в аудитории или лаборатории.
Количество зачетных единиц, которые нужно
набрать для получения степени бакалавра,
колеблется от 124 до 150.
Программа на степень
магистра предусматривает углубленную
научную и профессиональную специализацию.
После двухлетнего обучения по программе,
оценивающейся в 30 зачетных единиц, сдачи
выпускных экзаменов и защиты тезисов
(диссертации) выпускнику аспирантуры
присуждается степень магистра. Трехлетние
докторские программы включают учебный
курс в объеме 50 зачетных единиц, выпускной
экзамен и защиту диссертации на основе
индивидуально проведенных исследований.
Кроме
студентов, аспирантов и докторантов,
в японских вузах есть вольнослушатели,
переводные студенты, студенты-исследователи
и коллегиальные исследователи.
Вольнослушатели зачисляются на
базовый курс или в аспирантуру
для изучения одного или ряда курсов.
Переводные студенты из японских или
зарубежных вузов зачисляются для
посещения одной или более
лекций либо для получения научного
руководства в аспирантуре или
докторантуре (с учетом полученных
ранее зачетных единиц). Студенты-исследователи
(Kenkyu-sei) поступают в аспирантуру на год
и более для изучения какой-либо научной
темы под руководством профессора данного
университета, однако академические степени
им не присуждаются. Наконец, коллегиальными
исследователями называют преподавателей,
учителей, научных работников и прочих
специалистов, изъявивших желание проводить
исследовательские работы под руководством
профессора данного университета.
Иностранные
студенты
Япония в силу закрытости
своего общества и сложности языка никогда
не входила в число мировых лидеров по
привлечению иностранных студентов. Однако
политика интернационализации высшего
образования, которая проводится в Японии
с 1983 года, приносит свои плоды.
В основном японские вузы
привлекают молодежь из соседних азиатских
стран. Среди иностранных студентов лидируют
граждане Китая, Тайваня и Кореи. Однако
приобщиться к великой японской культуре
и постичь нюансы национальной системы
управления приезжают и люди из развитых
стран Запада. Например, число американских
студентов оценивается примерно в тысячу
человек.
Привлекаются преподаватели,
исследователи и специалисты из зарубежных
стран. Например, более 10 лет назад был
принят закон, позволяющий иностранным
специалистам занимать штатные должности
в японских высших учебных заведениях.
В помощь тем иностранным абитуриентам,
кто плохо знает японский язык, организован
годичный курс языкового обучения в Международном
студенческом институте города Осака.
Действуют консультации для иностранных
учащихся. С 1987 года функционирует программа
обмена преподавателями JET (Japan Exchange Teaching
Program), в рамках которой около тысячи преподавателей
английского языка приезжают каждый год
в Японию.
Прием иностранных студентов
осуществляется на тех же основаниях,
что и набор японских абитуриентов. Претендент
должен предъявить документ о том, что
он проучился 12 лет в своей стране. Применительно
к России это означает, что он должен окончить
школу (11 лет), затем отучиться в колледже,
институте или на подготовительных курсах,
включая Школу японского языка в International
Students Institute или Kansai International Students Institute. Претендент
должен быть не моложе 18 лет. К обучению
допускаются и те, кто сдал экзамены по
программам International Baccalaureate, Abitur и пр.
Иностранные студенты
обязаны сдать общеобразовательный экзамен.
Например, его вариант для гуманитариев
включает проверку по математике, всемирной
истории, английскому. Вариант для естественно-научных
специальностей содержит вопросы по математике,
физике, химии, биологии и английскому
языку.
Однако самое важное -
это тест по японскому языку, который проводит
Ассоциация международного образования
в 31 стране мира. Он включает три блока:
проверку знания иероглифов и лексики;
восприятие на слух, чтение и проверку
знаний в области грамматики. Этот экзамен
проводится по четырем уровням сложности.
Первый уровень предполагает изучение
японского языка в течение 900 час. И знание
2000 иероглифов, второй - 600 часов и 1000 иероглифов,
третий - 300 часов, 300 иероглифов, четвертый
- 150 часов, 100 иероглифов. В России первый
раз такой тест проводился в декабре 1998
года в Институте стран Азии и Африки при
МГУ.
Официальный документ
об успешно сданном экзамене первого уровня
является достаточным основанием для
поступления в любой вуз Японии (даже на
магистерскую степень). Для отдельных
вузов достаточно сдать и экзамен второго
уровня. Наличие документа о сданном экзамене
третьего уровня позволяет поступать
на работу в японские фирмы.