Автор работы: Пользователь скрыл имя, 22 Марта 2014 в 20:39, контрольная работа
Важнейшим структурным компонентом научной теории социальной работы являются ее закономерности. Результативность и эффективность социальной работы с населением во многом определяются оптимальным уровнем развития и функционирования социальных служб, научной обоснованностью выбора содержания и технологических приемов при работе с людьми, непосредственными и опосредованными связями и взаимовлияниями потребностей, интересов, устремлений, настроений и мотивов поведения человека в различных жизненных обстоятельствах. Закономерности социальной работы наиболее полно в интегрированном виде выражают характер и направленность совокупности социальных связей.
Закономерности и
принципы социальной работы
Важнейшим структурным компонентом
научной теории социальной работы являются
ее закономерности. Результативность
и эффективность социальной работы с населением
во многом определяются оптимальным уровнем
развития и функционирования социальных
служб, научной обоснованностью выбора
содержания и технологических приемов
при работе с людьми, непосредственными
и опосредованными связями и взаимовлияниями
потребностей, интересов, устремлений,
настроений и мотивов поведения человека
в различных жизненных обстоятельствах.
Закономерности социальной работы наиболее
полно в интегрированном виде выражают
характер и направленность совокупности
социальных связей.
Выявление и формулирование
закономерностей как наиболее существенных, повторяющихся
связей, от которых зависит результативность
социальной работы, — важнейшая задача
ее научной теории в целом, ученых и практиков
в области социальной работы в частности. Следует
заметить, что закономерности, объективно
существующие в реальной действительности,
зачастую отличаются от закономерностей,
имеющих место в науке. Дело в том, что в реальной действительности
закономерности проявляются в комплексе,
а не изолированно от других, и лишь в теории наше мышление благодаря способности
абстрагироваться от совокупных связей
позволяет вычленить и сформулировать
закономерности в «чистом виде».
Закономерности социальной
работы, сформулированные в науке, по мере
развития и углубления познания реальных
процессов, по мере совершенствования
понятийного аппарата и исследовательской
технологии изменяются, трансформируются,
постоянно приближаясь к модели объективной
закономерности, имеющей место в реальной практике социальной
работы. Следует также заметить, что закономерности
социальной работы как логические формы
знания недоступны чувственному восприятию,
они могут быть постигнуты лишь на основе абстрактного
мышления, анализа и синтеза проявления
выявляемых тенденций и взаимозависимостей в социальных процессах.
Междисциплинарный, интегративный
характер социальной работы, необходимость
статистической обработки огромного количества
эмпирического материала, практических
данных и наблюдений — все это усложняет
выявление и формулирование закономерностей.
Как уже отмечалось, в социальной работе
имеют место управленческие отношения
и отношения взаимодействия специалиста
и клиента, которые позволяют выделить
присущие управлению определенные закономерности.
Для управленческих органов
социальной защиты федерального и регионального уровней, представляющих
собой совокупность организационно оформленных
групп специалистов, управленческие отношения детерминируются
следующими закономерностями:
• зависимость результативности
социальной защиты от структурной завершенности
системы органов управления и функционирования;
• зависимость результативности
социальной защиты от социальной ориентации
сознания и деятельности кадрового состава
органов государственного управления;
• зависимость результативности
социальной работы от соответствия и непротиворечивости
ближайших и долгосрочных целей социальной защиты населения
и др.
Существенные связи, влияющие
на эффективность достижения целей социальной
работы на непосредственно контактном
уровне, могут быть выражены следующими
закономерностями:
• общая заинтересованность социального
работника и клиента в конечных результатах
их взаимодействия;
• целостность воздействия специалиста
социальной работы на клиента;
• соответствие полномочий и
ответственности специалиста по социальной работе;
• соответствие общего уровня
развития специалиста по социальной работе
и клиента социальных служб и др.
Мировой и отечественный опыт
социальной работы свидетельствует, что
закономерности, сформулированные и еще
не сформулированные учеными и практиками,
носят объективный характер и проявляются независимо от
воли, желания специалистов, их знания. Специалист в области социальной
работы в силу различных причин может проигнорировать объективный
характер закономерностей социальной
работы — это не нарушит действия и влияния
закономерности, но приведет к нежелательным
последствиям, устранение которых потребует
дополнительных сил, времени и ресурсов.
Вот почему чем глубже специалист осознает
и полнее учитывает закономерности на
практике, тем эффективнее его деятельность.
Вместе с тем следует заметить,
что само по себе знание указанных закономерностей
еще не гарантирует их использование в
повседневной практике социальной работы.
Специалист-практик не в состоянии в каждом конкретном
случае соотносить свои действия с закономерностями социальной
работы, анализировать и оценивать проявления
закономерностей в отношениях с клиентом.
Поэтому на практике он руководствуется
лишь выводами и правилами, возникающими
из сформулированных наукой закономерностей,
которые, выражая вполне конкретный перечень
требований, становятся принципом, исходным положением
и общим правилом деятельности социального работника.
Принципы социальной работы
— важнейший структурный компонент логических
форм научной теории. Именно посредством
принципов теоретические положения непосредственно
соотносятся спрактикой социальной работы.
Социальная работа тесно связана с проблемами общественного развития.
Ее характер, содержание, формы и методы
неотделимы от экономического, социального,
духовно-нравственного состояния общества.
Являясь социальным институтом, действующим
в системе общественных отношений, включающих
в себя экономические, социальные, политические,
идеологические и другие отношения, социальная
работа непосредственно участвует в их регулировании,
осуществлении функций, обеспечивающих
жизнедеятельность как отдельного человека,
так и общества в целом.
Социальные работники участвуют
в разработке и реализации социальной
политики, выполнении социальных программ
социальной защиты населения от деградации
и социальных рисков и создания достойных
условий для социального функционирования
человека. Особенно значима роль социальной
работы в поддержке жизненных сил «социально
ослабленных» членов общества, оказании помощи людям, попавшим в трудную
жизненную ситуацию.
Сложность и многообразие взаимодействующих
факторов социальной работы, проявление
субординационных, координационных и корреляционных связей и отношений
отражается в системе принципов социальной
работы, которые можно разделить на несколько групп:
• методологические;
• организационно-
• психолого-
• социально-политические.
Методологические принципы
— это принципы гносеологического подхода, детерминизации, отражения,
развития. Организационно-
• социально-
• стимулирование;
• контроль и проверка исполнения;
• функциональная определенность;
• единство правил и обязанностей.
Психолого-педагогические принципы выражают требования к выбору
технологических средств психолого-педагогического
воздействия на клиентов социальных служб.
К основным принципам этой группы следует отнести:
• комплексный и системный подход
к анализу и оценке условий жизнедеятельности
клиента и выбору форм и методов работы;
• индивидуальный подход к личности
клиента социальных служб;
• целенаправленность и адресность
социальной работы;
• такт и терпимость при общении
с клиентами социальных
служб и др.
Социально-политические принципы выражают требования, обусловленные
зависимостью содержания и направленности
социальной работы от социальной политики
государства, которая определяет концептуальные
подходы к выбору приоритетов в социальной защите населения, к сочетанию
и сопряжению личных и государственных
интересов в социальной работе. Основные
принципы этой группы:
• государственный подход к задачам,
решаемым в социальной работе;
• гуманизм и демократизм содержания
и методов социальной
работы;
• учет конкретных условий жизнедеятельности
личности, социальной группы при выборе
содержания, форм и методов
социальной работы;
• законность и справедливость
действий социального работника.
Знания об окружающей нас действительности
— это орудие ее преобразования. Вот почему
важным компонентом научной теории являются такие ее логические
формы, как обусловленные закономерностями,
принципами и постулатами следствия, выводы,
технологические алгоритмы и логические
операции, способствующие решению проблемных
ситуаций и практических задач.
Итак, социальная работа как
наука, как интегративная, целостная теоретическая
система знаний может быть структурно
представлена в виде двух взаимосвязанных
подсистем: подсистемы, отражающей практическую
профессиональную деятельность органов, учреждений, служб и специалистов
социальной работы в форме систематизирующих,
описывающих и обобщающих знаний, и подсистемы
логически преобразованных форм этих
знаний на основе движения мысли, от эмпирически
конкретного к абстрактному, а от абстрактного
обратно к эмпирии, к практике.
Наши представления о структуре
социальной работы как науки были бы неполными, если бы мы
проигнорировали ее функциональный аспект.
Дело в том, что любое системное образование
выполняет целый ряд функций, который,
однако, не адекватен сумме функций компонентов
этой системы. Теория социальной работы
не является исключением. Так, практическая
деятельность социальных служб и учреждений,
практика социальной работы являются
экспериментальной основой, источником
научной теории; научный язык — это средство
облачения предметно-чувственной практиче
Вместе с тем структурные компоненты
социальной работы как наукивносят определенный вклад
в реализацию общих для научной теории
функций:
• информационной, поскольку
теория социальной работы содержит сведения
о реально происходящих социальных процессах,
описывает их в обобщенной форме при помощи понятийного аппарата, в закономерностях
и принципах, присущих предметной области
социальной работы;
• объяснительной, так как наука
призвана не просто описывать процессы
и явления, а объяснять сложные причинно-следственные
связи, основные тенденции и направленность их развития;
• эвристической, заключающейся
в том, что научная теория
не просто описывает действительность,
а несет в себе новации, новые знания, которые
расширяют наши представления о проблемах
социальной работы. Научная теория социальной
работы, как и любая другая, эвристична
по своему предназначению, происхождению,
формам и методам ее разработки, выражения
и использования;
• практической, состоящей в том,
что она порождается потребностями практики,
развивается на ее основе и находит
подтверждение своей истинности опять-таки
в практике.
Особенно ярко это видно на примере прикладных
наук, к
которым относится теория социальной
работы;
• прогностической, которая выявляет
тенденции, предсказывая
направленность развития социальных процессов,
объектов
социальной работы и обеспечивая упреждающее
воздействие
на развитие социальных явлений и процессов.
Функции социальной работы
как системы научных знаний есть результат
синтеза функционирования ее компонентов,
интеграции структурных взаимосвязей.
Они выступают как форма и способ проявления
эвристической и творческой активности
системы, оказывая обратное влияние на
состав компонентов в системе с учетом возникающих новых целей.
В сложном переплетении причинно-следственных
связей, характерных для междисциплинарных,
интеграционных наук, имеют место как
необходимые, так и случайные связи. Наступление
того или иного следствия в социальной
работе чаще всего бывает результатом
столкновения необходимых и случайных
взаимодействий, их непропорционального влияния.
В связи с этим большое значение для исследователей социальных
процессов имеет использование методов
теории вероятности и статистики, а для
практиков — использование опыта и интуиции.
Таким образом, применяя системный
подход к анализу теории социальной работы, мы выяснили
значимость ее структуры. Именно познание
структуры, внутренних взаимосвязей компонентов
теории как целого позволяет выделить
среди многообразия связей существенные и несущественные,
необходимые и случайные, распутать сложнейший
узел присущих междисциплинарной целостности
причинных зависимостей.
Раскрытие структуры социальной
работы как науки позволяет понять место и роль, значимость
интегрированных компонентов в целом,
понять, как и почему теория социальной
работы сохраняетсвою качественную определенность
и специфику.
Познание социальной работы
как науки исторически представляет собой
процесс движения мысли от состава системы
знаний к их структуре, а затем к функциям,
но иногда познание начинается с осознания функций. В этом
случае структурные компоненты — результат
удовлетворения потребностей системы
в новых органах, результат материализации вновь
возникающих функций. В процессе познания теории социальной
работы как целостной системы научных
знаний, как прикладной науки взаимосвязи
и характеристики ее компонентов раскрываются
не сразу, а постепенно, по мере проникновения их в природу,
сущность. Накапливая знания об одних
аспектах социальной работы, научная система
создает благоприятные предпосылки для
познания других аспектов и более глубокого
проникновения в сущность предмета исследования
в целом. При этом важно комплексно использовать
весь арсенал инструментария научного
познания: наблюдение и эксперимент, описание
и теоретическое объяснение,
обоснование и логические доказательства,
сравнение и аналогию, обобщение и абстрагирование,
индукцию и дедукцию, анализ и синтез,
гипотезу и научную теорию в целом.
Список литературы
1. Основы социальной работы: Учеб.
пособие для студ. высш. учеб. заведений
/ Под ред. Н.Ф. Басова. – М.: Издательский
центр «Академия», 2004. – 288 с.
2. Социальная работа: теория и
практика: Учеб. пособие / Отв. ред. д.и.н., проф. Е.И. Холостова, д.и.н.,
проф. А.С. Сорвина. – М.: ИНФРА-М, 2004. – 427
с.
4. Теория социальной работы: Учебно-практическое
пособие / Сост.- О.А. Гордилова. – Белгород:
Издательство БелГУ, 2006. – 132 с.
Информация о работе Закономерности и принципы социальной работы