Законы и категории социального управления

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Ноября 2013 в 13:36, контрольная работа

Описание работы

В книге «Советская социология» понятия «управление» и «руководство» рассматриваются как самостоятельные, однопорядковые. Правда, тут же их различие сводят к функциям, неубедительно повторяя в обоих случаях одни и те же составляющие. В этой же работе «управление» отличают от «организации» и «планирования».Думается, два последних процесса являются компонентами системы управления.
Целью данного реферата является систематизация, накопление и закрепление знаний об основных законах и принципах социального управления.

Содержание работы

Введение. 3
1. Содержание социального управления. 4
2. Законы социального управления. 9
3.Принципы социологии управления 13
Заключение. 16
Список литературы. 17

Файлы: 1 файл

Содержание.docx

— 25.51 Кб (Скачать файл)

Реализация законов управленческих отношений создает такое положение  субъектов управленческой деятельности, при котором их интересы, составляя  диалектическое единство, получают эффективное  разрешение. К числу законов управленческих отношений относятся законы: взаимодействия интересов, единства и независимости  интересов субъектов управленческой деятельности.

Взаимодействие особых интересов  субъектов управленческих отношений - закон, выражающий существенную связь  между субъектами управленческой деятельности в процессе осуществления единой цели. В механизме социального  управления, регулирующем обмен управленческой деятельностью между субъектами, в качестве внешних условий выступают  особые интересы самих субъектов  управленческой деятельности. Чтобы  эти интересы служили объединяющим фактором ее осуществления, отношения  между субъектами управленческой деятельности по поводу выполнения общих управленческих функций должны представлять собой  не одностороннее, а взаимное социальное воздействие, т.е. взаимодействие особых интересов.

Взаимное воздействие  интересов сторон управленческих отношений  создает необходимые условия, ограничивающие особые интересы субъектов управленческой деятельности пределами, заданными  единой целью. Отклонение от общественно  необходимых целей управленческой деятельности одного из субъектов - стороны  управленческих отношений приводит его особые интересы в противоречие с интересами другого субъекта управленческой деятельности - второй стороны управленческих отношений. Благодаря этому происходит балансирование особых интересов, преодолевается эгоизм групповых интересов. Рассматриваемый  закон определяет порядок формирования управленческих отношений. В соответствии с ним необходимо ставить субъектов  управленческой деятельности в условия, которые не позволяют этой деятельности отклоняться от заданных обществом  целей, формируют заинтересованность субъектов в их эффективной реализации.

Единство и независимость  особых интересов - закон, который характеризует  взаимное положение участников управленческого  процесса, субъектов управленческих отношений.

Единство интересов субъектов  управленческих отношений означает, что они объединены единой целью, реализация которой составляет содержание их деятельности. Эта цель является выражением общественно необходимого интереса, который определяет направленность деятельности, с достижением которой реализуется и особый интерес ее субъектов. Так, в трудовом коллективе подобным образом связаны администрация, общественные организации, все члены коллектива как субъекты управленческих отношений. Объективной основой управленческой деятельности, выражающей единый интерес, является достижение экономических и социальных целей развития трудового коллектива. В этом случае каждый субъект управленческих отношений способен активно взаимодействовать при возникновении противоречий на основе реализации общего и вместе с тем особого интереса, который объективно не ограничен другой стороной управленческих отношений. Такой механизм обеспечивает эффективное выявление и разрешение противоречий, служит фактором развития управленческих отношений, всей системы социального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            3.Принципы социологии управления

 

Принципы социологии управления - исходные основополагающие требования, которыми руководствуется субъект  социального управления. В принципах  социального управления выражены необходимые  основания деятельности органов  управления и самоуправления, руководящих  кадров, т.е. субъектов управленческих отношений. Принципы социального управления синтезируют в себе социальные законы и конкретные подходы к их реализации на практике. Если законы социального  управления выражают существенные отношения  между объектом и субъектом управления, то принципы социального управления исходя из этих отношений устанавливают основные правила построения и действия субъекта и объекта управления.

По содержанию принципы социального  управления - это основные исходные, руководящие установки, нормы деятельности по упорядочению системы социальных отношений, управлению социальными  явлениями и процессами. Принципы социального управления обеспечивают интеграцию отдельных видов управленческой деятельности в различных подразделениях системы управления, взаимную их согласованность  и общую направленность на реализацию намеченных целей. На основе принципов социального управления организуется процесс управления, т.е. научно обоснованная упорядоченность действий по осуществлению управленческих функций, выбору методов и приемов управленческого воздействия. Среди принципов социального управления ведущими являются принципы объективности, системности, комплексности, конкретности, основного звена, адресности, законности.

Принцип объективности в  социальном управлении - требование учета закономерностей развития объекта управления в процессе осуществления его целей. Особенностью принципа объективности является то важное обстоятельство, что следование этому принципу предопределяет действенность применения всех других принципов управления (системности, комплексности, конкретности и других). Основу использования принципа объективности составляют как общественные, так и естественные науки. Социологические исследования - важнейшее условие реализации принципа объективности в социальном управлении.

Принцип системности в  социальном управлении - требование объединения (при соответствующей дифференциации) отдельных взаимообусловленных  видов управленческой деятельности на основе общей цели. Принцип системности  в социальном управлении поэтому предполагает тесно связанные, осуществляемые в рамках одной направленности действия различных органов управления. Это означает не обычную координацию посредством согласования, а соединение действий в целостную целевую программу, в которой отдельные органы управления, их задачи выступают как взаимозависимые элементы, наделенные своим местом и ролью в ходе осуществления управленческого процесса.

Принцип комплексности в  социальном управлении - требование в  каждом достаточно сложном социальном явлении, подвергающемся управленческому  воздействию, учитывать все аспекты  явления: экономические, социальные, политические, духовные, психологические и другие. Принцип комплексности выражает особую сторону реализации системного подхода в управлении - не только организационную полноту и целостность, но и необходимую полноту охвата всех сторон явления.

Принцип конкретности в социальном управлении - требование соответствия социального управленческого воздействия  действительным, настоящим, особым свойствам  его объекта. По отношению к социальным явлениям это означает необходимость  учета его реальных потребностей и интересов, существующих отношений  с другими явлениями. Так, при  реализации управленческого решения  принцип конкретности означает соответствие исполнительской задачи качествам  исполнителя: социально-демографическим, социально-психологическим и другим. Такое соответствие обеспечивает активное включение работника в достижение цели управленческого решения.

Принцип основного звена  в социальном управлении - принцип  организации процесса социального  управления; требование, состоящее  в определении коренной, главной  задачи среди комплекса взаимосвязанных  задач - экономических, социальных, политических, духовных, от решения которой в  основном зависит реализация целей  управления. Для нахождения основного  звена в социальном управлении необходимо выявить главную причинную связь, характеризующую качественную специфику  социальной системы, ее сохранение, динамику развития. Основное звено - это то звено, которое цементирует систему, объединяет, интегрирует ее в единое целое, обеспечивает ее успешное функционирование, совершенствование.

Принцип адресности в социальном управлении - принцип организации процесса управления; требование к реализации управленческого решения, в соответствии с которым оно предполагает выделение конкретных исполнителей и закрепление за ними вполне определенного круга задач, осуществление которых необходимо для достижения поставленной цели. Нарушение требований принципа адресности в социальном управлении приводит к появлению неопределенности в отношениях исполнителей и руководителей, снижению их ответственности, возможности реализовать свой особый интерес в ущерб общему, к отклонению в целевой направленности управленческого процесса.

Принцип законности в социальном управлении - обязательное исполнение законов и соответствующих им иных правовых актов органами государства, должностными лицами, гражданами и  общественными организациями. Принцип  законности - конституционный принцип  политической системы общества, государственного строя, системы управления.

 

 

 

 

 

            Заключение.

 

В заключении подведем основные итоги реферата.

Любое управление - это такая  деятельность субъекта управления (управляющего - отдельного липа или группы людей, - целого органа, социального института), которая осуществляется со знанием  дела, по определенным правшам, нормам и направлена на достижение тех или  иных целей, т.е. управление всегда связано  с людьми и представляет собой  социальный феномен.

Целью данного реферата являлись систематизация, накопление и закрепление  знаний об основных законах и принципах  социального управления.

Задачами контрольной  работы являлись:

- изучение основных законов  социального управления;

- исследование основных  принципов социального управления.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

            Список литературы.

1.Гулиев В.Н. Социология  и психология управления: учебное  пособие. – Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

2.Добреньков В.И. Методы  социологического исследования: Учебник.  – М: Инфра-М, 2006.

3.Кравченко А.И., Тюрина  И.О. Социология управления: Фундаментальный  курс: учебное пособие. – М:  Академический проект, 2005.

4.Зинченко Г.П. Социология  управления: учебное пособие. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2004.

5.Исаев Б.А. Социология: Учебник. – СПб: Питер, 2007.

6.Шевелев В.Н. Социология  управления: учебное пособие. –  Ростов-на-Дону: Феникс, 2006.

 


Информация о работе Законы и категории социального управления