Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа
Целью данной курсовой работы является изучение общественного призрения и благотворительности в годы первой мировой войны. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть зарождение и развитие благотворительности в России;
- раскрыть организацию, мотивы, цели общественного призрения;
- провести анализ общественного призрения и благотворительности в годы первой мировой войны.
Введение…………………………………………………………………………...3
1. Зарождение и развитие благотворительности в России……………………..5
1.1. Зарождение благотворительности в России…………………………….5
1.2. Развитие благотворительности в России………………………………..7
2. Общественное призрение как организованная форма благотворительно-сти..……………………………………………………………………………….14
2.1. Общественное призрение - его организация, мотивы, цели………….14
2.2. Благотворительные организации на пути перехода от общественного призрения к системе социального обеспечения…………………..…….…15
3. Анализ общественного призрения и благотворительности в России в 1914-1917 годах………………………………………………………………...………23
3.1. Развитие общественного призрения в годы первой мировой войны...23
3.2. Состояние развития благотворительности в России в 1914-1917 годах…………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31
Содержание
Введение…………………………………………………………
1. Зарождение и развитие
1.1. Зарождение
1.2. Развитие благотворительности в России………………………………..7
2. Общественное призрение как организованная
форма благотворительно-сти..……………………
2.1. Общественное призрение - его организация, мотивы, цели………….14
2.2. Благотворительные организации на пути перехода от общественного призрения к системе социального обеспечения…………………..…….…15
3. Анализ общественного призрения и благотворительности
в России в 1914-1917 годах……………………………………………………………….
3.1. Развитие общественного призрения в годы первой мировой войны...23
3.2. Состояние развития благотворительности
в России в 1914-1917 годах…………………………………………………………………
Заключение……………………………………………………
Список использованной
литературы…………………………………………...3
Введение
Актуальность исследования курсовой работы заключается в том, что история благотворительности и общественного призрения определяется необходимостью обращения в условиях новой России к накопленному до революции огромному опыту работы в области социальной помощи населению, так как в свете становления современной системы помощи нуждающимся исторический опыт дореволюционной благотворительной деятельности имеет реальную практическую значимость: исследование его поможет восстановить институт благотворительности, уточнить технологию социальной помощи различным категориям населения, найти более действенные организационные формы благотворительного движения, воссоздать традиционные нормы поведения, мышления, ценностные ориентации и представления, которые вырабатывались нацией веками.
Вопросы развития благотворительности и общественного призрения в России, как в общем по империи, так и на местах вызывали постоянный практический и теоретический интерес дореволюционных исследователей. В свете явлений общественной жизни современности опыт благотворительной деятельности дореволюционной России получает новое переосмысление и практическое воплощение. После многолетнего негласного запрета на изучение проблем развития благотворительности в Российской империи в советский период материалы данной темы снова вводятся в научный оборот, постоянно пополняясь и обновляясь новыми исследованиями. Учитывая вышесказанное, всю литературу, касающуюся благотворительной сферы можно разделить на несколько периодов: дореволюционный: вторая половина XIX начало XX века; советский: 1917-конец 1980-х годов; современный: с начала1990-х годов по настоящее время.
Целью данной курсовой работы является изучение общественного призрения и благотворительности в годы первой мировой войны. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть зарождение и развитие благотворительности в России;
- раскрыть организацию, мотивы, цели общественного призрения;
- провести анализ общественного призрения и благотворительности в годы первой мировой войны.
Объектом исследования является система общественного призрения и благотворительности в России в начале XX века.
Предметом исследования - государственные, общественные и частные институты общественного призрения губернии, а также основные направления их деятельности, структура, функции и результаты.
Курсовая работа состоит из введения, трех глав. Заключения и списка использованной литературы.
1. Зарождение и развитие благотворительности в России
1.1. Зарождение
История благотворительности, как свидетельствуют источники, прошла в своем развитии два этапа - дохристианский и христианский. Каждый из них может быть охарактеризован как особый тип социального отношения в европейской цивилизации. Первый связан с культурой древней Греции и Римской империи. Объединение в дохристианском этапе благотворительности двух культур - греческой и римской - является очень условным, ибо культуры эти базировались на совершенно различных принципах. Но в обеих социальных системах сформировалось структурированное отношение к тем, кто нуждался в помощи.
Исторические наблюдения позволяют рассмотреть этот этап благотворительности как особый тип субъект - субъектных отношений. Сторонами отношения выступали, с одной стороны, сословие богатых и государство, но, с другой - сословия имущих и неимущих. В этом отношении были распределены функции поддержания общности. Государство заботилось об общем уровне благосостояния населения, используя при этом материальные и людские ресурсы империи. В проводимой социальной политике государство поощряло обогащение граждан и ожидало от них соучастия в удовлетворении общественных нужд1.
Христианство - религия веры, надежды и любви угнетенных сословий, не могло не изменить идеологии и содержания благотворительности. Посредством христианства в мире утверждались добродетели сострадания, милосердия, любви к ближнему. И с течением времени благотворительность, помощь нуждающимся переросла из отношений между оказывающим и принимающим помощь в отношение между верующим и Богом. Помощь оказывалась во имя любви к Богу, во имя спасения.
В российском православном христианстве благотворительность была очень личным, по сути, исповедальным делом (подавая нищему кусок хлеба, верующий фактически исполнял христову заповедь и как бы общался с самим богом).
Необходимо отметить, что благотворительность как составная часть учения была присуща не только христианству. Не раскрывая глубоко этот вопрос, который не является основным в нашем исследовании, скажем, что милосердие, благотворительность всегда были одной из важнейших сфер деятельности и ислама, и иудаизма, и буддизма, и ими накоплен огромный опыт благотворительной деятельности, исчисляемый тысячелетиями.
Христианство открыло славянам новый мир высоких нравственных ценностей любви и сострадания к ближнему, научило соединять молитву с милостыней, являющихся очистительной жертвой... Благотворительность являлась своего рода священным ритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения.
Отношение благотворительности
в эпоху становления
1.2 Развитие благотворительности в России
Благотворительность в России имеет исторические корни, которые связаны со становлением и развитием Российского государства.
Первоначально благотворительность
формировалась на идеях христианства,
и поэтому наиболее простой и
древней формой филантропической деятельности
в России были раздача милостыни
нищим и пожертвования в церков
Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая основывалась не столько на моральных и религиозных воззрениях, сколько на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего — и тот и другой равны перед ударами судьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего.
Постепенно
Первые сведения о возникновении организованной благотворительности в России можно отнести к 1551 году, когда Патриарх обратился к правительству с просьбой организовать богадельни для мужчин и женщин во всех городах и селах. А двести лет спустя, в 1775 году, появился Царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. До XVIII в. известно о существовании всего 8 благотворительных обществ, а наибольшее их число было основано в 1851-1860 гг., но и оно не достигало 100.
История именно российской культуры, на мой взгляд, позволяет осуществить рассмотрение закономерностей отношений в сфере благотворительности. Учреждения культуры, как правило, возникали и развивались как объект частной собственности. В XVIII - начале XIX веков благотворительность в культуре проявлялась в том, что общественности, обывателям предоставлялась возможность бесплатного посещения и наслаждения произведениями искусства, в первую очередь, зрелищными - музыкальными спектаклями, оперными постановками, что составляло предмет благотворительности и имело немалую цену. Системообразующим отношением данного типа является частная собственность на создаваемый, развиваемый и охраняемый объект культуры.
Организации, оказывающие благотворительную помощь нуждающимся, возникали в России в громадном большинстве случаев по инициативе сословных организаций, отдельных групп и отдельных лиц. Для учреждения благотворительных обществ требовалось каждый раз Высочайшее соизволение, что, по свидетельству официальных источников того времени, было крайне неудобно.
В 1862 г. был принят специальный акт, где указывалось: «во изменение изъясненного порядка, учреждение обществ для взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутренних дел». С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений, и к 1890 году было создано еще около 2000 новых3.
Помощь нуждающимся большей частью оказывалась специальными благотворительными организациями. В некоторых же случаях этой деятельностью занимались организации, для которых оказание благотворительной помощи составляло лишь одну из второстепенных задач.
Специальные благотворительные учреждения представляли собой две группы: благотворительные общества и благотворительные заведения
Благотворительные общества — это добровольные объединения лиц, имеющие цель помогать нуждающимся в том или ином отношении. Деятельность благотворительных обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества. Благотворительные общества иногда объединялись в союзы, а иногда они имели довольно сложную многоступенчатую структуру, возглавляемую центральными органами, дающими направление деятельности всей системе.
Благотворительные заведения, в отличие от обществ, это учреждения для удовлетворения потребностей нуждающегося населения в стенах заведения, то есть нуждающиеся или жили в этих заведениях, или являлись в них для питания, ночлега и т. д.
В России к 1902 году функционировало 11040 благотворительных учреждений (47 62 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений).
Все благотворительные учреждения, действовавшие на территории России, несмотря на их общественный характер, состояли в ведении и надзоре министерств и ведомств, таких как Министерство внутренних дел, Ведомство православного исповедания, Министерство финансов, Министерство юстиции.
Благотворительные учреждения
России оказывали помощь взрослым и
детям путем организации
Как правило, одна благотворительная организация оказывала сразу несколько видов помощи.
Специальным законодательным актом, общим для всех благотворительных организаций, был «Устав об общественном призрении» в России. Он регулировал деятельность благотворительных учреждений, создаваемых частными лицами.
В Уставе предусматривалось, что создание благотворительных обществ и частных благотворительных заведений должно производиться в разрешительном порядке (ст. 175 Устава). Право утверждения уставов благотворительных обществ и частных благотворительных заведений предоставлялось Министерству внутренних дел с тем, однако, чтобы уставы были представлены в Кабинет Министров в случаях включения в них каких-либо правил, льгот и преимуществ, не предусмотренных названным законодательством и требующих Высочайшего разрешения (ст. 443 Устава). Частные благотворительные организации, в отличие от государственных, «не дозволялись к открытию, пока они не будут иметь своих средств, необходимых для их содержания» (ст. 442 Устава).