Зарождение благотворительности в России

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 28 Февраля 2013 в 10:46, курсовая работа

Описание работы

Целью данной курсовой работы является изучение общественного призрения и благотворительности в годы первой мировой войны. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:
- рассмотреть зарождение и развитие благотворительности в России;
- раскрыть организацию, мотивы, цели общественного призрения;
- провести анализ общественного призрения и благотворительности в годы первой мировой войны.

Содержание работы

Введение…………………………………………………………………………...3
1. Зарождение и развитие благотворительности в России……………………..5
1.1. Зарождение благотворительности в России…………………………….5
1.2. Развитие благотворительности в России………………………………..7
2. Общественное призрение как организованная форма благотворительно-сти..……………………………………………………………………………….14
2.1. Общественное призрение - его организация, мотивы, цели………….14
2.2. Благотворительные организации на пути перехода от общественного призрения к системе социального обеспечения…………………..…….…15
3. Анализ общественного призрения и благотворительности в России в 1914-1917 годах………………………………………………………………...………23
3.1. Развитие общественного призрения в годы первой мировой войны...23
3.2. Состояние развития благотворительности в России в 1914-1917 годах…………………………………………………………………………...26
Заключение……………………………………………………………………….29
Список использованной литературы…………………………………………...31

Файлы: 1 файл

зарождение благотворительности в России.doc

— 154.50 Кб (Скачать файл)


Содержание

 

 

 

Введение…………………………………………………………………………...3

1. Зарождение и развитие благотворительности  в России……………………..5

1.1. Зарождение благотворительности  в России…………………………….5

1.2. Развитие благотворительности в России………………………………..7

2. Общественное призрение как организованная форма благотворительно-сти..……………………………………………………………………………….14

2.1. Общественное призрение - его организация, мотивы, цели………….14

2.2. Благотворительные организации на пути перехода от общественного призрения к системе социального обеспечения…………………..…….…15

3. Анализ общественного призрения и благотворительности в  России в 1914-1917 годах………………………………………………………………...………23

3.1. Развитие общественного призрения в годы первой мировой войны...23

3.2. Состояние развития благотворительности в России в 1914-1917 годах…………………………………………………………………………...26

Заключение……………………………………………………………………….29

Список использованной литературы…………………………………………...31

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Введение

 

 

Актуальность исследования курсовой работы заключается в том, что история благотворительности и общественного призрения определяется необходимостью обращения в условиях новой России к накопленному до революции огромному опыту работы в области социальной помощи населению, так как в свете становления современной системы помощи нуждающимся исторический опыт дореволюционной благотворительной деятельности имеет реальную практическую значимость: исследование его поможет восстановить институт благотворительности, уточнить технологию социальной помощи различным категориям населения, найти более действенные организационные формы благотворительного движения, воссоздать традиционные нормы поведения, мышления, ценностные ориентации и представления, которые вырабатывались нацией веками.

Вопросы развития благотворительности  и общественного призрения в России, как в общем по империи, так и на местах вызывали постоянный практический и теоретический интерес дореволюционных исследователей. В свете явлений общественной жизни современности опыт благотворительной деятельности дореволюционной России получает новое переосмысление и практическое воплощение. После многолетнего негласного запрета на изучение проблем развития благотворительности в Российской империи в советский период материалы данной темы снова вводятся в научный оборот, постоянно пополняясь и обновляясь новыми исследованиями. Учитывая вышесказанное, всю литературу, касающуюся благотворительной сферы можно разделить на несколько периодов: дореволюционный: вторая половина XIX начало XX века; советский: 1917-конец 1980-х годов; современный: с начала1990-х годов по настоящее время.

Целью данной курсовой работы является изучение общественного призрения  и благотворительности в годы первой мировой войны. В соответствии с поставленной целью необходимо решить ряд следующих задач:

- рассмотреть зарождение и развитие благотворительности в России;

- раскрыть организацию, мотивы, цели общественного призрения;

- провести анализ общественного призрения и благотворительности в годы первой мировой войны.

Объектом исследования является система общественного  призрения и благотворительности в России в начале XX века.

Предметом исследования - государственные, общественные и частные институты общественного призрения губернии, а также основные направления их деятельности, структура, функции и результаты.

Курсовая работа состоит из введения, трех глав. Заключения и списка использованной литературы.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

1. Зарождение и развитие  благотворительности в России

 

1.1. Зарождение благотворительности  в России

 

 

История благотворительности, как свидетельствуют источники, прошла в своем развитии два этапа - дохристианский и христианский. Каждый из них может быть охарактеризован как особый тип социального отношения в европейской цивилизации. Первый связан с культурой древней Греции и Римской империи. Объединение в дохристианском этапе благотворительности двух культур - греческой и римской - является очень условным, ибо культуры эти базировались на совершенно различных принципах. Но в обеих социальных системах сформировалось структурированное отношение к тем, кто нуждался в помощи.

Исторические наблюдения позволяют рассмотреть этот этап благотворительности как особый тип субъект - субъектных отношений. Сторонами отношения выступали, с одной стороны, сословие богатых  и государство, но, с другой - сословия имущих и неимущих. В этом отношении были распределены функции поддержания общности. Государство заботилось об общем уровне благосостояния населения, используя при этом материальные и людские ресурсы империи. В проводимой социальной политике государство поощряло обогащение граждан и ожидало от них соучастия в удовлетворении общественных нужд1.

Христианство - религия  веры, надежды и любви угнетенных сословий, не могло не изменить идеологии  и содержания благотворительности. Посредством христианства в мире утверждались добродетели сострадания, милосердия, любви к ближнему. И с течением времени благотворительность, помощь нуждающимся переросла из отношений между оказывающим и принимающим помощь в отношение между верующим и Богом. Помощь оказывалась во имя любви к Богу, во имя спасения.

В российском православном христианстве благотворительность  была очень личным, по сути, исповедальным  делом (подавая нищему кусок хлеба, верующий фактически исполнял христову заповедь и как бы общался с  самим богом).

Необходимо отметить, что благотворительность как составная часть учения была присуща не только христианству. Не раскрывая глубоко этот вопрос, который не является основным в нашем исследовании, скажем, что милосердие, благотворительность всегда были одной из важнейших сфер деятельности и ислама, и иудаизма, и буддизма, и ими накоплен огромный опыт благотворительной деятельности, исчисляемый тысячелетиями.

Христианство открыло  славянам новый мир высоких нравственных ценностей любви и сострадания  к ближнему, научило соединять  молитву с милостыней, являющихся очистительной жертвой... Благотворительность являлась своего рода священным ритуалом, обычаем, традицией, нормой поведения.

Отношение благотворительности  в эпоху становления Христианства носило непосредственно субъект  — субъектный характер. Это было отношение между теми, кто обладал излишками, и теми, кто был лишен самого необходимого. Оба участника отношения выступали в качестве субъекта потому, что между ними возникало личностное взаимодействие, которое предполагало благодарность и ответные добрые чувства и дела. С утверждением Христианства, с его институционализацией меняются отношения благотворительности. Их можно обозначить как: субъект — субъект — объект. Субъектами выступали богатый, оказывающий помощь, и Церковь, ее принимающая. Объектом выступали нуждающиеся. Они принимали помощь от Церкви в качестве божьей помощи, что должно было укрепить их веру. Но при этом благотворительность, осуществляющаяся через посредничество Церкви, не требовала действий со стороны тех, кто нуждался в помощи2. Эта социальная черта взаимодействия в благотворительности с особой яркостью проявилась в православии, в России. Богатый и «убогий» несли в себе особую миссию перед Богом. Богатство было отягощено сознанием греха, нищенство связывалось с чистотой и невинностью помыслов. Полюсы светских ролей определяли статичность взаимодействия, неизменность содержания и формы отношения благотворительности.

 

1.2 Развитие благотворительности  в России

 

Благотворительность в  России имеет исторические корни, которые  связаны со становлением и развитием Российского государства.

Первоначально благотворительность  формировалась на идеях христианства, и поэтому наиболее простой и  древней формой филантропической деятельности в России были раздача милостыни  нищим и пожертвования в церковь. Церковное имущество провозглашалось достоянием бедных, а священнослужители — лишь распорядителями этого имущества в интересах обездоленных. Пожертвования в церковь притекали также под влиянием взгляда на благотворительность как на «защиту от грехов». Вполне естественно, что все это обеспечило церкви на долгое время ведущую роль в благотворительной деятельности. Благотворительность оказывалась церковью через монастыри, но выражалась она, главным образом, в бесплатной раздаче пищи и милостыне бедным, что приводило к «увеличению числа нищих вместо облегчения бедности».

Вторым, не менее важным источником благотворительности, была народная традиция взаимопомощи, которая  основывалась не столько на моральных  и религиозных воззрениях, сколько  на здравом смысле и опыте человеческого общежития: любой, кто помогает ближнему в беде, давая ему работу и деньги, знает, что, окажись он в подобной же ситуации, ему можно рассчитывать на помощь со стороны других. Взаимопомощь обусловливает принцип равенства дающего и берущего — и тот и другой равны перед ударами судьбы. Лишь только такая благотворительность не унижает берущего.

Постепенно благотворительность  стала приобретать организованный характер. Историю благотворительных  организаций в России можно разделить  на два этапа. Первый — с середины XVI в. до 1862 г. Это период становления благотворительных организаций в России. Второй — 1862 г. — 1906 г. — это период расцвета русской благотворительности.

Первые сведения о  возникновении организованной благотворительности  в России можно отнести к 1551 году, когда Патриарх обратился к правительству с просьбой организовать богадельни для мужчин и женщин во всех городах и селах. А двести лет спустя, в 1775 году, появился Царский указ об образовании частных и общественных благотворительных организаций. До XVIII в. известно о существовании всего 8 благотворительных обществ, а наибольшее их число было основано в 1851-1860 гг., но и оно не достигало 100.

История именно российской культуры, на мой взгляд, позволяет  осуществить рассмотрение закономерностей отношений в сфере благотворительности. Учреждения культуры, как правило, возникали и развивались как объект частной собственности. В XVIII - начале XIX веков благотворительность в культуре проявлялась в том, что общественности, обывателям предоставлялась возможность бесплатного посещения и наслаждения произведениями искусства, в первую очередь, зрелищными - музыкальными спектаклями, оперными постановками, что составляло предмет благотворительности и имело немалую цену. Системообразующим отношением данного типа является частная собственность на создаваемый, развиваемый и охраняемый объект культуры.

Организации, оказывающие  благотворительную помощь нуждающимся, возникали в России в громадном  большинстве случаев по инициативе сословных организаций, отдельных групп и отдельных лиц. Для учреждения благотворительных обществ требовалось каждый раз Высочайшее соизволение, что, по свидетельству официальных источников того времени, было крайне неудобно.

В 1862 г. был принят специальный  акт, где указывалось: «во изменение изъясненного порядка, учреждение обществ для взаимного вспомоществования или с другой благотворительной целью, Высочайше предоставляю, по соглашению с подлежащими ведомствами, министру внутренних дел». С этого времени отмечается значительный рост числа благотворительных учреждений, и к 1890 году было создано еще около 2000 новых3.

Помощь нуждающимся  большей частью оказывалась специальными благотворительными организациями. В  некоторых же случаях этой деятельностью  занимались организации, для которых оказание благотворительной помощи составляло лишь одну из второстепенных задач.

Специальные благотворительные  учреждения представляли собой две  группы: благотворительные общества и благотворительные заведения

Благотворительные общества — это добровольные объединения лиц, имеющие цель помогать нуждающимся в том или ином отношении. Деятельность благотворительных обществ сводилась к оказанию помощи нуждающимся деньгами или вещами, а также к учреждению и содержанию различного рода благотворительных заведений в рамках направлений деятельности общества. Благотворительные общества иногда объединялись в союзы, а иногда они имели довольно сложную многоступенчатую структуру, возглавляемую центральными органами, дающими направление деятельности всей системе.

Благотворительные заведения, в отличие от обществ, это учреждения для удовлетворения потребностей нуждающегося населения в стенах заведения, то есть нуждающиеся или жили в этих заведениях, или являлись в них  для питания, ночлега и т. д.

В России к 1902 году функционировало 11040 благотворительных учреждений (47 62 благотворительных общества и 6278 благотворительных заведений).

Все благотворительные  учреждения, действовавшие на территории России, несмотря на их общественный характер, состояли в ведении и надзоре министерств и ведомств, таких как Министерство внутренних дел, Ведомство православного исповедания, Министерство финансов, Министерство юстиции.

Благотворительные учреждения России оказывали помощь взрослым и  детям путем организации дешевого бесплатного обучения, проживания, питания (столовые, чайные), трудоустройства (работные дома, рукодельни), лечебной помощи (больницы, амбулатории, врачебные пункты).

Как правило, одна благотворительная  организация оказывала сразу  несколько видов помощи.

Специальным законодательным актом, общим для всех благотворительных организаций, был «Устав об общественном призрении» в России. Он регулировал деятельность благотворительных учреждений, создаваемых частными лицами.

В Уставе предусматривалось, что создание благотворительных обществ и частных благотворительных заведений должно производиться в разрешительном порядке (ст. 175 Устава). Право утверждения уставов благотворительных обществ и частных благотворительных заведений предоставлялось Министерству внутренних дел с тем, однако, чтобы уставы были представлены в Кабинет Министров в случаях включения в них каких-либо правил, льгот и преимуществ, не предусмотренных названным законодательством и требующих Высочайшего разрешения (ст. 443 Устава). Частные благотворительные организации, в отличие от государственных, «не дозволялись к открытию, пока они не будут иметь своих средств, необходимых для их содержания» (ст. 442 Устава).

Информация о работе Зарождение благотворительности в России