Автор работы: Пользователь скрыл имя, 25 Января 2015 в 15:11, контрольная работа
Западное общество XIX века — не механическое соединение различных механизмов управления, властных институтов и структур, социальных сфер политики, экономики, а нечто целое. Возникает потребность именно в отрасли знаний, которая изучает общество во всех его аспектах. Такой наукой и стала социология — наука об обществе.
Введение………………………………………………………………………..2
1. Зарождение социологии как науки. Огюст Конт – основоположник социологии…………………………………………………………………….. 3
2. Основные направления западной социологии XIX в…………………….7
3. Социологическая теория Марксизма……………..……………………….10
Заключение………………………………………………………………..…...15
Библиографический список………………………………………………
Социальная. Человеческое общество – сложная совокупность различных групп, их связей и взаимодействий, то есть оно социально структурировано. Устойчивые общественные связи между определенными людьми находят свое воплощение в особенностях образа жизни данной социальной группы, в единстве потребностей, интересов, ориентаций, стереотипов поведения и других характеристиках общественных индивидов.
Политическая. Политика есть первая идеологически организованная общественная сила. Приводя в движение классы и массы, она становится средством разрешения назревших общественных противоречий, включая противоречия экономической сферы.
Духовная – целенаправленно организуемая обществом духовная жизнь. Делится на подсистемы: идеологическую, научную, художественно-эстетическую жизнь, воспитание, образование. Важную роль в духовной сфере играет религия. Каждая из подсистем этой сферы охватывает собой определенные фрагменты общественного сознания.
Изучение функционирования и развития наиболее крупных сфер общественной жизни, в основу которого положено выделение важнейших и в общем однородных социальных процессов, весьма важно для характеристики и анализа общества как единого социального организма. Единство общества заключается не в его монолитности. Оно представляет собой внутренне расчлененную целостность и потому имеет свою структуру. Деление общественной жизни на указанные сферы позволяет изучать общество именно как структурную целостность, выявлять содержание и особенности функционирования данных сфер, их объективное соотношение и взаимную зависимость.
Исходя из научных представлений о характере их взаимодействия можно сознательно воздействовать и на развитие всего общества. Проблема же научного управления обществом - одна из центральных в марксистской социологии.
Социальное развитие, по Марксу,
происходит в соответствии с
определенными законами, под которыми
он понимает «внутреннюю и
необходимую связь» между
Теория классов и классовой борьбы является центральной в учении Маркса. Он в своих работах не дает определения класса, хотя реконструированное определение на основании его работ имеется. Классы, по Марксу, — это социальные группы, находящиеся в неравном положения и борющиеся между собой, а в более узком смысле это социальные группы, различающиеся отношением к собственности, прежде всего к средствам производства.
Маркс рассматривал класс с точки зрения собственности на капитал и средства производства, разделяя население на владельцев собственности и неимущих, на капиталистический класс и пролетариат. Он признавал существование групп, не укладывающихся в эти рамки (таких, как крестьяне или мелкие собственники), но утверждал, что они представляют собой пережитки докапиталистической экономики, которые будут исчезать по мере созревания капиталистической системы. Категория класса для Маркса означает нечто большее, чем простое средство описания экономических позиций различных социальных групп — он рассматривал классы как реальные общности и реальные социальные силы, способные изменять общество.
Заключение
И так, в данной работе
мы рассмотрели
ХIХ век называют золотым веком классической социологии: шло формирование новых подходов к изучению общества, разрабатывалась теоретическая наука, создавались первые научные школы и направления, рождалось отраслевое социологическое знание. Условно это время называют первым этапом развития социологии и датируют его 40-80-ми годами ХIХ столетия.
Происходило становление социологии как науки, связанной с такими именами как А. Конт, Г. Спенсер, К. Маркс.
Базируясь на трудах этих ученых и мыслителей, социология продолжила своё развитие уже и в ХХ веке.
Вобрав в себя знания об ошибках и достижениях прошлых лет, продолжает развиваться и современная наука об обществе. Ведь и на сегодняшний день понимание тех принципов, механизмов и прочего, от которых зависит жизнь общества и его поведение, остаётся необходимым для нормального его существования и развития.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
1. Бачинин В. А. «История западной социологии» / М., 2002
2. Громов И. А., Мацкевич А. Ю., Семенов
В. А. «Западная теоретическая
3. Дюркгейм 3. «О разделении общественного труда. Метод социологии» / М., 1990
4. «Западно-европейская социология 19 века», О. Конт, Д. С. Милль, Г. Спенсер / Под ред. В. И. Добренькова. // М., 1996
5. Зборовский Г. Е.. Орлов Г. Г. «Введение в социологию» / Урал. ун-т, 1992
6. Капитонов Э. А. «История и теория социологии: Социология 19 века» / М., 2000
7. Осипов Г. В. «Социология» / М., 1990
8. «Основы социологии», Под общей редакцией А. Эфендиева / М., 1993
Словарь терминов
Основные понятия: позитивизм, натурализм, социальная статика, социальная динамика, эволюционизм, социальный биологизм, этноцентризм, расовая борьба, антропосоциология, психология народов, толпа, публика, базис, надстройка и общественно-экономическая формация.
Позитивизм – направление в социологии, согласно которому существуют тесные взаимоотношения между естественными и социальными науками, что позволяет использовать естественнонаучные методы для познания общества. Отсюда делался вывод о существовании объективных социальных законов, которые не зависят от сознания и воли людей.
Натурализм (фр. Naturalisme, л
Социальная статика – аспекты социальной жизни, которые относятся к упорядоченности и стабильности и дают обществам возможность сохранять свою целостность и выживать.
Социальная динамика – совокупность процессов функционирования, изменения и развития общества и его социальных структур, ведущих к обновлению.
Эволюционизм – социологическая концепция, согласно которой человеческое общество, его структуры развиваются благодаря случайным действиям людей и естественному отбору
тех социальных явлений, которые начинают количественно преобладать в силу их лучших параметров, в то время как худшие социальные явления постепенно вытесняются и отмирают.
Социальный биологизм - Направление в социальной науке, сводящее существо социальных отношений и социальных факторов к биологическим явлениям и процессам.
Этноцентризм – тенденция судить о поведении других групп по стандартам собственной культуры.
Расовая борьба -интерпретация общественного развития и социального поведения людей в понятиях биологической наследственности и борьбы «высших» и «низших» рас.
Антропосициология — социологическая теория, к-рая интерпретируя данные антропологической науки, устанавливает непосредственную связь социального положения отдельных людей и их групп с анатомо-физиологическими признаками человека (размер и форма черепа, рост, цвет волос и т. п.) и на этой основе рассматривает общественные явления.
Психология народов- учение о «духе народа» как духовного целого. Речь идет о том, чтобы «познать дух народа, как познала индивидуальная психология дух индивидуализма» и тем самым открыть «законы человеческого духа», Наиболее глубокими проявлениями «народного духа» считается язык народа, его обычаи, мифы и религии, а также народное творчество, письменность, искусство. По их мнению, дух народа глубоко коренится в психике каждого принадлежащего ему человека и в немалой степени определяет его поведение.
Толпа – изначально неорганизованное и, как правило, находящееся в состоянии эмоцио-нального возбуждения скопление людей.
Публика - публика люди, находящиеся где-нибудь в качестве зрителей, слушателей, пассажиров, а аткж е вообще - люди, общество Театральная падеж или пуд Читающая падеж или пуд На публику делать что-нибудь (напоказ; разговорная форма неодобр).
Базис-совокупность производительных сил и производственных отношений.
Надстройка – понятие, введенное Карлом Марксом и заключающееся в том, что политические идеологии, религия, институт семьи, образование и правительство составляют уровень социальной жизни, который формируется под воздействием экономического базиса общества.
Общественно-экономическая формация — в марксизме — стадия развития общества, характеризующаяся определённой ступенью развития производительных сил общества и соответствующим этой ступени историческим типом экономических производственных отношений, которые зависят от неё и определяются ею.
Информация о работе Зарождение социологии как науки. Огюст Конт – основоположник социологии