Зарубежная практика демографической политики

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 09 Октября 2012 в 19:14, доклад

Описание работы

Большинство стран стремится искусственно управлять воспроизводством населения для достижения наиболее приемлемой демографической ситуации, то есть проводит свою демографическую политику, которая представляет собой своеобразную систему экономических, административных, пропагандистских мер. Все эти меры направлены на урегулирование процесса воспроизводства населения.

Файлы: 1 файл

Зарубежная практика демографической политики.doc

— 62.00 Кб (Скачать файл)

Большинство стран стремится искусственно управлять воспроизводством населения  для достижения наиболее приемлемой демографической ситуации, то есть проводит свою демографическую политику, которая представляет собой своеобразную систему экономических, административных, пропагандистских мер. Все эти меры направлены на урегулирование процесса воспроизводства населения.

Демографическая политика — это целенаправленная деятельность государственных органов  и иных социальных институтов в сфере  регулирования процессов воспроизводства населения. В широком смысле демографическая политика — это политика в области народонаселения. Историческая цель демографической политики государства достижение демографического оптимума. В англо- и испаноязычной научной литературе, в международных документах, рекомендациях и аналитических докладах ООН в основном используется термин политика населения. Объектами демографической политики могут быть население страны в целом или отдельных регионов, социально-демографические группы, когорты населения, семьи определенных типов или стадий жизненного цикла.

Цели и направления  демографической политики 

Структура демографической политики, как и любой другой политической деятельности, включает два важнейших  и взаимосвязанных компонента: определение  и изложение системы целей и разработку и реализацию средств для их достижения.

В общем  виде цели демографической политики обычно сводятся к формированию желательного режима воспроизводства населения, сохранению или изменению тенденций  в области динамики численности и структуры населения. Цели и задачи демографической политики формулируются, как правило, в политических программах и декларациях, индикативных и директивных планах, в стратегических целевых программах и планах оперативной деятельности правительств и иных исполнительных органов, в законодательных и иных правовых актах, в постановлениях, определяющих введение новых или развитие действующих мер политики.

Основные  направления демографической политики включают:

    • государственную помощь семьям с детьми;
    • создание условий для совмещения активной профессиональной деятельности с выполнением семейных обязанностей;
    • снижение заболеваемости и смертности;
    • увеличение продолжительности жизни;
    • улучшение качественных характеристик населения;
    • регулирование миграционных процессов;
    • урбанизации и расселения и т.п.

Эти направления должны быть согласованы  с такими важными сферами социальной политики как занятость, регулирование  доходов, образование и здравоохранение, профессиональная подготовка, жилищное строительство, развитие сферы услуг, социальное обеспечение инвалидов, пожилых и нетрудоспособных.

В зависимости  от демографической ситуации существует 2 основных типа политики: направленная на повышение рождаемости (типична  для экономически развитых стран) и  на снижение рождаемости (необходима для стран развивающихся). Часто практическое осуществление демографической политики сопряжено с трудностями как морально-этического плана, так и нехваткой финансовых средств.

В странах с низкими показателями рождаемости и естественного  прироста (Западная Европа, СНГ, Япония, Австралия и Северная Америка) меры демографической политики сосредоточены в основном на повышение рождаемости. В странах ЕС, так же как и в России, наблюдается негативная тенденция снижения рождаемости. Резкий спад рождаемости произошел в 1990–1995 гг. и с тех пор ситуация улучшилась только в Ирландии (16,4 промилле), Исландии (13,4 промилле), во Франции (12,4 промилле) и в Великобритании (12,3промилле), а в остальных странах ЕС ситуация практически не изменилась [8]. В России в 2009 г. коэффициент рождаемости увеличился (по сравнению с 1995 г.) в 1,3 раза и составил12,4 промилле, что значительно превышает аналогичные показатели в Австрии (8,7 промилле), Германии (8,2 промилле) и Италии (8 промилле).

Здесь для  стимулирования роста рождаемости проводятся различные мероприятия, связанные с запретом абортов, выплатой пособий по рождению, предоставление всевозможных льгот многодетным и молодым семьям и т. д.  Впервые подобные меры были предприняты Франция.

В конце XIX - начале XX веков началось резкое снижение естественного прироста населения и рождаемости во Франции, которое объяснялось стремлением многочисленных мелкобуржуазных слоев (Франция – государство-рантье) ограничивать число детей в семье. Несмотря на постоянное снижение смертности, темп снижения рождаемости был выше. Участие в XX веке в двух мировых войнах, мировой кризис 30-х годов обусловили депопуляцию: за 1914-1919 годы население страны сократилось на 3 млн. человек, за 1939-1945 годы – еще на 1,2 млн.

С начала 1920-х гг. во Франции реализуется активная пронаталистская политика:

    • введение в практику широкой системы денежных выплат и налоговых льгот семьям, направленных на поощрение рождений первого, второго и особенно третьего ребенка;
    • стимулирование миграционного притока и привлечениеиностранных работников (в том числе за счет репатриации французов из бывших колоний).
    • Причем до 1967 года была запрещена продажа контрацептивов, до 1975 года – запрещены аборты.

В результате среди стран Западной Европы в середине 80-х годов Франция имела один из самых высоких суммарных коэффициентов рождаемости (среднее число детей на  1 женщину) - 1,8 - 1,9. Население увеличивалось ежегодно на 0,3 - 0,4%.Франция в 2009 г. заняла одно из первых мест по уровню рождаемости (12,4 промилле) среди стран Северной и Западной Европы и 161 место среди 224 стран мира, участвовавших в исследовании.

По международным стандартам Швеция является наиболее равноправной страной. Модель гендерной политики Северных стран – это равенство, равноправие, равные права и возможности, равный доступ к власти. Эти принципы реализуются и в демографической политике Швеции.

Семейные пособия выплачиваются  всем, включая иммигрантов.

Политика Правительства Швеции направлена на создание экономической  самостоятельности женщин в браке - каждая женщина имеет реальные возможности заработка. (защита прав беременных женщин)

Большое внимание уделяется проблемам планирования семьи и сексуального образования  молодежи, профилактике семейного насилия.

Начиная с 60-х годов, с начала сексуальной революции, в школах стали обсуждаться вопросы контрацепции, сознательного родительства, планирования семьи, а несколько позже - ответственности мальчиков за аборты и однополые связи.

Демографическая политика в США  выражена наименее отчетливо, в то же время фактически созданы условия для значительного иммиграционного прироста населения, а также применяются меры налоговой поддержки семей с детьми и различные региональные и корпоративные программы семейной политики. Возможно это обусловлено тем, что демографическая ситуация в США выглядит сегодня более благоприятной, чем в остальных развитых странах мира. Это объясняется доминирующим положением страны в мире, привлекательностью для мигрантов и возможностями их селективного отбора в интересах страны. Сложившаяся в США благоприятная демографическая ситуация – это существенное преимущество, которое будет реализоваться американским обществом не только в настоящее время, но и в ближайшие десятилетия.

Имея общие  культурные и цивилизационные корни, существенно различаются в демографическом отношении. Начиная с 1980-х гг., показатели рождаемости в США, постепенно повышаясь, достигли уровня простого замещения поколений. Суммарный коэффициент рождаемости в США в последние годы колеблется в интервале от 2 до 2,1 рождения на одну женщину. По данному показателю США обгоняют в настоящее время все европейские страны. Относительно высокой рождаемости в США благоприятствует быстро меняющаяся этническая структура населения – рост доли лиц латиноамериканского происхождения (для данной категории жителей США характерен высокий суммарный коэффициент рождаемости).

В США государственная демографическая  политика в традиционной интерпретации  фактически отсутствует.  Здесь отношение  к демографическим проблемам  можно определить как эгалитаристское, т.е. основанное на следовании принципам демократии и социальной справедливости, а также соблюдении прав человека. Гражданам в вопросе деторождения предоставлена полная свобода выбора, т.е. предпочтение отдается  индивидуальным решениям каждой семьи, а любые принудительные меры и навязанные условия исключаются. Семьям с детьми, как правило, оказывают косвенную помощь, в виде различных налоговых льгот.

Единственным «но» в демографической  политике США в последнее время  стал вопрос об абортах, решить который требует католическая церковь, чьи позиции здесь очень сильны. Так в парламентах уже обсуждаются законы, которые предусматривают уголовную ответственность для женщины, прервавшей беременность и для врача, который сделал аборт.

В странах, имеющих высокие показатели естественного прироста за счет высокой рождаемости и сравнительно низкие показатели смертности (страны Африки, Азии и Латинской Америки), основные меры демографической политики будут направлены на сокращение рождаемости. Наибольшей эффективности в снижении рождаемости достигли Япония и Китай. В этих странах в демографической политике были задействованы самые радикальные пропагандистские и экономические меры в виде систем штрафов, получение разрешения на рождение ребенка и т. п. В настоящее время результатом такой политики стали показатели годового прироста населения ниже среднемирового. Реализацию такой же демографической политики можно наблюдать сегодня в Индии, Пакистане, Индонезии, Шри-Ланке, Бангладеш и в некоторых других развивающихся странах.

В 50-60-е годы ХХ века в Китае традиционное стремление к многодетной семье  обуславливало  высокую рождаемость. Вместе с тем повышался общий  жизненный уровень населения  страны и уровень его санитарной культуры, улучшалось качество медицинского обслуживания, что способствовало резкому сокращению смертности. В результате началось стремительное увеличение численности населения Китая, что обернулось проведением сдерживающей демографической политики.

Фактически к активной демографической политике, направленной на снижение уровня рождаемости, приступили в 70-х годах. Это была политика "одна семья - один ребенок" и она была рассчитана только на одно поколение. В начале 80-х годов начали  осуществлять вторую фазу – государственная поддержка семей с одним ребенком, т.е. таким семьям предоставлялся ряд льгот, которые они могли утратить при рождении второго ребенка. В 90-х годах в  ряде случаев разрешается иметь двух детей.

В целом такая демографическая  политика Китая оказалась эффективной, особенно в городах. Она привела к существенному снижению рождаемости более чем на 15%. Произошли довольно большие изменения во взглядах на рождаемость, которые проявились главным образом в явном снижении желания иметь более двух детей - мальчика и девочку.

Сегодня возникла необходимость оценить результаты такой политики и провести некоторую ее коррекцию. Особенно это касается положений относительно семей в деревне и относительно национальных меньшинств.

Следует отметить, что за снижением  рождаемости в Китае следует  угроза старения населения, а также угроза утраты равновесия между полами у новорожденных. Причиной демографического перекоса стало стремление китайцев, если уж и разрешено только  одного ребенка, то тогда предпочтительно мужского пола. Беременности с прогнозом на девочку, до вступления в силу жестких мер наказания, часто искусственно прерывались. В результате по данным статистики к 2020 году для 40 млн. китайских мужчин может возникнуть проблема создания собственной семьи.

Индия была первой страной в мире, где правительство стало целенаправленно проводить демографическую политику. Начиная с первой половины ХХ века  интенсивность роста численности населения Индии возросла до такой степени, что поставило под вопрос дальнейшее развитие страны1. Согласно существующим прогнозам, к 2050 году Индия будет самой многолюдной страной мира.

Политика планирования семьи в  Индии предусматривает самые  различные пропагандистские, медицинские, административно-правовые и другие меры. По всей стране созданы тысячи центров семейного планирования, занимающихся преимущественно его координационно-административными и биомедицинскими аспектами. Они, в частности, заботятся о распространении новых методов контрацепции, применения внутриматочных противозачаточных средств, сравнительно несложных операций по стерилизации и обеспечивают даже соответствующее денежное вознаграждение. Эта политика не оставалась неизменной. Она постепенно совершенствовалась.

 Сначала демографическая политика  ставила задачу перехода от  традиционной многодетной к двух-трехдетной семье. Она проводилась под лозунгами: «Два или три ребенка — достаточно!», «Повремени заводить второго ребенка, а после третьего остановись!», «Малая семья — счастливая семья!» и т.д. При этом средства контроля за рождаемостью оставались традиционными и заключались либо в стерилизации, либо в предупреждении беременности. Стерилизация, хотя и не была принудительной, но активно поощрялась властями: согласившийся на нее мужчина мог получить денежную премию или… транзисторный радиоприемник.

Интенсивный рост населения подрывал экономическое развитие Индии. Не существовало возможности инвестировать в достаточной мере в образование и здравоохранение для каждого новорожденного. Ситуация меняется за счет популяризации грамотности матерей, улучшения в медицинском обслуживании и применения новейших медицинских технологий. Более того, среднее количество детей, в расчете на семью, уменьшается, что означает прогресс в качестве образования каждого ребенка. В результате рождаемость сократилась (сейчас среднее количество детей в семье в большей части Индии - три, и в некоторых регионах даже меньше двух). Рост населения замедляется; качество образования на единицу населения повышается; средний возраст населения также повышается, что, в свою очередь, влияет на увеличение среднего дохода на душу населения. При правительственной поддержке здравоохранения и семейном планировании эти показатели были бы еще эффективнее.

В 2000 г. в результате конференции  в Каире, а также усилий, предпринятых внутри страны, после долгих согласований специалистами в области здравоохранения, демографами, социологами и представителями от женщин был принят проект Национальной демографической политики. Этот проект, предусматривающий конкретные цели и стратегию их достижения, аккумулировал отдельные правительственные проекты в единую систему, во многом продолжив курс, взятый в  1990-х гг.

Информация о работе Зарубежная практика демографической политики