Автор работы: Пользователь скрыл имя, 27 Апреля 2012 в 11:13, реферат
Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. В нашей работе мы будем рассматривать жестокое обращение с детьми с точки зрения теорий девиантности, поскольку именно в жестоком обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков.
Введение 4
Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5
1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка 5
1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения 8
Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12
2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность 12
2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 17
2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение 20
Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23
Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27
4.2 Анализ позиций насилия 33
Заключение 41
Список литературы 45
Реферат: Жестокое обращение с детьми
Название:
Жестокое обращение с детьми Раздел: Рефераты по психологии Тип: реферат Добавлен 20:08:38 29 июля 2005 Похожие работы Просмотров: 9624 Комментариев: 0 Оценило: 6 человек Средний балл: 5 Оценка: 5 Скачать |
Содержание:
Введение 4 Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 5 1.1 Изменения в
современном российском 1.2 Причины и
последствия роста Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 12 2.1 Вербальные и
невербальные отношения в 2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях 17 2.3 Школа и насилие
в школе – критическое Глава 3. Виктимность поведения ребенка 23 Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 27 4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям 27 4.2 Анализ позиций насилия 33 Заключение 41 Список литературы
45 Введение Общество всегда уделяет особое внимание проблеме поведения людей, которое не соответствует общепринятым или официально установленным социальным нормам. Религия, литература, искусство, наука, философия с различных сторон рассматривают и оценивают это явление. Актуальность проблемы насилия по отношении к детям обусловила возникновение в рамках психологии особого направления (специальной психологической теории) – психологии девиантного поведения. В нашей работе мы будем рассматривать жестокое обращение с детьми с точки зрения теорий девиантности, поскольку именно в жестоком обращении с детьми многие отечественные и зарубежные психологи видят причину отклоняющегося поведения детей и подростков. В последние годы
в связи с общим кризисом российского
общества интерес к проблеме жестокого
обращения с детьми значительно
возрос, что обусловило необходимость
более тщательного исследования
причин, форм, динамики видов и поиска,
более эффективных мер Данная работа представляет собой аналитический обзор специальной литературы, посвященной проблемам жестокого обращения с детьми. Исследование психологических причин и последствий жестокого обращения с детьми – одна из самых молодых отраслей современной психологии, она на пути своего становления и утверждения. Данное исследование посвящено оценке социо-культуральных, психологических и биологических, а в более узком смысле, патологических факторов, которые определяют причины и особенности жестокого обращения с детьми. Цель работы: аналитический обзор литературы по теме «Жестокое обращение с детьми». Глава 1. Рост насилия в социально-неблагополучных слоях общества 1.1 Изменения в современном российском обществе и их воздействие на ребенка В настоящее время в результате экономической нестабильности, утраты духовно-нравственных ориентиров появился ряд опасных тенденций, прежде всего, – возрастание асоциального поведения в детской, подростковой и молодежной среде (бродяжничество, ранняя алкоголизация, наркомания и проституция, нарушение норм морали, рост самоубийств). Растет число детей и подростков, находящихся в состояние школьной и социальной дезадаптации, все острее встает вопрос о росте криминализации в среде детей и подростков. Сохранение тенденций устойчивого роста количества детей с различными проблемами в развитии приведет в ближайшее время к увеличению доли социально дезадаптированных лиц среди граждан трудоспособного возраста и дальнейшему обострению социально-экономических проблем. В то же время современная педагогическая практика при всех ее проблемах, трудностях, недостатках сохраняет статус одного из основных институтов социализации личности, ее становления и развития, антиподом которых становится девиантное развитие. Комплексное решение проблемы профилактики девиантного поведения школьников с участием социологов, юристов, педагогов, психологов в условиях организованного детского коллектива. Процесс социализации сложен для детей, воспитывающихся в полноценных семьях, а тем более – в условиях социальной депривации (в учреждениях интернатного типа, неблагополучных семьях). Ребенок является центром пересечения целого комплекса проблем: социальных, экономических, психологических, правовых. Следовательно, необходим комплексный подход к вопросу социализации подростка, что позволит на качественно новом уровне решать вопросы:
Вследствие этого основные вопросы, которые рассматривает современная педагогика анализируя большинство случаев жестокого обращения с детьми несовершеннолетних, определяются следующим образом:
Во всех этих позициях
несовершеннолетний, его возрастное
психическое, личностное развитие всегда
рассматривается через призму его
социальной ситуации развития, его
индивидуальных особенностей социализации
и взаимоотношений с той Однако, анализ современных тенденций показывает, что все большее число детей школьного возраста оказываются вне школы. Основные причины этого явления, безусловно, имеют как общие, так и региональные особенности, так в Курганской области эти данные выглядят следующим образом [, с.79]:Cборник тезисов международной конференции: -М.: Новый отсчет,2001.
Проведенное Беляничевым В.В. Сборник тезисов международной конференции. [, с.83-84] изучение средовой адаптации у детей с делинквентным поведением в г. Щексна, Вологодской области. Позволили определить, что большинство детей с деликвентным поведением – это дети из неблагополучных семей с безнадзорностью и гипоопекой (94%), со стойким периодом не только школьной, но и социальной дезадаптации с асоциальным поведением с 10-12 лет. Структура нарушений
поведения характеризовалась
Результативность деятельности по определению причин жесткого обращения с детьми, во многом зависит от достоверности информации о количестве таких детей. 1.2 Причины и последствия роста агрессивности населения Причинами жесткого
обращения с детьми является общий
агрессивный фон общества, обычно
определяемый как массовые враждебные
действия, направленные на причинение
страдания, физического или Психологически за агрессией всегда стоит внутренняя агрессивность – эмоциональное состояние, возникающее как реакция на переживание непреодолимости каких-то барьеров или недоступность чего-то желанного. Именно высоким эмоциональным накалом стихийная агрессия, а именно она является основной причиной жесткого обращения с детьми отличается от агрессии организованной, например солдаты, вполне могут не испытывать сильных эмоций к своим противникам, даже убивая их. На практике стихийная агрессия всегда сопровождается еще и дополнительными сильными эмоциями негативного комплекса типа гнева, ненависти и т.п. В психологии существует несколько десятков различного рода теорий, объясняющих те или иные аспекты агрессивности, – от врожденных биологических инстинктов до специальных форм социального научения, необходимых для успешной социальной адаптации в нашем сложном мире. Проявление агрессивности как причины жесткого обращения с детьми кроется в том, что согласно принятым воззрениям каждый человек должен иметь право на самоутверждение, а лишенный его – на самозащиту, чтобы восстановить чувство своей значимости, необходимое для нормального существования. Ольшанский Д.В. Психология масс-СПб.:Питер,2001.[] пишет, что блокирование права на самозащиту ведет к агрессивности, например при навязывании решения. В результате агрессии человек вторгается в сферу власти или престижа, или на территорию другого человека и частично захватывает то, что удается. Если же агрессия блокирована, спираль ее принимает еще более крутую форму, взрыв насилия происходит по психологическим причинам приобретая экстатический характер и становится для его участников самоцелью. Как показывают исследования современных массовых беспорядков, волнений и восстаний, «важнейший лежащий в их основе фактор – чувство полного блокирования всех надежд»1. Факторы, предшествующие агрессии – известны:
К условиям возникновения агрессии исследователи обычно относят:
Для развития агрессии обычно требуются:
Среди наиболее важных для нашего понимания вариантов агрессивного поведения различаются экспрессивная, импульсивная, аффективная, враждебная и инструментальная агрессия: Экспрессивная агрессия – это устрашающе-агрессивное поведение, главной целью которого является выразить и обозначить свои потенциально агрессивные намерения, запугать оппонентов. Это не всегда и не обязательно выражается в непосредственно разрушительных действиях. Импульсивная агрессия – обычно спровоцированное в результате действия какого-то фактора, мгновенно возникающее и достаточно быстро проходящее агрессивное поведение. Такая агрессия может носить прерывистый («импульсный») характер, возникая как бы «волнами», в виде своеобразных «приливов» и «отливов» агрессивного поведения. Аффективная агрессия – чисто эмоциональный феномен, практически полностью лишенный действенного компонента. Этим она отличается от экспрессивной формы агрессии. Аффективная агрессия, как правило, представляет собой наиболее впечатляющий, но и самый бессмысленный вид агрессии. Это то, что иногда называется «агрессивным ажиотажем» – особое состояние, требующее немедленных, любой ценой, жертв и разрушений. Соответственно, общим
законам подчиняются и «Строгий стиль» воспитания в качестве основного средства воздействия на личность подразумевает наказание. Проблеме наказания посвящено немало отечественных исследований, которые обращают внимание на недостаточную эффективность наказания как метода воспитания. Многие данные говорят о том, что при определенных обстоятельствах применение наказания может способствовать обучению агрессии, которую взрослый пытается подавить с помощью наказания. Влияние наказания на человеческое поведение чрезвычайно неоднозначно и зависит от ряда факторов. Например, было обнаружено, что наказание приводит к снижению агрессии у тех мальчиков, которые почти полностью идентифицируют себя со своими отцами. При отсутствии такой идентификации наказание, напротив, стойко ассоциируется с агрессией. Выявлена тесная связь между родительским воздействием и проявлениями детской враждебности. Наказание способствует проявлению агрессивных побуждений за пределами той ситуации, где оно имело место, а сдерживающий эффект наказания проявляется в границах узкого круга обстоятельств. В настоящее время,
подавляющее большинство Агрессивность и
жестокость в воспитании детей формирует
людей малообразованных, не умеющих
трудиться, создавать семью, быть хорошими
родителями, гражданами своей страны,
ведет к воспроизводству Глава 2. Жестокое обращение в семье и школе 2.1 Вербальные и невербальные отношения в семье и психологическая заброшенность Социальный портрет современной семьи в развитом обществе характеризуется достаточно устойчивыми тенденциями:2
В соответствии с динамикой разводов с 1989 по 1995 год в 1,14 раза возросла доля неполных семей с одним родителем с детьми до 18 лет. Социальная динамика
современной семьи В рамках этих кризисных явлений укорачивается период полноценной и оптимальной семейной социализации, ослабляется роль родительского авторитета, нарушаются ценности устойчивой полной семьи как социальной нормы. В целом это приводит к тому, что семья утрачивает свой социализирующий потенциал по выхаживанию и воспитанию детей. По мнению ведущих как отечественных, так и зарубежных специалистов, занимающихся ключевыми проблемами сохранения семьи, описанные социологические характеристики отражают новые формы вербального семейного поведения, которые включают в себя: сексуальную, контрацептивную и бракоразводную революции. В основе динамики семьи, как основного фактора жестокого обращения с детьми, необходимо выделить два взаимосвязанных типа воздействия на ребенка: семейные отношения (вербальные отношения) и семейное воспитание (невербальные отношения). Для здоровой семьи характерна:
Опору семьи создают взаимно солидарные и поддерживающие друг друга родители. Они же обеспечивают и чувство безопасности для детей. Для конфликтной (дисфункциональной) семьи типичны «запутанные отношения» – это семья:
В таких семьях
часто наблюдаются проблемы с
алкоголем. Постоянно, особенно у женщин,
встречаются психосоматические, т.е.
связанные с психогенными причинами
нарушения со стороны здоровья, поэтому
могут наблюдаться «
Во многом это
определяет и невербальную сторону
семейных отношений. В таких семьях
дети переживают тревогу перед Для распавшейся
семьи характерно соединение неприязненных
отношений с застывшими, уходящими
в прошлое конфликтами. Такая
ситуация утяжеляется в тех случаях,
если поведение ребенка, связанное
с употреблением алкоголя или
наркотиков, помогает сохранить замкнутый,
конфликтный круг отношений, т.к. за
этим может стоять неосознаваемое ребенком
желание восстановить распавшиеся
отношения. В подобных случаях дети
и подростки могут прибегать
к использованию наркотиков для
своеобразного «шантажа» и Для асоциальной семьи с наркологическими проблемами и противоправным поведением членов семьи характерны:
Дети, проживающие в такой семье, испытывают различные формы психологического давления:
Они вынуждены соизмерять свое поведение с «двойным стандартом правил» – аморальным как нормой поведения внутри своей семьи и моральными требованиями, правилами поведения вне семьи – в школе, в общении с другими. В такой ситуации дети стремятся перенести стиль внутрисемейных «образцов поведения» на свои взаимоотношения с окружающими, навязать его, если не встречают отпора. Большой интерес
для исследования агрессивности
ребенка как фактора
Формирующаяся под
воздействием тоталитарного сознания
взрослых двойная идентификация
ребенка (когда есть разделение «я для
себя» и «я для семьи») оказывается
мощной основой для внутреннего
отчуждения ребенка от семьи. И даже
при сохранении высокой эмоциональной
привязанности ребенка к Отсюда нередки
случаи психологического насилия в
современной семье, а сексуальное,
физическое насилие, жестокость по отношению
к ребенку представляют собой
крайнее выражение Можно добавить, что
«строгий стиль» воспитания, ориентированный
на воспитание детского послушания, приводит
к возникновению у ребенка
повышенной эмоциональности, делая
для него маловероятными размышления
о своих действиях или Все вышесказанное заставляет серьезно задуматься над следующими проблемами: способны ли современные родители адекватно проявлять свою любовь к ребенку, быть искренними в отношениях с ним. 2.2 Психологические последствия плохого обращения в неблагополучных семьях Главным вопросом
о психологических последствиях
плохого обращения, который встает
перед специалистом, обращающимся к
анализу вербальных и невербальных
семейных отношений, является вопрос о
характере семейного Настоящее время российское общество характеризуется таким положением, когда каждая отдельная семья остается одни на один с проблемами своих детей (уходы из дома и бродяжничество, алкоголизация и наркотизация, нарушения сексуальной ориентации и другие, грозящие риском проблемного развития нарушения поведения) и вынуждена действовать вслепую. При этом неблагополучные семьи демонстрируют образцы злоупотребления алкоголем и наркотиками; в дисфункциональных, конфликтных семьях, вследствие запутанности семейных отношений, доминирует стремление ограничиться эпизодическим вмешательством в проблемное поведение детей. В благополучных семьях, как правило, преобладает тревога за складывающуюся ситуацию. Однако обычно сочетается с конфронтацией по отношению к влиянию сверстников, друзей ребенка по классу и по двору, т.е. доминирует установка на изоляцию от детско-подростковой среды, что фактически невозможно и не предупреждает различных форм проблемного, рискованного поведения и саморазрушающих «экспериментов» с наркотиками или злоупотребления ими. Необходим учет следующих
форм неадекватного семейного Гиперпротекция (доминирующая или потворствующая) – этот стиль воспитания характеризуется или постоянным контролем над любыми проявлениями поведения ребенка с недоверием к "правильности" его самостоятельных поступков, или некритичным удовлетворением любых запросов ребенка. При употреблении подростком наркотиков в условиях такого воспитательного подхода с его стороны быстро формируются выраженные формы протестно-вызывающего поведения, облегченно закрепляется патологическая лживость. В родительской реакции при начале употребления наркотиков чаще со стороны матери могут возникать реакции со страхом потери ребенка, которые, как правило, усиливают готовность идти у него на поводу. Со стороны отца обычными являются полярные реакции, когда недоумение «почему это случилось с моим ребенком», сменяется попытками отвержения материнского стиля отношений, установления тотального контроля с угрозами наказания, что встречает протестное отношение и со стороны матери, и со стороны ребенка. В итоге фиксируются спутанные и непоследовательные отношения. При таком воспитательном отношении родители не могут установить рамок в поведении ребенка и в своих требованиях. Ребенок продолжает вести себя своевольно, сам определяет круг друзей, время возвращения домой, характер своего время провождения. Воспитание с возложением на ребенка повышенной моральной ответственности. При этом воспитательном подходе требования к ребенку (чаще девочке), как правило, велики и оправдываются необходимостью «строгого контроля». Высокие запросы к ребенку могут сочетаться с пониженным вниманием к его актуальным интересам и потребностям или не соотноситься с его возможностями, что обычно сопровождается риском психогенной травматизации. В складе личности стимулируются черты педантичности, строгого следования установленному порядку в сочетании с неуверенностью в себе и конформностью. Риск наркотизации обычно входит в структуру подростковой реакции эмансипации от родителей в сочетании с пассивным отношением к более активной позиции сверстников, которые раньше начали экспериментировать с наркотиками. Гипопротекция со стороны одного из родителей. При этом стиле вербальных отношений как в дисфукциональной (конфликтной), так и в распавшейся семье, один из родителей (чаще отец) не уделяет внимания ребенку, что сопровождается невниманием или пренебрежением его потребностями. В этих случаях ребенок также ведет себя своевольно, воспринимает семью как обузу. С началом наркотизации ребенка семейный кризис, как правило, усиливается, и одному из супругов, например, отцу, может приписываться вина и ответственность за наркотизацию ребенка. При этом наркотизирующийся подросток и активно вовлеченная в его проблемы мать легко образуют своеобразную "пару" против отца, который начинает считаться главной причиной наркотизации (уклонялся от воспитания, от обсуждения проблем, отвергал материнский стиль отношения и пр.). За этой позицией стоит неспособность родителей установить новые отношения с наркотизирующимся ребенком, неосознанное желание не нести ответственности за его вовлечение в употребление наркотиков. Неустойчивый стиль воспитания. Этот стиль характеризуется неожиданной для ребенка сменой отношений с переходами от строгости к потворству или от значительного внимания к эмоциональному отвержению. Родители могут признавать неустойчивость в своих воспитательных требованиях, но, как правило, недооценивают тяжесть и негативный характер последствий такого отношения. Неустойчивый стиль воспитания формирует у ребенка черты упрямства, постоянного намерения поступать наоборот. Эмоциональное отвержение, гипоопека и жестокое обращение. В основе такого отношения может лежать неосознаваемое отождествление ребенка с отрицательными моментами в жизни родителей. При эмоциональном отвержении на первый план выходит невнимание к ребенку, который воспринимается как помеха в жизни. При жестоком обращении эмоциональное отвержение сочетается с мало мотивированными и неоправданно суровыми наказаниями в виде лишения удовольствий, избиений и наказаний. Такой стиль воспитания ведет к задержанному психическому развитию, к формированию невротических расстройств и к усилению черт эмоционально-волевой неустойчивости или импульсивности. Неустойчивый характер воспитания и эмоциональное отвержение часто становятся причинами саморазрушающего поведения ребенка с употреблением наркотиков. Еще одной причиной начала наркотизации или срыва ремиссии может быть наличие скрытой или явной психотравмирующей ситуации, отсутствие у ребенка способов психологической защиты, позволяющих ему справляться с эмоциональным напряжением. На основе выше
сказанного можно заключить, что
понимание и учет семейных отношений
позволяют избежать прямолинейных
попыток разъяснительной 2.3 Школа и насилие в школе – критическое отношение Недостатки в
подготовке детей к самостоятельной
жизнедеятельности семья Школа является вторым по значимости после семьи социальным институтом участвующий в формировании личности ребенка. В школе, кроме того, что приобретаются знания, так же формируется самостоятельность и адекватность самооценки. В этом процессе кроме самого ребенка участвуют так же сверстники, учителя и родители. Все это формирует определенные и, не редко противоречивые, требования к поведению ребенка, которые вызывают у него внутренний конфликт и попытки его компромиссного разрешения вызывают определенное жестокое обращение с каждой стороны. Конфликтность, а так же жестокое обращение с биологической точки зрения является последствием органических психопатий, среди которых наиболее часто встречается возбудимый тип, более распространенный среди мальчиков. Его клинической основой является аффективная и двигательная возбудимость. Лубовский Д.В.Психологический тренинг для детей из трудных семей//Детский практический психолог.1995. [], ссылается на ранее проведенные В.В. Лебединским исследования, в которых тот приводит сравнительную характеристику проявлений эпилептоидной психопатии в детском и взрослом периодах жизни: при эпилептоидной психопатии у взрослых наряду с взрывчатостью, жестокостью наблюдается и склонность к угодничеству и слащавости. В то время как дети обращают на себя внимание легкостью возникновения аффективных вспышек со злобностью, агрессией, упрямством, негативизмом, без проявления лести. В ответ на малейшие замечания у этих детей возникают бурные реакции протеста, уходы из дома, школы, нередко связанные между собой. Тяжелые аффективные разряды часто заканчиваются астеническим состоянием с расслабленностью, вялостью, слезами. В детском коллективе
трудно сосуществовать с такими детьми
не только из-за силы и длительности
их аффективных вспышек, эмоциональной
вязкости, но из-за конфликтности, связанной
с постоянным стремлением к Нередко именно школа провоцирует проявление насилия со стороны родителей по отношению к ребенку. Учитель сообщает родителям о том, что их чадо прогуливает и получает двойки. Цель такого обращения понятна: родители должны принять меры. Можно заранее прогнозировать характер этих мер: минимум – моральное воздействие, максимум – физическое. Практика показывает,
что чаще всего принятые меры отражают
не столько степень реального
проступка ребенка, сколько степень
пережитого родителями стыда при
общении с учителем. В этом случае
наказание изначально не может быть
объективным и справедливым. Поэтому
нет никаких оснований ожидать
изменений к лучшему в Глава 3. Виктимность поведения ребенка Дети и подростки являются наиболее уязвимой, незащищенной часть нашего общества. Жестокое обращение с ними, пренебрежение их интересами не только наносит непоправимый вред их здоровью, и физическому, и психическому, но также имеет тяжелые социальные последствия. Результаты криминологических и психологических исследований показывают, что в силу особенностей возраста, личностной несформированности и незащищенности несовершеннолетние обладают повышенной виктимностью – субъективной "предрасположенностью" стать при определенных обстоятельствах жертвой преступлений. Виктимология как одно из важных направлений в криминологии изучает личность потерпевшего, его связи, взаимоотношения с преступником, особенности поведения жертвы в исследуемой ситуации Франк Л.В. Потерпевшие от преступления и проблемы советской виктимологии – СПб.: Медицина, 1997. [, с.97-101; , с.165-167], уделяя особое внимание роли жертвы в генезисе самого преступления. В исследованиях по половым преступлениям подчеркивается, что чем старше жертва полового преступления, тем больше удельный вес при определении ее беспомощного состояния приобретают свойственные ей индивидуально-психологические особенности и их связь с конкретной ситуацией Франк Л.В. -СПб., Медицина,1995. []. Теоретические и практические вопросы криминалистического учения о потерпевших, тактика допросов несовершеннолетних пострадавших разрабатываются главным образом в работах юристов. К сожалению, проведение этих исследований только в рамках юридической науки не способствует раскрытию психологических механизмов поведения жертвы. Центральная проблема виктимологии – это оценка "вклада" жертвы в юридически значимую ситуацию, ее роли в преступлении и во взаимоотношениях с преступником. Некоторые авторы проводят параллели между формами взаимодействия и поведением. Так, Ю.М. Антонян (1991) указывает, что под процессом взаимодействия живых существ с окружающей средой, который «опосредован их двигательной и внутренней психической активностью, подразумевается процесс поведения»3. О поведении стоит говорить, когда субъект приобрел способность воспринимать, хранить и преобразовывать информацию для самосохранения, приспособления к окружающим условиям и их преобразования. Поведение человека носит социальный характер и социально значимо. В поведении человека и в его отдельных действиях сложно переплетаются осознанное и бессознательное, рациональное и эмоциональное. Поэтому, при рассмотрении поведения потерпевшего на всех этапах юридически значимой ситуации принимаются во внимание не только вышеперечисленные аспекты, относящиеся к поведению, но и последующее его изменение в процессе взаимодействия. Таким образом, каких бы аспектов исследования насилия над детьми мы ни касались, будь то проблемы виктимологии, проблемы оказания помощи детям, перенесшим насилие, либо проблема предупреждения насилия над детьми и т.д., мы сталкиваемся с необходимостью изучения и раскрытия особенностей психосексуального развития детей и подростков для оказания им более квалифицированной помощи и объективной экспертной оценки. Различные формы физического и сексуального насилия, такие как инцест, физические наказания в детстве являются важным этиологическим фактором для формирования целого ряда личностных расстройств. Пограничные пациенты значительно чаще других становились свидетелями сцен семейного насилия, прослеживается положительная корреляция между физическим насилием и сексуальными атаками в дальнейшем. Анализ поведения жертвы требует соотнесения выявленных личностных характеристик со структурой объективной ситуации случившегося. Изучение ситуации по материалам уголовного дела, опросов жертвы и свидетелей дает важную информацию о поведении жертвы, способах ее защиты. И.С. Кон Введение в сексологию – М.: Речь,1997.[, с.267] указывает, что природа виктимности находится в прямой зависимости от связи между ребенком и взрослым. Дети зачастую не осознают, что с ними делают, их "добровольность" может быть фиктивной. Он также обращает внимание, что в области сексуальных злоупотреблений детьми бытует много ложных представлений. Среди них мнение о том, что:
Проблема виктимности кроется в особенностях пограничной личности, такие, как диффузная самоидентичность, слабость и недифференцированность границ "Я - Другой", зависимость и постоянный эмоциональный голод, опосредуя все отношения с окружающим миром, создают "генерализованную готовность к виктимности широкого спектра" Соколова Е. Т. Проективные методы исследования личности –М.: изд-воМГУ.1980[] и провоцируют повторение ситуаций насилия снова и снова. Исследование виктимности должно основывалось на предположении, что существует "группа риска" формирующая личностные расстройства и обладающая так называемой "пограничной личностной организацией" (ПЛО). Особенно ярко это проявляется у девушек в возрасте от 12-18 лет. Если рассматривать поведение данной выборки с точки зрения виктимного поведения, то в большинстве случаев в ходе исследования можно сексуального и физического насилия в детстве и отрочестве. Кроме перечисленного случаи родительского пренебрежения и депривации встречаются значимо чаще, чем в среднем в популяции. Среди таких детей сексуальное насилие в детстве пережили 31%, жестокие телесные наказания родителями перенесли 41% испытуемых, более 92% девушек росли в семейной ситуации, для которой характерно либо отсутствие матери (смерть матери, уход матери из семьи после развода), либо наличие матери, неспособной воспитывать детей (матери-алкоголички) и, таким образом, ее "эмоциональное отсутствие", либо появление фигуры отца или отчима, угрожающей как матери, так и дочери. Васильев В.Л., Мамайчук И.И. О некоторых вопросах судебно- психологической экспертизы несовершеннолетних // Вопросы психологии 1993.[]. С целью более
углубленного анализа особенностей
поведения в ситуации конфликта
мы исследовали способы Таким образом, проведенное исследование дает основания рассматривать личностную организацию виктимных детей (девушек) как пограничную, в основе которой лежит пережитое в детстве и отрочестве насилие, причем разные формы насилия имеют разное влияние на личностную организацию, обуславливая ее специфические особенности. Глава 4. Новые тенденции в вопросах насилия по отношению к детям 4.1 Связь юриспруденции, психологии и социологии в вопросах насилия по отношению к детям Выделение насилия в семье в самостоятельную социальную проблему – только первый шаг, направленный на ее разрешение. На этом пути много препятствий. Это и отсутствие четких определений, теоретической базы, научной основы и отсутствие полной информации о степени распространенности данного явления. Недостаток информации по проблеме насилия зачастую приводит к тому, что необходимость разрешения вопросов, связанных с насилием, вызывает сопротивление и желание передать весь груз коррекционной и профилактической работы сотрудникам правоохранительных органов. Такое отношение характерно не только для педагогов и школьной администрации (часто не осознающих глубину существующего насилия даже в их школе, не говоря уже об обществе) но и для школьных психологов. Психологи же кроме страха перед работой с проблемами, связанными с насилием, часто испытывают еще и профессиональный информационный голод. Сложность состоит и в отсутствии концептуального аппарата и критериев: что понимаем под насилием, кто такой человек, совершающий насилие, характеристика жертвы и т.д. Кроме того, у психолога нет четкого, осознанного представления своих возможностей в разрешении проблем, связанных с насилием. Тем не менее, сейчас уже начинает формироваться социальный запрос на подобную информацию, причем как от специалистов-практиков, так и от их потенциальных клиентов: подростков и взрослых. Еще нет разработанных
теоретических и
Историческое отношение
общества и государства к жестокости
в семье менялось. Раньше многие
виды насилия в быту были фактически
узаконены. Патриархальное устройство
государства, исповедуя формальный
принцип невмешательства в Когда же насилие
в семье стало социальной проблемой
и получило негативную оценку со стороны
общества? Осознание социально- В Советском Союзе
насилие в семье было "закрытым"
вопросом. Им занимались только криминологи
и другие специалисты при изучении
семейно-бытовых преступлений. Насилие
в семье не могло стать социально- В процессе перехода к рыночным условиям стал наблюдаться рост криминализации общества в целом. Данный процесс не обошел и семью, в которой стал складываться особый образ жизни, при котором насилие, алкоголизм, наркомания становятся нормой поведения, передающейся от одного поколения к другому. Публично о насилии в семье в России заговорили совсем недавно, с 1993 года, по инициативе женских общественных организаций. Широкая общественность узнала, что 40% всех тяжких насильственных преступлений совершается в семье. Дети, престарелые, женщины ежегодно составляют 38% всех убитых на почве нездоровых семейно-бытовых отношений. Шакина В.А., Шакин В.Б. Что мы понимаем под насилием в семье?[]. Обращают на себя внимание особенности восприятия жертв домашнего насилия массовым сознанием. Наибольшее сочувствие вызывают самые беспомощные – дети и престарелые. Женщину же часто считают виновной в возникновении конфликта и провокации насилия. Однако согласно исследованиям жертвы, оказывающие сопротивление, чаще одобряются обществом, нежели те, кто проявляет пассивность. Насилие, агрессия, жестокость. Криминально- психологическое исследование-М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. []. Хотя известно, что сопротивление может привести к наиболее тяжким последствиям. Физическое насилие – это «общественно опасное противоправное воздействие на организм другого человека, осуществленное против его воли» Антонян Ю.М., Горшкова И.В., Зулкарнеева Р.М. Проблемы внутрисемейной агрессии-М.: изд-во НИИ МВД,1999.[, с.119]. По характеру оно может выражаться в нанесении ударов, побоев, ранений и в ином воздействии на наружные покровы тела человека посредством физической силы, оружия и т.п., а также в воздействии на внутренние органы без повреждения наружных тканей (например, путем отравления). Согласно отечественной юридической доктрине психическое насилие выражено словосочетанием "угроза применения насилия". Под угрозой применения насилия понимается устрашение, запугивание применением физического насилия. Это средство воздействия на психику, направленное на то, чтобы заставить потерпевшего подчиниться преступным требованиям. Угроза чаще всего выражается в создании впечатления неизбежной расправы при помощи определенных словесных заявлений, жестов, демонстрации оружия и т.п. К сожалению, в
отечественной уголовно- В УК РФ нет специальных
статей, предусматривающих В прошлом были
редкие попытки объяснить бытовое
насилие, в том числе, и по отношению
к ребенку, через различные С точки зрения
социальной психологии такая позиция
в принципе неверна. Насилие со стороны
близкого, в котором ребенок всегда
пытается найти опору и поддержку,
наносит больший Полученные нами в ходе исследования результаты подтвердили, что эмоционально близкие контакты с родителями могут служить не только негативными, но и сдерживающим от совершения преступления фактором []. Так, если в детстве хорошие отношения со своими родителями имели только 37,8% из общего числа обследованных, то на момент совершения преступления такие отношения были только у 21,2% обследованных. Обратная динамика наблюдается у лиц, которые имели отрицательные отношения с родителями: если в детстве такие отношения имели 36,2% из общего числа обследованных, то к моменту совершения преступления подобные отношения сложились уже у 53,9%. Это подтверждается
и другими подобными
Выше говорилось, что с теоретической точки зрения насилия над детьми можно рассматривать как проявления страха: страха насилия и страха виктимизации. Страх является одной из важных доминант, определяющих психологическое состояние и поведение человека, а источники страха многочисленны и разнообразны. Различия многообразных проявлений страха в индивидуальном и групповом сознании во многом связаны с уровнем осознания реальной опасности, которую влечет за собой меняющаяся в обществе криминогенная ситуация. Вместе с тем, интенсивность проявлений страха зависит, конечно, и от общего контекста социальной ситуации, от общего уровня социальной защищенности граждан, в частности детей. Кроме того, нельзя не помнить о том, что у подростка есть еще один страх, – страх открыться взрослому (это касается и физического насилия, в частности, сексуального, и психического насилия дома и вне его). Итак, становится очевидным, что по проблемам, связанным с насилием, у школьного психолога есть три приоритетных направления в работе:
Как в отношении совершающего насилие, так и в отношении жертвы, изучение причинной цепочки ведет далеко за пределы конкретной ситуации, открывая возможность оценить сумму обстоятельств, повлиявших как на формирование "насильника", так и на формирование уязвимой личности с деформированным личностным профилем, ставшей жертвой. Дети представляют собой группу риска, а профилактика насилия по отношению к ребенку, в том числе и между детьми одновременно является и профилактикой правонарушений. Отдельно следует
рассмотреть особенности В этом случае сексуальное насилие сопровождается, например, побоями и угрозами, что означает также физическое и психологическое насилие. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[]. Конечно, объектом
воздействия социального 4.2 Анализ позиций насилия Понятие насилия распространяется на ребенка до 18-летнего возраста, которому преднамеренно причинен серьезный физический ущерб. Ребенок, подвергшийся плохому обращению, – ребенок до 18-летнего возраста, которому причинен ущерб вследствие недостаточного осуществления со стороны родителя или иного лица, его заменяющего, минимальной степени заботы. Социально-психологические теоретические исследования насилия выделяют ее как органическую часть агрессии и жестокости. Точнее понятия «жестокость» и «насилие» – «более узкие и входят в понятие агрессия» Руководство по предупреждению насилия над детьми//под ред. Асановой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997.[, с.48]. Агрессию можно определить как целенаправленное деструктивное поведение, противоречащее нормам и правилам сосуществования людей в обществе, наносящее вред объектам нападения (одушевленным и неодушевленным), причиняющее физический ущерб людям или вызывающее у них психологический дискомфорт. Ениколопов С.Н. Дети и психология агрессии//журнал «Школа здоровья»,1995. []. Жестокость – это свойство личности, заключающееся в безразличии к страданиям людей или же в стремлении к их причинению. Насилие – это нарушение чужого поведения. М.: ВНИИ Проблем исследования,1990. []. Определяют 4 типа позиции насилия и жестокого обращения с ребенком. Руководство по предупреждению насилия над детьми// под ред. Асановой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [, с.51]:
Насилие над детьми может быть двух типов явное и скрытое (косвенное). По времени насилие делится на происходящее в настоящем и случившееся в прошлом. По месту происшествия и окружения насилие бывает: дома – со стороны родственников, в школе – со стороны педагогов или детей, на улице – со стороны детей или со стороны незнакомых взрослых. Анализируя позиции психологического насилия можно выделить следующие их виды. Под ред. Анасовой Н.К. – М.: ВЛАДОС,1997. [, с.54]:
Ранее говорилось, что в связи с со скрытностью, латентностью явления насилия над детьми во время диагностики приходится иметь дело с большим количеством симптомов и поведенческих индикаторов. К ним относятся: жалобы ребенка на хронические паттерны поведения обидчика, такие, как унижение, оскорбление, издевательства и высмеивание. Меньшикова Е.с. Жестокое обращение с детьми и его возможные отдаленные последствия// Психологический журнал,1993. []. Такой ребенок имеет забитый вид, поведение замкнутое, отчужденное, тревожное, раздражительное, с низкой самооценкой и другими проявлениями насилия. Особенности психического
состояния и поведения ребенка,
позволяющие заподозрить
употребления алкоголя, наркотиков. Определенные позиции насилия имеет и сексуальное насилие над детьми. Выделение и фиксация специфических признаков данных, имеет место сексуального насилия над ребенком и приобретает большое значение для распознавания факта насилия с целью оказания своевременной помощи жертве. Выше говорилось, что существует много причин, по которым ребенок не может прямо сказать о случившемся насилии. В этом случае, подозрения, возникающие у матери или других лиц, подтверждаются рядом позиций признаков. Эти признаки подробно перечислены в специально разработанном пособии, предназначенном для медиков и психологов, работающих с указанной проблемой М.: ВНИИ Проблем исследования,1990.[]. В пособии приводится более 30 признаков – индикаторов. К ним относятся как:
Возраст 3-4 года:
Возраст 10-12 лет:
Возраст 12-18 лет:
Наличие у ребенка симптомов или поведенческих индикаторов, перечисленных в данном разделе, позволяет нам поставить один из двух диагнозов: плохое обращение с ребенком (педагогическая запущенность) или злоупотребление ребенком. Существует концепция
фрустрации – агрессии, которая
разрабатывалась многими частота и интенсивность случаев, в которых индивид был атакован, фрустрирован, раздражен;
По данным многочисленных
исследований, в большинстве случаев
насилие происходит с целью установления
власти и контроля над жертвой (ребенка),
а не с целью получения Конфликтная природа позиций фрустрирующих факторов отношения родителя к ребенку оказывает влияние на нормальный процесс усвоения норм и ожиданий общества в целом и ведет к ослаблению связей в семье и развитию нарушения привязанностей. В данном случае насилие над ребенком проявляется в отсутствии склонности к приспособлению к социальному давлению, умению вести себя адекватным и ненасильственным образом с людьми вне рамок семьи. Применение позиций насилия к такому ребенку формирует у него враждебное отношение к тем, кто слабее, недостаток способности видеть глазами других (эмпатии), тенденция к импульсивности в критических ситуациях. Заключение В заключение работы можно сказать, что жестокое обращение с детьми и пренебрежение их интересами могут иметь различные виды и формы, но их следствием всегда являются: серьезный ущерб для здоровья, развития и социализации ребенка, нередко – угроза его жизни или даже смерть. Жестокое обращение с детьми делиться на физическое и психологическое насилие. Под физическим насилием
понимается, не только нанесение ребенку
родителями или лицами, их заменяющими,
воспитателями или другими Следует отметить,
что абсолютно все авторы рассматривают
сексуальное насилие или С психологической точки зрения жестокое обращение с детьми – это эмоциональное насилие, под которым понимается постоянное или периодическое словесное оскорбление ребенка, угрозы со стороны родителей, опекунов, учителей, воспитателей, унижение его человеческого достоинства, обвинение его в том, в чем он не виноват, демонстрация нелюбви, неприязни к ребенку. К этому виду насилия относятся также постоянная ложь, обман ребенка (в результате чего он теряет доверие к взрослому), а также предъявляемые к ребенку требования, не соответствующие возрастным возможностям. Пренебрежение интересами и нуждами ребенка – отсутствие должного обеспечения основных нужд и потребностей ребенка в пище, одежде, жилье, воспитании, образовании, медицинской помощи со стороны родителей или лиц, их заменяющих, в силу объективных причин (бедность, психические болезни, неопытность) и без таковых. Типичным примером пренебрежительного отношения к детям является оставление их без присмотра, что приводит к несчастным случаям, отравлениям и другим опасным для жизни и здоровья ребенка последствиям. Семья занимает важное место в формировании личности ребенка, поэтому одним из проявлений жестокого обращения с детьми является отсутствие любви к ребенку в семье, в первую очередь это относится к матери. Так даже отсутствие у женщины любви к ребенку, когда он еще находится в материнской утробе, т.е. к ребенку от нежеланной беременности во многом отражается на формировании плода. Будучи эмоционально отвергнутыми еще до рождения, такие дети рождаются раньше срока в два раза чаще по сравнению к детьми от желанной беременности, они чаще имеют низкую массу тела, чаще болеют в первые месяцы жизни, хуже развиваются. Любой вид жестокого
обращения с детьми ведет к
самым разнообразным Дети, подвергшиеся жестокому обращению, часто отстают в росте, массе, или и в том и другом от своих сверстников. Они позже начинают ходить, говорить, реже смеются, они значительно хуже успевают в школе, чем их одногодки. У таких детей часто наблюдаются "дурные привычки": сосание пальцев, кусание ногтей, раскачивание, занятие онанизмом. Да и внешне дети, живущие в условиях пренебрежения их интересами, физическими и эмоциональными нуждами, выглядят по-другому, чем дети, живущие в нормальных условиях: у них припухлые, "заспанные" глаза, бледное лицо, всклокоченные волосы, неопрятность в одежде, другие признаки гигиенической запущенности - педикулез, сыпи, плохой запах от одежды и тела. Практически все
дети, пострадавшие от жестокого обращения
и пренебрежительного отношения, пережили
психическую травму, в результате
чего они развиваются дальше с
определенными личностными, эмоциональными
и поведенческими особенностями, отрицательно
влияющими на их дальнейшую жизнь. Список литературы
1 Ольшанский Д.В. [, с.66] ссылается на работу Rowan J. Psychological aspects of society. L.: Academic Press, 1978. Book 4. The structured crowd 2 Данные приведены по России, однако многие зарубежных авторы отмечают подобные тенденции и развитых капиталистических странах [, с.109] 3 ссылка приведена по более поздней монографии см. , с.149 4 Подробнее см. [] 5 Ениколопов С.Н. [] ссылается
на работы Л.Берковица, см.: сборник монографий:
Берковиц Л. Агрессия: причины, следствия
контроль – СПб.: 2001 Рецензия на дипломную работу студентки факультета психологии МГОПУ Поляковой Татьяны «Жестокое обращение с детьми» Елизаров Андрей Николаевич, кандидат психологических наук Данная работа претендует на звание аналитического обзора специальной литературы, посвященного проблемам жестокого обращения с детьми (см. стр. 3). Однако автор избегает того, чтобы с самого начала во введении четко определить, в чем заключаются эти проблемы. Это обусловило слабую структурированность, определенную степень расплывчатости, неконкретности работы. Применительно ко
второму абзацу введения (стр. 3) непонятно
каким образом кризис общества может
стимулировать интерес к Интерес к проблемам
подобного рода у части современных
образованных людей есть попытка
противостоять кризису Мы не согласны со структурой данной работы. Литературный обзор следовало бы начинать с анализа того, как трактуется феномен жестокого обращения с детьми (с кем бы то ни было) с точки зрения основных психологических и психотерапевтических теорий, подходов. Следовало бы четко определить, что именно следует понимать под жестоким обращением с детьми (с кем бы то ни было), какие формы жестокого обращения существуют. Далее необходимо было сосредоточиться на процессе генезиса этих форм, описать факторы жестокого обращения, рассмотреть место жестокого обращения с детьми в структуре личностного функционирования и функционирования того сообщества, где подобные формы обращения с детьми (вообще формы эмоциональной жизни) практикуются. Необходимо было описать и альтернативные формы функционирования, исключающие жестокое обращение с детьми (или с кем бы то ни было), наметить пути перехода от одних форм функционирования к другим. Не следовало
бы начинать обзор главой под названием
«Рост насилия в социально- В целом структура обзора оставляет желать много лучшего. Считаю возможным рекомендовать оценку хорошо. 22 мая 2002 года. |
Оценить/Добавить комментарий:
Имя: | |
Оценка: Неудовлетворительно Удовлетворительно Хорошо Отлично | |
Работы, похожие на Реферат: Жестокое
обращение с детьми
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
| |||||
|