Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:50, курсовая работа
Цель исследования - выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье.
Задачи исследования:
1. изучить проблему насилия в семье;
2. выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье;
3. разработать рекомендации для социальных педагогов по работе с детьми, подвергавшимися насилию в семье.
Введение..........................................................................................................3-4
Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье
1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие.....5-7
1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми.................................8-11
1.3 Работа социального работника с детьми, пережившими насилие
в семье............................................................................................................12-17
Глава 2. Профилактические меры жестокого обращения с детьми
2.1. Насилие в отношении детей..................................................................18-21
2.2. Профилактика жестокого обращения с детьми...................................22-23
2.3. Предупреждение жесткого обращения с детьми.................................24-25
Заключение...................................................................................................26-27
Список литературы.....................................................................................27-28
Приложение..................................................................................................29-31
Заключение
Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно ни происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.
Они часто оказываются не способны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.
Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.
Один социальный работник, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществить выполнение всего комплекса диагностических и реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этих мероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста.
Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.
Список используемой литературы
Приложение 1
В экспериментальном исследовании участвовали 10 учащихся «Петропавловской средней общеобразовательной школы» в возрасте 10 – 14 лет и 4 классных руководителя, которые производили наблюдения за этими учащимися.
Карта наблюдений Д. Стотта включает 190 фрагментов дезадаптированного поведения. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов:
По окончании проведенных наблюдений были выявлены следующие результаты.
№ |
Имя |
1 |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
9 |
10 |
11 |
12 |
13 |
14 |
15 |
16 |
1. |
Ирина М. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
||||||||||
2. |
Галя Д. |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
3. |
Катя У. |
+ |
+ |
+ | |||||||||||||
4. |
Рита Н. |
+ |
+ |
||||||||||||||
5. |
Оля Ж. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ | |||||||||||
6. |
Нурлан В. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
7. |
Валя С. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||
8. |
Рома К. |
+ |
+ |
+ |
+ |
+ |
|||||||||||
9. |
Саша Н. |
+ |
+ | ||||||||||||||
10. |
Самат И. |
+ |
+ |
+ |
В представленной таблице указаны нарушения по карте наблюдений Д. Стотта. Из полученных результатов можно увидеть, что у 40 % учащихся из наблюдаемой группы детей проявляется депрессия и враждебность по отношению к взрослым. У одного ребенка (10 % из 40 %) наблюдаются нарушения в области сексуального развития. В данном случае можно предположить, что один из десяти детей подвергался жестокому обращению со стороны взрослых.
Таким образом, полученные данные можно представить на рисунке.
Результаты представленные на диаграмме свидетельствуют о наличии различных нарушений у учащихся в наблюдаемой группе детей.