Жестокое обращение с детьми

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Марта 2014 в 12:50, курсовая работа

Описание работы

Цель исследования - выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье.
Задачи исследования:
1. изучить проблему насилия в семье;
2. выявить детей, подвергавшихся жестокому обращению в семье;
3. разработать рекомендации для социальных педагогов по работе с детьми, подвергавшимися насилию в семье.

Содержание работы

Введение..........................................................................................................3-4
Глава 1. Теоретические основы жестокого обращения с детьми в семье
1.1 Понятие насилия в семье. Категория детей, переживших насилие.....5-7
1.2 Причины и виды жестокого обращения с детьми.................................8-11
1.3 Работа социального работника с детьми, пережившими насилие
в семье............................................................................................................12-17
Глава 2. Профилактические меры жестокого обращения с детьми
2.1. Насилие в отношении детей..................................................................18-21
2.2. Профилактика жестокого обращения с детьми...................................22-23
2.3. Предупреждение жесткого обращения с детьми.................................24-25
Заключение...................................................................................................26-27
Список литературы.....................................................................................27-28
Приложение..................................................................................................29-31

Файлы: 1 файл

жестокое обращение и насилие.docx

— 69.38 Кб (Скачать файл)

 

Заключение

 

Дети, которые подвергаются жестокому обращению и насилию, в какой бы форме оно ни происходило, «выпадают» из нормального процесса социализации и лишены необходимых для нормального роста и развития ощущения безопасности, безусловного принятия, поддержки и помощи со стороны родителей.

Они часто оказываются не способны защитить себя и проявляют в отношениях с окружающими либо повышенную уступчивость и неуверенность, либо агрессивность. Это приводит к трудностям в отношениях с собой и окружающими, к нарушениям адаптации.

Негативный опыт жестокости в детстве часто воспроизводится в последующих поколениях, поэтому так важно выявление неправильного обращения с ребенком на ранних этапах и оказание помощи этим детям и их семьям.

Один социальный работник, вне зависимости от его квалификации в своей области, не может осуществить выполнение всего комплекса диагностических и реабилитационных мероприятий, необходимых для помощи детям, пострадавшим от насилия. Для осуществления этих мероприятий необходима междисциплинарная команда специалистов, придерживающаяся единого подхода в работе. Она может работать в организациях разного профиля и ведомственной принадлежности, но должна включать в себя представителей следующих специальностей: педиатра, психиатра, психологов, социальных работников, педагогов и юриста.

Первостепенными задачами такой команды специалистов являются обеспечение безопасности ребенка, поддержка или создание нормального для развития ребенка окружения, нормализация внутрисемейных отношений и предотвращение рецидивов жестокого обращения.

 

 

Список используемой литературы

 

  1. Алексеева И.А., Новосельский И.Г. Жестокое обращение с ребенком. Причины. Последствия. Помощь. – М.: Генезис, 2005. – 256 с.
  2. Асанова Н.К. Руководство по предупреждению насилия над детьми: Учебное издание для психологов, детских психиатров, психотерапевтов, студентов педагогических вузов. - М.: ВЛАДОС, 1997.
  3. Бандура Л., Уолтерс Р. Подростковая агрессия. - М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999.
  4. Берковиц Л. Агрессия: причины, последствия и контроль. - СПб.: Прайм-ЕВРОЗНАК, 2001.
  5. Боулби Дж. Привязанность. - М.: Гардарика, 2003.
  6. Брутман В.И., Родионова М.С. Формирование привязанности матери к ребенку в период беременности // Вопросы психол. - 1997. - № 7. - с. 38 - 47.
  7. Брутман В.И., Панкратова М.Г., Ениколопов С.Н. Некоторые результаты обследования женщин, отказывающихся от своих новорожденных детей // Вопросы психол. - 1994. - № 5. - с. 31-40.
  8. Бэрон Р., Ричардсон Д. Агрессия. - СПб.: Питер, 1997.
  9. Василькова Ю.В., Василькова Т.А. Социальная педагогика. – М., 1999.
  10. Григович И.Н. Синдром жестокого обращения с ребенком. Общие вопросы и физическое насилие: Учебное пособие для студентов и врачей, 2001.
  11. Детская и подростковая психотерапия / Под ред. Д. Лейна, Э. Миллера. - СПб., 2001.
  12. Дмитриева Т.Е. Профилактика дезадаптации детей-сирот с резидуальной церебрально-органической недостаточностью. - М.: ГНЦ социальной и судебной психиатрии им. В.П. Сербского, 1998.
  13. Догадина М.А., Пережогин Л.О. Сексуальное насилие над детьми. Выявление, профилактика, реабилитация потерпевших. - М.: Сам себе адвокат, 2002.
  14. Келли Г.Ф. Основы современной сексологии. - СПб.: Питер, 2000.
  15. Крайг Г. Психология развития. - СПб., 2000.
  16. Лангмейер И., Матейчик 3. Психическая депривация в детском возрасте. - Прага: Авиценум, 1984.
  17. Мид М. Культура и мир детства. - М.: Наука, 1988.
  18. Микиртумов Б.Е., Кошавцев А.Г., Гречаный С.В. Клиническая психиатрия детского возраста. - СПб., 2001.
  19. Насилие и его влияние на здоровье. Доклад о ситуации в мире / Под ред. Этьенна Г. Круга и др. - М.: Весь Мир, 2003.
  20. Осухова Н. Применение психодрамы в психотерапии с детьми, пережившими насилие. – М.: Чистые пруды, 2005. – 32 с.
  21. Психология подростка /Под ред. А.А. Реана. – СПб.: «прайм-ЕВРОЗНАК», 2003. – 480 с.
  22. Раттер М. Помощь трудным детям. - М.: Апрель-Пресс; ЭКСМО-Пресс, 1999.
  23. Реан А.А. Агрессия и агрессивность // Психол. журнал - 1996. - № 5. - Т. 17. 1996. - С. 3-18.

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Приложение 1

 

 

В экспериментальном исследовании участвовали 10 учащихся «Петропавловской средней общеобразовательной школы» в возрасте 10 – 14 лет и 4 классных руководителя, которые производили наблюдения за этими учащимися.

Карта наблюдений Д. Стотта включает 190 фрагментов дезадаптированного поведения. Эти фрагменты сгруппированы в 16 синдромов:

  1. НД – недоверие к новым людям, вещам, ситуациям;
  2. Д – депрессия;
  3. У – уход в себя;
  4. ТВ – тревожность по отношению к взрослым;
  5. ВВ – враждебность по отношению к взрослым;
  6. ТД – тревога по отношению к детям;
  7. А – недостаток социальной нормальности (асоциальность);
  8. ВД – враждебность к детям;
  9. Н – неугомонность;
  10. ЭН – эмоциональное напряжение;
  11. НС – невротические симптомы;
  12. С – неблагоприятные условия среды;
  13. СР – сексуальное развитие;
  14. УО – умственная отсталость;
  15. Б – болезни и органические нарушения;
  16. Ф – физические дефекты.

По окончании проведенных наблюдений были выявлены следующие результаты.

 

Таблица 1 - Результаты наблюдения по методики «Карта наблюдений

Д. Стотта»

Имя

1

2

3

4

5

6

7

8

9

10

11

12

13

14

15

16

1.

Ирина М.

+

 

+

   

+

+

       

+

   

+

 

2.

Галя Д.

 

+

   

+

                   

+

3.

Катя У.

+

                 

+

       

+

4.

Рита Н.

           

+

         

+

     

5.

Оля Ж.

 

+

+

+

+

                   

+

6.

Нурлан В.

         

+

 

+

 

+

 

+

 

+

   

7.

Валя С.

+

+

   

+

   

+

 

+

+

 

+

     

8.

Рома К.

 

+

   

+

     

+

   

+

   

+

 

9.

Саша Н.

     

+

                     

+

10.

Самат И.

         

+

     

+

     

+

   

 

В представленной таблице указаны нарушения по карте наблюдений Д. Стотта. Из полученных результатов можно увидеть, что у 40 % учащихся из наблюдаемой группы детей проявляется депрессия и враждебность по отношению к взрослым. У одного ребенка (10 % из 40 %) наблюдаются нарушения в области сексуального развития. В данном случае можно предположить, что один из десяти детей подвергался жестокому обращению со стороны взрослых.

Таким образом, полученные данные можно представить на рисунке.

Результаты представленные на диаграмме свидетельствуют о наличии различных нарушений у учащихся в наблюдаемой группе детей.

 

 

 

 

 


Информация о работе Жестокое обращение с детьми