Жизненные стратегии Современной молодежи

Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:32, реферат

Описание работы

Понимая все это, современная российская власть сделала упор на слово «модернизация», предполагающее не только внедрение новых технологий, но и появление творческих, активных людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить какие-то преобразования и разрабатывать инновационные технологии.
Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В этой связи представляется интересным рассмотрение социальных изменений, в значительной степени затрагивающих поколение молодых людей, перед которыми стоит проблема жизненного самоопределения.

Файлы: 1 файл

Документ Microsoft Office Word.docx

— 25.12 Кб (Скачать файл)

    

   Реферат

 

На тему ;  “Жизненные стратегии

                           Современной молодежи”

 

 

 

 

 

 

 

 

 

    Выполнила: Сарыглар  Арья 

                                   1 курс Бухгалтерского отделения - ТСХТ

 

 

    Введение

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

        

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 Молодежь как социальная группа

 

 

 

Молодежь - это социальная группа, «которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также разделяющие распространенные в этой социальной группе, выражающие и отражающие их символический и предметный мир».

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Понимая все это, современная  российская власть сделала упор на слово «модернизация», предполагающее не только внедрение новых технологий, но и появление творческих, активных людей, особенно молодых, без которых  невозможно проводить какие-то преобразования и разрабатывать инновационные  технологии.

Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов  обновления страны. В этой связи  представляется интересным рассмотрение социальных изменений, в значительной степени затрагивающих поколение  молодых людей, перед которыми стоит  проблема жизненного самоопределения.

Процесс социального расслоения и деления общества в зависимости  от материальной обеспеченности привел к тому, что на грани бедности оказались те категории населения, которые придерживались типичных жизненных  целей и ценностей, господствовавших ранее в обществе. В результате, типичные жизненные стратегии оказались  стратегиями, не способными привести к  достижению социального успеха, а  новые типы легальных массовых жизненных  стратегий, адекватных новым социально-экономическим  условиям, еще не сформировались.

Думается, что современная  жизненная стратегия молодого поколения  сегодня зачастую строится не на основании  духовно-нравственных принципов, а  лишь с учетом материальных ценностей  и индивидуальности.

Такая социальная ситуация вызвала к жизни новые направления  в области молодежных исследований: проблемы молодежных рынков труда, возможной  безработицы, проблемы социальной защиты молодежи и молодых семей.

 

Выявление ценностей российской молодежи в контексте жизненных  планов и стратегий приобретает  сегодня особую актуальность. Это связано как с повышенной динамикой нынешних социально-культурных процессов, так и с их содержанием. Выбор жизненных стратегий в непростых условиях трансформации общества, связанной с кардинальным изменением социальных представлений и стереотипов, является одной из основ самоопределения личности.

Представляется необходимым  выявить базовые подходы к  определению молодежи в новых  условиях, задаваемых российской действительностью, а также переменами в мире.

Двадцать первый век принес с собой обновление представлений  о молодости и молодежи. Как  отмечает В. А. Луков, наблюдения за развитием  теорий молодежи свидетельствуют об устойчивой связи генерирования  новых или обновления ранее разработанных  концепций с определенными явлениями  в молодежной среде и определенными  периодами, когда они видны на поверхности. В эти периоды социальная субъектность молодого поколения проявляется  наиболее полно и многосторонне.

Проблема же состоит в  том, что мир решительно меняется, идут процессы, которые не могут  быть в достаточной мере осмыслены  и тем более взяты под контроль старшим поколением. В этих условиях вопрос состоит не в том, чтобы  поделиться субъектностью с молодежью, но опереться на субъектность молодежи, чтобы вытянуть целое - все общество, его настоящее и будущее. Это  концептуальное переосмысление роли молодежи и молодежного движения в новых  социальных и культурных условиях.

Среди современных концепций  молодежи наиболее актуальными являются следующие: концепции гражданской  идентификации, социализационной нормы, социальной интеграции, управления конфликтами  в молодежной среде.

Концепция гражданской идентификации  в социологии молодежи представляется интересной не только в социологических  кругах, но также и в органах  власти, политических движений.

Интерес к молодежи как  социальной группе неслучаен и проявляется  со стороны не только научных исследователей, но и органов власти, политических движений. Хотя очевидна парадоксальность общего подхода к проблемам молодежи: в настоящее время молодежь как  единая социальная группа отсутствует. В наши дни молодежь как единое целое объединяют, возможно, только возрастные рамки. Все остальные  явления только усиливают современные  диспропорции: различные социально-экономические, имущественные возможности, несопоставимые стартовые условия, политические интересы, серьезные региональные различия - все это скорее приводит к классовому расслоению, затрудняя использование  обобщенных подходов к изучению молодежи как социальной группы.

 

Теоретические подходы к  определению понятий жизненные  планы и стратегии.

Жизненные стратегии включают в себя:

-социальные ориентации (направленность  на достижение желаемого социального  поведения);

-культурные ориентации (принятие  определенных культурных образцов);

-личные ориентации (индивидуально-личностные  жизненные ситуации).

по меньшей мере, в двух значениях:

в широком - как своеобразная система перспективного ориентирования личности в своем жизненном мире, включая в себя сознательные и  поведенческие характеристики, которые  необходимы и достаточны для формирования и реализации будущей жизни;

в узком значении - как  устойчивая совокупность перспективных  ориентаций относительно своей индивидуальной жизни, локализованных в сознании личности и трансформирующихся в систему  ее поведенческой готовности.

 

Жизненные планы и стратегии  современной молодежи

 

Особенности формирования жизненных  планов современной молодежи

 
В решении многих социальных проблем, накопившихся в нашем обществе в  современных условиях, немаловажное значение приобретает изучение роли и места молодежи в развитии общества, ее запросов, интересов, потребностей, социальных ожиданий, особенностей адаптации.

Динамика изменения жизненных  планов молодежи в условиях трансформации  общества

 
Выявление ценностей российской молодежи в контексте жизненных  планов приобретает сегодня особую актуальность. Эта актуальность связана  как с повышенной динамикой нынешних социально-культурных процессов, так  и с их содержанием. Выбор жизненных  планов и формирование на их основе жизненных стратегий в непростых  условиях трансформации общества является одной из основ самоопределения личности.

 

Заключение

 

Одним из важнейших факторов, обеспечивающих активность молодежи в  реализации проводимых реформ, становлении  экономически сильной, политически  стабильной России является социально-психологический  настрой, готовность действовать в  соответствии с определенными общественными  установками и ценностными ориентациями.

Ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем  проводимых преобразований, так и  его тормозом. Поэтому весьма значимой и актуальной предстает задача исследования ценностного содержания деятельности молодежи, ее жизненных ценностей  и стратегий.

 

 

Актуальность темы исследования определяется тем, что современная социокультурная ситуация в обществе характеризуется быстрым и противоречивым изменением мироустройства, трансформирующим основания бытия человека, что, в свою очередь, оказывает влияние на его жизненную стратегию.  
 
Развитие информационного общества и глобализация диктуют новые цели в жизни молодого человека. Стержневыми становятся творческие, креативные способности, способности аналитического, синтетического, системного и дискурсивного мышления, высокие адаптивные способности, высокая стрессоустойчивость, толерантное отношение.  
 
Современный мир — это мир формирования и развития многообразных жиз-

ненных стратегий человека. Молодежь занимает особое положение  в обществе,

поскольку от нее зависит  будущее России. Ее ценностные ориентации и мировоз-

зренческие установки, потребности  и интересы, цели и приоритеты целенаправлен-

но исследуются представителями  многих гуманитарных наук. В теоретическом  и 

эмпирическом плане проблема жизненных стратегий до настоящего времени оста-

ется недостаточно изученной. Недостаточно работ российских и  зарубежных уче-

ных, посвященных рассмотрению жизненных стратегий, исследованию типологии 

и структуры, механизмов и  процессов их формирования. Многие исследователи,

среди них философы, социологи, психологи, стремятся решить эти  проблемы и 

предложить универсальную  типологию жизненных стратегий [1]. При этом ис-

пользуются различные  подходы

 1) «движение к людям: любовь явля-

ется единственной целью  людей с такой ориентацией, а  все другие цели подчине-

ны желанию заслужить  эту любовь; 2) движение против людей: система ценностей 

людей с такой ориентацией  построена на философии «джунглей» — борьба за

существование является жизнью; 3) движение от людей: потребность в  независи-

мости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого  проявления борь-

бы.

Хотя образование, бизнес и социальный статус могут быть представлены и 

в качестве самостоятельных  жизненных стратегий молодежи.

Современная молодежь ориентируется  на уже устоявшиеся в обществе

ценности. Жизненные стратегии  молодых людей не претерпели кардинальных изменений в последнее десятилетие. Ими остаются: желание материального

благополучия; стремление молодых  людей добиться успеха в своей  профес-

сии; получить профессиональное образование и создать крепкую  и счастли-

вую семью. Эти жизненные  ориентации являются для молодежи наиболее

важными.

ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ

 

Неполнота социального статуса  и ограниченность опыта молодежи,

объективно связанные  с возрастом, обуславливают фрагментарность

жизненных стратегий молодежи. Они представляют собой не столько

целостное, сколько мозаичное  явление.

Субкультурный характер самоорганизации  молодежи, преобладание в

молодежной среде групповой  идентификации над индивидуально-

личностной обуславливает  генетическую связь индивидуальной жизненной

стратегии молодого человека с групповой. Высокая значимость сверстников

как референтной группы и  маркировка жизненного пространства в

соответствии с континуумом  «свой-чужой», в большей мере характерная  для

молодежи, является предпосылкой тезаурусной связи жизненных  стратегий с

субкультурой.

Ролевые функции молодежи в общественном воспроизводстве, ее

способность воспроизводить на основе преемственности различные

компоненты социальной структуры, институциональные и

неинституциональные образцы  взаимодействий и обновлять их на основе

инновационного потенциала предопределяют внутреннюю сложность

жизненных стратегий молодежи, наслоение традиционных и современных

образцов.

 

 

В условиях неопределенности (изменение социальной структуры,

трансформация российского  общества, социальные преобразования, смена

экономических ориентиров и  т.д.) процесс жизнеустройства и  формирования

жизненных стратегий молодежи приобретает сложный, многомерный

характер. Незавершенность  структурных преобразований, многообразие

ценностно-смысловых образцов, а также ускорение социальных процессов,

их спонтанный и нелинейный характер порождают множество противоречий

в развитии общества, создавая условия неопределенности. Переход  от

неопределенности к определенности, попытка стабилизации жизненных

ситуаций предусматривают  поиск новых ориентиров и выработку  новых

средств их достижения жизненных  стратегиях молодежи.

Однако важной является

способность самоугадывания себя в будущем или трансгрессивная

способность сознания

Здесь возникает пространство объективного и субъективного риска:

непредрешенность результата, непредсказуемость выигрыша и проигрыша,

сама необходимость действовать  в данных условиях. При этом на этапе

жизненного старта выбор  может и не быть окончательным  на всю

дальнейшую жизнь.

Сопровождаемый сильным  напряжением вследствие неопределенности и

риска, он способен изменять их направленность и внутреннее содержание. В

этом состоит диалектическая - реверсная - причинно-следственная связь

жизненных стратегий молодежи и ее профессионального выбора.

Принятие решения при  выборе

профессии откладывается  на неопределенный срок, он неодномоментен, а

чаще всего развернут  во времени.

Кроме отмеченных явлений  существенную роль в изменении

направленности профессионального  выбора играют ставшие

фундаментальными противоречия в развитии различных отраслей

производства, возможностями  самореализации молодежи в разных сферах и15

отраслях экономики, противоречия в мотивации труда, противоречия во

взаимодействии работодателей  и наемных работников и др. Как  следствие,

формируются новые формы  рационализации, которые находят  отражение в

жизненных стратегиях в условиях профессионального выбора молодежи. 

Информация о работе Жизненные стратегии Современной молодежи