Автор работы: Пользователь скрыл имя, 14 Мая 2013 в 12:32, реферат
Понимая все это, современная российская власть сделала упор на слово «модернизация», предполагающее не только внедрение новых технологий, но и появление творческих, активных людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить какие-то преобразования и разрабатывать инновационные технологии.
Молодежь постепенно становится стратегическим ресурсом процессов обновления страны. В этой связи представляется интересным рассмотрение социальных изменений, в значительной степени затрагивающих поколение молодых людей, перед которыми стоит проблема жизненного самоопределения.
Реферат
На тему ; “Жизненные стратегии
Современной молодежи”
Выполнила: Сарыглар Арья
Введение
Молодежь как социальная группа
Молодежь - это социальная группа, «которую составляют люди, осваивающие и присваивающие социальную субъектность, имеющие социальный статус молодых и являющиеся по самоидентификации молодыми, а также разделяющие распространенные в этой социальной группе, выражающие и отражающие их символический и предметный мир».
Понимая все это, современная российская власть сделала упор на слово «модернизация», предполагающее не только внедрение новых технологий, но и появление творческих, активных людей, особенно молодых, без которых невозможно проводить какие-то преобразования и разрабатывать инновационные технологии.
Молодежь постепенно становится
стратегическим ресурсом процессов
обновления страны. В этой связи
представляется интересным рассмотрение
социальных изменений, в значительной
степени затрагивающих
Процесс социального расслоения и деления общества в зависимости от материальной обеспеченности привел к тому, что на грани бедности оказались те категории населения, которые придерживались типичных жизненных целей и ценностей, господствовавших ранее в обществе. В результате, типичные жизненные стратегии оказались стратегиями, не способными привести к достижению социального успеха, а новые типы легальных массовых жизненных стратегий, адекватных новым социально-экономическим условиям, еще не сформировались.
Думается, что современная жизненная стратегия молодого поколения сегодня зачастую строится не на основании духовно-нравственных принципов, а лишь с учетом материальных ценностей и индивидуальности.
Такая социальная ситуация
вызвала к жизни новые
Выявление ценностей российской молодежи в контексте жизненных планов и стратегий приобретает сегодня особую актуальность. Это связано как с повышенной динамикой нынешних социально-культурных процессов, так и с их содержанием. Выбор жизненных стратегий в непростых условиях трансформации общества, связанной с кардинальным изменением социальных представлений и стереотипов, является одной из основ самоопределения личности.
Представляется необходимым выявить базовые подходы к определению молодежи в новых условиях, задаваемых российской действительностью, а также переменами в мире.
Двадцать первый век принес
с собой обновление представлений
о молодости и молодежи. Как
отмечает В. А. Луков, наблюдения за развитием
теорий молодежи свидетельствуют об
устойчивой связи генерирования
новых или обновления ранее разработанных
концепций с определенными
Проблема же состоит в том, что мир решительно меняется, идут процессы, которые не могут быть в достаточной мере осмыслены и тем более взяты под контроль старшим поколением. В этих условиях вопрос состоит не в том, чтобы поделиться субъектностью с молодежью, но опереться на субъектность молодежи, чтобы вытянуть целое - все общество, его настоящее и будущее. Это концептуальное переосмысление роли молодежи и молодежного движения в новых социальных и культурных условиях.
Среди современных концепций молодежи наиболее актуальными являются следующие: концепции гражданской идентификации, социализационной нормы, социальной интеграции, управления конфликтами в молодежной среде.
Концепция гражданской идентификации в социологии молодежи представляется интересной не только в социологических кругах, но также и в органах власти, политических движений.
Интерес к молодежи как
социальной группе неслучаен и проявляется
со стороны не только научных исследователей,
но и органов власти, политических
движений. Хотя очевидна парадоксальность
общего подхода к проблемам молодежи:
в настоящее время молодежь как
единая социальная группа отсутствует.
В наши дни молодежь как единое
целое объединяют, возможно, только
возрастные рамки. Все остальные
явления только усиливают современные
диспропорции: различные социально-
Теоретические подходы к определению понятий жизненные планы и стратегии.
Жизненные стратегии включают в себя:
-социальные ориентации (направленность
на достижение желаемого
-культурные ориентации (принятие
определенных культурных
-личные ориентации (индивидуально-личностные жизненные ситуации).
по меньшей мере, в двух значениях:
в широком - как своеобразная система перспективного ориентирования личности в своем жизненном мире, включая в себя сознательные и поведенческие характеристики, которые необходимы и достаточны для формирования и реализации будущей жизни;
в узком значении - как устойчивая совокупность перспективных ориентаций относительно своей индивидуальной жизни, локализованных в сознании личности и трансформирующихся в систему ее поведенческой готовности.
Жизненные планы и стратегии современной молодежи
Особенности формирования жизненных планов современной молодежи
В решении многих социальных проблем,
накопившихся в нашем обществе в
современных условиях, немаловажное
значение приобретает изучение роли
и места молодежи в развитии общества,
ее запросов, интересов, потребностей,
социальных ожиданий, особенностей адаптации.
Динамика изменения жизненных планов молодежи в условиях трансформации общества
Выявление ценностей российской
молодежи в контексте жизненных
планов приобретает сегодня особую
актуальность. Эта актуальность связана
как с повышенной динамикой нынешних
социально-культурных процессов, так
и с их содержанием. Выбор жизненных
планов и формирование на их основе
жизненных стратегий в
Заключение
Одним из важнейших факторов,
обеспечивающих активность молодежи в
реализации проводимых реформ, становлении
экономически сильной, политически
стабильной России является социально-психологический
настрой, готовность действовать в
соответствии с определенными общественными
установками и ценностными
Ценности и ценностное сознание могут быть как ускорителем проводимых преобразований, так и его тормозом. Поэтому весьма значимой и актуальной предстает задача исследования ценностного содержания деятельности молодежи, ее жизненных ценностей и стратегий.
Актуальность темы исследования
определяется тем, что современная социокультурная
ситуация в обществе характеризуется
быстрым и противоречивым изменением
мироустройства, трансформирующим основания
бытия человека, что, в свою очередь, оказывает
влияние на его жизненную стратегию.
Развитие информационного
общества и глобализация диктуют новые
цели в жизни молодого человека. Стержневыми
становятся творческие, креативные способности,
способности аналитического, синтетического,
системного и дискурсивного мышления,
высокие адаптивные способности, высокая
стрессоустойчивость, толерантное отношение.
Современный мир — это мир формирования
и развития многообразных жиз-
ненных стратегий человека. Молодежь занимает особое положение в обществе,
поскольку от нее зависит будущее России. Ее ценностные ориентации и мировоз-
зренческие установки, потребности и интересы, цели и приоритеты целенаправлен-
но исследуются
эмпирическом плане проблема жизненных стратегий до настоящего времени оста-
ется недостаточно изученной. Недостаточно работ российских и зарубежных уче-
ных, посвященных рассмотрению жизненных стратегий, исследованию типологии
и структуры, механизмов и процессов их формирования. Многие исследователи,
среди них философы, социологи, психологи, стремятся решить эти проблемы и
предложить универсальную типологию жизненных стратегий [1]. При этом ис-
пользуются различные подходы
1) «движение к людям: любовь явля-
ется единственной целью людей с такой ориентацией, а все другие цели подчине-
ны желанию заслужить эту любовь; 2) движение против людей: система ценностей
людей с такой ориентацией построена на философии «джунглей» — борьба за
существование является жизнью; 3) движение от людей: потребность в независи-
мости и неприкосновенности отвращает таких людей от всякого проявления борь-
бы.
Хотя образование, бизнес и социальный статус могут быть представлены и
в качестве самостоятельных жизненных стратегий молодежи.
Современная молодежь ориентируется на уже устоявшиеся в обществе
ценности. Жизненные стратегии молодых людей не претерпели кардинальных изменений в последнее десятилетие. Ими остаются: желание материального
благополучия; стремление молодых людей добиться успеха в своей профес-
сии; получить профессиональное образование и создать крепкую и счастли-
вую семью. Эти жизненные ориентации являются для молодежи наиболее
важными.
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РАБОТЫ
Неполнота социального статуса и ограниченность опыта молодежи,
объективно связанные с возрастом, обуславливают фрагментарность
жизненных стратегий молодежи. Они представляют собой не столько
целостное, сколько мозаичное явление.
Субкультурный характер самоорганизации молодежи, преобладание в
молодежной среде групповой
идентификации над
личностной обуславливает генетическую связь индивидуальной жизненной
стратегии молодого человека с групповой. Высокая значимость сверстников
как референтной группы и маркировка жизненного пространства в
соответствии с континуумом «свой-чужой», в большей мере характерная для
молодежи, является предпосылкой тезаурусной связи жизненных стратегий с
субкультурой.
Ролевые функции молодежи в общественном воспроизводстве, ее
способность воспроизводить на основе преемственности различные
компоненты социальной структуры, институциональные и
неинституциональные образцы взаимодействий и обновлять их на основе
инновационного потенциала предопределяют внутреннюю сложность
жизненных стратегий молодежи, наслоение традиционных и современных
образцов.
В условиях неопределенности (изменение социальной структуры,
трансформация российского общества, социальные преобразования, смена
экономических ориентиров и т.д.) процесс жизнеустройства и формирования
жизненных стратегий молодежи приобретает сложный, многомерный
характер. Незавершенность структурных преобразований, многообразие
ценностно-смысловых образцов, а также ускорение социальных процессов,
их спонтанный и нелинейный
характер порождают множество
в развитии общества, создавая условия неопределенности. Переход от
неопределенности к
ситуаций предусматривают поиск новых ориентиров и выработку новых
средств их достижения жизненных стратегиях молодежи.
Однако важной является
способность самоугадывания себя в будущем или трансгрессивная
способность сознания
Здесь возникает пространство объективного и субъективного риска:
непредрешенность результата, непредсказуемость выигрыша и проигрыша,
сама необходимость
жизненного старта выбор может и не быть окончательным на всю
дальнейшую жизнь.
Сопровождаемый сильным напряжением вследствие неопределенности и
риска, он способен изменять их направленность и внутреннее содержание. В
этом состоит диалектическая - реверсная - причинно-следственная связь
жизненных стратегий молодежи и ее профессионального выбора.
Принятие решения при выборе
профессии откладывается на неопределенный срок, он неодномоментен, а
чаще всего развернут во времени.
Кроме отмеченных явлений существенную роль в изменении
направленности
фундаментальными противоречия в развитии различных отраслей
производства, возможностями самореализации молодежи в разных сферах и15
отраслях экономики, противоречия в мотивации труда, противоречия во
взаимодействии работодателей и наемных работников и др. Как следствие,
формируются новые формы рационализации, которые находят отражение в
жизненных стратегиях в условиях профессионального выбора молодежи.
Информация о работе Жизненные стратегии Современной молодежи