Автор работы: Пользователь скрыл имя, 04 Ноября 2013 в 17:08, реферат
Одной из главных задач жизненного пути личности является соотнесение себя с формами социальной жизни, в которых предстоит жить и действовать, выявив свои возможности, особенности, и на этом основании определить свое место в постоянно изменяющихся социальных формах, структурах. Личностью, как мы видели, человек не рождается; личностью он становится. Это становление личности существенно отличается от развития организма, совершающегося в процессе простого органического созревания. Сущность человеческой личности находит свое завершающее выражение в том, что она не только развивается как всякий организм, но и имеет свою историю.
Введение
1.Жизненный путь личности
1.Концепция жизненного цикла человека по Ш.Бюлер
2.Методы исследования жизненного пути
3.Жизненная стратегия личности
2.Отличительные черты личности
1.Жизненные задачи
2.Уникальность жизненного пути человека
3.Осознанные и неосознаваемые особенности прошлого и настоящего времени жизни личности.
3.Проблемы жизненного пути личности
4.Заключение
5. Список литературы
Рассмотрим структуру личности. В нее обычно включаются способности, темперамент, характер, волевые качества, эмоции, мотивация, социальные установки.
Способности понимаются как индивидуально устойчивые свойства человека, определяющие его успехи в различных видах деятельности.
Темперамент включает качества, от которых зависят реакции человека на других людей и социальные обстоятельства.
Характер содержит качества, определяющие поступки человека в отношении других людей.
Волевые качества охватывают
несколько специальных
Эмоции и мотивация – это, соответственно, переживания и побуждения к деятельности.
Социальные установки – убеждения и отношения людей.
Три основные жизненные задачи, с которыми сталкивается каждый индивидуум,- работа, дружба и любовь. Они определены фундаментальными условиями человеческого существования. Эти три основные связи определены тем фактором, что мы живем в определенном месте вселенной и должны развиваться в тех пределах и возможностях, которые окружающее нам предоставляет, мы живем среди других существ нашего рода, к которым мы должны пытаться приспосабливаться, мы живем двуполо, и будущее нашей расы зависит от отношений этих полов.
Работа включает все те деятельности, которые полезны обществу, а не просто тем занятиям, которые обеспечивают нам доход. Работа создает удовлетворение и чувство собственной значимости в той степени, в какой она полезна другим. Важность нашей работы в конечном итоге основана на нашей зависимости от физической среды.
Дружба - выражение нашей причастности к человеческой расе и постоянной необходимости приспосабливаться к другим, взаимодействовать с другими существами нашего рода. Наши особенные дружбы обеспечивают существенные связи с обществом, поскольку ни один индивидуум не соотносится с обществом абстрактно. Дружеские, кооперативные усилия являются также необходимым элементом конструктивной работы.
Любовь можно понимать как гетеросексуальную любовь. Тесный союз ума и тела, величайшая кооперация между двумя людьми противоположного пола. Любовь основана на том факте, что каждое человеческое существо принадлежит к одному полу, а не к другому, и что интимные отношения между полами существенны для продолжения нашего рода. Тесные узы брака представляют собой величайшее испытание нашей способности сотрудничать с другим человеком, удачный брак создает наилучшие условия для воспитания способности к кооперации и общественного чувства в детях.
Эти три задачи - работа, дружба и любовь - всегда взаимосвязаны. Разрешение одной помогает в разрешении других, мы даже могли бы сказать, что все они - аспекты одной и той же ситуации, одной и той же проблемы -необходимости для людей поддерживать и развивать жизнь в той среде, в которой он находится.
То,
что относится к человечеству в целом,
не может не относиться в известном смысле
и к каждому человеку. Не только человечество,
но и каждый человек является в какой-то
мере участником и субъектом истории человечества
и в известном смысле сам имеет историю.
Всякий человек имеет свою историю, поскольку
развитие личности опосредовано результатом
ее деятельности, аналогично тому как
развитие человечества опосредуется продуктами
общественной практики, посредством которых
устанавливается историческая преемственность
поколений. Поэтому, чтобы понять путь
своего развития в его подлинной человеческой
сущности, человек должен его рассматривать
в определенном аспекте: чем я был? — что
я сделал? — чем я стал? Было бы неправильно
думать, что в своих делах, в продуктах
своей деятельности, своего труда личность
лишь выявляется, будучи до и помимо них
уже готовой и оставаясь после них тем
же, чем была. Человек, сделавший что-нибудь
значительное, становится в известном
смысле другим человеком. Конечно, правильно
и то, что, чтобы сделать что-нибудь значительное,
нужно иметь какие-то внутренние возможности
для этого. Однако эти возможности и потенции
человека глохнут и отмирают, если они
не реализуются; лишь по мере того как
личность предметно, объективно реализуется
в продуктах своего труда, она через них
растет и формируется. Между личностью
и продуктами ее труда, между тем, что она
есть, и тем, что она сделала, существует
своеобразная диалектика. Вовсе не обязательно,
чтобы человек исчерпал себя в том деле,
которое он сделал; напротив, люди, в отношении
которых мы чувствуем, что они исчерпали
себя тем, что они сделали, обычно теряют
для нас чисто личностный интерес. Тогда
же, когда мы видим, что, как бы много самого
себя человек ни вложил в то, что он сделал,
он не исчерпал себя тем, что он совершил,
мы чувствуем, что за делом стоит живой
человек, личность которого представляет
особый интерес. У таких людей бывает внутренне
более свободное отношение к своему делу,
к продуктам своей деятельности; не исчерпав
себя в них, они сохраняют внутренние силы
и возможности для новых достижений.
2.3. Осознанные и неосознаваемые особенности прошлого и настоящего времени жизни личности. (на практике)
Прошлое. Этот блок включает в себя следующие сведения:
а) этапы жизненного пути. Испытуемому предлагалось разделить свою жизнь на этапы и кратко охарактеризовать каждый этап;
б) наиважнейший временной период. Испытуемому предлагалось уточнить, какой период в его жизни был наиболее важным для становления его личности (детские, школьные, юношеские, зрелые годы);
в) важнейшие события жизни. Испытуемому предлагалось назвать наиболее важные события, перевернувшие его жизнь, в том числе, связанные с угрозой для жизни, потерей близких, психологическими травмами.
Настоящее. Этот блок включал сведения по одной теме:
а) временные ориентации. Испытуемому предлагалось оценить, на какое время жизни он ориентирован: прошлое, настоящее, будущее. Все эти вопросы обращены к сознательной части личности. От испытуемого требовалось предварительно осознать те или иные собственные особенности, и только после этого он мог их охарактеризовать. Оценка была, естественно, субъективной и максимально осознанной.
В исследовании приняло участие 50 человек, мужчин и женщин, в возрасте 25-35 лет. Этот возраст нами был выбран специально. С одной стороны, за плечами наших испытуемых уже был определенный жизненный опыт, часть жизненного пути ими уже была пройдена, при этом они уже имели возможность проявить себя как субъекты выбора (выбор специальности, выбор брачного партнера) и даже успели вкусить какие-то плоды этого выбора. С другой стороны, впереди было еще достаточно времени, чтобы строить планы относительно будущего и воплощать их.
Анализируя масштабность планирования личностью времени, его длительность, стратегичность, прогнозируемость, выделили два способа планирования времени: оптимальный (у испытуемых с долговременной регуляцией) и неоптимальный. Также было описано два временных стиля: пролонгированный и ситуативный. Исходя из этой важнейшей характеристики организации личностью своего времени, мы разделили испытуемых на две группы, резко различные по своему жизненному пути.
Первая группа — аспиранты — 25 человек. Предшествующий жизненный путь у них был достаточно насыщенным (поступление в ВУЗ, защита диплома, поступление в аспирантуру), от них требовалось проявить свои способности, работоспособность.
Вторая группа — лица без высшего образования. Общая психологическая характеристика представителей этой группы была весьма своеобразной. Все они пришли на краткосрочные курсы для приобретения «современной, высокооплачиваемой специальности» (менеджмент, бух. учет, массаж). В недалеком прошлом часть из них лишились работы или работа перестала устраивать их материально, другие были на содержании родителей или супругов, и это перестало удовлетворять их.
Налицо две резко отличающиеся временные стратегии. В первом случае (аспиранты) мы видим ориентацию на деятельность, требующую значительных временных затрат, возможные плоды которой отнесены в неопределенное, достаточно далекое будущее. Испытуемые строят и пытаются воплотить долгосрочные планы, по крайней мере в области выбора специальности и приобретения соответствующего образования. Подобные качества обычно свойственны людям с пролонгированным способом организации времени жизни. Во втором случае испытуемые ориентируются на небольшой промежуток времени, соотносимый с настоящим. В их прошлом отсутствуют реализованные долгосрочные планы, типа получения высшего образования. В настоящем же, решив сменить профессию, они также не склонны тратить на это много времени. Из множества ныне существующих вариантов приобретения новой специальности они предпочли 2-3-х недельные курсы. Таким образом, в реальной жизни эти испытуемые показали ситуативный способ организации времени.
3. Проблемы жизненного пути личности
Впервые понятие жизненного пути и идея субъекта жизни были предложены С.Л. Рубинштейном в середине 30-х годов.
В отличие от многих психологов
С.Л. Рубинштейн не только видел психологический
аспект проблемы жизненного пути, выделял
субъективную картину жизни, но подчеркивал
необходимость учета
В 60-х годах в СССР конкретными исследованиями жизненного пути занялся Б.Г.Ананьев. Ему принадлежит самое крупное лонгитюдное исследование личности и ее жизненного пути, на основе которого была определена возрастная периодизация и онтогенез развития личности: детство, юность, выбор профессии, зрелость, пик карьеры, старость. Заслугой Б.Г. Ананьева является осуществление детальной проработки проблемы жизненного пути человека.
Б.Г.Ананьев считал, что жизненный путь – это история формирования и развития личности в определенном обществе. Согласно его мнению, жизнь человека как история личности в конкретную историческую эпоху, и как история развития его деятельности в обществе складывается из многих систем общественных отношений в определенных обстоятельствах, из многих поступков и действий самого человека, превращающихся в новые обстоятельства жизни. Он разработал понятие индивидуальности как высшего уровня развития человеком своей личности, достижения им вершины жизни.
Исследования жизненного пути человека проведенные С.Л. Рубинштейном и Б.Г. Ананьевым положили начало разработке проблемы жизненных стратегий.
Сам термин "жизненная стратегия личности был введен К.А. Абульхановой - Славской, под которым она предполагает принцип опоры на собственные силы, преобразование условий, ситуаций жизни в соответствии с ценностями личности. Согласно ее мнению, индивидуальность – это не только неповторимость жизни, которая обычно подчеркивается понятием судьбы, как якобы независимой от человека, она еще состоит в способности организовать ее по собственному замыслу.
В настоящее время жизненные стратегии становятся предметом многих психологических исследований. Так психологи Е.П. Варламова и С.Ю. Степанов выделили несколько типов жизненных стратегий: пассивную типичность, активную типичность, пассивную индивидуальность и творческую уникальность. Они вывели данные типы способов организации жизни из сочетания критериев индивидуального своеобразия и творческой активности личности.
Созонтов А.Е., проведя исследование основных жизненных стратегий студентов выявил две основные тенденции в конструировании молодыми людьми собственной жизни -ориентацию или на бытие, или на обладание.
Кроме того, была создана экспериментальная методика и на ее основе проведено исследование жизненных стратегий в юношеском возрасти М.О. Мдивани и П.Б. Кодесс. Ими было обнаружено, что в каждый определенный период времени можно выделить две характеристики жизненной стратегии: содержание и степень осознанности.
4.Заключение
В заключение хочется сказать, что жизненный путь личности подлежит периодизации не только возрастной (детство, юность, зрелость, старость), но и личностной, которая, начиная с юности, уже перестает совпадать с возрастной. Один человек проходит один социальный этап в более раннем, другой - в более позднем возрасте; юноша оказывается по-стариковски мудрым, а старик - по-юношески незрелым. Личность выступает как движущая сила жизненной динамики, интенсивности, содержательности своей жизни.
5. Список использованной литературы
1. Абульханова - Славская К.
А. Стратегии жизни. М.
2. Ковалев В.И. Особенности личностной
организации времени жизни
3. Мдивани М.О, Кодесс П.Б. (2006) Методика исследования жизненной стратегии личности
http://referatwork.ru/refs/
http://www.terpsy.ru
http://pcih.ru/soz/46-podhodi.